Библиотека управления

Система информационного обеспечения внутреннего контроля в коммерческом банке

Щербаков В. В.

Любые автоматизированные системы, в том числе АБС, включают в себя следующие элементы: (1) аппаратные средства, (2) телекоммуникации, (3) программное обеспечение и (4) информационное обеспечение.

Технические аспекты автоматизации банковской деятельности, вопросы системного программного обеспечения, архитектуры должны постоянно находиться в центре внимания специалистов, занимающихся разработкой и эксплуатацией АБС. Сегодня недооценка этих вопросов может привести к серьезным потерям для банка.

Современные технологические решения предоставляют прекрасные возможности по освоению принципиально новых областей бизнеса. Так, например, банк Security First Network Bank стал полностью электронным банком, ведущим обслуживание своих клиентов через сеть Интернет (адрес банка в сети Интернет: http://www.sfnb.com).

На развитие банковских информационных технологий огромное влияние оказывает не только развитие телекоммуникаций, но и все более широкое применение архитектуры “клиент-сервер”. В качестве “серверов” используются достаточно мощные компьютеры, работающие, как правило, под управлением OC UNIX или Windows NT, при этом “серверы” обычно поддерживают центральные базы данных, а “клиенты” - прикладные программы. Данная структура позволяет существенно повышать эффективность совместного использования ЭВМ, поэтому все больше российских банков переходит на использование разработок в данной архитектуре на основе профессиональных СУБД, таких как Oracle, Btrieve, DB_Vista, Informix и др. Вместе с тем, указанный процесс идет в России медленнее, чем это необходимо исходя из объективных потребностей российской экономики, что в определенной мере объясняется длительным нахождением ее в кризисном положении, отсутствием необходимых финансовых средств для внедрения перспективных разработок. Однако следует иметь в виду, что именно за счет ухода многих бывших лидеров с банковского рынка у оставшихся кредитных организаций появились шансы при разумной стратегии поведения и использовании высокотехнологичных решений привлечь значительное количество новой клиентуры и таким образом укрепить свои позиции.

Техническое обеспечение АБС во многом определяет возможности программного обеспечения, которое становится все более сложным и многофункциональным, а потому требует высоко профессиональных подходов к его разработке. Если на первом этапе развития АБС решались, в первую очередь, задачи учетного и информационно-обеспечивающего характера, то на нынешнем этапе уже необходим комплексный подход к автоматизации. Именно такой подход позволит увязать все информационные потоки в единую технологическую цепочку, обеспечить информацией все участки банковской деятельности, в том числе ведение учета и составление отчетности, осуществление платежей, комплексное планирование, логистика и управление структурами, управление рисками, бюджетирование, осуществление контроля, анализ финансового положения банка и т. п.

Под информационным обеспечением АБС понимается представление и хранение в системе всей информации, необходимой и достаточной для эффективной работы ее пользователей. Информационное обеспечение должно не только содержать требуемую для деятельности подразделений банка информацию, но также быть представлено в максимально удобном виде. Автоматизированная банковская система должна включать в себя следующие основные блоки информации: нормативно-правовые документы, данные о состоянии финансовых рынков, клиентах банка, методическое обеспечение, справочно-банковскую информацию, сведения учетно-управленческого характера (о плановых показателях, результатах их выполнения и т. п.), данные о кадровом составе и т. п.

Повышение качества автоматизированных информационных систем невозможно обеспечить без использования научно обоснованных подходов, учитывающих передовые разработки в области информационных технологий и банковского дела. В выработке этих подходов важное значение имеет определение требований к АБС с позиции внутреннего контроля в коммерческих банках.

Автоматизированная банковская система должна строиться на основе модульности, предполагающей, что структура АБС состоит из программного ядра и нескольких независимых функциональных модулей, число которых может постепенно увеличиваться, за счет чего можно наращивать ее возможности. Программное ядро определяется как минимальный состав подсистем, при котором система сохраняет свою работоспособность. В ядро АБС, как правило, включаются подсистема бухгалтерского учета и отчетности, информационной безопасности, администрирования и т. п.

Интегрированность системы - другое важное требование, заключающееся в способности всех компонентов комплекса работать на единой базе данных таким образом, чтобы информация любой отдельно взятой подсистемы была доступна в режиме реального времени всем другим подсистемам. Интегрированную систему автоматизации многофилиального банка должно отличать, прежде всего, специфическое архитектурное построение, которое обусловливает особые требования к программно-аппаратной платформе и средствам коммуникации.

Расширение банковского бизнеса по предоставлению розничных услуг клиентам требует организации оперативной и удобной системы их обслуживания в любом филиале или отделении банка, возможности проведения самообслуживания клиентов из дома, офиса или мультимедийного киоска самообслуживания. Основными проблемами при этом являются недостаточная оперативность обслуживания клиентов в удаленных филиалах и отделениях, слабая поддержка различных каналов связи и периферийных устройств, высокая стоимость эксплуатации системы из-за отсутствия интегрированных решений, охватывающих всю систему функциональности в данной предметной области.

Выполнение требования интегрированности позволяет обеспечивать расширяемость системы, под которой понимается возможность естественным образом обеспечивать производство новых банковских продуктов без увеличения общих издержек на эксплуатацию, а также доступность - или возможность получать все банковские продукты в любом территориально обособленном подразделении банка, в результате чего увеличение числа обслуживаемых клиентов, как правило, не приводит к увеличению общих издержек на эксплуатацию АБС.

Интегрированное решение АБС дает банкам существенные преимущества, прежде всего, за счет использования единой программно-аппаратной платформы, общей базы данных нормативно-справочной информации, единых механизмов администрирования и настройки системы, единых средств подготовки отчетности, существующей возможности быстрой разработки банковских приложений в единой интегрированной среде. Интегрированный подход позволяет банкам не только расширять спектр совершаемых ими операций и предоставляемых услуг, но, что особенно важно, существенно повышать их качество.

Комплексность системы предполагает, что все направления многофункциональной деятельности коммерческого банка подлежат автоматизации. При этом комплексная АБС должна представлять связанный набор продуктов, каждый из которых разработан с использованием единых инструментальных средств и функционирует на единой программно-аппаратной платформе, обеспечивая за счет этого полную интеграцию продуктов при их совместном использовании.

Гибкость системы должна позволять легко менять (или перенастраивать) ее структуру для решения новых бизнес-задач, для адаптации к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды. Выполнение этого требования позволяет, в частности, через средства настройки оперативно модифицировать описания и правила выполнения конкретных банковских операций, создавать новые формы отчетности, вводить в систему новые алгоритмы и т. п. Можно отметить, что гибкость является важнейшей чертой модульных АБС.

Открытость АБС позволяет использовать ее для совместной работы с другими автоматизированными системами. Указанному требованию удовлетворяют современные открытые СУБД, поддерживающие сетевое взаимодействие в архитектуре “клиент-сервер”. Так, например, использование СУБД Oracle позволяет реализовывать в рамках АБС такие важные свойства, как переносимость АБС практически на все ЭВМ, возможность функционирования во всех коммуникационных сетях, высокую степень надежности хранения и обработки данных, высокую скорость обработки транзакций в многопользовательском режиме, высокую эффективность при работе на мультипроцессорных ЭВМ.

Масштабируемость системы дает возможность легко переходить от АБС, используемой небольшой рабочей группой, к распределенной системе практически неограниченного размера и сложности. Информационную основу такой системы должна составлять единая централизованная база данных, позволяющая, в частности, в широких пределах наращивать филиальную сеть банка или сеть других его подразделений.

Возможность работы в режимах “on-line” и “off-line”. Обработка всех операций в режиме реального времени получила за рубежом название OLTP (On-Line Transaction Processing - непосредственная обработка транзакций), при которой всей информацией банковской системы управляет единый сервер базы данных (БД), при этом все рабочие места обращаются в режиме реального времени к централизованному хранилищу информации. Таким образом, все пользователи системы работают на терминалах, связанных с центральной БД, куда однократно вводится вся поступающая в систему информация.

В режиме “off-line”, в отличие от OLTP, рабочие места в удаленных подразделениях банка имеют доступ лишь к локальным базам данных, расположенных, как правило, в самом филиале. По определенным правилам эти данные с некоторой временной задержкой передаются в Головную контору или региональный филиал для последующей их обработки и консолидации.

Безусловно, режим OLTP имеет массу преимуществ, поскольку все вводимые в систему данные сразу становятся доступными всем подсистемам, соответственно, сотрудникам банка. Это позволяет обеспечивать более оперативный уровень обслуживания клиентов. Однако режим OLTP требует и более высоких затрат на его реализацию в связи с необходимостью использования более сложного программного обеспечения, а также более качественных линий связи.

Учитывая специфику России (слабость банковской системы, отсутствие развитой инфраструктуры связи), АБС, обслуживающие многофилиальные банки, должны иметь возможность организовывать работу как в режиме “on-line”, так и в режиме “off-line”, поскольку даже в рамках одного банка для каких-то его территориально обособленных подразделений оптимальным будет один режим, а для других - другой.

Развитые возможности импорта-экспорта данных необходимы современным АБС для осуществления обмена данными с внешними приложениями (системами). В качестве таких данных могут выступать: текстовые файлы различных форматов, базы данных (Oracle, Sybase, Btrieve, Paradox, Dbase и др.), форматы электронных таблиц (Excel, DBF и др.), графические форматы(bmp, pcx, jpg, cdr и др.), формат данных сети Интернет (HTML). Механизм импорта-экспорта данных должен включать в себя ряд обеспечивающих функций, таких как осуществление автоматического контроля, диагностики, протоколирования ошибок при импорте-экспорте и т. п.

Единое информационное пространство. Эффективное управление коммерческим банком возможно лишь при наличии оперативной информации о деятельности всех его подразделений. В этой связи организация оперативного доступа к информации является сложной, а подчас непосильной задачей, если подразделения замкнуты в собственной информационной среде, работают с отдельными, несвязанными программными продуктами. Для решения данной задачи необходимо, чтобы все подразделения банка функционировали в едином информационном пространстве, что позволяет служащим банка (менеджерам, плановикам, аналитикам, контролерам и др.) получать прозрачный доступ ко всей ключевой информации, необходимой им для реализации возложенных на них функций.

Обеспечение консолидации данных является не только требованием к АБС, но и серьезной, многоплановой задачей. Для консолидации данных их необходимо, прежде всего, собрать с различных внешних и внутренних источников, включая отделения, филиалы, представительства банка, затем интегрировать разрозненную и разнородную информацию в единую базу данных таким образом, чтобы ее можно было использовать для оперативного получения ответов на многочисленные вопросы аналитиков и менеджеров.

В настоящее время указанная задача применительно к АБС многофилиального банка имеет несколько решений, из которых наибольшее развитие получила схема организации АБС с применением технологии “Хранилище данных” (Data Warehouse).

Суть подхода заключается в следующем (см. рис. 2.5.). Существующие средства автоматизации многофилиального банка практически остаются без изменений, при этом устанавливается лишь дополнительный сервер для создания Хранилища данных, и налаживаются процедуры передачи в него информации из имеющихся в банке OLTP-систем. Хранилище данных должно консолидировать информацию, касающуюся не только ведения бухгалтерского учета, но и всю другую информацию, необходимую для выполнения задач бюджетного планирования, маркетинга, контроллинга, управления филиалами, подготовки консолидированной отчетности, анализа, моделирования состояния банка, клиентской базы, управления кадрами и др.

Важно подчеркнуть, что Хранилище данных аккумулирует не отчеты, а первичные данные, позволяющие служащим банка получать быстрый и удобный доступ к самой разнообразной информации о деятельности кредитного учреждения. Хранилище данных представляют собой корпоративные БД, реализуемые на основе реляционных и многомерных баз данных, в которых находится вся необходимая для управления банком информация. Состав данных и взаимосвязи между ними фиксируются в логической структуре хранилища, использующей технологию многомерных баз данных. Иллюстрацией концепции многомерной базы данных является многомерный куб, разбитый на ячейки. Разработка структуры хранилища должна осуществляться специалистами предметной области.

Для анализа информации, содержащейся в Хранилище данных, широкое распространение получили OLAP-системы (On-Line Analitical Processing). OLAP-система представляет собой инструментальное средство для создания приложений, поддерживающих принятие управленческих решений, позволяющих в ходе анализа различным образом группировать данные, обобщать их или углубляться в детали.

Основными характеристиками этих систем являются поддержка многомерного представления данных на концептуальном уровне; прозрачность для пользователя структуры, способов хранения и обработки данных; поддержка архитектуры “клиент-сервер”; независимость производительности от количества измерений; равноправие всех измерений; динамическая обработка разреженных матриц.

Средства OLAP не создают новых данных, а лишь особым образом представляют информацию для пользователей. Поскольку OLAP-инструменты универсальны, то они не могут быть использованы в банковской деятельности непосредственно: конечным продуктом всегда будет приложение, ориентированное на узкую прикладную задачу. В этой связи сдерживающим фактором эффективного использования этих систем является слабое научно-методическое обеспечение финансового анализа в коммерческом банке.

В настоящее время встроенные в прикладные финансовые приложения OLAP-систем аналитические инструменты, разработанные, в частности, российской компанией “R-Style Software Lab.”, позволяют решать такие задачи, как: анализ структуры балансов; определение доли филиалов банка в показателе или балансовом счете; оценка динамики движения средств по счетам, трендов и распределение клиентов по заданным параметрам; формирование различных оперативных отчетов; получение общей финансовой отчетности и ее анализ; получение сводной отчетности (финансовой и управленческой); ведение оперативного анализа на основе текущей информации и др.

Важнейшим требованием к автоматизированным системам, особенно в области банковского бизнеса, является защита информации, которая должна обеспечивать не только защиту информации от несанкционированного доступа (как от изменений, так и от просмотра), но также целостность и взаимосогласованность данных в любой момент времени. Задача информационной безопасности должна решаться на верхнем уровне АБС через строгую структурированность системы доступа к информации (использование паролей, других методов идентификации пользователей); полное восстановления всей истории происходящих в системе событий, с определением лиц, их совершавших (комплексный мониторинг действий пользователей); использования зафиксированной информации, для изменения которой требуются специальные полномочия.

Технология обеспечения безопасности, реализуемая в АБС, должна обеспечивать защиту от несанкционированного доступа к данным, как из программных продуктов самой системы, так и из других, внешних по отношению к ней, приложений. В этой связи важно отметить высокую степень надежности и безопасности, которую обеспечивают разработки в архитектуре “клиент-сервер” при использовании современных СУБД (как например, Oracle, SQL-сервер, Btrieve, DB_Vista).

Наконец, степень защиты информации в немалой степени зависит от наличия в системе полного набора средств администрирования, а также полноты и качества системной документации.

В числе важных требований к автоматизированным банковским системам необходимо отметить наличие развитой системы документооборота, которая позволяет требуемым образом настраивать документооборот, описывая схемы делопроизводства - от маршрутизации документооборота на уровне отдельных операций или групп операций до правил генерации проводок и составления разнообразной отчетности.

Современные информационные технологии способствуют развитию “безбумажной” технологии обработки информации. Важно отметить, что количество типов электронных документов, получивших тот же юридический статус, что и их бумажные аналоги, постепенно растет. Это дает возможность постепенно реализовывать концепцию полного электронного документооборота.

Основными преимуществами безбумажной технологии являются: практически мгновенная пересылка данных, уникальность хранения, улучшенная защищенность, резкое снижение трудоемкости обработки документов.

Автоматизированные банковские системы должны поддерживать режим мультивалютности, а также работу с альтернативными планами счетов, что позволяет вести параллельный учет в нескольких учетных системах, использующих как отечественные, так и международные стандарты бухгалтерского учета.

Закладываемые в АБС технологии должны полностью соответствовать требованиям регулирующих органов (Банка России, Министерства Финансов РФ, ФКЦБ, НАУФОР, ПАРТАД и др.), позволять вести учет деятельности не только головного офиса банка, но и его филиалов, дочерних структур, составлять консолидированную отчетность.

АБС должны иметь развитые встроенные средства получения самых разнообразных видов отчетов, как бухгалтерского финансового (официального), так и управленческого (внутреннего) характера. Несмотря на то, что автоматизированные системы содержат большое количество встроенных отчетов, необходимо иметь возможность оперативно создавать новые отчеты или редактировать старые. Программные продукты, реализующие эти функции, часто называют генераторами отчетов. Генераторы отчетов позволяют получать отчетные формы путем интерпретации шаблонов отчетов, доступных для модификации администратору системы. Так, например, для решения указанной проблемы в АБС фирмы Эскейп/М присутствует генератор отчетов, который поддерживает язык запросов SQL, являющийся международным стандартом в области обработки данных. Использование этого языка, а также специального инструментария и дружелюбного интерфейса позволяет минимизировать трудоемкость составления новых и модификацию существующих форм отчетов.

Рис. 2.5. Структура и связи АБС, использующей технологию
“Хранилище данных” и архитектуру “клиент-сервер”

Генератор отчетов позволяет конструировать как отдельные таблицы данных, так и более сложные структуры данных - книги отчетов, в которых частные таблицы расположены в определенной последовательности вместе с текстовым и иллюстративным графическим материалами. Необходимо отметить, что наличие мощного развитого инструментария оперативного получения разнообразных видов отчетности является важнейшим условием для создания на их базе всевозможных аналитических приложений.

Помимо общих требований, предъявляемых внутренним контролем к автоматизированным банковским системам, необходимо, чтобы АБС удовлетворяла и ряду специальных, с точки зрения внутреннего контроля, требований, а именно:

(1) обеспечивала автоматическое отслеживание соблюдения действующего законодательства, требований регулирующих органов, а также внутренних нормативных документов банка;

(2) предусматривала специальные средства и программы контроля (как, например, контроль ввода информации, отслеживание разделения полномочий и т. п.);

(3) для реализации функций внутреннего контроля должна разрабатываться специальная подсистема внутреннего контроля, являющаяся составной частью управленческой информационной системы.

Автоматизированные банковские системы, разработанные с учетом перечисленных общих и специальных требований к ним, позволят существенно повысить эффективность выполнения контрольных функций в банках. Однако необходимо также отметить, что сегодня даже имеющиеся возможности АБС служащими банков для целей внутреннего контроля практически не используются.

Из вышесказанного необходимо сделать вывод о том, что в настоящее время кредитные учреждения располагают значительными возможностями для совершенствования своей информационной базы. Вместе с тем, эти возможности ими в полной мере не используются, что в числе прочих причин сдерживает создание надежной, четко функционирующей банковской системы, способной стать прочным фундаментом для развития рыночной экономики России.

Литература

  1. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник / Под ред. проф. Г.А. Титоренко. - М.: Компьютер, ЮНИТИ, 1998.
  2. Базовые принципы эффективности банковского надзора. (Консультативное письмо Базельского комитета по банковскому регулированию) / Банкир. - 1997. - № 5 - 6,- с. 57-61.
  3. Балабанов И.Т. Финансовый менеджмент. - М: Финансы и статистика, 1995.
  4. Балакин П.И., Бобылева М.П., Якушин С.Б. Вопросы информационного менеджмента в Банке России / Деньги и кредит, 1999. - № 2, с. 27-33.
  5. Банки на развивающихся рынках: В 2-х томах. Т. 1. Укрепление руководства и повышение чувствительности к переменам / Диана МакНотон, Дональд Дж. Карлсон и др.: Пер. с англ. - М.: Финансы и статистика, 1994.
  6. Банки на развивающихся рынках: В 2-х томах. Т. 2. Интерпретирование финансовой отчетности / Крис Дж. Балтроп, Диана МакНотон: Пер. с англ. - М.: Финансы и статистика, 1994.
  7. Банковское дело: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 1999.
  8. Банковское дело: Стратегическое руководство. - М.: Издательство АО “Консалтбанкир”, 1998.
  9. Березанская Е. Банк, заработавший на кризисе. / Ведомости, 2000. - № 5, с.4.
  10. Богомолов А.М., Голощапов Н.А. Внутренний аудит. Организация и методика проведения. - М.: ”Экзамен”, 1999.
  11. Бурцев В.В. Система внутреннего контроля организации в современных условиях хозяйствования / Аудиторские ведомости, 1998. - № 8.
  12. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2000.
  13. Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 1999.
  14. Дубенецкий Я.Н. и др. Банк: центральный, но не разрушительный / Экономическая газета, 2000. - № 2, с. 3-4.
  15. Заварихин Н.М., Щербакова Г.Н. Готовы ли банки / Банковский аудит. - 1997. - № 4.
  16. Закарая Ж.В. Внутренний контроль в коммерческом банке. / Автореф. дисс. канд. экон. наук. - М.: МГУ, 1998.
  17. Закарая Ж.В. и др. Система внутреннего контроля в коммерческом банке. / Аудит и финансовый анализ. - 1998. - № 1. - М.: Издательский дом “Компьютерный аудит”.
  18. Захаров В.С. Становление системы коммерческих банков / Деньги и кредит. - 1998. - № 8, с. 24-27.
  19. Земляченко С.В. Учетная политика организации на 1999 год / Главбух, 1999. - № 2.
  20. Информационные технологии - стратегический фактор развития банков. V Международный форум разработчиков интегрированных банковских систем, тезисы докладов:. - М.: Промиздат, 1999.
  21. Ирвин Д. Финансовый контроль. - М.: Финансы и статистика, 1998.
  22. Киселев В.В. Коммерческие банки в России: настоящее и будущее (Банковская политика. Регулирование и управление). - М.: Финстатинформ, 1998.
  23. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. М.: НОРМА-ИНФРА ·  М, 1999.
  24. Ковалев В. В. Управление финансами: Учебное пособие. - М.: ФБК-ПРЕСС, 1998.
  25. Козлова Е.П., Галанина Е.Н. Бухгалтерский учет в коммерческих банках. - М.: Финансы и статистика, 1996.
  26. Коммерческое дело в России: история, современное состояние, будущее. Тезисы докладов. М.: Изд-во МГУК, 1999.
  27. Майер Э. Контроллинг как система мышления и управления: Пер. с нем. Ю.Г. Жукова и С.Н. Зайцева. / Под ред. С.А. Николаевой. - М.: Финансы и статистика, 1993.
  28. Мамонова И.Д., Ширинская З.Г., Ольхова Р.Г. и др. “Банковский аудит”, в 2-х частях. - М.: Бухгалтерский учет, 1994.
  29. Марьин А.В. Банковская система в новой реальности. / Банковский ряд, 1999. - № 3-4. с.13-17.
  30. Масленченков Ю.С. Финансовый менеджмент в коммерческом банке: Фундаментальный анализ. - М.: Перспектива, 1996.
  31. Медведкин А.Н. Некоторые правовые и организационные вопросы защиты информации в системе Банка России / Деньги и кредит, 1997. - № 10, с. 72-75.
  32. Международное сообщество предостерегает российских банкиров: сорок рекомендаций Межправительственной комиссии по проблемам отмывания денег. / Деловой Петербург, 1997. - №№ 100, 103.
  33. Менеджмент (Современный российский менеджмент): Учебник / Под ред. Ф.М. Русинова и М.Л. Разу. - М.: ФБК-ПРЕСС, 1998.
  34. Мизиковский Е.А., Виноградов О.В. Оценка качества внутреннего контроля. / Бухгалтерский учет, 1996. - № 2, с. 54-57.
  35. Мозгунов О.Н. К вопросу о реструктуризации банковской системы. / Банковский ряд, 1999. - № 3-4. с.17-21.
  36. Москвин В.А. Внутренний контроль в банках: анализ вводимой системы. / Деньги и кредит, 1997. - № 10, с. 28-30.
  37. Образцов М.В. Внутренний контроль в российских банках - участниках финансовых рынков. - СПб.: “Изд. дом “Бизнес-пресса”, 1998.
  38. Организация и современные методы защиты информации. - М.: Концерн “Банковский Деловой Центр”, 1998.
  39. Основы банковского менеджмента: учебное пособие. Под общ. ред. О. И. Лаврушина. - М.: ИНФРА-М, 1996.
  40. Павлов А.П. Внутренний контроль в банке: система или служба? / Бизнес и банки, 1998. - № 8, с. 1-2.
  41. Палий В.Ф. Нормы профессионального поведения аудиторов. / Бухгалтерский учет, 1997. - № 3, с. 16-20.
  42. Парамонова Т.В. О повышении качества надзора за кредитными организациями / Деньги и кредит, 1999. - № 10, с. 3-7.
  43. Петров М.В. Вопросы формирования системы внутреннего контроля в кредитных организациях / Деньги и кредит, 2000. - № 1, с. 28-32.
  44. Правила (стандарты) аудиторской деятельности. Официальное издание. Составление и комментарии д. э. н. Ю.А. Данилевского. - М.: Бухгалтерский учет, 1997.
  45. Прокофьева О.К. К вопросу о совершенствовании инструментов банковского надзора. / Деньги и кредит, 1997. - № 9.
  46. Роуз Питер С. Банковский менеджмент. Пер. с англ. со 2-го изд. - М.: “Дело Лтд”, 1995.
  47. Рудакова О.С. Банковские электронные услуги: Учебное пособие для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
  48. Синки Дж., мл. Управление финансами в коммерческих банках.: Пер. с англ. 4-го перераб. изд. / Под ред. Р.Я. Левиты, Б.С. Пинскера. - М.: Catallaxy, 1994.
  49. Солянкин А.А. Компьютеризация финансового анализа и прогнозирования в банке / Под ред. Г.А. Титоренко. - М.: Финстатинформ, 1998.
  50. Стандарты аудиторской деятельности. Сборник нормативных документов. - М.: Издательство “Ось-89”, 2000.
  51. Стерлягов А.А. Банковские технологии: Автоматизированные банковские системы, пластиковые деньги. Смоленск, 1999.
  52. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент. - М.: Перспектива, 1997.
  53. Турбанов А.В. О внутреннем контроле в российских банках. / Деньги и кредит, 1997. - № 9, с. 30-32.
  54. Турбанов А.В. Проблемы развития банковского сектора в России / Вестник Ассоциации российских банков (Специальный выпуск), 1998. - № 4, с. 48-50.
  55. Усоскин В.М. Современный коммерческий банк: управление и операции. - М.: “АНТИДОР”, 1998.
  56. Уткин Э.А., Мырынюк И.В. Контроллинг: российская практика. - М.: Финансы и статистика, 1999.
  57. Чая Г.В. Внутренний контроль в коммерческом банке. / Автореф. дисс. канд. экон. наук. - М.: МГУ, 1996.
  58. Чая Г.В. Методические основы внутрибанковского контроля. Ульяновск: МЦ “Информсервис Лимитед”, 1996.
  59. Ширинская З.Г., Нестерова Т.Н., Соколинская Н.Э. Бухгалтерский учет и операционная техника в банках. - М.: Перспектива, 1997.
  60. Шохин С.О. Проблемы и перспективы развития финансового контроля в Российской Федерации. - М.: Финансы и статистика, 1999.
  61. Шум В.И., Булатов М.А. Информационное обеспечение банковского аудита. / Банковский аудит, 1997. - № 1, с. 6-10.
  62. Экономикс: Англо-русский словарь-справочник / Э. Дж. Долан, Б.И. Домненко. - М.: Лазурь, 1994.
  63. Ярыгина И.З. Информация в банковской деятельности. - М.: Издательство АО “Консалтбанкир”, 1998.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Перечень основных законодательных и нормативных актов по внутреннему контролю, бухгалтерскому учету и отчетности в коммерческом банке
(по состоянию на 1 марта 2000 г.)

Наименование документов

I.

Законодательство РФ

1.1

Конституция Российской Федерации, принята 12 декабря 1993 г.

1.2

Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая и вторая) (с изменениями от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г.).

1.3

Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (с изменениями от 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г.).

1.4

Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в ред. от 26 апреля 1995 г.) (с изменениями от 27 декабря 1995 г., 20 июня 1996 г., 27 февраля, 28 апреля 1997 г., 4 марта, 31 июля 1998 г., 8 июля 1999 г.).

1.5

Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О банках и банковской деятельности в РСФСР”.

1.6

Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями от 23 июля 1998 г.).

1.7

Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (с изменениями от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г.).

1.8

Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ “Об информации, информатизации и защите информации”.

1.9

Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (с изменениями от 29 декабря 1998 г., 5 июля 1999 г.).

II.

Нормативные документы Правительства РФ

2.1

Постановление Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283 “Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности”.

2.2

Приказ Министерства Финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34-н “О Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации”.

2.3

Приказ Министерства Финансов РФ от 26 декабря 1994 г. № 170 “Об утверждении Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации”.

2.4

Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98), утвержденное приказом Министерства Финансов РФ от 9.12.98 г. № 60н.

III.

Нормативные документы Банка России

III.

а) по внутреннему контролю

3.1.1

Приказ Банка России от 28 августа 1997 г. № 02-372 "О введении в действие Положения № 509 "Об организации внутреннего контроля в банках" (с изменениями от 30 ноября 1998 г., 1 февраля 1999 г.).

3.1.2

Рекомендации по организации внутреннего контроля за рисками банковской деятельности, утвержденные Приказом Банка России от 28 августа 1997 г. № 02-372.

3.1.3

Указание Банка России от 30 ноября 1998 г. № 427-У “О внесении изменений и дополнений в Положение Банка России от 28 августа 1997 г. № 509 “Об организации внутреннего контроля в банках” (с изменениями от 30 ноября 1998 г., 1 февраля 1999 г.).

3.1.4

Приказ Банка России от 29 августа 1997 г. № 02-378 "Об утверждении Указаний № 510 "О порядке организации внутреннего контроля в кредитных организациях - участниках финансовых рынков" (утратил силу).

3.1.5

Указание Банка России от 7 июля 1999 г. № 603-У “О порядке осуществления внутреннего контроля за соответствием деятельности на финансовых рынках законодательству о финансовых рынках в кредитных организациях”.

3.1.6

Письмо Банка России от 10 декабря 1999 г. № 337-Т "О применении отдельных положений Указания Банка России от 07.07.99 № 603-У".

3.1.7

Письмо Банка России от 7 октября 1999 г. № 289-Т "О мерах по повышению уровня внутреннего контроля в банках".

3.1.8

Указание Банка России от 7 июля 1999 г. № 604-У "О порядке аттестации комплаенс-контролеров кредитных организаций".

3.1.9

Письмо Банка России от 28 февраля 1997 г. № 419 "О мерах по усилению надзора за деятельностью кредитных организаций" (с изменениями от 25 сентября 1997 г., 22 января, 5 июля 1999 г.).

3.1.10

Письмо Банка России от 3 июля 1997 г. № 479 “О методических рекомендациях по вопросам организации работы по предотвращению проникновения доходов, полученных незаконным путем, в банки и иные кредитные организации”.

3.1.11

Приказ Банка России от 11 сентября 1997 г. № 02-394 "О введении в действие Инструкции № 65 "О порядке осуществления надзора за банками, имеющими филиалы" (с изменениями от 19 декабря 1997 г., 28 сентября 1999 г.).

3.1.12

Письмо Банка России от 9 февраля 1998 г. № 54-Т "Об особенностях проведения аудиторской проверки многофилиальных банков".

3.1.13

Приказ Банка России от 31 марта 1997 г. № 02-139 "О введении в действие Инструкции № 59 "О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности" (с изменениями от 14 ноября 1997 г., 15 января, 13 апреля, 2 июня, 30 ноября 1998 г., 27 сентября, 8 октября 1999 г.).

3.1.14

Положение об аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации от 10 сентября 1997 г. № 64, утверждено Приказом Банка России от 10 сентября 1997 г. № 02-391 (с изменениями от 25.12.97 № 103-У).

3.1.15

Положение Банка России от 19.02.97 № 412 “О порядке составления и представления в Банк России аудиторского заключения по результатам проверки деятельности кредитной организации за 1996 год”.

Наименование документов

3.1.16

Инструкция Банка России от 23 июля 1998 г. № 75-И "О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности" (с изменениями от 18 мая, 24, 28 июня 1999 г.).

3.1.17

Письмо Банка России от 20 января 2000 г. № 19-Т Ответы на вопросы и предложения по проблемам банковского надзора в условиях реструктуризации банковской системы.

3.1.18

Положение Банка России от 25 ноября 1997 г. № 5-П “О проведении безналичных расчетов кредитными организациями в Российской Федерации” (с изменениями от 29 декабря 1997 г.).

3.1.19

Письмо Банка России от 17 июня 1999 г. № 179-Т "О Методических рекомендациях по проверкам кредитных организаций - профессиональных участников рынка ценных бумаг".

3.1.20

Указание Банка России от 28 октября 1998 г. № 385-У "Об особенностях осуществления Банком России проверок депозитарной деятельности кредитных организаций".

3.1.21

Письмо Банка России от 24 июля 1998 г. № 161-Т "О методических рекомендациях по проверке депозитных операций кредитных организаций".

3.1.22

Приказ Банка России от 31 марта 1997 г. № 02-140 "О службе главного аудитора Банка России" (с изменениями от 20 декабря 1999 г.).

3.1.23

Разъяснения Банка России от 7 мая 1998 г. “О некоторых вопросах при проведении расчетных операций банками”.

3.1.24

Инструкция Банка России от 17 сентября 1996 г. № 8 "О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации" (новая редакция Инструкции Банка России № 8) (с изменениями от 6 ноября 1996 г., 8 августа 1997 г., в ред. от 23 ноября 1998 г.) (с изменениями от 20 августа 1999 г.).

3.1.25

Письмо Банка России от 10 мая 1995 г. № 167 “Об утверждении "Временного положения о депозитарных операциях банков в Российской Федерации" (с изменениями от 12 мая, 24 ноября 1997 г.).

 

б). по бухгалтерскому учету и отчетности

3.2.1.

Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, от 18 июня 1997 г. № 61 (утверждены приказом Банка России от 18 июня 1997 г. № 02-263) (с изменениями от 11 декабря 1997 г., 30 марта, 9 июня, 15 июля, 25 сентября, 10, 30 ноября, 10 декабря, 25 декабря 1998 г., 23 марта, 25 августа, 27 сентября, 5 октября, 27, 30 декабря 1999 г.).

3.2.2

План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях Российской Федерации (в редакции от 18 июня 1997 г.) (с изменениями от 11, 17, 30 декабря 1997 г., 1 июня, 25 сентября, 10, 30 ноября, 10 декабря 1998 г., 23 марта, 25 августа, 5 октября, 27, 30 декабря 1999 г.).

3.2.3

Приказ Банка России от 24 октября 1997 г. № 02-469 "Об утверждении Указаний "О порядке составления и представления отчетности кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации" (с изменениями от 4, 24 февраля, 14 июля, 31 августа, 2, 13 ноября, 25, 28 декабря 1998 г., 22 января, 12 апреля, 28 мая, 5 июля, 4 августа, 15 ноября 1999 г.).

3.2.4

Указание Банка России от 24 октября 1997 г. № 7-У “О порядке составления и представления отчетности кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации” (с изменениями от 4 февраля, 30 марта, 12 мая, 26 июня, 15 июля, 13, 31 августа, 2, 13, 26 ноября, 24, 25, 28 декабря 1998 г., 22 января, 27 января, 12 апреля, 28 мая, 28 июня, 5 июля, 4 августа, 10 сентября, 1 ноября, 15, 26 ноября 1999 г., 11 января 2000 г.).

3.2.5

Приказ Банка России от 1 октября 1997 г. № 02-249 “О введении в действие Инструкции № 17 “О составлении финансовой отчетности” (с изменениями от 4 февраля, 12 мая, 30 октября, 23 ноября, 26 ноября, 25 декабря 1998 г., 27 января, 5 июля, 3 ноября 1999 г., 10 января 2000 г.).

3.2.6

Инструкция Банка России от 1 октября 1997 г. № 1 "О порядке регулирования деятельности банков" (в редакции приказа Банка России от 1 октября 1997 г. № 02-430) (с изменениями от 31 декабря 1997 г., 29 января, 18 августа, 30 сентября, 30 октября, 21 декабря 1998 г., 1 февраля 1999 г.) (в редакции от 27 мая 1999 г., с изменениями от 13 июля, 1 сентября, 2 ноября 1999 г.).

3.2.7

Положение Банка России от 1 июня 1998 г. № 31-П "О методике расчета собственных средств (капитала) кредитных организаций" (с изменениями от 31 декабря 1998 г., 4 февраля, 15 июня, 21 декабря 1999 г.).

3.2.8

Инструкция Банка России от 30 июня 1997 г. № 62а "О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам" (введена в действие указанием Банка России от 25 декабря 1997 г. № 101-у) (с изменениями от 12 мая, 24 июля, 28 декабря 1998 г., 5 марта, 13 июля, 2 августа 1999 г.).

3.2.9

Приказ Банка России от 25 марта 1997 г. № 02-101 "О введении в действие Положения "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации" (с изменениями от 30 декабря 1997 г., 28 декабря 1998 г.).

3.2.10

Инструкция Банка России от 20 декабря 1996 г. № 28 "По представлению кредитными организациями и их филиалами отчетов по форме № 1-Н (№ 1-НФ, № 1-НЗ) о движении наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте (в редакции, утвержденной Приказом Банка России от 20.12.96 № 02-467).

3.2.11

Указание Банка России от 30 декабря 1997 г. № 118-У "О порядке представления отчетности кредитными организациями, у которых отозваны лицензии на осуществление банковских операций" (с изменениями от 26 февраля 1998 г., 12 апреля 1999 г.).

3.2.12

Указание Банка России от 15 января 1998 г. № 137-У "О порядке учета и отчетности по некоторым видам валютных операций".

3.2.13

Положение Банка России от 30 марта 1996 г. № 37 "Об обязательных резервах кредитных организаций, депонируемых в Центральном банке Российской Федерации" (утверждено приказом Банка России от 30 марта 1996 г. № 02-77) (в редакции от 25 апреля 1997 г., с изменениями от 18 ноября 1997 г., 25 февраля, 18 декабря 1998 г., 19 марта, 26 ноября 1999 г.).

3.2.14

Положение Банка России от 12 мая 1998 г. № 29-П "О консолидированной отчетности кредитных организаций" (с изменениями от 30 июля, 18 ноября 1998 г., 17 февраля, 5 августа, 3 ноября 1999 г., 22 февраля 2000 г.).

Наименование документов

3.2.15

Положение Банка России от 2 июля 1998 г. “О раскрытии информации Банком России и кредитными организациями - участниками финансовых рынков” (с изменениями от 18 мая 1999 г.).

IV.

Нормативные документы саморегулируемых организаций (ФКЦБ, НАУФОР)

4.1

Постановление ФКЦБ от 23 ноября 1998 г. № 50 "Об утверждении Положения о лицензировании различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации".

4.2.

Постановление ФКЦБ от 15 июня 1998 г. № 23 "Об утверждении Временного положения о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг".

4.3

Постановление ФКЦБ от 26 ноября 1996 г. № 21 "Об утверждении Временного положения об учетных регистрах и внутренней отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг" (с изменениями от 3 ноября 1998 г.).

4.4

Постановление ФКЦБ от 9 ноября 1997 г. № 2 “О системе раскрытия информации на рынке ценных бумаг”.

4.5

Постановление ФКЦБ от 27 ноября 1997 г. № 40 “Об утверждение Правил отражения профессиональными участниками рынка ценных бумаг и инвестиционными фондами в бухгалтерском учете отдельных операций с ценными бумагами”.

4.6

Постановление ФКЦБ от 18 марта 1999 г. № 270-Р “Об утверждении Методических рекомендаций по предоставлению отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими брокерскую, дилерскую деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами”.

4.7

Стандарты внутреннего учета операций с ценными бумагами для брокеров и дилеров - членов НАУФОР от 25 октября 1996 г.

 

V. Правила (стандарты) аудиторской деятельности

5.1

Правило (Стандарт) № 1 аудиторской деятельности в области банковского аудита "Порядок составления аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности кредитной организации, подготовленной по итогам деятельности за год" (одобрено Экспертным комитетом при Банке России по банковскому аудиту 8 сентября 1998 г., протокол № 4).

5.2

Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Изучение и использование работы внутреннего аудита" (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 27 апреля 1999 г. протокол № 3).

5.3

Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита" (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 25 декабря 1996 г., протокол № 6).

5.4

Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Аудит в условиях компьютерной обработки данных" (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 22 января 1998 г., протокол № 2).

5.5

Перечень терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности (одобрен Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 25 декабря 1996 г.).

5.6

Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Понимание деятельности экономического субъекта (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности" при Президенте РФ 27 апреля 1999 г., протокол № 3).

5.7

Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Проверка соблюдения нормативных актов при проведении аудита" (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 15 июля 1998 г., протокол № 4).

Приложение 2

Перечень основных внутренних нормативных документов коммерческого банка

Названия документов

Законодательные и нормативные акты

I

Учредительные документы:

 

1.1.

устав банка (включая все изменения и дополнения к нему),
решение о создании банка, свидетельство о государственной регистрации,
учредительный договор (для обществ с ограниченной ответственностью),
документы банка, утверждаемые общим собранием акционеров,
положения о филиалах и представительствах,
проспекты эмиссии акций

ГК РФ, ФЗ РФ от 26.12.95 № 208-ФЗ,
Инструкция ЦБР № 75-И,
Письмо ЦБР от 19.02.97 № 412

II

Документы, касающиеся деятельности наблюдательных и исполнительных органов управления банком:

 

2.1.

Документы, регулирующие деятельность наблюдательных органов управления:

положение о совете директоров (наблюдательном совете),
положение о ревизионной комиссии

ФЗ РФ от 26.12.95 № 208-ФЗ

2.2.

Решения наблюдательных органов управления банком: протоколы заседаний совета директоров (наблюдательного совета)

 

2.3.

Документы, регулирующие деятельность исполнительных органов управления:

положение о правлении банка, утверждаемое советом директоров,
положение о кредитном комитете, положение о комитете по управлению активами и пассивами, положение о комитете по управлению имуществом банка и т. п.

ФЗ РФ от 26.12.95 № 208-ФЗ

2.4

Решения исполнительных органов управления банком:

протоколы заседаний правления банка,
протоколы кредитного комитета, протоколы комиссий и комитетов, действующих в филиале,
приказы и другие распорядительные документы

 

2.5

Документы, определяющие стратегию и тактику развития банка:

программа (стратегия и тактика) развития банка, утверждаемая собственниками банка,

положение о порядке внесения исполнительным органом управления корректив в программу развития банка,
бизнес-план, бюджетный план и т. п.

Положение ЦБР от 28.08.97 № 509

III

Прочие внутренние нормативные документы банка, регламентирующие правила и процедуры принятия управленческих решений, совершения сделок и операций:

 

3.1.

Документы, определяющие политику банка при проведении активных и пассивных операций (операций по размещению и привлечению средств):

политика банка по привлечению средств,
политика банка по размещению средств,
положения о проведении различных банковских операций,
положение по работе с вкладчиками,
положение о проведении вексельных операций,
положение по осуществлению кредитных операций,
положение о выдаче потребительских кредитов,
положение по осуществлению операций с ценными бумагами,
положение о процедуре эмиссии банком ценных бумаг,
указания по соблюдению требований к регламентации операций на финансовых рынках,
методические рекомендации по оценке банковских рисков

Положение ЦБР от 28.08.97 № 509,
Инструкция ЦБР от 31.04.97 № 59,
Инструкция ЦБР от 18.06.97 № 61,
Инструкция ЦБР от 30.06.97 № 62а,
Письмо ЦБР от 24.07.98 № 161-Т

3.2.

Документы, определяющие процедуры принятия и реализации решений:

положение о кредитном комитете, приказ о создании комиссии по рассмотрению вопросов списания (реализации) имущества банка,
положение о процедуре принятия важных решений, требующих коллегиального рассмотрения

Положение ЦБР от 28.08.97 № 509

3.3.

Документы, определяющие распределение функций и полномочий между подразделениями и сотрудниками банка:

приказы о распределении функций, полномочий и ответственности между высшими менеджерами (руководителями) банка (председателем правления и его заместителями),
положения о структурных подразделениях банка (в соответствии с имеющейся в банке оргструктурой),
инструкции о порядке осуществления операций и сделок,
должностные инструкции сотрудников банка (в соответствии со штатным расписанием),
доверенности, выданные отдельным служащим банка, для исполнения ими своих должностных обязанностей,
доверенности, выданные руководителям филиалов

Положение ЦБР от 28.08.97 № 509,
Письмо ЦБР от 19.02.97 № 412

3.4.

Документы, регулирующие проведение расчетных и других операций:

положение о порядке открытия и обслуживания счетов клиентов,
правила построения расчетной системы банка,
положение о порядке осуществления расчетов в банке,
положение о работе депозитария банка

Положение ЦБР от 25.11.97 № 5-П,

Инструкция ЦБР от 31.03.97 № 59,

Указание ЦБР от 28.10.98 № 385-У

3.5.

Документы, касающиеся бухгалтерского учета:

учетная политика банка (включая все приложения к ней),
порядок проведения инвентаризаций,
альбом форм первичных документов, применяемых для оформления операций в банке,
правила документооборота,
технология обработки учетной информации,
правила ведения первичной документации,
процедуры формирования на базе документов балансовых данных,
положение о системе внутренней управленческой отчетности банка,
порядок контроля за совершаемыми внутрибанковскими операциями

ФЗ от 21.11.96 № 129-ФЗ,

Инструкции ЦБР от 18.06.97 № 61,

Постановление ФКЦБ от 26.11.96 № 21

3.6.

Документы по организации внутреннего контроля:

положение о службе внутреннего контроля,
положение о внутреннем аудите,
правила ограничения передачи служебной информации между подразделениями банка,
положение о распределении доступа пользователей к автоматизированным банковским системам,
правила по противодействию легализации денежных средств или иного имущества, полученных незаконным путем,
порядок направления сообщений об отклонениях от стандартной практики проведения операций,
порядок взаимодействия сотрудников банка со службой внутреннего контроля,
правила ограничения обмена служебной информацией между подразделениями банка,
положение о проведении проверок филиалов банка,
правила внутренней безопасности,
методические рекомендации по проведению проверок

Письмо ЦБР от 3.07.97 № 479

Инструкция ЦБР от 11.09.97 № 65,

Положение ЦБР от 28.08.97 № 509,

Указаний ЦБР от 7.07.99 № 603-У

3.7.

Документы, определяющие организационную структуру банка:

штатное расписание банка,
приказы по утверждению организационной структуры банка

Инструкции ЦБР от 18.06.97 № 61

3.8.

Прочие внутренние документы:

стандартные формы договоров,
правила работы в автоматизированной банковской информационной системе,
правила работы в системе “банк-клиент”,
программа обучения персонала банка,
методические рекомендации по оценки кредитоспособности заемщиков,
методические рекомендации по оценке банковских рисков и т. п.

Инструкция ЦБР от 30.06.97 № 62а