Библиотека управления

Система информационного обеспечения внутреннего контроля в коммерческом банке

Щербаков В. В.

Видное место принадлежит внутреннему контролю и в организации управления. Организация управления, как известно, включает в себя такие элементы, как формирование организационных структур предприятия, установление взаимосвязей и распределение функций между его подразделениями, параметров и пределов предоставляемых прав и установления ответственности между его работниками, выбор конкретных схем управления и последовательности процедур при принятии решений, совершенствование стиля и методов управления с целью достижения поставленных целей, организацию контрольной среды, управление информационными потоками и др.

Организационная структура есть форма организации системы управления, которая применительно к экономическим субъектам устанавливает четкие взаимосвязи между его отдельными подразделениями, осуществляет распределение между ними прав и ответственности. Организационная структура реализует различные требования к совершенствованию системы управления, находящие выражение в тех или иных принципах, определяет систему подчинения в общей иерархии управления.

Контроль при этом должен осуществляться на всех уровнях управления. В высшем звене он ведется через аппарат главного контролера (например, службу внутреннего контроля, внутреннего аудита). В среднем звене контроль осуществляется посредством соответствующих служб: финансовой, бухгалтерской, кадров, безопасности и др. Указанные службы собирают и обрабатывают информацию, характеризующую фактические результаты деятельности за определенный период, анализируют степень выполнения планов, выявляют отклонения от плановых показателей и устанавливают причины возникших отклонений и т. п.

Как на производстве, так и в условиях банковской деятельности контроль выполнения плана работ, сроков выполнения и особенно качества продукции (услуг) должен осуществляться на всех стадиях производственного процесса, в том числе на самых ранних. В процессе банковской деятельности условно выделяется: предварительный контроль, например, контроль состава документов, необходимых для получения кредитов, качества платежных операционных документов; текущий контроль - контроль в процессе деятельности, т. е. оказания услуг, совершения банковских операции; последующий контроль, включающий в себя, в частности, контроль конечных результатов предоставленных услуг, проведенных банковских операций.

Контроль на ранних стадиях производственного процесса, как правило, дает существенный экономический эффект, так как в намеченный для производства банковский продукт еще не вложены большие материальные, трудовые, финансовые ресурсы и его суммарная стоимость еще находится на минимальном уровне. Это важное обстоятельство распространяется на любой управляемый процесс - чем раньше будет выявлена ошибка, тем меньше негативных последствий она будет иметь.

Организационная структура определяет иерархию управления. Банки, как и другие организации, имеют четкую иерархическую структуру управления, которую можно представить в виде иерархической пирамиды. В самом низу пирамиды находится уровень рядовых сотрудников. Над ними возвышаются менеджеры, которых условно можно разделить на три уровня: менеджеры первого звена, менеджеры среднего звена и высшие менеджеры. Замыкают пирамиду органы управления банка: единоличный исполнительный орган управления (председатель правления или президент), коллегиальный орган управления (правление), наконец, орган представителей собственников банка (совет директоров или наблюдательный совет).

Рядовые сотрудники выполняют работу, не предполагающую осуществления контрольных функций за деятельностью других сотрудников. Вместе с тем, они могут осуществлять контроль за качеством получаемых документов, других видов информации, в ряде случаев в их функции может входить контроль за работой вычислительной техники, других машин и оборудования. Применительно к этой категории персонала важное место должно отводиться самоконтролю, для развития которого в организации должны быть созданы соответствующие условия.

Для менеджеров характерным является то, что по роду своей деятельности они значительную часть времени посвящают контролю деятельности своих подчиненных. Именно поэтому менеджеры всех уровней должны владеть такими навыками, как умение реализовывать контрольные функции. Менеджеры первого звена осуществляют контроль за деятельностью рядовых сотрудников, а высшие менеджеры - за деятельностью менеджеров среднего звена. Высшие менеджеры (генеральные директора, их заместители, президенты, вице-президенты, председатели правлений), в свою очередь, несут ответственность и подконтрольны представителям собственников организации - совету директоров (наблюдательному совету).

В организациях со сложной управленческой структурой, к которым относятся коммерческие банки, в штате обязательно имеются специальные контролеры (например, бухгалтеры-контролеры, экономисты-контролеры, аудиторы, комплаенс-контролеры). Исполнение контрольных функций для этой категории специалистов является основным видом деятельности. В зависимости от того, что является объектом их контроля, они относятся либо к рядовым сотрудникам, либо к менеджерам. Если в их функции непосредственно не входит осуществление контроля за действиями других служащих, то их необходимо относить к рядовым сотрудникам, в противном случае - к менеджерам, занимающим соответствующее место в иерархии. Особое место в коммерческих банках занимают так называемые комплаенс-контролеры. Они находятся на уровне высших менеджеров, поскольку, в соответствии с Указанием Банка России от 7 июля 1999 г. № 603-У (п. 7.3), комплаенс-контролер “должен являться по должности заместителем руководителя кредитной организации” (см. прил. 1: 18).

Таким образом, с позиции организации управления, его иерархической структуры контроль необходимо осуществлять на всех уровнях и стадиях управления.

Особое место принадлежит контролю в процессе принятия и реализации управленческих решений.

Принятие управленческих решений является основой управления. Управленческие решения есть результат конкретной управленческой деятельности менеджеров всех уровней, имеющих соответствующие полномочия. Указанные решения принимаются менеджерами на основе информации, получаемой и обрабатываемой в процессе управления и подготовки принятия решений.

Принятое управленческое решение должно быть доведено до исполнителей с конкретизацией того, как реализовать принятое решение и как осуществить контроль его исполнения. В этой связи менеджеру необходимо рассматривать принимаемые им решения с точки зрения лиц, исполняющих эти решения и обеспечивающих осуществление контроля их исполнения, что требует от менеджеров оценки вариантов решений с точки зрения их практической реализации в конкретных условиях.

Анализ информации и принятие на их базе управленческих решений представляет собой основу технологии управления. Под технологией управления в широком смысле понимают приемы, порядок, регламенты выполнения процесса управления. Технология управления рассматривает управленческое решение как процесс, который условно можно разбить на следующие три стадии: подготовки решения, принятия решения и реализации решения.

На стадии подготовки управленческого решения проводится экономический анализ ситуации на макро - и микро уровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формулируются проблемы, требующие решения.

На стадии принятия решения осуществляется разработка и оценка альтернативных решений на основе многовариантных расчетов; определяется критерий выбора оптимального решения; выбирается наилучший вариант решения.

На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей; осуществляется контроль исполнения; оценивается полученный результат; вносятся необходимые коррективы.

Проиллюстрируем сказанное на примере принятия решения о внедрении нового банковского продукта. На первой стадии разрабатывается идея или концепция нового продукта. При этом необходимая информация собирается специалистами банка, занимающимися внедрением новых видов услуг, с использованием всех внешних и внутренних источников (например, потенциальных конкурентов, возможных потребителей данного продукта, подразделений банка и др.). Указанные специалисты проводят оценку перспектив внедряемого продукта, подготавливают предложения, рассматриваемые затем на уровне высшего руководства.

На второй стадии, после того, как предложение получило соответствующее одобрение, ведется дальнейшая проработка продукта силами указанных специалистов во взаимодействии со специалистами тех подразделений банка, которые будут участвовать в реализации данного продукта. Проводятся испытания данного продукта, максимально приближенные к реальным условиям, по результатам этой работы в продукт вносятся необходимые коррективы. Дается уточненная оценка экономической целесообразности нововведения. Доработанный вариант повторно рассматривается высшими менеджерами для принятия окончательного решения.

На заключительной стадии осуществляется переход к полномасштабному развертыванию продукта на регулярной основе. На этой стадии особое внимание уделяется вопросам эффективного взаимодействия подразделений, участвующих в производстве продукта; созданию эффективной системы контроля за реализацией утвержденного решения (соблюдение технологического процесса, установленных правил и процедур, регулирующих данный вид услуг и т. п.); продвижению продукта на рынок.

Таким образом, контроль является важнейшей составляющей процесса принятия и реализации управленческого решения, способствует достижению оптимального результата управленческой деятельности.

В свою очередь, в реализации функций внутреннего контроля важная роль принадлежит информационному обеспечению процесса управления.

Для современного уровня развития информационных технологий характерно применение высокоэффективных информационных систем, основанных на новейших программно-технических средствах автоматизированной обработки данных, обеспечивающих получение нормативно-правовой, научно-методической, справочной, плановой, учетной, аналитической, контрольной и других видов информации.

Автоматизированные информационные системы должны иметь широкую базу сбора данных, возможность аккумулировать огромные объемы информации, развитую систему обработки, анализа располагаемой информации, большое количество форм представления выдаваемой информации, возможность оперативно и точно передавать данные по назначению, обеспечивая их защиту от несанкционированного доступа.

Информационные системы должны способствовать: выявлению отклонений от намеченных показателей и принятию в связи с этим оперативных управленческих решений, своевременному внесению необходимых корректив в процесс управления с учетом изменений условий внешней и внутренней среды, осуществлению систематического контроля за деятельностью всех подразделений предприятия на всех этапах ее осуществления. Решение перечисленных задач будет способствовать усилению оперативности контроля, его централизации, т. е. повысит уровень управления организацией в целом.

Значение внутреннего контроля в управлении банком трудно переоценить. В условиях выхода экономики из кризиса, завершения периода высоких доходов в банковской сфере, резкого усиления конкурентной борьбы, существенного усложнения финансовых и организационных аспектов деятельности коммерческих банков создание эффективной системы внутреннего контроля становится не только предпосылкой их успешного функционирования, но и непременным условием их выживания.

Именно отсутствие надлежащим образом организованного внутреннего контроля явилось одной из главных причин кризиса банковской системы, в результате которого стали банкротами сотни российских коммерческих банков, в том числе крупные системообразующие банки. Недостатки в постановке контроля за деятельностью структурных подразделений привели многие кредитные учреждения к появлению крупных проблем в их деятельности, значительным объемам сомнительной к возврату задолженности, крупным потерям от финансовых операций, в конечном итоге, к резкому ухудшению финансового положения большинства из них.

Внутренний контроль имеет существенное значение в выявлении и мобилизации имеющихся резервов, способствует повышению эффективности и качества работы, усилению режима экономии, выявлению причин и условий, способствующих образованию потерь и совершению хищений. Правильно организованный контроль должен не только обнаруживать недостатки и нарушения, но и предупреждать их, а также способствовать их своевременному устранению.

Подводя итог сказанному выше, можно сделать следующие выводы.

Внутренний контроль в коммерческом банке является важнейшей функцией управления, объективно необходимой на всех стадиях и уровнях управления. Он должен реализовываться непрерывно в ходе процесса управления, причем не только специальными контрольными службами банка, но и всеми другими подразделениями, его менеджерами и рядовыми сотрудниками. В его поле зрения должны находиться как отдельные участки деятельности (как, например, бухгалтерский учет, кредитование, операции с ценными бумагами), так и все другие виды операций, а также финансово-хозяйственная деятельность кредитного учреждения в целом, которая совершается всеми его структурными и функциональными подразделениями.

Чем эффективнее и качественнее будет осуществляться внутренний контроль, тем, при прочих равных условиях, будет выше эффективность и качество управления, которое должно обеспечивать динамичное развитие кредитного учреждения, укрепление его финансовой устойчивости и надежности.

Масштабы использования, эффективность применения внутреннего контроля зависят, в первую очередь, от интереса к нему собственников, степени понимания роли, места и значения исполнения контрольных функций у высших менеджеров банка. К сожалению, следует констатировать, что в настоящее время проблема создания эффективно функционирующего внутреннего контроля в коммерческих банках, несмотря на всю ее актуальность, не только далека от своего решения, но во многом остается пока еще не в полной мере осмысленной как с научных позиций, так и в плане практической ее реализации.

1.3. Содержание внутреннего контроля в коммерческом банке

Подходы к изучению контроля зависят как от состояния научной мысли в этой области, так и от социально-экономического положения общества, поскольку контроль, обслуживая потребности общества, тесно с ним связан. Именно по этой причине он представляет собой синтез практического опыта и теоретических знаний, заключенных в самых различных научных дисциплинах, и, прежде всего, таких как бухгалтерский учет, финансы, управление, экономический анализ, информатика, являясь, по сути, межотраслевой и многофункциональной областью знаний.

В научной литературе существует множество различных определений контроля, отличающихся, в основном, подходами, используемыми в его изучении. В специальной литературе по экономике, управлению, социологии контроль, как мы уже отмечали выше, рассматривается не только с позиций функций управления и видов управленческой деятельности, но и с позиций организационных форм и методов управления, процессов управления и принятия управленческих решений, технологии процесса управления, общей теории управления, а также специальных теорий управления государственными и другими структурами, финансового и экономического анализа, кибернетики, информационного обеспечения управления и др. Широта перечисленных подходов свидетельствует о сложности и многогранности контроля, из чего следует, что при изучении его также необходимо использовать системный подход.

В свою очередь, в понятие “системный подход” специалисты вкладывают неодинаковый смысл, однако общим является то, что объект исследования при этом рассматривается в качестве сложного явления, характеризующегося множеством взаимосвязей и взаимозависимостей, как внешних, так и внутренних. На основе системного подхода разрабатывается система предмета исследования как совокупность характеризующих его элементов и связей между ними. При этом важно учитывать тот факт, что система обладает не только свойствами составляющих ее элементов, но и может приобретать качественно новые свойства. Именно с позиций системного подхода такие важные общественно-политические, экономические субстанции, как, например, экономика, банк, управление, контроль, информация приобретают такие емкие понятия, как "экономическая система", "банковская система", "система управления", "система контроля", "информационная система".

Структура любой системы формируется, исходя как из объективных, так и из субъективных предпосылок, в зависимости от целей и предмета исследований, а также установок, которыми руководствуется исследователь при изучении проблемы. Важно отметить, что любая система, в свою очередь, может рассматриваться в качестве подсистемы (или элемента) другой более сложной системы, или включать в себя иные системы в качестве своих отдельных элементов.

Прежде чем перейти к рассмотрению внутреннего контроля как системы, важно определить основные цели и задачи внутреннего контроля в коммерческом банке.

Основные цели внутреннего контроля в коммерческом банке заключаются, прежде всего, в обеспечении: повышения эффективности управления банком и его структурными подразделениями, ограничения рисков банковской деятельности, соблюдения сотрудниками банка требований федерального законодательства и нормативных актов, стандартов банковской деятельности и норм профессиональной этики, внутренних нормативных документов банка, определяющих его политику и регулирующих его деятельность.

К числу важнейших задач, которые должны решаться внутренним контролем, в первую очередь, относятся:

  • совершенствование системы внутренних нормативных документов, определяющих полномочия, правила, процедуры принятия решений, затрагивающих интересы банка, его собственников (акционеров, пайщиков) и клиентов;
  • выполнение банком требований федерального законодательства и нормативных актов Банка России, а также внутренних нормативных документов банка, определяющих его политику и регулирующих его деятельность;
  • совершенствование системы бухгалтерского учета и отчетности;
  • обеспечение сохранности имущества банка;
  • обеспечение эффективного управления рисками банковской деятельности;
  • совершенствование системы внутреннего контроля;
  • обеспечение эффективной системы внутрибанковского хозяйственного расчета;
  • совершенствование информационного и аналитического обеспечения процессов управления и контроля;
  • принятия своевременных и эффективных мер для устранения выявляемых недостатков и нарушений в деятельности банка;
  • совершенствование взаимоотношений банка с клиентами;
  • поддержание высокого профессионального уровня персонала банка.

Организацию внутреннего контроля в коммерческом банке в последнее время, как в теории, так и на практике все больше рассматривают также под углом зрения создания системы внутреннего контроля. Вместе с тем, на сегодняшний день эта проблема продолжает оставаться слабо изученной.

Наиболее заметными работами по внутреннему контролю в коммерческом банке являются работы Чая Г.В. [57,58] и Закарая Ж.В. [16,17]. Вместе с тем, в них не представлена целостная, логически стройная система внутреннего контроля в коммерческом банке, а даны лишь ее отдельные фрагменты. Что касается внутреннего контроля на предприятиях, то попытка создания подобной системы применительно к организации была предпринята Бурцевым В.В. [11]. Однако в его подходе, заслуживающем в целом внимания, за основу системы внутреннего контроля взято автоматическое копирование общей схемы управления (рис. 1.2.), что можно рассматривать лишь в качестве первого приближения при решении данной проблемы.

Рис. 1.3. Важнейшие элементы системы внутреннего контроля в коммерческом банке

По нашему мнению, система внутреннего контроля в коммерческом банке в обязательном порядке должна включать в себя следующие важнейшие элементы (см. рис. 1.3.):

  • контрольную среду,
  • состав видов внутреннего контроля,
  • характеристику субъектов и объектов внутреннего контроля.

Контрольная среда представляет собой один из важнейших элементов системы внутреннего контроля, роль которой в создании условий для эффективного взаимодействия элементов системы внутреннего контроля трудно переоценить, поскольку именно среда во многом определяет эффективность взаимодействия элементов, составляющих любую систему, в том числе систему внутреннего контроля.

Понятие "контрольной среды" по смыслу близко к понятию “банковская инфраструктура”, под которой профессор Лаврушин О. И. понимает совокупность элементов, обеспечивающих жизнедеятельность банков [7, с.20]. Банковская инфраструктура является важнейшим элементом более общего образования - банковской системы, именно поэтому некоторые ее составляющие (такие как информационное, нормативно-правовое, кадровое обеспечение) являются элементами и системы управления, и системы внутреннего контроля коммерческого банка.

Не случайно, понятие “контрольной среды” широко используется в Правиле (стандарте) аудиторской деятельности “Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита”, одобренного Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, протокол от 25 декабря 1996 г. № 6 [44, с.95]. В соответствии с п. 4.2. указанного документа под контрольной средой понимается “осведомленность и практические действия руководства экономического субъекта, направленные на установление и подтверждение системы внутреннего контроля”. По нашему мнению, понятие контрольной среды должно быть существенно расширено.

Рис. 1.4. Классификация видов внутреннего контроля в коммерческом банке

Контрольная среда должна включать в себя следующие основные элементы:

  • информационное обеспечение,
  • аналитическое обеспечение,
  • техническое обеспечение,
  • кадровое обеспечение,
  • стратегию и политику развития банка,
  • организационную структуру управления,
  • формы и методы управления,
  • распределение функций управления, полномочий и ответственности,
  • количественные и качественные ограничения банковских рисков,
  • корпоративную культуру.

Важнейшая составляющая контрольной среды - информационное обеспечение (включающее нормативно-правовое обеспечение, бухгалтерский учет и отчетность, автоматизированную банковскую систему и др.) — будет рассмотрена во второй части настоящей работы.

При всем единстве сущности контроля в теории и на практике различают множество его видов. По нашему мнению, внутренний контроль в коммерческих банках необходимо классифицировать по следующим направлениям (см. рис. 1.4.):

  • в зависимости от специфики решаемых задач следует различать: административный, бухгалтерский, финансовый, правовой, технологический и управленческий;
  • в зависимости от объемов и полноты охвата контролем - полный или частичный, комплексный или тематический, сплошной или выборочный;
  • в зависимости от времени совершения контрольных действий - предварительный, текущий и последующий;
  • в зависимости от источников информации (данных), на основе которых осуществляется контроль - документальный, фактический и компьютерный;
  • в зависимости от используемых приемов и процедур при проведении внутреннего контроля - общеметодические приемы: аудит, анализ, ревизия, мониторинг и др.; приемы документального контроля: юридическая оценка, логический контроль, встречная проверка, формальная проверка, способ обратного счета и др.; приемы фактического контроля: инвентаризация, экспертиза, визуальное наблюдение, контрольный замер, лабораторный анализ и др.

Ограниченный объем данной работы не позволяет детально рассмотреть все виды внутреннего контроля, поэтому ниже остановимся лишь на видах внутреннего контроля в зависимости от специфики решаемых задач.

Административный контроль включает в себя контроль за: ходом выполнения стратегических и текущих планов; обеспечением полноты, уровня и своевременности разработки правил, инструкций, процедур, раскрывающих алгоритмы проведения операций, а также положений, регламентирующих деятельность органов управления банка; обеспечением стандартизации внутрибанковских процессов; правильностью и целесообразностью действий руководителей всех уровней и органов управления банка; координацией действий внутренних подразделений банка; состоянием его технического уровня, экономической и информационной безопасности; совершенствованием взаимоотношений с клиентами; качеством предлагаемых услуг.

Бухгалтерский контроль, в первую очередь, должен обеспечивать контроль за: сохранностью привлеченных средств банка, его активов и имущества; полнотой и достоверностью учетной информации и отчетности; соблюдением учетной политики, правильностью оценки активов в соответствии с ее принципами; обоснованностью производимых затрат банка, совершением клиентских и банковских платежей; выполнением нормативных требований ЦБ и налоговых органов.

В условиях усиления конкуренции в банковской сфере контроль за затратами банка становится одной из актуальных задач бухгалтерского контроля. При его осуществлении важно помнить о делении затрат (расходов) на операционные и неоперационные. Операционные расходы во многом определяются текущей ликвидностью банка, конъюнктурой финансового рынка, размером учетной ставки ЦБ и носят переменный характер. Неоперационные расходы регламентируются сферой обслуживания финансово-хозяйственной деятельности и носят условно-постоянный характер.

Финансовый контроль представляет собой контроль за: выполнением финансовой политики банка; качеством управления его финансовыми потоками; образованием, распределением и использованием ресурсов всеми подразделениями банка; соблюдением установленных лимитов; эффективным управлением ликвидностью, банковскими рисками; проведением комплексного экономического и финансового анализа деятельности банка, его подразделений; организацией и эффективностью внутрибанковского хозрасчета; формированием и корректировкой бюджетов; созданием и использованием резервов; соблюдением финансовых нормативов.

Поскольку банк по своей сути является финансово-кредитным учреждением, то применительно к нему финансовый контроль имеет особое значение и приобретает специфическую роль. Она состоит в повышении эффективности управления доходами и расходами, бюджетным процессом банка, а также его ликвидностью. Уровень организации финансового контроля оказывает непосредственное влияние на устойчивость положения банка, способствует совершенствованию системы управления банком, централизации и подчинению подразделений банка финансовой политике, проводимой его руководством.

Важным участком финансового контроля в банке является оценка эффективности деятельности его внутренних подразделений. В этой связи для осуществления качественного внутреннего контроля большое значение имеет наличие системы внутреннего хозяйственного расчета.

В организации внутреннего хозрасчета особое внимание должно уделяться: установлению уровня оперативной самостоятельности подразделений банка; определению порядка взаимодействия его подразделений; контролю окупаемости подразделений; разработке отчетности подразделений банка; разработке системы стимулирования инновационных внедрений; определению страхового фонда ликвидности банка и порядка отчисления средств в фонд; установлению материальной ответственности подразделений банка и их руководителей; организации бюджетного планирования, оперативного учета и экономического анализа; разработке комплексной системы экономического анализа деятельности подразделений банка; программному обеспечению.

Применительно к банкам использование внутреннего хозрасчета позволяет наиболее полно реализовать контрольные функции в управлении филиальной сетью, а также способствует четкой координации работ подразделений банка, стимулированию инновационных внедрений, повышению производительности труда и снижению ошибок служащих, правильному распределению обязанностей, повышению организационно-технического уровня работы, объективному определению вклада каждого подразделения в общие итоги деятельности банка, совершенствованию системы внутреннего планирования, учета и анализа деятельности подразделений банка, установлению справедливого уровня оплаты труда.

К сожалению, следует отметить, что отсутствие эффективно работающей системы внутреннего хозрасчета в филиальной сети многих банков приводит к тому, что использование процедур внутреннего контроля при проверке деятельности филиалов оказывается неэффективным, а иногда просто бессмысленным, поскольку многие совершаемые ими действия каким-либо образом просто не зарегламентированы.

Правовой контроль служит инструментом надзора за законностью всех проводимых банком операций и заключаемых сделок, правовым обеспечением деятельности банка в целом, ведением на должном правовом уровне судебных, арбитражных дел.

Технологический контроль предполагает осуществление контрольных функций за четким соблюдением технологии осуществления всех банковских операций, процедур выполнения работ, должностных инструкций.

Управленческий контроль представляет собой систему оперативных мер за правильностью и целесообразностью действий руководителей всех уровней и органов управления банка; осуществляет при этом контроль со стороны менеджеров за деятельностью руководимых ими подразделений банка и деятельностью непосредственных подчиненных; за выполнением управленческих решений; за распределением потоков управленческой информации.

Каждый вид контроля использует свои специфические приемы и процедуры. В частности, предварительный контроль широко использует такие процедуры, как анализ, юридическую оценку и логический контроль; текущий контроль - мониторинг, анализ, юридическую оценку, формальную и арифметическую проверку, логический контроль и визуальное наблюдение; а последующий контроль - ревизию, аудит, анализ, встречную проверку, инвентаризацию и экспертизу.

При этом аудит рассматривается как один из важнейших методов контроля. Кроме того, аудит рассматривается и в качестве субъекта контроля - самостоятельного специализированного структурного подразделения банка.

Относительно новым понятием в области банковского контроля является мониторинг. Под мониторингом понимается особая процедура реализации контроля, при которой осуществляется постоянное наблюдение за происходящими процессами и немедленное реагирование на них. С позиции процесса управления это означает непосредственное и непрерывное осуществление процесса обратной связи, с целью принятия корректирующих решений по ходу осуществления процесса управления. В практической деятельности осуществление мониторинга непростая задача, решение которой невозможно без использования современных информационных систем.

Безусловно, границы между теми или иными видами контроля на практике продолжают оставаться во многом размытыми. Вместе с тем, приведенная классификация видов контроля, безусловно, позволит глубже понять содержательную сторону его, послужит практическим ориентиром для банковских менеджеров при выработке подходов к распределению контрольных функций между структурными подразделениями банка, выступающими в ряде случаев как в качестве объектов, так и в качестве субъектов внутреннего контроля.

Субъекты внутреннего контроля в коммерческом банке можно классифицировать следующим образом:

  • представительные органы собственников банка (совет директоров или наблюдательный совет, ревизионная комиссия);
  • высшие коллегиальные органы управления (правление, комитеты, в т. ч. кредитный комитет, комитет по управлению активами и пассивами);
  • высшие менеджеры банка (председатель правления или президент, его заместители);
  • специальные службы банка, осуществляющие контрольные функции (служба внутреннего контроля, внутреннего аудита, безопасности и др.);
  • специальные комиссии, создаваемые, как правило, на временной основе, для проведения инвентаризаций, ревизий, тематических проверок, служебных расследований;
  • менеджеры и рядовые сотрудники банка (например, управляющие, специалисты, контролеры), осуществляющие контрольные функции в соответствии с их должностными обязанностями и полномочиями.

Уже сам перечень субъектов внутреннего контроля свидетельствует о том, что контроль должен осуществляться на всех уровнях иерархической пирамиды - от рядовых служащих до высших менеджеров - и возглавляться представителями собственников банка.

Важнейшими субъектами внутреннего контроля являются специальные службы, осуществляющие контрольные функции, в частности, служба внутреннего контроля и служба внутреннего аудита. Рассмотрим, в чем должна проявляться на практике необходимость в наличии таких специальных служб.

Исследование места и роли внутреннего контроля в управлении коммерческим банком позволяет сделать вывод о том, что внутренний контроль объективно необходим на всех стадиях и уровнях управления и должен реализовываться, прежде всего, в ходе процесса управления непосредственно самими структурными подразделениями банка. Вместе с тем, уровень внутреннего контроля, осуществляемого самими подразделениями банка, по ряду объективных и субъективных причин достаточным в полной мере быть не может, прежде всего, исходя из следующих обстоятельств.

Во-первых, менеджеры не всегда досконально владеют всеми тонкостями технологии и организации проведения комплекса совершаемых в конкретных подразделениях банка операций, поскольку на те или иные участки работы нередко назначаются руководители, которые ранее не были в полной мере знакомы со спецификой работы этих подразделений. С другой стороны, динамичность развития банковских продуктов, а также оперативная текучка приводят зачастую к тому, что даже опытные менеджеры утрачивают знание всех тонкостей технологии и организации работ в руководимых ими подразделениях.

Во-вторых, реализация контрольных функций менеджерами на их участках работ вскрывает недостатки и упущения в их непосредственной деятельности, что сказывается на оценке качества управления, а значит и на оценке результатов их труда. Давать же в этом случае объективную оценку своей негативной деятельности менеджеры, естественно, не хотят. Именно в этом причина одного из основных противоречий, возникающих между менеджерами и владельцами компаний, так как первым нередко хочется выдать желаемое за действительное или приукрасить положение дел.

В-третьих, в системе внутреннего контроля всегда остаются незакрытыми так называемые "стыки" в местах взаимодействия отдельных структурных подразделений банка. В этой связи даже при качественной постановке внутреннего контроля в отдельных подразделениях банка необходимо дополнительно производить стороннюю оценку состояния внутреннего контроля в целом, и делать это нужно независимыми от данных подразделений, высоко квалифицированными специалистами. Применительно к банку такие специалисты должны быть в составе указанных специализированных служб, осуществляющих контрольные функции.

В системе управления коммерческим банком задача службы внутреннего аудита состоит, прежде всего, в разработке действенной системы внутреннего контроля, четком методическом и организационном ее обеспечении, периодической оценке состояния внутреннего контроля, а в случае недостаточности его на тех или иных участках - в непосредственном его осуществлении, подготовке выводов и предложений по повышению эффективности деятельности банка.

Внутренний аудит является важнейшей составной частью системы контроля в банках. В Россию аудит пришел в период смены форм собственности и в настоящее время является одним из все более широко используемых видов независимого контроля.

Возникнув на Западе более ста лет назад вместе с появлением акционерных форм собственности, аудит продолжает оставаться неотъемлемым атрибутом рыночных отношений. В нашей стране, придя на смену господствующим системам государственного и ведомственного контроля, аудит в последние годы расширил границы своего применения. Он не только перестал быть неизведанной областью экономических знаний, но и сформировался в самостоятельный вид предпринимательской деятельности.

Вместе с тем, необходимо отметить, что процесс становления аудита в России идет медленнее, чем это обусловливается потребностями рыночной экономики. И основными сдерживающими факторами развития аудита в нашей стране являются: ограниченность темпов экономических реформ, непоследовательность осуществления принципа обязательности аудита, отсутствие необходимых теоретических разработок в области методологии и организации аудита применительно к российским условиям, недостаток нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности, недостаточный уровень профессионализма аудиторских кадров.

Существенным препятствие в широком использовании аудита на практике до последнего времени являлось отсутствие правильного понимания нынешними менеджерами принципиальных различий между аудитом и ревизией. Что же касается ревизий, то к ним у большинства руководителей, как указывалось выше, еще сохраняется негативное отношение как к одному из карательных инструментов административно-командной системы управления.

Аудит и ревизия имеют разную сущность и назначение, и отождествлять их неправомерно. Если ревизия имеет своей основной целью выявление недостатков и нарушений, то целью аудита является оценка состояния внутреннего контроля; если объектом исследования ревизии является выявление нарушений действующего законодательства, учетной политики предприятия, то объектом исследования аудита является все то, что подрывает платежеспособность организации, ухудшает ее финансовое состояние; если ревизия решает задачу предотвращения хищений и пресечения всякого рода злоупотреблений, то аудит, кроме того, нацелен на решение задач по дополнительному привлечению пассивов (инвесторов, кредиторов), укреплению платежеспособности организации; если за основу при проведении ревизий берется принцип максимально возможной точности определения выявленного размера ущерба, то при аудите используется принцип разумной достаточности с ориентацией на соотношение затрат и результатов.

Аудит, как и контроль, также подразделяется на внешний и внутренний. Целью внешнего аудита является, в основном, проверка выполнения требований нормативных актов государственных надзорных (контрольных) органов, уставных документов, установление достоверности финансовой отчетности, полноты выполнения налоговых обязательств и т. д. Существенной особенностью внешнего аудита является то, что он, в основном, носит форму последующего контроля.

Внутренний аудит, помимо решения перечисленных задач внешнего аудита, сосредоточивает свое внимание на проверке степени реализации целей и задач, предусмотренных программой стратегического развития предприятия, состояния системы внутреннего контроля в соответствии с учетной политикой данной организации и в рамках существующего законодательства, оценки эффективности хозяйственной и финансовой деятельности как предприятия в целом, так и его структурных подразделений.

Главной задачей внутреннего аудита является проникновение в функции менеджмента, и, прежде всего, оценка эффективности прогнозирования деятельности организации, определение степени совершенства организационных структур и методов управления, получение качественных данных о результатах работы организации, контроль за состоянием и использованием имущества и капитала, оценка степени обеспечения управленческой деятельности необходимой информацией, разработка предложений по дальнейшему совершенствованию управления.

Опыт западных стран с развитой рыночной экономикой показывает, что характерной особенностью внутреннего аудита является то, что при его проведении предпочтение отдается предварительному и текущему контролю, так как после совершения хозяйственной (банковской) операции практически невозможно повлиять на ее эффективность или принять меры по устранению упущений в финансово-хозяйственной деятельности предприятия или банка.

Что касается объектов внутреннего контроля, то под ними понимается вся совокупность элементов системы коммерческого банка, попадающих в зону действия контроля, а именно:

  • финансово-хозяйственная деятельность банка, его дочерних структур;
  • деятельность структурных подразделений банка и его филиалов;
  • отдельные банковские продукты, операции и сделки, выполняемые банком;
  • финансовые и информационные потоки;
  • деятельность отдельных менеджеров и рядовых сотрудников банка.

Эффективность системы внутреннего контроля в банке в существенной мере зависит от того, насколько полно в банке руководствуются существующими принципами внутреннего контроля. Им отводится особая роль в функционировании системы внутреннего контроля. К числу важнейших принципов контроля относятся следующие.

Принцип ответственности заключается в том, что каждый служащий банка должен нести экономическую, административную и дисциплинарную ответственность за ненадлежащее исполнение своих функций. При этом ответственность должна быть установлена за выполнение каждой конкретной функции и закреплена за конкретным служащим банка.

Принцип сбалансированности предполагает, что при определении обязанностей каждого субъекта контроля ему должен быть предписан соответствующий объем прав и возможностей, и наоборот.

Принцип интеграции, взаимодействия и координации рассматривает контроль в тесной взаимосвязи со всеми элементами системы управления и предполагает четкое взаимодействие всех подразделений и служб банка.

Принцип заинтересованности администрации заключается в том, что функционирование внутреннего контроля не может быть эффективным без должной заинтересованности в нем высших менеджеров банка.

Принцип соответствия утверждает, что система внутреннего контроля в банке должна быть адекватна системе управления, зависеть от величины банка, сложности его организационной структуры, объемов и видов совершаемых им операций.

Принцип постоянства предполагает постоянное (систематическое) функционирование внутреннего контроля, позволяющее своевременно предупреждать возникновение отклонений в деятельности банка.

Принцип приоритетности заключается в том, что при реализации контрольных функций необходимо разумно распределять имеющиеся силы, уделяя основное внимание наиболее сложным участкам деятельности банка, где возможны существенные потери.

Принцип комплексности исходит из того,что все объекты должны быть охвачены адекватным контролем, поскольку нельзя добиться общей эффективности контроля, если из зоны контроля выпадают отдельные стороны деятельности банка.

Принцип единоличной ответственности гласит, что во избежание безответственности необходимо, чтобы каждая отдельная контрольная функция быть закреплена только за одним субъектом контроля (при этом за одним субъектом контроля может быть закреплено несколько контрольных функций).

Наконец, принцип регламента утверждает, что эффективность функционирования внутреннего контроля напрямую связана с тем, насколько подчинена регламенту вся банковская деятельность (все без исключения ее участки).

Особо важная роль в эффективном функционировании внутреннего контроля в коммерческом банке отводится организации внутреннего контроля, под которой понимается организация всех контрольных служб банка в их тесной связи с организационной структурой банка в целом (см. рис. 1.5.).

Главными контрольными службами в банке являются служба внутреннего контроля и внутреннего аудита. Учитывая специфику решаемых этими службами задач, они должны иметь статус высшего исполнительного органа либо находиться в ведении наблюдательного органа управления акционерным обществом, в зависимости от того, какой из этих органов не по юридическому статусу, а фактически имеет реальную власть в управлении данной коммерческой структурой и несет всю полноту ответственности за ее деятельность. При этом в любом случае служба внутреннего аудита должна находится в подчинении первых руководителей этих органов управления.

Рис. 1.5. Схема организационной структуры российского коммерческого банка.

На рисунке приняты условные обозначения:
сплошная линия - подчинение;
пунктирная линия - контроль