Библиотека управления

Управление по целям при аттестации персонала

– проводится оценка степени достижения сотрудниками поставленных перед ними целей; аттестация в данном случае является составной частью процесса управления организацией по целям (Management by objectives – MBO).

краткая информация по термину

В общем случае управление по целям обозначает достижение целей организации через постановку и разъяснение целей каждому работнику и их согласование. Считается, что это позволит перейти от простого ежедневного выполнения им должностных обязанностей к осознанной работе, нацеленной на достижение важного для организации результата.

Процессу проведения аттестации сотрудников при помощи метода управления по целям предшествуют следующие этапы:

  • обзор работ и ожидаемых после их выполнения результатов и согласование должностных обязанностей;
  • развитие стандартов деятельности;
  • построение “дерева целей” и установление целей каждому сотруднику.

Очевидно, что любые цели достигаются с использованием определенных ресурсов. Ресурсом, в том числе, является и деятельность сотрудников предприятия. Соответственно, прежде чем приступить к оценке и аттестации сотрудника, необходимо определить, что конкретно делает этот работник, и какие требования к его работе предъявляются, и насколько выполненная работа им соответствует. Далее нужно попытаться “поднять планку”, то есть найти возможность улучшения работы, развития стандартов деятельности. После этого можно устанавливать цели деятельности на определенный период – конкретные, измеримые, понятные, доведенные до сотрудника и согласованные с ним.

Соответственно, сама аттестация заключается в регулярном контроле над достижением поставленных целей. При этом аттестацию рекомендуется проводить “сверху вниз”: от высшего уровня управления к низшему, для выявления “слабых мест” и “болевых точек” в структуре организации. Форма проведения аттестации в соответствии с методом управления по целям – аттестационное интервью непосредственного начальника с аттестуемым подчиненным; в ходе интервью заполняется аттестационный бланк. При этом в интервью необходимо не только оценить деятельность сотрудника, но и согласовать цели на следующий период, а также, если это необходимо, определить потребность сотрудника в обучении и развитии для повышения эффективности реализации поставленных задач.

источники дополнительной информации

Публикации

Литягин А. Эффективная аттестация
Рассмотрены международные и отечественные подходы к проведению аттестации, этапы ее планирования и проведения, средства защиты от субъективизма аттестации.

Аксенова Е.А. Цели и этапы проведения аттестации: психологический аспект
В статье рассматриваются периодической оценки сотрудников – аттестации. Рассмотрены различные цели проведения аттестации сотрудников предприятия в различных условиях, этапы подготовки к проведению аттестации и технологии ее проведения.

Обухова Н. Эксперимент на людях
Рассмотрен опыт внедрения системы оценки персонала в российском представительстве компании DHL.

См., также:

Источники, использованные при подготовке данной статьи:
  1. Борисова Е.А. Оценка и аттестация персонала. – СПб. : Питер, 2002. – 256 с. – (Серия “Теория и практика менеджмента”) (С. 109–117)


Автор: Волкова Наталья