Библиотека управления

Консалтинг – как много в этом слове...

Владимир Ярмиш(Обзор отрасли и предоставляемых услуг)

Оглавление

Общая характеристика рынка консультационных услуг
Структура рынка управленческого консалтинга
Краткий обзор ситуации в отрасли и тенденций


Краткий обзор ситуации в отрасли и тенденций.

Нужно идти, чтобы стоять на месте.
Чтобы идти вперед, нужно бежать.

"Алиса в Зазеркалье".

Согласно прогнозам Kennedy Research Group, доходы от предоставления услуг в сфере управленческого консалтинга по всему миру достигнут в 2000 году 114 млрд. долларов. По итогам же 1999 года список 30 крупнейших международных консалтинговых компаний выглядел следующим образом:

Таблица №8.

N

Компания

Выручка от оказания консалтинговых услуг (млн долл.)

Прирост (%)

Количество сотрудников

Количество консультантов

1

IBM Global Services

9 762

14

н. д.

н. д.

2

Andersen Consulting

8 941

8

65 496

51 931

3

Cap Gemini Ernst & Young

8 200

н. д.

57 000

н. д.

4

PricewaterhouseCoopers

7 600

27

н. д.

55 000

5

Deloitte Consulting/DTT

5 050

31

28 625

н. д.

6

Computer Sciences Corporation (СSC)

3 800

8

н. д.

25 000

7

KPMG

3 000

11

н. д.

17 000

8

McKinsey & Company

2 900

16

11 000

6 000

9

Mercer Consulting Group

1 950

26

14 100

н. д.

10

Arthur Andersen

1 400

33

10 000

н. д.

11

Booz-Allen & Hamilton

1 370

14

9 835

7 230

12

Towers Perrin

1 338

9

8 400

6 500

13

Hewitt Associates

1 075

25

10 930

5 500

14

Boston Consulting Group

948

30

н. д.

2 166

15

DMR Consulting Group

920

8

н. д.

2 438

16

Bain & Company

756

20

2 400

1 800

17

Aon Consulting Worldwide

656

7

5 700

4 300

18

Woodrow Milliman

509

16

3 500

1 800

19

PA Consulting Group

469

7

2 824

1 980

20

Telcordia Technologies

380

4

1 500

1 400

21

Roland Berger & Partner

379

16

1 341

912

22

Horwath International

337

74

н. д.

4 400

23

Hay Group

293

5

2 210

1 065

24

RSM International

289

24

2 150

1 750

25

Plaut International Management Consulting

233

27

1 666

1 282

26

BDO International

198

12

н. д.

н. д.

27

Mummert + Partner

180

33

1 045

880

28

Kurt Salmon Associates

135

4

800

525

29

Twynstra Group of Managers & Consultants

82

19

700

500

30

Berenschot Groep

73

400

Источник: Management Consultant International (Эксперт, #25 (236) 3/07/2000)

Как видно из приведенной таблицы, лидирующие позиции, наряду компаниями Большой Пятерки, которым традиционно принадлежат верхние строчки рейтингов, начинают занимать компании, специализирующиеся на предоставлении услуг в области информационных технологий и электронной коммерции: IBM Global Services, Computer Sciences Corporation.

Показателен пример компании Andersen Consulting – хотя она стала независимой только в 1988 году, в настоящее время она является одной из крупнейших консалтинговых компаний.

Тот факт, что относительно новые компании появились в десятке крупнейших, красноречиво свидетельствует о динамизме и интенсивности конкуренции в данной отрасли.

Следом за ними следуют фирмы специализирующиеся на вопросах разработки стратегии: McKinsey & Company, Booz-Allen & Hamilton, Boston Consulting Group. Эти компании постоянно расширяют спектр предоставляемых услуг, в основном, за счет сферы информационных технологий и электронной коммерции.

Следует также отметить значительное влияние развития информационных технологий, что привело не только к ускорению темпов роста, но и увеличению количества и качества предлагаемых услуг. Доля IT/Systems сегмента рынка составляет 64% и к концу года ожидается ее увеличение до 70%

Кроме этого, за последние десятилетия в отрасли появилось значительное количество небольших узкоспециализированных фирм, особенно в сфере информационных услуг и электронной коммерции. Еще одной тенденцией является рост слияний и приобретений.

Динамика доходов консалтинговых компаний от всех видов деятельности по всему миру за период с 1994 по 2000 годы приводится на диаграмме №1.

Необходимо также отметить, что если в первой половине 90-х средние темпы роста в отрасли составляли около 20%, то во второй половине они замедлились до 14-16%. По прогнозам аналитиков из Kennedy Information Group, в 2000 году рост доходов в отрасли составит примерно 13%.

Естественно, темпы роста сильно варьируются в зависимости от отраслевой специализации консалтинговых компаний: так темпы роста за период 92-96 гг составляли в среднем в сфере информационных технологий 15%, в сфере управления персоналом – 10%, в сфере операционного менеджмента – 14%, в сфере стратегического планирования – 18%.

По предварительным оценкам в 2000 году темпы роста доходов компаний в сфере управления персоналом, операционного менеджмента и информационных технологий составят соответственно 17%, 11% и 16%. Для сравнения, в 1997 году аналогичные показатели составляли соответственно 16%, 15% и 29%.

Следующая диаграмма отражает динамику изменения численности консультантов в фирмах, занимающихся управленческим консалтингом по всему миру за период с 1990 по 2002 годы.

Как можно заметить рост численности консультантов заметно ускорился в конце 90-х годов. На основе данных Kennedy Information Group, среднегодовые темпы роста составляли примерно 13% за период с 1993 по 1999 гг.

В будущем, согласно прогнозам, ожидается замедление темпов роста до 9% в год.

На сегодняшний день, консалтинг остается одной из самых динамично развивающихся отраслей. В то время как на 50 крупнейших компаний, в основном зарегистрированных в США, приходиться более 60% доходов всей отрасли, существую тысячи небольших фирм, осуществляющих деятельность по всему миру.

Как уже отмечалось, ввиду сложившейся на протяжении 90-х годов конъюнктуры, количество фирм в отрасли значительно увеличилось. Что в свою очередь привело к усилению конкуренции, которая ведется во всех областях, начиная с цен на услуги и заканчивая политикой найма.

Что касается потенциальных клиентов, то для них важно иметь представление не только об основных видах предоставляемых услуг, но также знать и отраслевую специализацию консалтинговой компании (т.е. в каких отраслях она имеет наибольший опыт работы).

В заключении рассмотрим распределение консультантов по компаниям, вошедшим в рейтинг, а также годовой доход из расчета на одного консультанта. На основе имеющихся данных (см. табл. №8), получим следующую схему для углубленного анализа ситуации в отрасли:

Полученные результаты являются усредненными показателями для указанных групп компаний.

Схема №3 позволяет классифицировать крупнейшие компании отрасли в зависимости от доходов на одного консультанта. В среднем на каждого консультанта работающего в одной из десяти крупнейших компаний приходиться около 224 тыс. долл. годового дохода. При этом на десять крупнейших компаний приходится более 76% всех консультантов. Что касается второй и третей десятки компаний, то для них этот показатель составляет 277 и 214 тыс. долларов соответственно, при этом на них приходится чуть больше 23% консультантов.

Основываясь на подходе к структурированию отрасли, изложенном в главе “Альтернативный вариант группировки компаний в области управленческого консалтинга”, данных таблицы №8 и схемы №3, можно распределить все рассмотренные компании на четыре категории. Основными критериями в данном случае будут: количество консультантов и средний годовой доход компании из расчета на одного консультанта.

Это позволит сфокусировать внимания на основных различиях между компаниями и одновременно дать наглядное представление об отраслевой структуре.

Графическая интерпретация данного подхода представлена на схеме №4:

В основу данной схемы положена предлагаемая классификация компаний в отрасли управленческого консалтинга и данные о годовом доходе на одного консультанта в рассматриваемых типах компаний (данный показатель варьируется 140-180 тыс. долл. в компаниях Big 5, до 400-480 тыс. долл. в элитных компаниях).

Конечно, данная классификация в определенной степени условна и не может охватить все многообразие компаний и форм деятельности, но она дает представление об основных группах компаний, их положения относительно друг друга, а также основных различиях между ними.

Нужно также отметить, что поскольку консалтинг является отраслью сферы услуг, основными клиентами которой являются крупные корпорации, положение консалтинговых компаний в значительной степени зависит от динамики прибыли корпораций-клиентов и прогнозов относительно ее изменения.

Почему менеджеры пользуются услугами консультантов?

"...consultants are people who, when asked, agree to use their
expertise to help clients narrow the gap between they now have and what
they think they want or need. Those who offer help that is not wanted may
think they are consulting, but are not. Consultants have clients, and
clients decide whether they are going to be clients or not. Successful
consultants are made by clients seeking their help."

Geoffrey M. Bellman:

Характеристика отрасли была бы неполной без упоминания основных причин, по которым руководители компаний нанимают консультантов. И это совсем не потому, что консультанты все знают или лучше всех разбираются в особенностях и тонкостях бизнеса клиентов, хотя и имеют значительный опыт.

Итак, консультантов нанимают для того, чтобы:

  1. Получить объективную (непредвзятую) оценку проблем и/или задач, стоящих перед руководством компании. Поскольку на консультантах никак не скажутся решения, принимаемые руководством компании; они не связаны событиями, которые имели место в прошлом и не имеют личных привязаностей, то они способны провести наиболее объективный анализ сложившейся ситуации. Это в свою очередь способствует принятию оптимального решения, минимизации издержек на его реализацию и повышению доверия к компании со стороны акционеров и/или потенциальных инвесторов.
  2. Воспользоваться знаниями и опытом консультантов. Консультанты обладают знаниями и опытом в отрасли своей специализации, накопленными в процессе деятельности компании. Поэтому прежде чем изобретать велосипед, менеджеры могут обратиться за помощью к консультантам с тем, чтобы использовать этот опыт и не допустить совершения ошибок.
  3. Привлечь дополнительные ресурсы для решения специфических задач. Еще одной причиной, по которой руководители нанимают консультантов, является то, что у компании не всегда есть свободные и квалифицированные кадры для решения всех проблем, которые могут возникнуть в ходе хозяйственной деятельности. Компании, которые стремятся к снижению издержек, не могут позволить себе содержать значительный штат сотрудников. А поиск и найм их требует времени и издержек.
  4. Получить оперативную и квалифицированную помощь в критических и/или жизненно важных ситуациях, когда требуется переосмыслить стратегию развития, философию управления, разработать или изменить корпоративную культуру, осуществить реструктуризацию компании.

Это список основных, но далеко не всех причин, которые различаются в зависимости от конкретной компании, отрасли и направлений деятельности клиентов и их консультантов.


Оглавление раздела...