Библиотека управления

Консалтинг – как много в этом слове...

Владимир Ярмиш(Обзор отрасли и предоставляемых услуг)

Оглавление

Общая характеристика рынка консультационных услуг
Структура рынка управленческого консалтинга
Краткий обзор ситуации в отрасли и тенденций


От автора.

Нельзя не отметить растущую популярность консалтинга, как во всем мире, так и в России. Причины этого, как объективные, так и субъективные, были подробно освещены в отечественной и западной прессе. Однако что же скрывается за термином “консалтинг”? Какова структура этой отрасли экономики и спектр услуг, предоставляемых консалтинговыми компаниями? Кто занимается консалтингом, и каким именно? Почему менеджеры нанимают консультантов? Ответам на эти и другие вопросы и посвящена данная статья.

Надеюсь, что она будет интересна всем, кто так или иначе сталкивается с консалтингом, включая руководителей различного уровня, текущих и потенциальных клиентов консалтинговых компаний, а также всех тех, кто раздумывает над тем, не связать ли свою судьбу с консалтингом.

Автор выражает благодарность Дмитрию Рябых за помощь в подготовке данной статьи к публикации.

Вступление.

— Не подскажите ли, по какой дороге мне идти?
— Это зависит от того, куда Вы хотите прийти, —
ответил Чеширский Кот.
— Да мне, в общем-то, все равно... — начала Алиса.
— Тогда неважно, и какой дорогой идти, — заметил Кот.
— ...Лишь бы прийти куда-нибудь, — пояснила Алиса.
— О, туда Вы непременно придете, главное идти
достаточно долго и никуда не сворачивать.

Льюис Кэррол. "Алиса в Стране Чудес"

Консалтинг – это очень широкое понятие, и ввиду этого оно мало что объясняет, ибо любая помощь клиенту при решении проблем, возникающих в ходе его деятельности, имеет право называться консалтингом. Поскольку круг подобных проблем весьма широк, деятельность консультантов с трудом поддается какой-либо классификации. Существование огромного количества компаний, предоставляющих консалтинговые услуги как в каком-либо одном направлении, так и охватывающих полный спектр услуг данной отрасли, нисколько не облегчает эту задачу. Не удивительно, что в понятие “консалтинг” каждый вкладывает различный смысл, определяемый практическим направлением своей деятельности, и это зачастую приводит к путанице. Что подтверждается российской практикой, где можно встретить упоминание о консалтинге, как при проведении взаимозачетов, так и настройке бухгалтерских программ, и даже – при создании политического имиджа.

Данная работа посвящена общему обзору отрасли экономики, которую можно обозначить как консалтинг. В ней предпринята попытка дать систематизированное описание отрасли в целом и отдельных направлений деятельности, которые представляются автору наиболее интересными. Основное внимание, таким образом, будет уделено управленческому консалтингу. Это связано с тем, что именно управленческий консалтинг принято называть “консалтингом” во всем мире, с момента появления этого термина и до наших дней.

Общая характеристика рынка консультационных услуг.

Суть консалтинга заключается в помощи клиенту повышать эффективность своей деятельности и создавать стоимость, как путем предоставления информации и рекомендаций, так и предоставляя свои услуги в достижении поставленных целей. Консультантам приходится изучать и анализировать ситуацию, выдвигать гипотезы и предлагать нововведения, а также убеждать клиентов в необходимости предлагаемых мер и претворять их в жизнь.

Основными клиентами консалтинговых фирм являются крупные компании, список которых регулярно публикуется в журнале Fortune или национальных аналогичных изданиях. В зависимости от направления деятельности фирмы-клиента, ее размеров, характера решаемых ею проблем, консультанты решают самые разнообразные задачи, начиная от налогового планирования, исследования новых рынков, проектирования систем управления производством и заканчивая юридическим обеспечением деятельности корпораций, подбором персонала и тим-билдингом (team-building).

Невозможно охватить все многообразие направлений их деятельности в небольшом обзоре, но можно попытаться классифицировать достаточно широкий спектр услуг, который данные компании предоставляют своим клиентам в несколько основных направлений.

Для этого рассмотрим структуру отрасли. Основные направления деятельности компаний, осуществляющих свою деятельность в сфере консалтинга, представлены на схеме №1. Предлагаемая классификация носит функциональный характер и основывается на сложившейся мировой практике:

Схема №1.Консалтинг: сегментация отрасли.

Поскольку многие компании в сфере консалтинга являются довольно влиятельными и уважаемыми в деловых кругах, имеет смысл остановиться на этом поподробнее.

Accounting/Financial services:

Консультанты в этой области предоставляют свои услуги руководителям и/или финансовым менеджерам крупных компаний. Можно выделить четыре основных направления деятельности: услуги в сфере подготовке и проверке финансовой отчетности, финансовый анализ хозяйственной деятельности, анализ экономической конъюнктуры и прогнозирование, а также вопросы финансовой стратегии (привлечение финансирования, оценка стоимости бизнеса, слияния и приобретения, создание стоимости для акционеров). По словам представителя компании Boston Consulting Group: “Компании обладают огромным выбором в плане привлечения финансирования. Но вне зависимости от того, будет принято решение о займе или продаже части акций, оно может оказать значительное влияние на стоимость и функционирование компании на много лет вперед”.

Ниже представлен примерный список, наиболее известных компаний в этой области:

  • Arthur Anderson;
  • Boston Consulting Group;
  • Deloitte & Touche;
  • Ernst & Young;
  • The Hackett Group;
  • Houlihan Lokey Howard & Zukin;
  • Ibbotson Associates;
  • KMPG
  • LEK/Alcar Group;
  • McKinsey & Co;
  • Mitchell Madison Group;
  • PricewaterhouseCoopers;
  • Stanford Consulting Group;
  • Stern Stewart & Co.

Tax/Legal Advice.

Спрос на услуги в сфере налогообложения и правового обеспечения деятельности значительно возрос в связи с усложнением деятельности в условиях глобализации, а также национального и международного законодательства. Консультантов в этой области можно разделить на три группы, которые хотя и не охватывают весь спектр услуг отрасли, но имеют непосредственное отношение к рассматриваемой теме.

К первой группе относятся компании, работающие в области налогообложения и оптимизации налогового бремени, а также предоставляющие услуги в области стратегии и тактики ведения судебных процессов. Ко второй – в области правового обеспечения финансовых операций (размещение ценных бумаг, слияния и приобретения и т.п.). Компании последней группы специализируются в области интеллектуальной стоимости.

Некоторые наиболее известные компании с указанием области специализации, представлены ниже:

Tax/Litigation

  • Cleary, Gottlieb, Steen & Hamilton;
  • Cravath, Swaine & Moore Davis Polk & Wardwell;
  • Paul, Weiss, Rifkind, Wharton & Garrison;
  • Skadden, Arps, Slate, Meagher & Flom;
  • Williams & Connolly.

Corporate Finance

  • Cravath, Swaine & Moore;
  • Davis Polk & Wardwell;
  • Simpson Thacher & Bartlett;
  • Skadden, Arps, Slate, Meagher & Flom;
  • Sullivan & Cromwell;
  • Wachtell, Lipton, Rosen & Katz;
  • Wilson Sonsini Goodrich & Rosati.

Intellectual Property

  • Brobeck, Phleger & Harrison;
  • Cooley Godward;
  • Fish & Neave;
  • Fenwick & West;
  • Wilson Sonsini Goodrich & Rosati.

Также сильными позициями в этой сфере налогообложения и правового обеспечения деятельности компаний обладают компании Большой Пятерки.

Management consulting

Подробнее остановимся на услугах, которые предоставляются компаниями, занимающимися управленческим консалтингом (см. схему №2).

Схема №2: Управленческий консалтинг.

Управленческий консалтинг – это вид деятельности, направленный на решение проблем и/или задач, стоящих перед менеджерами высшего звена в области стратегического планирования, управления хозяйственной, инвестиционной и финансовой деятельностью, оптимизации и повышения эффективности деятельности компании, а также проведение необходимых для этого аналитической и исследовательской работы.

Конечным результатом деятельности является не только решение проблем, с которыми сталкиваются управляющие, но и повышение эффективности деятельности компании в целом и/или увеличению индивидуальной производительности труда каждого работника, а в некоторых случаях создание конкурентных преимуществ и вывод компании на новый уровень.

Классификация, которая приводиться, не претендует на полноту и всеобъемлющий характер, но представляет собой попытку систематизировать и структурировать основные направления деятельности консалтинговых компаний, услуги ими предоставляемые и привести примеры компаний специализирующихся в каждой из выделенных областей. Хотя подобная группировка представляет собой довольно упрощенный вариант действительности и не отражает всех особенностей деятельности некоторых фирм, она позволяет получить представление об отрасли и ее структуре с функциональной точки зрения.

В дальнейшем я подробнее остановлюсь на классификации компаний в сфере управленческого консалтинга и приведу примеры фирм, специализирующихся на выделенных направлениях.


Продолжение...