Способы перераспределения финансовых ресурсов внутри холдинга
Одной из ключевых задач управления холдингом является обеспечение его бесперебойного финансирования. Поэтому процесс проектирования структуры холдинга должен обязательно включать выбор оптимальных способов финансирования его деятельности. Во время экономических кризисов особое значение приобретают способы, основанные на консолидации и последующем перераспределении собственных средств участников холдинга, а не на заемном финансировании. Ниже приводится анализ некоторых из таких способов, встречающихся в практике делового консультирования.
Прямое финансирование
Выплата дивидендов
Получение дивидендов от дочерних обществ.
Сильные стороны решения:
- Наиболее «прозрачный» способ финансирования в холдинге.
- Налог на дивиденды уплачивается источником (дочерним обществом). У материнской компании доходы от участия в других организациях (дивиденды) исключаются из налогооблагаемой базы (п.1 ст. 250, п.3 ст. 248 НК РФ).
Слабые стороны решения:
- Финансирование осуществляется лишь в одном направлении: от общества к его акционеру (участнику). В холдинге — от дочернего общества к материнской компании.
- Сложность процедуры финансирования. Выплата дивидендов по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года осуществляется только по решению общего собрания акционеров (ст. 48 Закона «Об АО»). Решение об определении части прибыли общества, распределяемой между участниками общества ежеквартально, раз в полгода или раз в год, принимается общим собранием участников общества (ст. 28 Закона «Об ООО»). В последнем случае уставом общества может быть установлен иной порядок распределения прибыли между участниками.
Рекомендация по нейтрализации слабых сторон: Чистую прибыль, остающуюся в распоряжении участника холдинга после уплаты налогов целесообразно направить не на выплату дивидендов, а на увеличение его собственных средств. В дальнейшем эти средства могут быть использованы в целях финансирования холдинга через механизмы, описанные ниже.
Безвозмездная передача имущества
В ряде случаев НК РФ предусматривает возможность безвозмездной передачи имущества (в т.ч. денежных средств) от одного юридического лица другому юридическому лицу без учета полученных таким образом доходов при определении налоговой базы. Применительно к практике финансирования деятельности холдинга особый интерес представляют следующие условия такой передачи имущества:
- Если уставный капитал получающей стороны более чем на 50% состоит из вклада (доли) передающей организации. При этом полученное имущество не признается доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня его получения указанное имущество (за исключением денежных средств) не передается третьим лицам (п/п 11 п. 1 ст. 251 НК РФ).
- Если имущество передано в рамках целевого финансирования. При этом компания, получившая средства целевого финансирования, обязана вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения (п/п 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Сильные стороны решения:
- отсутствие платы за пользование финансовыми ресурсами;
- бессрочное использование финансовых ресурсов;
- привлеченные ресурсы не облагаются налогом.
Примечание: Может сложиться впечатление, что безвозмездная передача имущества между компаниями холдинга похожа на дарение. Согласно ст. 575 ГК РФ, в отношениях между коммерческими организациями не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда. Однако дарения в данном случае не происходит. Безвозмездная передача имущества внутри холдинга преследует цель минимизировать убытки и / или получить прибыль, и поэтому не может быть признана дарением, поскольку здесь отсутствует признак безвозмездности.
Заемное финансирование
Согласно ст. 807 ГК РФ, по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.
Займодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и в порядке, определенных договором займа (ст. 809 ГК РФ).
Заем может быть осуществлен путем выдачи заемщиком векселя, удостоверяющего ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель) либо иного указанного в векселе плательщика (переводной вексель) выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока полученные взаймы денежные суммы (ст. 815 ГК РФ).
Сильные стороны решения:
- Заем возможен между любыми участниками холдинга.
- Сумма займа (основного долга) не облагается налогом.
- Заимствование может служить не только инструментом финансирования, но и механизмом перераспределения налогооблагаемой прибыли между участниками холдинга (при использовании векселей — между любыми участниками холдинга, а не только между заемщиком и займодавцем).
Слабые стороны решения:
- Проценты, полученные по предоставленному займу, облагаются налогом на прибыль (п.6 ст. 250 НК РФ). Величина процентов, выплачиваемых заемщиком, которые могут быть отнесены на его расходы, ограничена (п.1 ст. 269 НК РФ):
- размером начисленных по долговому обязательству процентов, которые не должны существенно (более чем на 20%) отклоняться от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце — для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей) на сопоставимых условиях;
- ставкой рефинансирования Центрального банка России, увеличенной в 1,1 раза (п.1 ст. 269 НК РФ).
- Риск враждебного поглощения одной из компаний холдинга через банкротство из-за концентрации векселей, выданных этой компанией у заинтересованных лиц.
Рекомендации по нейтрализации слабых сторон:
- Назначать проценты за пользование заемными средствами не выше ставки рефинансирования Центрального банка России, увеличенной в 1,1 раза.
- Четко определить допустимые величины показателей финансовой устойчивости для каждого участника холдинга. Не допускать отклонений от этих величин при выдаче векселей (и иных формах заимствований у сторонних кредиторов).
Дивестиции
Под дивестициями понимается продажа активов, в том числе основных средств и имущественных комплексов, принадлежащих компаниям холдинга.
Сильные стороны решения:
- Отсутствие платы за пользование полученными таким образом финансовыми ресурсами.
- Бессрочное использование полученных финансовых ресурсов.
- Достижение «эффекта сосредоточения» (increase in focus effect)1. Он заключается в создании дополнительной стоимости бизнеса за счет повышения качества управления оставшимися активами и сокращения издержек.
- Снижение риска враждебного поглощения за счет избавления от активов, которые привлекли или могут привлечь внимание лиц, способных осуществить такую операцию.
Слабые стороны решения:
- Необходимость уплаты налога на прибыль, полученную в результате реализации имущественных активов (ст. 247, п.1 ст.248 НК РФ).
- Проданные активы через какое-то время могут вновь понадобиться. Потребуются дополнительные затраты для приобретения или получения в пользование другим способом аналогичных активов.
Рекомендации по нейтрализации слабых сторон:
- Разработать долгосрочную программу управления имущественным комплексом исходя из стратегических целей холдинга. Программа должна охватывать технологические, экономические и налоговые аспекты приобретения, использования и реализации активов (в первую очередь основных средств), принадлежащих компаниям холдинга.
- При разработке учетной политики холдинга особое внимание уделить вопросам поступления и выбытия активов.
- При подготовке решений о дивестициях, в качестве альтернативы рассматривать возможность передачи имущества в долгосрочную аренду.
Финансирование через специальные механизмы ценообразования и оплаты продукции
Трансфертное ценообразование
Под трансфертным ценообразованием понимают реализацию товаров или услуг в рамках холдинга по ценам, отличным от рыночных. Использование трансфертных цен может преследовать цели:
- повышения эффективности работы бизнес–единиц;
- принятия решений о дальнейшем развитии или реструктуризации той или иной бизнес–единицы (например, сравнение цен на услуги бизнес–единицы другим участникам холдинга с рыночными ценами);
- эффективной мотивации руководителей бизнес–единиц.
Сильные стороны решения:
- Концентрация финансовых ресурсов в едином центре прибыли. Так, производственная или добывающая компания холдинга может реализовывать продукцию сбытовой компании того же холдинга по внутренним (сравнительно низким) ценам; сбытовая компания затем реализует товар конечным потребителям по рыночным (более высоким) ценам. В результате финансовые ресурсы аккумулируются в сбытовой компании и затем могут перераспределяться в соответствии с потребностями холдинга в целом.
- Рост рентабельности холдинга в целом.
Слабые стороны решения заключаются в ограниченной налоговой эффективности трансфертного ценообразования:
- Согласно п.2 ст.40 НК РФ, налоговые органы при осуществлении контроля полноты исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам в следующих случаях, присущих деятельности холдинга:
- между взаимозависимыми лицами (п.1 ст. 20 НК РФ);
- по товарообменным (бартерным) операциям;
- при совершении внешнеторговых сделок;
- при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.
- Согласно п.3 ст.40 НК РФ, в случаях, когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.
Рекомендации по нейтрализации слабых сторон:
- Решению об использовании механизмов трансфертного ценообразования в холдинге должен предшествовать всесторонний анализ финансовых и налоговых последствий их применения, а также возникающих при этом рисков.
- В процессе принятия решений об установлении трансфертных цен в качестве альтернативы необходимо всегда рассматривать возможность использования других механизмов снижения издержек.
- Документы, на основании которых организации холдинга заключают сделки между собой и с внешними потребителями, должны проходить правовую и налоговую экспертизу в комплексе, по всей цепочке создания ценностей в холдинге.
Коммерческие кредиты между компаниями холдинга
Согласно п.1 ст. 823 ГК РФ, договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом.
По своему экономическому содержанию коммерческие кредиты близки к реализации продукции между компаниями холдинга по трансфертным ценам.
При коммерческом кредитовании внутри холдинга может быть предусмотрена выдача заемщиком простого или переводного векселя (п.2 ст. 823, ст. 815 ГК РФ).
Сильные стороны решения:
- При значительной инфляции коммерческие кредиты по своему экономическому содержанию фактически могут быть приравнены к прямому финансированию компаний — получателей таких кредитов.
- Коммерческие кредиты, как и займы, могут служить не только инструментом финансирования, но и механизмом перераспределения прибыли между участниками холдинга (при использовании векселей — между любыми участниками холдинга, а не только между заемщиком и займодавцем).
Слабые стороны решения:
- Проценты (если они предусмотрены в соответствующем договоре), полученные по коммерческому кредиту облагаются налогом на прибыль (п.6 ст. 250 НК РФ).
- Величина процентов, выплачиваемых заемщиком, которые могут быть отнесены на его расходы, ограничена. Предельная величина процентов, относимых на расходы, в основном принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка России, увеличенной в 1,1 раза (п.1 ст. 269 НК РФ).
- Возможность возникновения претензий налоговых органов аналогичных претензиям по трансфертным сделкам (см. выше).
- Риск враждебного поглощения одной из компаний холдинга через банкротство из-за концентрации векселей, выданных этой компанией, у заинтересованных лиц.
Рекомендации по нейтрализации слабых сторон:
- Назначать проценты по коммерческим кредитам не выше ставки рефинансирования Центрального банка России, увеличенной в 1,1 раза.
- Четко определить допустимые величины показателей финансовой устойчивости для организаций холдинга. Не допускать отклонений от этих величин при выдаче векселей.
- Договоры, на основании которых организации холдинга получают и / или выдают коммерческие кредиты, должны проходить правовую и налоговую экспертизу в комплексе, по всей цепочке создания ценностей в холдинге.
Выводы
- В отечественной практике существуют многочисленные и отлаженные способы финансирования деятельности холдингов.
- Каждый из этих способов не является универсальным. Его сильные и слабые стороны определяют эффективность применения в конкретной ситуации.
Решение о применении того или иного способа финансирования должно приниматься на комплексной основе, в первую очередь исходя из оценки рисков и соответствия данного способа действующему законодательству.
1 Weston F. Divestitures: Mistakes or Learning. Journal of Applied Corporate Finance, 1989 Vol. 2.