Обзор модели профессиональной компетенции консультанта
Содержание
Качества, определения, примеры поведения в типичных ситуациях
Что представляет собой модель профессиональной компетенции консультанта?
Как данная модель будет использоваться в процессе профессионального развития консультанта?
Понятие “консультант” в сопоставлении с понятием “консалтинг”
Описание профессиональной компетенции консультанта
Уровень мотивации
Показатели поведения консультанта
Желание оказать положительное влияние
Стремление быть честным и справедливым
Профессиональная компетенция на уровне личностных качеств
Осведомленность об общественных тенденциях и способности к диагностике
Уверенность в себе
Необходимый уровень знания и навыков
Этапы консалтингового проекта
Опросник для самоанализа консультантов
Дополнительная информация о компетенции и профессионализме
Принципы обмена информацией
Обмен информацией как навык межличностного общения
Качества, определения, примеры поведения в типичных ситуациях
Свойства профессиональной компетенции на уровне мотивации
Профессиональное качество |
Определение |
- Примеры поведения консультанта в типичных ситуациях
|
Заинтересованное отношение к клиентам |
Искренняя заинтересованность в успехе и благосостоянии клиентов; забота о людях, а также об организации в целом. Поиск информации о клиенте, которая может понадобиться в дальнейшем. |
- Непрерывно осуществляет поиск информации о клиенте.
- Способен самостоятельно определить случаи, в которых производительность работы не соответствует требованиям клиента.
- Сосредоточен на личных потребностях клиента, еще до того как будут исследованы технические параметры.
- Выступает как личный друг и советчик клиента.
- Способствует эффективному использованию положительных качеств, свойственных данному клиенту; предупреждает о возможных ошибках в ходе использования положительных черт личности.
- Способен пожертвовать личным временем, посвящает решению проблем клиента не только свое рабочее время.
- Обладает свойством эмпатии, искренней заинтересованностью и, во всех ситуациях, неизменно положительным отношением к клиенту.
|
Желание оказать положительное влияние |
Искреннее желание способствовать повышению профессионального уровня каждого отдельного клиента, организационной структуры предприятия, и предприятия в целом. |
- Предпринимает действия, позволяющие незамедлительно произвести обмен информацией с клиентом.
- Указывает на сильные стороны клиента, перед тем как высказать несогласие с какой-либо точкой зрения.
- Ссылается на свой опыт в подобных ситуациях, чтобы установить контакт и доверительные отношения с клиентом.
- Сохраняет доверие клиента, выполняя работу в установленные сроки.
- Уравновешивает отрицательные и положительные моменты в информации, сообщаемой клиенту.
- С одной стороны, не допускает подавления своей личности со стороны старших по должности, с другой – не относится попустительски к своим подчиненным.
|
Стремление к достижениям |
В меру развитое стремление превосходить коллег по степени профессионализма, или быть непревзойденным специалистом в своей области. Ориентированность на конечный результат, при этом не склонность предъявлять излишне завышенные требования к работе; при необходимости, возможность с готовностью передать свои полномочия. Реалистичность и способность принять тот факт, что иногда, вследствие сложившихся обстоятельств, приходится принимать не самое оптимальное решение для данной ситуации. |
- Имеет способность чётко направить внимание клиента на проблемы, над которыми необходимо работать.
- Анализирует индивидуальные положительные и отрицательные свойства клиента, прежде чем давать рекомендации.
- Если нужно, ориентирует клиента на работу в определенном направлении в будущем.
- Помогает клиенту осмысливать ситуацию нестандартно, с различных точек зрения, а также взглянуть в будущее.
- Помогает разрабатывать и контролировать систему метрических показателей для оценки достижений.
- Способствует постановке сложных, но реалистичных задач для клиента.
|
Стремление быть честным и справедливым |
Уделяет должное внимание правам окружающих; старается принять максимально правильное, с этическое точки зрения, решение. Стиль поведения – прямой, открытый, честный. |
- Обеспечивает чёткое представление и полностью осознанное участие клиента в проекте.
- Берётся за выполнение лишь той работы, которая позволяет оптимизировать эффективность работы клиента.
- Информирует клиента о предполагаемых расходах до начала проекта. Контролирует расходы по ходу выполнения проекта.
- Рекомендует отложить выполнение работы, если на текущий момент не все участники готовы посвятить себя осуществлению проекта.
- Предотвращает попытки внести в ход проекта изменения, не соответствующие личностным или корпоративным ценностям.
- Подвергает критике поведение клиентов/коллег в случаях, когда оно идёт вразрез с принципами справедливости, например, если допускается дискриминация по отношению к сотрудникам.
|
Профессиональная компетенция на уровне личностных качеств
Профессиональное качество |
Определение |
- Примеры поведения консультанта в типичных ситуациях
|
Сила воли, внимание к деталям и предупредительность |
Никогда с лёгкостью не отказывается от поставленных целей; рассматривает проблемы с различных точек зрения. Внимателен к деталям, хорошо подготовлен к решению профессиональных задач. |
- Оперативно реагирует на просьбы о помощи.
- Концентрируется на проектах, имеющихся сложностях и запросах клиентов, пока проблемы не будут ликвидированы.
- Активно сотрудничает с представителями данного отдела и других подразделений, чтобы получить информацию по всем интересующим вопросам.
- Должным образом подготовлен к встречам с клиентами.
- Всегда выполняет обязательства.
|
Гибкость мышления |
Имеет живой ум, и способен одновременно решать задачи на нескольких уровнях. Характеризуется гибкостью и подвижностью психики. Способность осмыслить ситуацию, используя метафоры и аналогии, что позволяет собеседнику проследить связи между явлениями. |
- Задаёт упорядоченные, позволяющие исследовать ситуацию, вопросы.
- Определяет новые способы использования существующих ресурсов для различных целей.
- В равной степени компетентен, обсуждая общие концептуальные вопросы и конкретные приложения.
- Помогает клиентам осмыслить существующие проблемы.
|
Осведомленность о социальных тенденциях и способность к диагностике |
Возможность проследить связи между явлениями, не являющиеся очевидными для окружающих. Чёткое представление о технологических, идеологических и психологических проблемах. |
- Ненавязчиво делает замечания, позволяющие провести различие между общепринятой сложившейся практикой поведения, и формальной системой; глубинное видение действительности.
- Способность к продуктивному синтезу полученной информации.
- Возможность провести параллель между сложившейся ситуацией и сходными случаями в прошлом; возможность сделать соответствующие выводы на основе собственного опыта.
|
Уверенность в себе |
Не демонстративная, и в то же время очевидная, уверенность в себе, вызывающая доверие. Возможность быть, образно говоря, хозяином судьбы, самостоятельно строить своё будущее. |
- Развивает способность пойти на рискованное мероприятие у окружающих.
- Находится в поиске новых сложных задач и возможностей их решения.
- Признаёт свою вину в неуспехе какого-либо дела.
- Объективно видит собственные заслуги и заслуги клиента в успешном мероприятии.
- Не теряет уверенности в себе, когда клиент подвергает сомнению его способности или компетентность.
|
Что представляет собой модель профессиональной компетенции консультанта?
Модель профессиональной компетенции консультанта представляет собой определение и описание ряда личностных характеристик, а также особенностей мотивации, которые связываются с высокопрофессиональным консалтингом. Это ряд свойств, установленных в результате практических исследований профессиональных качеств внутренних и внешних консультантов. Данная модель профессиональной компетенции не является описанием всех способностей и свойств, которыми должен обладать консультант, чтобы эффективно осуществлять деятельность – указываются лишь основополагающие характеристики высокопрофессионального консалтинга.
Как показано на схеме, мотивы и личностные свойства, в определенном смысле, являются центральным моментом, который обусловливает поведение. Значительная часть действий, предпринимаемых консультантом, зависит от его мотивации, личностных свойств и фактической ситуации. Так, например, консультант, в основе мотивации которого лежит желание произвести благоприятное впечатление, и при этом мало заботящийся о проблемах клиента, при подготовке и непосредственном проведении презентации будет вести себя иначе, чем его коллега, основным критерием оценки для которого является благосостояние и успех клиента. То, о чем мы в первую очередь беспокоимся (то есть, то, что лежит в основе нашей мотивации) самым непосредственным образом влияет на то, как мы действуем.
Модель профессиональной компетенции – это лишь один из элементов Процесса профессионального развития консультанта. Данная модель имеет своей целью направить самосовершенствование консультанта на развитие основных мотивов и поведенческих установок, лежащих в основе высокопрофессионального консалтинга.
Продолжение...
Версия для печати