Библиотека управления

Обзор модели профессиональной компетенции консультанта

Содержание

  • Качества, определения, примеры поведения в типичных ситуациях
  • Что представляет собой модель профессиональной компетенции консультанта?
  • Как данная модель будет использоваться в процессе профессионального развития консультанта?
  • Понятие “консультант” в сопоставлении с понятием “консалтинг”
  • Описание профессиональной компетенции консультанта
  • Уровень мотивации
  • Показатели поведения консультанта
  • Желание оказать положительное влияние
  • Стремление быть честным и справедливым
  • Профессиональная компетенция на уровне личностных качеств
  • Осведомленность об общественных тенденциях и способности к диагностике
  • Уверенность в себе
  • Необходимый уровень знания и навыков

  • Этапы консалтингового проекта

  • Опросник для самоанализа консультантов
  • Дополнительная информация о компетенции и профессионализме
  • Принципы обмена информацией
  • Обмен информацией как навык межличностного общения


    Качества, определения, примеры поведения в типичных ситуациях

    Свойства профессиональной компетенции на уровне мотивации

    Профессиональное качество

    Определение

    • Примеры поведения консультанта в типичных ситуациях

    Заинтересованное отношение к клиентам

    Искренняя заинтересованность в успехе и благосостоянии клиентов; забота о людях, а также об организации в целом. Поиск информации о клиенте, которая может понадобиться в дальнейшем.

    • Непрерывно осуществляет поиск информации о клиенте.
    • Способен самостоятельно определить случаи, в которых производительность работы не соответствует требованиям клиента.
    • Сосредоточен на личных потребностях клиента, еще до того как будут исследованы технические параметры.
    • Выступает как личный друг и советчик клиента.
    • Способствует эффективному использованию положительных качеств, свойственных данному клиенту; предупреждает о возможных ошибках в ходе использования положительных черт личности.
    • Способен пожертвовать личным временем, посвящает решению проблем клиента не только свое рабочее время.
    • Обладает свойством эмпатии, искренней заинтересованностью и, во всех ситуациях, неизменно положительным отношением к клиенту.

    Желание оказать положительное влияние

    Искреннее желание способствовать повышению профессионального уровня каждого отдельного клиента, организационной структуры предприятия, и предприятия в целом.

    • Предпринимает действия, позволяющие незамедлительно произвести обмен информацией с клиентом.
    • Указывает на сильные стороны клиента, перед тем как высказать несогласие с какой-либо точкой зрения.
    • Ссылается на свой опыт в подобных ситуациях, чтобы установить контакт и доверительные отношения с клиентом.
    • Сохраняет доверие клиента, выполняя работу в установленные сроки.
    • Уравновешивает отрицательные и положительные моменты в информации, сообщаемой клиенту.
    • С одной стороны, не допускает подавления своей личности со стороны старших по должности, с другой – не относится попустительски к своим подчиненным.

    Стремление к достижениям

    В меру развитое стремление превосходить коллег по степени профессионализма, или быть непревзойденным специалистом в своей области. Ориентированность на конечный результат, при этом не склонность предъявлять излишне завышенные требования к работе; при необходимости, возможность с готовностью передать свои полномочия. Реалистичность и способность принять тот факт, что иногда, вследствие сложившихся обстоятельств, приходится принимать не самое оптимальное решение для данной ситуации.

    • Имеет способность чётко направить внимание клиента на проблемы, над которыми необходимо работать.
    • Анализирует индивидуальные положительные и отрицательные свойства клиента, прежде чем давать рекомендации.
    • Если нужно, ориентирует клиента на работу в определенном направлении в будущем.
    • Помогает клиенту осмысливать ситуацию нестандартно, с различных точек зрения, а также взглянуть в будущее.
    • Помогает разрабатывать и контролировать систему метрических показателей для оценки достижений.
    • Способствует постановке сложных, но реалистичных задач для клиента.

    Стремление быть честным и справедливым

    Уделяет должное внимание правам окружающих; старается принять максимально правильное, с этическое точки зрения, решение. Стиль поведения – прямой, открытый, честный.

    • Обеспечивает чёткое представление и полностью осознанное участие клиента в проекте.
    • Берётся за выполнение лишь той работы, которая позволяет оптимизировать эффективность работы клиента.
    • Информирует клиента о предполагаемых расходах до начала проекта. Контролирует расходы по ходу выполнения проекта.
    • Рекомендует отложить выполнение работы, если на текущий момент не все участники готовы посвятить себя осуществлению проекта.
    • Предотвращает попытки внести в ход проекта изменения, не соответствующие личностным или корпоративным ценностям.
    • Подвергает критике поведение клиентов/коллег в случаях, когда оно идёт вразрез с принципами справедливости, например, если допускается дискриминация по отношению к сотрудникам.

    Профессиональная компетенция на уровне личностных качеств

    Профессиональное качество

    Определение

    • Примеры поведения консультанта в типичных ситуациях

    Сила воли, внимание к деталям и предупредительность

    Никогда с лёгкостью не отказывается от поставленных целей; рассматривает проблемы с различных точек зрения. Внимателен к деталям, хорошо подготовлен к решению профессиональных задач.

    • Оперативно реагирует на просьбы о помощи.
    • Концентрируется на проектах, имеющихся сложностях и запросах клиентов, пока проблемы не будут ликвидированы.
    • Активно сотрудничает с представителями данного отдела и других подразделений, чтобы получить информацию по всем интересующим вопросам.
    • Должным образом подготовлен к встречам с клиентами.
    • Всегда выполняет обязательства.

    Гибкость мышления

    Имеет живой ум, и способен одновременно решать задачи на нескольких уровнях. Характеризуется гибкостью и подвижностью психики. Способность осмыслить ситуацию, используя метафоры и аналогии, что позволяет собеседнику проследить связи между явлениями.

    • Задаёт упорядоченные, позволяющие исследовать ситуацию, вопросы.
    • Определяет новые способы использования существующих ресурсов для различных целей.
    • В равной степени компетентен, обсуждая общие концептуальные вопросы и конкретные приложения.
    • Помогает клиентам осмыслить существующие проблемы.

    Осведомленность о социальных тенденциях и способность к диагностике

    Возможность проследить связи между явлениями, не являющиеся очевидными для окружающих. Чёткое представление о технологических, идеологических и психологических проблемах.

    • Ненавязчиво делает замечания, позволяющие провести различие между общепринятой сложившейся практикой поведения, и формальной системой; глубинное видение действительности.
    • Способность к продуктивному синтезу полученной информации.
    • Возможность провести параллель между сложившейся ситуацией и сходными случаями в прошлом; возможность сделать соответствующие выводы на основе собственного опыта.

    Уверенность в себе

    Не демонстративная, и в то же время очевидная, уверенность в себе, вызывающая доверие. Возможность быть, образно говоря, хозяином судьбы, самостоятельно строить своё будущее.

    • Развивает способность пойти на рискованное мероприятие у окружающих.
    • Находится в поиске новых сложных задач и возможностей их решения.
    • Признаёт свою вину в неуспехе какого-либо дела.
    • Объективно видит собственные заслуги и заслуги клиента в успешном мероприятии.
    • Не теряет уверенности в себе, когда клиент подвергает сомнению его способности или компетентность.

    Что представляет собой модель профессиональной компетенции консультанта?

    Модель профессиональной компетенции консультанта представляет собой определение и описание ряда личностных характеристик, а также особенностей мотивации, которые связываются с высокопрофессиональным консалтингом. Это ряд свойств, установленных в результате практических исследований профессиональных качеств внутренних и внешних консультантов. Данная модель профессиональной компетенции не является описанием всех способностей и свойств, которыми должен обладать консультант, чтобы эффективно осуществлять деятельность – указываются лишь основополагающие характеристики высокопрофессионального консалтинга.

    Как показано на схеме, мотивы и личностные свойства, в определенном смысле, являются центральным моментом, который обусловливает поведение. Значительная часть действий, предпринимаемых консультантом, зависит от его мотивации, личностных свойств и фактической ситуации. Так, например, консультант, в основе мотивации которого лежит желание произвести благоприятное впечатление, и при этом мало заботящийся о проблемах клиента, при подготовке и непосредственном проведении презентации будет вести себя иначе, чем его коллега, основным критерием оценки для которого является благосостояние и успех клиента. То, о чем мы в первую очередь беспокоимся (то есть, то, что лежит в основе нашей мотивации) самым непосредственным образом влияет на то, как мы действуем.

    Модель профессиональной компетенции – это лишь один из элементов Процесса профессионального развития консультанта. Данная модель имеет своей целью направить самосовершенствование консультанта на развитие основных мотивов и поведенческих установок, лежащих в основе высокопрофессионального консалтинга.


    Продолжение...