Обзор модели профессиональной компетенции консультанта
Содержание
Определения, основные действия, основные вопросы для консультанта/клиента
Этап |
Действие |
Основные вопросы |
|
Установление контакта - Первоначальный контакт с потенциальным клиентом и/или организацией, которую представляет клиент. |
|
Для консультанта: Есть ли у меня достаточный потенциал для решения проблемы данного типа? |
|
Диагностика – Анализ собранных данных и формирование точки зрения на характер, а также некоторые аспекты проблемы клиента. |
|
В чём заключается основная проблема? |
|
Обмен информацией –Представление отчёта по собранным данным и предварительные выводы по анализу проблем клиента. |
|
Кто должен присутствовать на встрече? |
|
Заключение договора – Создание формализированного соглашения, касающееся сущности обязательств, ролей консультанта и клиента, а также общих задействованных процессов. Создание крупномасштабных контрактов может включать в себя несколько этапов. Для каждого этапа по мере возможности необходимо определить конкретные цели. |
|
Нужно ли создавать письменное соглашение в данном случае? |
|
Сбор данных - Сбор данных, необходимых для чёткого определения проблем клиента. |
|
Какой план будет использоваться для сбора информации? |
|
Принятие плана действий – Достижение взаимного соглашения об определенном курсе действий, направленном на решение диагностируемой проблемы. |
|
Полностью ли все участвующие стороны принимают данный курс действий? |
|
Планирование – Разработка детального плана, включая методологию, основные действия, кадровое обеспечение, график, бюджет, и соизмеримые цели. |
|
Каковы наиболее важные элементы данного плана? Что может послужить причиной неудачи? Кто еще должен быть задействован в проекте? |
|
Внедрение – Выполнение плана, определённого на этапе, описанном выше. |
|
Существуют ли какие-либо препятствия для осуществления плана, которые не были приняты во внимание ранее? |
|
Усовершенствование – Оценка и усовершенствование плана действий, по мере необходимости. Периодически пересматриваемые и контролируемые моменты, как правило, включаются в исходный план внедрения. |
|
Является ли первоначальная цель всё ещё целесообразной на текущий момент? |
|
Внедрение II – Осуществление усовершенствованного плана действий. Три этапа – внедрение, усовершенствование и повторное внедрение - часто могут повторяться несколько раз, чередуясь, особенно при осуществлении широкомасштабных проектов, и в особенно затруднительных ситуациях. |
|
Существует ли сопротивление выполняемому плану со стороны участников проекта? |
|
Прекращение/Повторное выполнение – Завершение проекта, повторение этапов или переход к осуществлению новых задач. |
|
Обнаружились ли в ходе выполнения проекта другие проблемы, которые являются более актуальными в настоящий момент? |
Опросник для самоанализа консультантов
Самооценка уровня эффективности работы |
|||||
Профессиональные качества на уровне мотивации |
Низкий |
Ниже среднего |
Средний |
Выше среднего |
Отличный |
Забота об окружающих Какой аспект данного качества можно было бы усовершенствовать? |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Желание оказать положительное влияние Какой аспект данного качества можно было бы усовершенствовать? |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Стремление к достижениям Какой аспект данного качества можно было бы усовершенствовать? |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Стремление быть честным и справедливым Какой аспект данного качества можно было бы усовершенствовать? |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Профессиональные качества на уровне черт личности |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Сила воли, скрупулёзность и предупредительность Какой аспект данного качества можно было бы усовершенствовать? |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Гибкость мышления Какой аспект данного качества можно было бы усовершенствовать? |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Осведомлённость о социальных тенденциях и способность к диагностике Какой аспект данного качества можно было бы усовершенствовать? |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Уверенность в себе Какой аспект данного качества можно было бы усовершенствовать? |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Дополнительная информация о компетенции и профессионализме
“Тиражирование”
Модели профессиональной компетенции разрабатываются на основании глубокого изучения качестве, свойственных средним и высокопрофессиональным работникам в определенной области. Вследствие этого, данные модели не отражают качеств, свойственных отдельным людям, а скорее, качества, свойственные классу людей в целом. Другими словами, ни один из работников не может обладать всеми качествами, составляющими данную модель, одновременно. Точнее, можно сказать, что свойства профессионализма – это качества, свойственные классу работников определенного уровня, в той или иной степени.
Данная модель имеет своей целью помочь должностным лицам получить более чёткое представление от мотивах и свойствах, характерных для высокопрофессиональных работников и, используя процесс самоанализа, а также сотрудничество с коллегами и менеджерами, разработать план мероприятий, направленных на усовершенствование качеств, обычно связываемых с высоким уровнем профессионализма. Поскольку данная модель не основывается на качествах, свойственных в полном объеме одному человеку, она не предполагает развития всех свойств профессионализма у каждого сотрудника, и не предусматривает, что у всех работников эти свойства будут развиваться в ходе одних и тех же мероприятий. В этом смысле, моделирование профессионализма нельзя рассматривать как процесс “тиражирования” высокопрофессиональных работников.
Профессиональная компетенция: настоящее и перспективы развития
Модели свойств профессионализма основываются на представлении эффективной профессиональной работы в настоящий момент. В будущем представление о профессионализме может измениться. В большинстве случаев, поскольку модель профессионализма сконцентрирована на основных мотивах и свойствах, эти свойства и мотивация останутся относительно стабильными, если выполняемая работа останется, в сущности, неизменной. Когда предполагаются фундаментальные изменения сущности задания, нужно будет выполнить новое исследование профессионализма. Также целесообразно время от времени пересматривать модели профессионализма, хотя бы для того, чтобы собрать новые примеры высокопроизводительной работы.