Библиотека управления

Искусство красиво делать бизнес, или Управление по-украински

Интервью с управляющим партнером и генеральным директором компании Apple Consulting (Киев) Юлией Плиевой

Оглавление журнала

      Юлия Плиева — магистр экономики в области управления международным бизнесом, соискатель ученой степени кандидата экономических наук. Имеет опыт работы на руководящей должности в области оптовой торговли нефтепродуктами.
      С 2000 г. работает в компании Apple Consulting (стратегический и финансовый консалтинг, инвестиционное проектирование, тренинги), а в мае 2001 г. возглавила эту компанию и стала ее основным владельцем. Автор ряда публикаций, посвященных оптимизации работы холдинговых структур, а также постановке систем стратегического управления бизнесом.
      Сегодня модно говорить об эффективности и качестве управления, однако в обоих случаях речь идет о вещах во многом субъективных. На них влияют не только «ум, честь и совесть» топ-менеджмента, но и факторы макроэкономического и геополитического уровня.
      Традиционно считается, что системы регулярного менеджмента компаний стран СНГ уступают по своему уровню аналогичным системам российских компаний со схожими бизнес-моделями. Так это или нет, рассказывает Юлия Плиева, глава компании Apple Consulting (Киев).

ЖУК: Юлия Борисовна, расскажите, пожалуйста, как изменилась за время рыночного реформирования конфигурация систем управления украинскими компаниями.

Ю. П.: За последние 15 лет бизнес-среда в Украине менялась несколько раз: от «базарного капитализма» мы пришли к некоему подобию регулярного менеджмента западного толка. Однако было бы некорректно говорить, что в начале 1990-х управление было «некачественным». Есть такая формула: «достижение целей — высокое качество управления». А цели (и еще какие!) достигались и на заре рыночного реформирования. Просто сегодня радикально изменилась бизнес-среда. Рынок вышвырнул тех, кто не подчинился его законам. Управленческие технологии 15-летней давности не срабатывают, особенно в контексте евроинтеграции, когда украинские компании уже ощущают на своей спине горячее дыхание глобальных конкурентов и готовятся навсегда забыть о государственном протекционизме, например в аграрном секторе.
В результате естественного отбора выжили сильнейшие, которые сегодня по-прежнему шлифуют свое мастерство и двигаются дальше.

      Сегодня у нас ценится умение достигать целей, не поступаясь принципами и не игнорируя базовые ценности компании. Можно добиваться желаемого и «идя по трупам», но вызывают уважение и восхищение те бизнес-структуры, где существуют корпоративные ценности и корпоративные табу.

Как сказал один наш клиент: «Мы доросли до того, что хотим и зарабатывать деньги, и делать бизнес красиво».

ЖУК: В каких сферах бизнеса на сегодняшний день наблюдается наиболее высокое качество управления?

Ю. П.: Если для чистоты эксперимента не учитывать представительства, филиалы и дочерние компании западных производителей и торговцев, ситуация выглядит следующим образом. Наиболее развиты и грамотны, с точки зрения управления и организации внутренних бизнес-процессов, те компании, которые в начале или середине 1990-х гг. получили иностранные инвестиции, а вместе с этим — по наследству — все передовые технологии управления их «мам». Это нефтебизнес, пивоваренная, кондитерская отрасль и т. п. На начальном этапе здесь, как правило, всем заправляли команды топ-менеджеров из числа экс-патриантов, а сегодня их сменили «оперившиеся» национальные кадры.
Следом идут предприятия «олигархических» финансово-промышленных групп, в основном металлургические и машиностроительные, ориентированные на внешний рынок. За счет высокой рентабельности и прочных конкурентных позиций, позволяющих предлагать весомые компенсационные пакеты управленцам высшего звена, им удалось «купить» лучших украинских топ-менеджеров, прошедших школу «большой шестерки» («пятерки», «четверки»...) и «больших дженералистов» или школу международных компаний, а также лучших «топов» из России, которые многому научились еще у себя дома тремя годами ранее.
Несколько менее образцово выглядит регулярный менеджмент других отраслей. Отдельные подотрасли пищевой промышленности, например молочная, развиваются очень динамично, и операторам соответствующих рынков приходится работать над собой. Можно сказать, что их просто заставляет жизнь: в условиях консолидации рынка маленьким «откручивают голову», а довольно низкая маржа заставляет задействовать внутренние резервы повышения эффективности. Однако в тех пищевых подотраслях (да и в других отраслях — например строительной), где маржа еще позволяет «жить, как хочется», а конкуренция не слишком остра, качество управления оставляет желать лучшего?
Очень неровен финансово-банковский сектор. С одной стороны, есть точки роста — западные банки и отечественные банки с прозападной бизнес-культурой. С другой, «карманные банки» ФПГ, выполняющие функцию корпоративного казначейства, во многих случаях не способны на автономное плавание.
И, конечно, отдельная тема — «неолигархические» холдинги. Для подобных интегрированных структур характерно качественное управление на уровне управляющей компании, а вот на предприятиях, которые холдинги «взяли нахрапом», приходится многое менять. Это длительный и болезненный процесс, поэтому качество управления в целом по бизнес-системе пока невысокое.

ЖУК: Какими управленческими технологиями уже овладели украинские бизнес-структуры?

Ю. П.: Для того чтобы это выяснить, мы в Apple Consulting провели специальное исследование. Его цель состояла в том, чтобы оценить востребованность компаний, предлагаемых сегодня на рынке управленческих технологий владельцами и наемными топ-менеджерами. Результаты говорят сами за себя: sapienti sat — умному достаточно. Де-юре управленческие технологии используются, де-факто — во многих случаях имеют место банальные «потемкинские деревни». Ну не может быть эффективного бюджетирования без понимания всеми участниками бюджетного процесса сущности бюджетного управления и смысла управленческого учета! Так что налицо значительный разрыв между желаемым и фактическим уровнем качества управления.

    Применение управленческих технологий украинскими компаниями (исследование Apple Consulting)

  • 85% предприятий имеют формализованную стратегию развития (у 27% из них горизонт разработки составляет три года) — правда, в 80% случаев под ней подразумевается годовой план продаж;
  • 71% предприятий имеют в своей структуре маркетинговое подразделение;
  • временной горизонт планирования продаж составляет один месяц (62% респондентов). План на квартал и/или на год разрабатывают 30% предприятий;
  • 10%-ное отклонение фактических продаж от плановых отметили 23% респондентов;
  • 50% производственных компаний (бизнес-единиц холдингов) внедрили стандарт ISO 9000 либо его аналог;
  • у 38% производственных предприятий автоматизированы все бизнес-процессы, у 26% — технологические процессы;
  • 91% респондентов считают, что схемы поставок и закупок в их компании требуют усовершенствования;
  • в структуре 50% предприятий предусмотрено наличие финансовой службы как отдельного структурного подразделения;
  • на вопрос о задачах, которые решает система управленческого учета (при наличии таковой в компании), не смогли ответить 43% респондентов;
  • система бюджетирования существует в 70% компаний — правда, часто под бюджетом подразумевается отслеживание двух показателей: совокупных доходов и совокупных расходов;
  • основным инструментом привлечения финансирования являются кредиты украинских банков (81% респондентов);
  • 68% предприятий проводили оценку бизнеса (из них 51% — своими силами);
  • 40% респондентов готовы продать блокирующий пакет акций портфельному инвестору, 15% — продать бизнес полностью или продать значительную долю в уставном фонде стратегическому инвестору;
  • 52% респондентов отметили наличие программы развития и обучения персонала;
  • в 78% предприятий есть прописанные должностные инструкции (правда, качество таковых не оценивалось);
  • 80% предприятий, принимавших участие в опросе, когда-либо работали с внешними консультантами (в основном финансовый и стратегический консалтинг, маркетинг), 65% — с тренинговыми агентствами или бизнес-тренерами.

ЖУК: Отличаются ли украинские компании от российских по уровню качества управления?

Ю. П.: Принято считать, что отечественный бизнес несколько уступает в развитии российскому. С этим можно и согласиться, и поспорить. Необходимо понимать, что разница менталитетов в наших странах и нашем бизнесе не может не отражаться на организации управления, поэтому проводить «лобовое» сравнение нельзя. Методы, применяемые в России, так же не подходят (без существенной адаптации) украинскому бизнесу, как ряд западных подходов. Известны примеры, когда наши компании ангажировали лучших российских «топов». Они приезжали, по поводу чего поднимался большой шум... а через полгода-год возвращались домой, что тоже не оставалось незамеченным, и на их место все-таки становились украинцы.

      Кстати, сегодня нередки случаи, когда украинские менеджеры едут в Россию налаживать управление российскими офисами (иногда материнскими, иногда дочерними).

Нам есть чему поучиться у российских коллег, однако я не согласна с тем, что Украина на 3-5 лет отстает от России. Именно это заблуждение и не позволяет россиянам выступать с интересными докладами на украинских конференциях: вместо этого сообщаются прописные истины, давно известные нашему бизнес-сообществу. У нас есть свои достижения, у вас — свои. А обмен передовым опытом еще никогда никому не мешал, особенно учитывая сложность поддержания конкурентоспособности в глобализированном мире.

ЖУК: Можете ли Вы дать какой-нибудь универсальный рецепт: как компании — украинской или российской — повысить качество управления?

Ю. П.: Чтобы сделать это быстро, нужно либо изменить ход истории, либо вложить мозги Питера Дракера в голову собственнику, либо потратить все деньги на покупку самых дорогих «топов». Но подобные рекомендации, как легко догадаться, из области абсурда.

      Качество управления повысит сам рынок — вы почувствуете. А если нет, то вас на нем уже не будет.
      По-настоящему качественное управление — результат долгого и упорного труда.

Это не означает, что вы должны завтра же купить все новомодные управленческие технологии и внедрить их у себя. Как говорит мой тренер, если женщина после 25 лет хочет хорошо выглядеть, она должна тяжело работать для этого: изменить рацион, минимум три раза в неделю заниматься в тренажерном зале, посещать косметолога, избавиться от вредных привычек и т. д. и т. п. Вот и бизнесу необходимы такие же повороты: на разных этапах его развития требуется применение тех или иных управленческих инъекций. И в первую очередь, качество и уровень менеджмента будут выражены в том, насколько успешно и своевременно в компании применили ту или иную технологию. Результат не заставит себя долго ждать, если направление движения выбрано верно.

Беседу провел Михаил Дикаленко