Библиотека управления

Секрет гармоничного бизнеса

Ромашкина Татьяна Генеральный директор консалтинговой компании "Руны" Ассоциации "Золотое сечение"

Оглавление журнала

    Татьяна Ромашкина окончила Ростовский институт Народного хозяйства, факультет "Финансы и кредит". В 2003 г. получила степень "магистр менеджмента" в Школе Финансового Менеджмента Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, завершив обучение по специальности "Финансовый менеджмент".

    В мае 2002 г. получила авторское свидетельство на научную работу "Успехи в бизнесе, или Закон "ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ".

    Увлечения: философия, психология, эзотерика камня, музыка, театр.

    Каждая организация появляется на свет, чтобы выполнять свою миссию и приносить пользу обществу, при этом обеспечивая материальное и моральное удовлетворение как ее руководителям, так и сотрудникам. В ежедневной борьбе за результат и выполнение поставленных задач нам приходится чем-то жертвовать - либо здоровьем, либо семьей, либо своими жизненными принципами. Постепенно мы к этому привыкаем и принимаем за норму.

    В Ассоциации "Золотое сечение" к этому относятся иначе: человек, его работа, карьера, друзья и семья - это четыре основных инструмента, с помощью которых каждая личность и каждая организация могут исполнить свою миссию. Основные постулаты Ассоциации - экология мысли и жизни в целом, а также экология взаимоотношений в бизнесе. В том, что Ассоциация называется Sectio Divina - "золотое сечение", есть глубокий смысл. Именно золотую середину мы всегда пытаемся найти для себя, своей семьи, организации, почувствовать гармонию всех аспектов нашей жизни. И, конечно же, каждый руководитель рано или поздно приходит к тому, что организация, как любой живой организм, должна быть гармоничной.

Что необходимо для успешного бизнеса?

Что же необходимо для успешного бизнеса, в чем секрет процветания международных корпораций? Большинство руководителей об этом задумываются редко. В ежедневной круговерти гораздо больше внимания уделяется показателям продаж, прибыли, финансовой состоятельности. Зачастую на концептуальные размышления просто не хватает времени. А между тем игнорирование на первый взгляд незначительных вещей может привести к сбою во всей системе.

    Мы убеждены, что только комплексный подход в управлении бизнесом позволяет ему быть стабильным и прибыльным.

Метод системного управления бизнесом "Золотое сечение", разработанный Т. Н. Ромашкиной, генеральным директором консалтинговой компании "Руны", входящей в Ассоциацию "Золотое сечение", предполагает равномерное развитие 4 составляющих бизнеса: технологии, персонала, финансов, корпоративной культуры. В основе метода лежит теория традиционных золотых пропорций: "части разной величины находятся в определенном отношении друг к другу и к целому". Как и любой другой закон природы, эта теория работает вне зависимости от того, ориентируемся мы на нее или нет при расстановке приоритетов в управлении бизнесом.

Предложенный метод системного управления бизнесом дает возможность не поворачивать больше реки вспять, а совершенно точно попадать в цель: найти и устранить первопричину плохого качества работы, недостаточно высоких продаж, низкой прибыльности, текучести кадров и многих других недочетов. Более подробно об этом методе и его успешном применении некоторыми организациями говорилось в предыдущих публикациях (см. журнал "Управление компанией" № 12 за 2002 г. и № 10 за 2003 г.).

Что является основанием компании? Конечно же, вложенный в нее капитал, т. е. ее активы. Что является "высотой" компании? Это сотрудники со своим внутренним потенциалом - интеллектом.

С помощью математической модели можно просчитать, каким образом человеческий фактор повлиял на финансовое положение компании. Практика применения метода показывает, что в среднем мы используем свой потенциал лишь на 30%. Таким образом, мы равномерно расставляем акценты и человеческий фактор в бизнесе становится таким же важным, как бизнес-технология. Причем мы обращаем внимание не только на профессионализм сотрудников, но и на их привычку мыслить, а следовательно, и действовать. Потому что привычка каждого порождает привычку социума (например, вашей организации).

Что такое социум? Это совокупность отдельно взятых личностей с их индивидуальными качествами. Существуют коллективный дух, коллективный разум, коллективная душа и физический мир. Мы все ходим в гости друг к другу, общаемся на работе, путешествуем, т. е. перемещаемся в физическом мире. Коллективный дух порождает силу намерения, коллективный разум - логику, коллективная душа - чувственность, или психологический климат. Сочетание этих трех аспектов формирует культуру, или, точнее сказать, корпоративную культуру. Последняя, в свою очередь, порождает уровень мышления - менталитет. Объединение того и другого порождает физический мир. Совокупность менталитета, культуры и физического мира порождает знание, т. е. информацию, использованную на практике с получением положительного или отрицательного результата. Следствием этого является эволюция, которая и представляет основную миссию каждой личности в отдельности и социума любого уровня.

Итак, здесь очень кратко представлены причинно-следственные цепочки, порождающие сегодняшнюю ситуацию, которой основная масса социума недовольна. Всем известно, что для того, чтобы устранить следствие, надо поработать с причиной. Давайте посмотрим, как мы действуем сегодня.

Нас не устраивает физический мир, в котором мы живем. Как видно по рис. 1, это один из последних этапов причинно-следственной цепочки.

Заданность направления вполне очевидна. Последняя точка (эволюция) является толчком для подъема на новый виток спирали развития как единичной личности, так и социума в целом. Поэтому когда мы пытаемся изменить физический мир благодаря знаниям, то как бы допускаем движение в противоположную сторону. Конечно, у нас есть опыт "поворачивания рек" в противоположном направлении, но есть ли смысл в затрачивании колоссальных сил и материальных средств на борьбу с природой, если потом приходится устранять последствия различных катаклизмов?

И еще один аспект причинно-следственной связи. Все начинается с личности, а потом приходит к социуму. Практика сегодняшних знаний в основном показывает обратное направление. Мы пытаемся изменить общество (социум), поучая (воспитывая, критикуя и т. д.) соседей, друзей, коллег, но забывая о самих себе. Воистину становится понятнее мудрая пословица: "В чужом глазу и соломинку рассмотрю, а в своем и бревно не увижу".

В связи с этим мне хотелось бы напомнить один научный эксперимент под названием "эффект сотой обезьяны".

На островах жили обезьяны, которые питались бататом - сладким картофелем. Ученые стали учить обезьян на одном из островов мыть бататы перед едой, счищая с них песок. Когда сотая обезьяна научилась это делать, все обезьяны, живущие на всех островах этого района, стали мыть батат перед употреблением. Таким образом, становится очевидным, что изменение в сознании определенного количества личностей ведет к изменению социума в целом, причем независимо от того, эволюционируют они (значит, эволюционирует социум) или деградируют (значит, деградирует социум). Здесь вполне уместно привести еще одно мудрое высказывание: "Спаси себя, и с тобою спасется весь мир".

Существуют четыре состояния психотипа личности, которые присутствуют в каждом человеке, причем одно из них всегда превалирует в определенный период времени (рис. 2).

Для решения любой задачи обычно необходимо ответить как минимум на три вопроса: "зачем?", "как?" и "сколько"?

Ученик (1-й тип) первого уровня - это тот, кто не знает ответа ни на один вопрос. Социум толкает ученика на движение вперед, употребляя манипуляцию "Ты должен".

Менеджер (2-й тип) - тот, кто изучает ответ на вопрос "как?".

Хозяин (3-й тип) - тот, кто изучает ответ на вопрос "сколько (заработать и потратить)?".

Учитель (4-й тип) знает ответ на все три вопроса: "зачем?", "как?", "сколько".

Ученик второго уровня - тот, кто осознал, что позиция "должен" больше не способствует развитию личности, и осознанно приобретает новый опыт с позиции 'надо". Из такого ученика рождается менеджер нового типа, который понимает, для чего именно ему необходим менеджерский опыт, что в свою очередь порождает хозяина нового типа. Этот хозяин уже не находится в таком конфликте с социумом и с самим собой, какой сегодня назрел у многих предпринимателей малого и среднего бизнеса.

    Таким образом, возникает движение вперед по кругу (если работает мыслеформа "должен") или вверх по спирали (если управляет мыслеформа "надо"). Как уже говорилось, в каждом из нас присутствуют все 4 психотипа и какой-то из них все время превалирует. Если мы знаем причину и понимаем, что в нас заложены все 4 аспекта, причем именно мы выбираем, на каком из них сделать акцент и какое направление движения выбрать в конкретный момент, то всегда можно справиться с неудовлетворительной ситуацией. Если же мы нарушаем это правило и начинаем бороться со следствием, т. е. будучи "учеником" и получив информацию из литературы, которая еще не стала знанием (не опробована на личном опыте), начинаем учить, то результат предопределен - очередной жизненный катаклизм.

Ответьте сами себе на три вышеназванных вопроса - и вы поймете, где находитесь и куда вам необходимо двигаться, чтобы решить свою задачу, устраняя причину, а не следствие.

Социологические исследования по России показали, что 95% россиян находятся на позиции "учеников". Интересный факт, не правда ли?!

Таким образом, для того чтобы компания развивалась, необходимо запустить в движение так называемый корпоративный круг управления персоналом с соблюдением следующих условий:

  1. Каждый сотрудник независимо от занимаемой должности становится учеником. Причем первый шаг делается обязательно с позиции "Ты должен учиться" - таковы внутренние правила компании.
  2. Каждый сотрудник должен стать "менеджером". Для этого до сведения всех сотрудников доводятся общая стратегия и план действий компании. Далее составляется личный план каждого сотрудника и стратегия достижения поставленных целей.
  3. Каждый сотрудник должен стать "хозяином". То есть необходимо получить информацию о том, какую сумму доходов следует заработать, сколько можно израсходовать и какова прибыль компании. Непременное условие - сообщить каждому сотруднику, сколько он лично должен зарабатывать, сколько может потратить и каковы его личные дивиденды.
  4. Каждый сотрудник должен стать "учителем". Поэтому при обучении персонала наряду со сторонними консультантами (что обязательно для саморазвития компании) должны присутствовать учителя - сотрудники компании.
Результатом такого управления становится переход сотрудника с позиции "должен" на позицию "надо", и, как следствие, формируется саморазвивающаяся структура, где уменьшается объем авторитарного управления, развивается творческий потенциал сотрудников и компании в целом.

Изменения, которые при этом начнут происходить, повлекут за собой рост экономического потенциала организации, повышение уровня жизни сотрудников, оздоровление психологической обстановки и непременно улучшение экологии жизненного пространства.