Библиотека управления

Оценка рекреационно-туристской привлекательности территории

Елена Юванен, Юрий Шмидт Тихоокеанский государственный экономический университет, г. Владивосток

Оглавление


Анализу поведения потребителей на рынке туристских услуг посвящены работы таких известных отечественных авторов, как В.И. Азар, М.Б. Биржаков, И.Т. Балабанов, А.И. Балабанов, В.А. Квартальнов, Г.А. Папирян, Д.К. Исмаев, и многих других1. Такое внимание к этой проблематике вполне объяснимо, так как туристская индустрия в настоящее время является одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства, создающая около 10% мирового валового национального продукта, и, по прогнозам Всемирной туристской организации, к 2020 году Россия войдет в десятку самых популярных туристских направлений мира2.

Туризм оказывает влияние на все стороны регионального развития, способствуя пополнению регионального бюджета, совершенствованию социальной и рыночной инфраструктуры, решению проблемы занятости населения путем создания новых рабочих мест, укреплению межгосударственных и межрегиональных связей. Для Приморского края, обладающего высоким туристско-рекреационным потенциалом, уникальными природными и культурно-историческими ресурсами, проблема развития въездного и внутреннего туризма имеет особое значение.

Однако развитие туризма в Приморском крае сдерживается целым рядом негативных факторов, к основным из которых можно отнести недостаточное развитие туристской инфраструктуры; отсутствие комплексного взгляда на регион как на туристскую дестинацию; узкий ассортимент предлагаемых туристских и сопутствующих услуг; низкая платежеспособность населения; отсутствие действенных механизмов регулирования и поддержки развития туризма в регионах. В этих условиях важное теоретическое и практическое значение имеет оценка рекреационно-туристской привлекательности отдельных территорий края для принятия экономически обоснованных и территориально дифференцированных рекомендаций и управленческих решений по развитию туристской индустрии.

В оценке привлекательности рекреационных зон имеются серьезные методические трудности, так как элементы природной среды не имеют однозначных количественных оценок и на рекреационную ценность территории значительное влияние оказывают туристские предпочтения (традиции, мода и др.), носящие субъективный характер. Оценки природных туристских ресурсов по их запасам, истощению и восстановлению природных комплексов могут использоваться при планировании рекреационного развития территорий, но их социально-экономическое значение этим не исчерпывается. Так, с помощью ресурсного подхода нельзя оценить оздоровительный эффект природного комплекса, его привлекательность, экологичность и др.

Для преодоления этих сложностей предлагается методика интегральной оценки рекреационно-туристской привлекательности территории, основанная на комплексном подходе с использованием экспертных оценок и статистического анализа, учитывающая транспортную доступность, природно-экологические и социально-экономические условия, уровень развития рекреационно-туристской инфраструктуры по предложенной совокупности сгруппированных показателей с вычисляемыми весовыми коэффициентами.

На первом этапе респондентам, в качестве которых выступили директора турфирм и туристских баз, а также научные сотрудники, связанные по роду своей деятельности с изучением природных и социально-культурных ресурсов Приморского края, было предложено проранжировать факторы привлекательности рекреационной зоны по уровню значимости, присваивая баллы от 1 до 20 (наименьший балл присваивался наиболее значимому фактору). Общая сумма баллов всех экспертов (12 человек), позволила оценить значимость факторов привлекательности рекреационной территории и присвоить соответствующий ранг (табл. 1).

Таблица 1. Оценка факторов привлекательности рекреационных территорий

Факторы, получившие наибольший вес(природные достопримечательности, климат, возможности размещения, транспортная доступность, торговое обслуживание, в частности, оборот общественного питания, экологическая благоприятность, а также общая безопасность), были взяты за основу дальнейшего углубленного анализа природно-ресурсного и социально-культурного потенциала территорий Приморского края.

Параметры, характеризующие состояние рекреационно-туристской сферы отдельных районов Приморского края были рассмотрены по 4-м направлениям:

  1. транспортная доступность;
  2. рекреационно-туристская инфраструктура;
  3. природно-экологическая привлекательность;
  4. уровень социально-экономического развития территории.

По каждому направлению были выделены четыре показателя, наиболее значимые с точки зрения экспертов и достаточно полно характеризующие соответствующую область внутреннего туризма.

Оценка транспортной доступности включает характеристику районов Приморского края по четырем показателям: удаленность от краевого центра, густота автомобильных дорог, среднее время в пути до территории от краевого центра, количество видов транспорта, доступных для посещения территории.

Состояние рекреационно-туристской инфраструктуры оценивали по следующим показателям:

  1. единовременная вместимость средств размещения;
  2. оборот общественного питания на душу населения;
  3. количество объектов развлечений (без спортивных сооружений);
  4. оборот розничной торговли на душу населения.

Для оценки природно-экологической привлекательности были выбраны показатели, характеризующие наличие природных достопримечательностей, экологическую обстановку и климат данной территории:

  1. количество памятников природы;
  2. возможность отдыха у моря (оценка проводилась в баллах от 1 до 10);
  3. среднегодовое количество осадков;
  4. выбросы вредных веществ в атмосферный воздух.

Уровень социально-экономического развития района оценивался с позиций привлекательности данной территории для туристов в плане общей безопасности, развитости рыночной и социальной инфраструктуры, возможности получения медицинской помощи. Для анализа были выбраны показатели, характеризующие прямо или косвенно соответствующие аспекты развития территории:

  1. среднемесячные денежные доходы на душу населения;
  2. число зарегистрированных преступлений на 10 000 чел. населения;
  3. численность населения;
  4. число больничных коек на 10 000 чел. населения.

Каждому значению рассматриваемого показателя по отдельной территории рассчитывается соответствующий ранг от 0 до 1 по формуле:

где r — ранг показателя k;
max k — наибольшее значение показателя k по всем рассматриваемым территориям.

Если показатель оказывает отрицательное влияние на итоговый показатель (например, количество зарегистрированных преступлений), то ранг показателя рассчитывается по следующей формуле:

Далее по каждому блоку показателей, характеризующему определенное направление, рассчитывается суммированием общий ранг для каждой конкретной территории.

Для расчета индекса оценки рекреационно-туристских условий (ИОРТУ) отдельной территории использовалась следующая формула:

ИОРТУ = КтТ + КиИ + КпП + КсС, (1)

где: Т — оценка транспортной доступности;
И — оценка состояния рекреационно-туристской инфраструктуры;
П — оценка природно-экологической привлекательности;
С — оценка уровня социально-экономического развития территории;
Кт, Ки, Кп, Кс — весовые коэффициенты соответствующих параметров.

Ввиду различий в уровне влияний выделенных нами направлений на рекреационно-туристскую привлекательность территории, оценкам по направлениям соответствуют разные весовые коэффициенты в интегральном показателе. Для их расчета был использован метод анализа иерархий3.

Для вычисления весовых коэффициентов необходимо составить иерархию. Вершиной иерархии является основная цель или характеристика объекта, в данном случае — рекреационно-туристская привлекательность районов Приморского края. На основную цель влияют промежуточные критерии, в данном случае — это различные аспекты туристской привлекательности (экономическая, эстетическая и рекреационная). На низшем уровне иерархии находятся основные блоки показателей, характеризующие состояние рекреационно-туристской сферы отдельных районов Приморского края. Схема построенной иерархии представлена на рисунке.

После иерархического воспроизведения проблемы устанавливаются приоритеты критериев. При этом производится попарное сравнение элементов между собой по отношению к их воздействию на какой-либо элемент вышестоящего уровня. Результаты парных сравнений обычно представляются в виде обратно симметричной матрицы. Элементом матрицы а(i,j) является интенсивность проявления элемента иерархии i относительно элемента иерархии j, оцениваемая по шкале относительной важности критериев от 1 до 9 (1 — одинаковая значимость критериев, 9 — абсолютное превосходство одного над другим). Если при сравнении элемента i с элементом j получено а (i,j) = b, то при сравнении элемента j с элементом i получаем а (j,i) = 1/b.

Количество матриц на каждом уровне равно количеству критериев на более высоком уровне. Для каждой матрицы вычисляется собственный вектор и индекс согласованности (дает информацию о степени нарушения согласованности).

ИС = (лmax — n)/(n — 1),

где ИС — индекс согласованности;
лmax — максимальное собственное значение матрицы парных сравнений;
n — порядок данной матрицы.

Рис. Иерархия элементов, влияющих на рекреационно>туристскую привлекательность территории

Если разделить значение индекса согласованности на число, соответствующее случайной согласованности матрицы того же порядка, получим отношение согласованности (ОС). Величина ОС должна быть порядка 10% или менее, чтобы быть приемлемой.

Главной целью анализа является исследование влияния каждого блока показателей на рекреационно-туристскую привлекательность в целом через промежуточный уровень — основные аспекты туристской привлекательности территории, то есть осуществление иерархического синтеза. В конечном итоге мы получим вектор приоритетов, элементами которого и будут являться необходимые нам весовые коэффициенты.

Определим в числовой форме степень воздействия одного уровня на другой. Расчеты начинаются с верхней точки. Вначале вычислим, как элементы уровня 2 влияют на уровень 1. Для этого составляется матрица парных сравнений (табл. 2). Ее элементами являются парные сравнения, произведенные по шкале от 1 до 9, и, соответственно, их обратные величины. Парные сравнения проводились на основе экспертных данных.

Таблица 2. Оценка факторов привлекательности рекреационных территорий

Затем для данной матрицы вычисляется вектор приоритетов, или собственный вектор. (Ненулевой вектор Х называется собственным вектором матрицы А, если выполняется равенство АХ = λХ, где λ - некоторое число. Вектор Х называется нормализованным, если его длина равна 1.)

Вычисляем собственный вектор матрицы, отраженной в таблице 2. Элементы данного вектора нормализованы, то есть показывают вес каждого элемента второго уровня относительно критерия, заданного на 1 уровне. Вектор приоритетов имеет следующий вид: (0,09; 0,31; 0,60). Таким образом, на туристскую привлекательность территории наибольшее влияние оказывает рекреационная привлекательность (значение 0,60).

Далее необходимо определить, как элементы третьего уровня (блоки показателей, характеризующих состояние рекреационно-туристской сферы), влияют на каждый элемент 2-го уровня (основные аспекты туристской привлекательности). Для этого составляются матрицы парных сравнений. Всего получается 3 матрицы (по количеству элементов второго уровня) и вычисляются собственные векторы для этих матриц. Из этих трех собственных векторов составляем матрицу приоритетов.

Векторы приоритетов в матрице расставляются по столбцам. Полученную матрицу необходимо умножить на вектор приоритетов второго уровня справа.

В итоге получаем вектор приоритетов размерности 4. Этот вектор показывает, как элементы уровня 3 воздействуют на уровень 1 через элементы уровня 2.

Расчеты показывают, что наибольшее влияние на туристскую привлекательность районов Приморского края оказывают такие факторы, как состояние туристско-рекреационной инфраструктуры (значение 0,443) и природно-экологическая привлекательность (значение 0,325). При этом такие факторы, как транспортная доступность района и уровень социально-экономического развития территории, по мнению экспертов, не являются особо значимыми при выборе места для отдыха.

Результаты расчета интегральной оценки рекреационно-туристских условий районов Приморского края по формуле (1) представлены в таблице 3.

Таблица 3. Интегральная оценка рекреационнотуристской привлекательности территорий Приморского края

Общий ранг транспортной доступности был минимален в северных и северо-восточных районах Приморского края. Для остальных территорий края характерна средняя и высокая транспортная доступность.

Наиболее высоким ранг для показателей состояния рекреационно-туристской инфраструктуры оказался в гг. Владивостоке, Находке, Уссурийске, Хасанском и Кировском районах, наиболее низким — в Анучинском, Уссурийском и Лесозаводском районах.

По уровню природно-экологической привлекательности наивысшую оценку получили Партизанский и Хасанский районы. Владивосток занял в рейтинге одиннадцатое место, что объясняется высоким уровнем загрязненности воздуха, как в самом городе, так и в его окрестностях. Низкая природная привлекательность определена у остальных городов Приморского края, а также у 16 из 24 административных районов. Наиболее благоприятные территории, с точки зрения экологии, находятся в отдаленных районах края и в местах расположения особо охраняемых территорий (Лазовский район с одноименным заповедником и др.).

По уровню социально-экономического развития лидирует г. Владивосток (3,134 балла). Остальные города Приморского края, кроме г. Находки, в итоговом рейтинге не набрали даже 2 баллов. Уровень социально-экономического развития в районах края тоже очень низок, за исключением Лазовского, Тернейского и Уссурийского районов. Объясняется это, в первую очередь, низким уровнем доходов населения на данных территориях, отсутствием рабочих мест со стабильным заработком, что, в свою очередь, вынуждает работоспособное население покидать отдаленные районы края и приводит к сокращению численности населения и росту уровня преступности. Все эти факторы оказывают отрицательное влияние на туристскую привлекательность районов края, заставляя туристов лишний раз задуматься о своей безопасности.

Однако даже высокий туристский потенциал отдельных территорий, выделенных в ходе проведенного анализа, может быть эффективно реализован только при наличии соответствующих социально-экономических предпосылок. В Приморском крае имеются такие предпосылки для развития внутреннего туризма. Результаты проведенного анализа показали, что внутренний туризм в Приморском крае имеет благоприятные перспективы. Наличие уникальных, разнообразных и воспроизводимых рекреационных ресурсов поддерживает емкость рынка внутреннего туризма на уровне, достаточном для удовлетворения потребностей в отдыхе и оздоровлении, как жителей Дальнего Востока, так и приезжих из других регионов России.


1 Азар В.И. Методологическое введение к программам регионального туристского развития // Труды Академии туризма. Вып. 1. СПб., 1995. С. 14 22; Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма. М.: Финансы и статистика, 1999, 176 с.; Биржаков М.Б. Введение в туризм. СПб.: Герда, 2000, 192 с.; Исмаев Д.К. Основы стратегии и планирования маркетинга в иностранном туризме. М.: ЛУЧ, 1994, 224 с.; Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент в туризме: современный опыт управления. М.: Финансы и статистика, 1999. - 496 с.; Папирян Г.А. Международные экономические отношения: маркетинг в туризме. М.: Финансы и статистика, 2000, 160 с.

2 World Tourism Organization. Yearbook of Tourizm Statistics. Madrid: WTO, 2005. 312 p.

3 Саати Т.А. Принятие решений: метод анализа иерархий. – М.: Радио и связь, 1993. – 314 с.