Библиотека управления

Совершенствование системы управления в вертикально интегрированных компаниях

Крюков А.Ф., Крюкова О.И., Савченко И.Ю.

Оглавление журнала


Совместная деятельность организаций в производстве продукции в вертикально интегрированных системах (ВИС) предопределяет их организационную оформленность с разделением функций и обязанностей лиц, участвующих в интеграции, через горизонтальную и вертикальную специализацию и вытекающую обеспеченность в них производственно-экономической дисциплины. Это обуславливает общую для ВИС цель — оптимизацию хозяйственно-экономической деятельности и постоянное повышение ее эффективности для получения максимизируемой прибавочной стоимости с последовательным ростом нормы прибыли.

Для вертикально интегрированной системы характерна социально-идеологическая общность лиц, участвующих в интеграции, выстраивающая внутри ВИС через договоры простых товариществ, отношения экономической взаимопомощи и сотрудничества для достижения максимизации выручки при реализации совместно производимой продукции на рынке, в которой обеспечиваются ее рыночные преимущества. В таком случае ВИС несет в себе вторую функцию — социально-интегративную, которая формирует в экономической системе страны новую социальную среду, ассоциативную, в какой-то мере «коллективистскую», уже только для юридических лиц либо структурных единиц — предпринимателей, участвующих в интеграционных процессах ВИС.

Организационная интеграция по технологической цепочке производства продукции для удовлетворения выявленных потребностей субъектов рыночных отношений обеспечивает условия для повышения эффективности производственного процесса и оптимизации производственной функции ВИС. А социально-интегративная функция совершенствует и обогащает содержание отношений лиц, участвующих в объединении бизнес-единиц. И чем больше при этом возникает предпринимателей, объединяемых интеграцией, в том числе и без образования юридического лица, тем больше проявляется их социальная ответственность и в возникающих центрах прибыли как бизнес-единицах и в управляющих компаниях ВИС как воплощающих интеграцию в условиях изменяющихся внешних факторов рынка.

Это обогащение отношений идет путем восприятия лицами ВИС общих ценностей, формирования адекватной мотивации эффективного экономического поведения как внутри корпорации, так и в рыночных отношениях с другими субъектами рынка.

Организация ВИС может пониматься двояко. Так ВИС как социальный институт — это совокупность материально-вещественной и социально-экономической подсистем, а как организационный институт — это целостность, призванная решать производственно-экономическую задачу расширения ниши рынка, занимаемой ее видами бизнеса.

Организация ВИС, понимаемая как процесс, — есть деятельность управляющей компании по упорядочению ее видов бизнеса; деятельность по договорам подряда и простых товариществ, выражающаяся в разделении и в воссоединении работы ее бизнес-единиц одновременно. Следовательно, ВИС — это особый вид взаимоотношений бизнес-единиц между собой и видов бизнеса в ВИС в целом, обеспечивающий содействие бизнес-единиц успеху вертикально интегрированной системы в получении максимальной суммы денежных средств от реализации совместно произведенной ими продукции на рынке.

Процесс организации ВИС имеет несколько аспектов. К ним можно отнести: структурно-административный, клубно-групповой, социально-общественный.

Структурно-административный аспект процесса организации ВИС — это образование в ней официальных отношений по распределению ответственности и полномочий, функциональных обязанностей, установленных договорами, предписаниями, стандартами, инструкциями, правилами, распоряжениями, технологическими картами, которые должны быть определены (в первом приближении) при учреждении ВИС и должны совершенствоваться и модернизироваться по мере роста интеграции и при ее изменениях. Структурно-административный аспект безличен. Он своего рода модель идеального поведения бизнес-единиц в производственном процессе и во взаимодействии с субъектами рынка и включает в себя четыре элемента:

  • горизонтальную специализацию при технологическом разделении видов бизнеса;
  • субординацию лиц, участвующих в производстве рыночно ориентированной продукции и образующих вертикальную специализацию;
  • систему коммуникации материальных объектов в интегрированном (субподрядном) производстве и в информации;
  • систему стимулирования для удовлетворения потребностей субъектов рынка (систему бонусов и санкций в ВИС).

Эффективность деятельности ВИС на всех ее уровнях тесно связана с тем, насколько эти четыре элемента обеспечивают соответствие развития в ней производительных сил и изменений производственных отношений в стране, насколько их функционирование соответствует требованиям рыночных отношений и отражает экономические и социальные закономерности переходного процесса к рынку.

Например, субординация предпринимателей, участвующих в производстве и реализации продукции на рынке, при вертикальной специализации определяет порядок в контроле стандартов выпуска комплектующих, в котором бизнес-единица может принимать решения, и в мере ее ответственности за принятые решения по обеспечению стандартов качества.

Тогда несоответствие возможностей принятия решений и степени ответственности за них снижает эффективность результатов управления как в случаях, когда ответственность меньше возможностей для принятия решений, изменяющих качество, что приводит к «упрощению» технологий, если нет должной экономической ответственности, так и в случаях, когда ответственность максимальна, а выработка решений по качеству субподрядных работ ограничена. Это приводит, при необходимости изменений в деятельности предпринимателей по дополнительному согласованию решений через управляющую компанию ВИС, к многоступенчатости для внесения требуемых изменений в качество продукции, диктуемых рыночной ситуацией.

Система стимулирования в структурно-административном аспекте обеспечивает интеграцию предпринимателей и персонала юридических лиц в вертикально интегрированную систему. Цель системы стимулирования — обеспечение идентификации организационных целей ВИС с индивидуальными целями организаций и предпринимателей, входящих в нее, таким образом, чтобы общие цели ВИС были средством осуществления индивидуальных целей участников, а их индивидуальные цели способствовали реализации целей ВИС.

Поэтому стимулирование должно воздействовать на систему ценностей в бизнесе, на внутреннюю мотивацию менеджеров и предпринимателей вертикально интегрированных обществ. В стимулировании можно использовать «Портретные галереи ВИС», «Книги Почета ВИС», «Приветственные адреса»; определение «Менеджера года», «Инженера года», «Мастера года», «Рабочего года», «Предпринимателя года» с выдачей сертификатов (паспортов в рамках) и кубков (ваз) с гравировкой; курсы менеджеров, маркетологов, предпринимателей за рубежом в сочетании с отдыхом; покупку тура для сотрудников эффективно действующих организаций ВИС в бархатный сезон; увеличение стимулирующей доли при распределении доходов по договорам простых товариществ, выдачу гарантий для лизингополучателей, увеличение (первоочередное предоставление) средств из фонда развития ВИС для ее лучших видов бизнеса.

В итоге все важнейшие части производственного поведения участников вертикально интегрированных систем (производительность-выработка, качество продукции, предпринимательская активность, экономическая инициатива, социальная активность) становятся органически необходимыми для юридических лиц, предпринимателей и трудовых коллективов ВИС.

Клубно-групповой аспект — это связи и отношения, вытекающие из деятельности участников ВИС, с учетом особенностей и индивидуализации их социально-экономического поведения, норм этого поведения, коллективно-организационных ценностей, правил и мер социального контроля на рынке. Клубно-групповой аспект выполняет важные функции в процессе социальной интеграции и адаптации центров прибыли ВИС к изменяющимся требованиям социоокружения. Он содействует своевременному выявлению дефектов в структурно-административной организации ВИС при проявлениях групповых предпринимательских недовольств и групповых неудовлетворенностях при росте числа переводов, увольнений персонала и ухода менеджеров из подразделений ВИС, где начали расти противоречия в их развитии. Эти противоречия могут быть либо внутренними — из-за несоответствия квалификации персонала и менеджеров требованиям качества и количества выпускаемой продукции, либо внешними — из-за несоответствия системы стимулирования предъявляемым требованиям. Поэтому выявленная в рамках неформального клубно-группового аспекта тенденция должна и может разрешиться в вертикально интегрированной системе быстрее и эффективнее за счет либо трансформации структуры центров прибыли, либо их ликвидации с прекращением контрактов с менеджерами, либо введением дополнительных стимулов рыночной деятельности участников ВИС ее управляющей компанией.

Социально-общественный аспект в процессе организации вертикально-интегрированной системы проявляется как в росте социальной ответственности подразделений, образующих ВИС, так и в изменениях социальной удовлетворенности персонала участников. Поэтому рост гордости за успехи центров прибыли вместе с ростом доходов их персонала и тем самым всех семей работников, увеличением среди них доли собственников и предпринимателей создает устойчивый социально-общественный микроклимат благополучия и оптимизма в непрерывном развитии подразделений ВИС, в возникновении новых, трансформации действующих в ней подразделений, в последовательном превращении ВИС в национальную и транснациональную корпорацию.