Библиотека управления

Совершенствование управления в регионах России на основе созданиябизнес-инкубаторов

Оглавление журнала


Современный этап развития экономики страны наряду с многими факторами характеризуется также и тем, что государство, определяя направления отечественной экономической политики, должно в полной мере учитывать возможности происходящих в стране бизнес-процессов и, соответственно, создавать условия для привлечения предпринимательских структур к решению существующих хозяйственных проблем.

Методические и практические проработки показывают, что предпринимательство, особенно средний и малый бизнес, должно стать основным проводником в жизнь целей устойчивого социально-экономического развития в регионах страны, так как именно в них сосредоточены ее главные потенциальные деловые ресурсы.

Поэтому, с одной стороны, местным и федеральным органам государственной власти следует улучшить условия бизнес-процессов в регионах, а также полнее использовать возможности коммерческих структур в преодолении негативных хозяйственных явлений. С дру-гой стороны, самим деловым людям, предпринимательским объединениям, бизнес-союзам необходимо повысить свое участие в создании условий для выживания общества и развития экономики страны. При этом нужно исходить из проверенных мировым опытом принципов успешного влияния государства на позитивные структурные экономические преобразования, ради которых, собственно, и проводятся реформы [1].

При формировании научно-практического подхода к созданию системы бизнес-управления в народно-хозяйственном комплексе страны можно воспользоваться основными положениями методических разработок по индикативному управлению. По нашему мнению, именно методы индикативного управления на современном этапе развития хозяйства России могут быть использованы для обеспечения экономического регулирования бизнес-процессов — как комплекса в целом, так и каждого участника хозяйственной деятельности в отдельности.

Формирование экономики и институциональные преобразования, осуществляемые в России, ведут к тому, что директивное (императивное) планирование, которое использовали многие страны на протяжении длительного периода, уже потеряло свои ключевые позиции и становится невостребованным. Кроме того, возникновение в России рыночной экономики, создание частных компаний, смешанных акционерных обществ, корпораций и корпоративных образований коренным образом меняют функции регионального руководства.

Формирующееся сегодня индикативное планирование объединяет с планированием императивным лишь то, что как в том, так и в другом случае речь идет об определенной направленной деятельности государства в хозяйственных процессах [3]. Индикативное планирование — это метод руководства государственной хозяйственной политикой в условиях реально действующего рынка, совместимый с частным предпринимательством и использующий хозяйственно-экономические инструменты для негосударственных и совместных объединений в форме акционерных обществ, товариществ и т.д. [2].

Российское государство сегодня — это сложная структурированная экономическая система ведомств и организаций, поэтому в планировании государственной хозяйственной политики, точно так же, как и в планировании на крупном предприятии, соединяется момент стратегической координации деятельных хозяйственных шагов в ближайшем и отдаленном будущем с моментом координации деятельности различных самостоятельных элементов бизнес-системы, т.е. скорее осуществляются функции дирижера-помощника, чем плановика.

Для осуществления коммерческого управления в системах индикативного планирования западных стран часто можно встретиться с практикой создания планирующего органа, который находится в своей деятельности между развитием бизнеса и социальной сферой (Франция, Великобритания, Япония, Швеция, Германия и т.д.) [4]. Следует при этом отметить, что основная разница между предпринимательским планированием и планированием государственным в рыночных условиях в частности заложена в самой народнохозяйственной мотивации коммерческого управления и в определении стратегических целей развития страны и регионов.

Отношения между планом и рынком часто могут не быть противоречивыми, когда, например, цель плана — создать или обновить рынок, способствовать созданию благоприятных условий для деятельности на нем предпринимателей. В России в настоящее время сценарий проводимой радикальной экономической реформы фактически уже является планом формирования реального рынка.

Существующие инструменты экономического анализа позволяют сегодня выделить и определять отдельные стороны предпринимательской экономической деятельности и ее отношение к каждой конкретной стороне хозяйственной жизни в стране. Основная проблема состоит в том, что принятие рыночных решений в центре по отношению к предпринимателям должно, как правило, учитывать основные бизнес-решения в их динамической взаимосвязи.

В частности, во Франции фирмы и корпорации или, по крайней мере, самые крупные из них всегда учитывают индикативный план при разработке собственных долгосрочных программ деятельности. Такой подход часто позволяет добиться эффективного коммерческого сотрудничества, в первую очередь между различными участками госсектора и частного бизнеса. Выработка плана таким способом дала возможность позитивно перестраивать административный аппарат Франции, который сегодня стал все больше отражать взаимозависимость различных хозяйственных сфер и долгосрочных последствий принимаемых экономических решений [5].

Как показывает мировая практика, системные модели индикативного планирования в первую очередь предназначены для решения глобальных или хотя бы крупномасштабных региональных задач в условиях децентрализованных рыночных механизмов хозяйствования. В частности, основанная на них технология руководства является эффективным инструментом формирования и управления реализацией многих отраслевых программ развития.

Главная функция индикативных планов состоит в том, чтобы обрисовать допустимый и желательный путь любого хозяйственного развития. Индикаторы плана рассматриваются как целевые прогнозы того, что должно произойти в случае выполнения плановых рекомендаций или в возможном альтернативном случае, а также являются вехами принятия конкретных хозяйственных решений [7].

Само руководство носит межотраслевой и межрегиональный характер. Использование индикативного планирования позволяет за счет многоуровневых индикативных показателей ориентировать и стимулировать участников на решение наиболее важных производственных проблем путем поэтапного достижения локальных промежуточных и конечных целей бизнес-развития.

Исходя из этого индикативное планирование как элемент рыночного управления, ввиду своей особой специфики, должно:

  • включать в свой процесс работы по интегрированию разрабатываемых предпринимательскими структурами различных бизнес-проектов и программ;
  • охватывать проблемы по выработке адекватной общенациональным интересам коммерческой финансово-кредитной политики;
  • обеспечивать сопряжение целей народнохозяйственного развития с предпринимательскими средствами их достижения, включая инвестиционные и инновационные процессы;
  • осуществлять многоуровневое итерационное согласование, мониторинг и контроль за хозяйственным развитием отраслей, территорий, ведущих производств.

Методологическая основа такого управления находится еще только на начальной стадии своей проработки, и не только в России. В то же время уже сегодня могут быть применены некоторые экономические механизмы, позволяющие недирективными методами корпоративно руководить развитием отдельных производственных комплексов на базе подготавливаемых проектных рекомендаций и устанавливаемых задач развития. Выделение ключевых показателей, т.е. ориентиров для коммерческих бизнес-структур, при этом должно подкрепляться со стороны государственных хозяйственных органов определенной правовой, материальной, финансовой, организационной, моральной, информационной и т.д. поддержкой.

При этом государство, оказывая необходимое содействие предпринимательским организациям в развитии производства, выступает в данных бизнес-процессах полноправным корпоративным участником производственной деятельности с осуществлением всех необходимых функций современного менеджмента.

Коммерческое взаимодействие государственных и предпринимательских структур, если оно носит систематический и деловой характер, позволяет повысить реалистичность правительственных социально-экономических проектов, а также эффективность предпринимательства, следующего в русле общенациональных проектов, прогнозов и планов.

Как показал хозяйственный опыт последнего десятилетия, разрушение основ социалистической экономики и практически стихийное формирование, особенно в восточноевропейских странах, рыночных отношений вызвали к жизни необходимость разработки новых научно-практических подходов к организации и развитию бизнес-процессов в так называемых «странах с переходной экономикой». При этом особое внимание исследователи уделяют проектам в странах Центральной и Восточной Европы, а также Содружества Независимых Государств. Разрабатываемые методические подходы направлены на совершенствование бизнеса, развитие предпринимательства и определение таких практических мер и хозяйственных структур, которые наиболее эффективно с точки зрения затрат стимулировали бы формирование условий жизнедеятельности и жизнеобеспечения производственно-активной части населения.

Среди таких теоретических и практических подходов к развитию бизнес-процессов, возникших в последние годы, можно выделить образование в различных странах особых бизнес-центров, создаваемых, как правило, в научно-технических и производственно-технологических комплексах и в сферах высоких технологий. Такой подход получил название «бизнес-инкубаторов» [9].

В основе «инкубаторного» подхода лежат цели и задачи формирования определенной позитивной предпринимательской среды и оказание конкретной поддержки для нарождающихся бизнес-единиц в какой-либо отрасли хозяйствования. Такой подход, несомненно, заслуживает самого пристального внимания, так как при интенсивном и разностороннем его использовании он позволяет сконцентрировать и существенно улучшить экономический климат в отдельных отраслях, регионах, районах, городах и т.д. исходя из комплексных стратегических целей развития производства.

При этом проведенный анализ деятельности бизнес-инкубаторов как в странах Восточной Европы с переходной экономикой, так и в ряде стран с развитой экономикой, таких как Швеция, Финляндия, Италия, Германия, Турция, показал, что они сегодня в большей степени ориентированы на стимулирование конкретного предпринимательства частных малых и средних фирм и компаний.

С учетом большой важности данной проблемы для России, а также для социально-экономических условий, в которых находятся хозяйства большинства стран СНГ, может быть предложен подход по совершенствованию управления развитием корпоративных комплексов хозяйственной сферы в локальных территориальных образованиях на базе выработки целевых мотиваций эффективного коммерческого регулирования имеющимися в каждом регионе ресурсами.

Теоретически такой подход может быть определен как «инкубаторный менеджмент». Для упрощения понимания его сущности можно воспользоваться образным сравнением с известными биологическими инкубаторными производственными структурами, где, исходя из определенных целей, на основе объединения необходимых материальных, финансовых, управленческих и других ресурсов формируется требуемая жизнеобеспечивающая производственная среда.

Однако каких-либо готовых типовых моделей для наращивания институционального потенциала в регионах в настоящий момент пока нет. При чисто государственном руководстве все, как правило, упирается в недостаточность требуемых финансовых и материальных ресурсов, а также в невозможность правильно определять и корректировать предпринимательские приоритеты. Это приводит к постоянному «латанию дыр» в реализуемых программах, упирается в несовременный менеджмент, слабо ориентированный на конечный результат, в правовую незащищенность проводимых организационных мероприятий, в информационную закрытость деятельности коммерческих структур.

Участие коммерческих структур в развитии территорий часто не дает заметного позитивного результата ввиду: ограниченности вкладываемых ими ресурсов; нескоординированности деятельности как между ними, так и с муниципальными органами власти; локальности решаемых хозяйственных задач; отсутствия эффективного руководства развитием производства; фактической оторванности исполнителей государственных программ от большей части предпринимателей. В то же время главным механизмом такого развития в ближайшие годы могут стать производственно ориентированные комплексы бизнес-инкубаторов, формирующие отраслевые группы малых и средних предприятий и фирм, обеспечивающих поэтапное создание необходимой деловой среды.

Следует отметить, что построение и развитие в регионах корпоративных, производственных бизнес-инкубаторов при всей своей методологической общности с формированием известных инкубаторов в наукоемких технико-технологических комплексах (наукоградах, технопарках и т.д.) все же существенно отличаются от них. Это различие выражается как в целях и задачах создания инкубаторов, так и в методах и механизмах их функционирования. Например, в технополисах эти структуры в основном призваны обеспечивать действующие предприятия новыми технологиями, которые необходимы для того, чтобы увеличить их бизнес-шансы на успех.

Теоретически наиболее эффективные производственные «бизнес-инкубаторы» должны стремиться предоставить финансовые, материальные ресурсы, необходимые для выживания и роста предприятий, которых всегда не хватает. Поэтому фактически сегодня следует говорить не о конкретных «бизнес-инкубаторах» как таковых, а о «инкубирования бизнеса» как интерактивном процессе регионального развития, нацеленном на то, чтобы вдохновить предпринимателей на корпоративную организацию дела и поддержать начинающие компании в разработке новаторских продуктов. Тогда «инкубирование» в широком смысле будет означать создание условий, способствующих и благоприятствующих эффективному развитию предпринимательства и начинающих производственных компаний.

Существуют следующие основные типы подходов по «инкубированию предпринимательства» [9].

    Во-первых, это классические бизнес-инкубаторы, которые могут представлять собой структуры, оказывающие помощь новым компаниям на этапе их учреждения и становления. Они предоставляют начинающим мелким фирмам помещения, инфраструктуру и определенный набор услуг, которые могут расширить их возможности в деле развертывания и организации работы на начальном этапе развития.

    Во-вторых, это промышленные зоны, обеспечивающие динамичный подход к проблемам регионального социально-экономического развития с учетом интересов местных муниципалитетов и органов регионального развития.

    В третьих, зоны экспортной ориентации, которые могут быть чрезвычайно полезными для развития внешнеторгового потенциала, когда они в большей степени связаны с международной экономикой, но в деле укрепления местной экономики их возможности крайне невелики. Вместе с тем, содействуя оказанию деловых услуг, обеспечивая доступ к инфраструктуре и налоговые льготы, они способствуют привлечению прямых иностранных инвестиций в регион.

    В-четвертых, научные (технологические) парки, создающие благоприятные условия для привлечения техноемких предприятий и поощрения коммерциализации результатов НИОКР.

    В-пятых, виртуальные бизнес-инкубаторы, предлагающие услуги в киберпространстве.

    В-шестых, территориально-производственные комплексы и кооперационные сети, которые представляют собой объединения предприятий, действующих в географической близости друг от друга в одном и том же отраслевом секторе, где при правильном соединении взаимодополняющих видов деятельности можно получить более эффективные и стабильные результаты, чем при создании бизнес-инкубаторов, объединяющих разнородные и разрозненные предприятия.

Таким образом, «бизнес-инкубатор» — это в целом место концентрации деятельности фирм для эффективного развития отраслей местной экономики.

Национальная ассоциация бизнес-инкубаторов Соединенных Штатов определяет бизнес-инкубатор как «инструмент экономического развития, предназначенный для ускорения роста и успешной самореализации предпринимательских компаний посредством предоставления им комплекса ресурсов и услуг по поддержке коммерческой деятельности. Основная задача бизнес-инкубатора — создавать с помощью государства успешно работающие фирмы, которые, пройдя через программу, обретут финансовую жизнеспособность и самостоятельность».

Группа экспертов по научным паркам и инновационным центрам (группа СПАЙС) дала следующее определение концепции бизнес-инкубатора [9]. «Бизнес-инкубатор — это:

  • научный или технологический парк, который представляет собой объект собственности, расположенный на определенной территории со зданиями; предназначается для науко-техноемких исследовательских, опытно-конструкторских и производственных организаций, связан с государственными исследовательскими и учебными заведениями; создается в целях содействия передаче технологии, а также учреждения и обеспечения роста новых (инновационных) компаний;
  • инновационный центр, который предоставляет (техноемким) инновационным компаниям и предпринимателям помещения в аренду, консультации по вопросам создания предприятий, услуги по подготовке бизнес-планов, а также офисные и другие услуги для совместного использования. Цель такого центра заключается в стимулировании развития местной и региональной экономики, передаче технологии и распространении результатов инновационной деятельности» [9].

Кроме названных, в мире существуют и другие виды бизнес-инкубаторов, наиболее типичными из которых являются следующие:

  • смешанные инкубаторы, стимулирующие экономическое развитие и рост через поддержку предпринимательства и предлагающие услуги всем видам предприятий (низкотехнологичные и нетехноемкие производства с незначительной переработкой продукции и оказанием услуг);
  • инкубаторы для экономического развития, которые ориентируются на решение конкретных задач, таких как создание рабочих мест, или для структурной перестройки промышленности. Работа таких учреждений зачастую определяется целями государственной политики и напрямую регулируется местными или региональными органами государственного управления;
  • техноинкубаторы, оказывающие поддержку начинающим техноемким компаниям с конкретной целью развития, передачи и распространения новых технологий. Нередко они бывают связаны с университетами, исследовательскими институтами или научно-техническими парками и, следовательно, ориентируются на конкретные территориально-производственные комплексы и технологии.

Одной из ключевых проблем при создании бизнес-инкубаторов является вопрос о продолжительности «инкубационного» периода. Оптимальной продолжительностью поддержки предприятий на этапе их становления считается обычно срок от трех до пяти лет.

В настоящее время в процессе развития предпринимательства как в развитых странах с рыночной экономикой, так и в странах с переходной экономикой для поощрения создания новых предприятий необходимо опираться на уже имеющийся опыт работы бизнес-инкубаторов.

Рассматривая существующие в мировой практике подходы к созданию структур бизнес-инкубаторов в замкнутых территориальных образованиях, следует выделить ряд методических особенностей в использовании данных теоретического и практического подходов при формировании предпринимательской инкубаторной среды.

    Во-первых, организация бизнес-инкубаторов имеет главной целью создание в регионах определенной жизнеобеспечивающей предпринимательской среды в виде развития какого-либо вида предпринимательства или направления бизнеса.

    Во-вторых, формирование в рамках регионального инкубаторного комплекса должно строиться исходя из принципов трипартизма, т.е. гармоничного соединения интересов местных органов власти, предпринимательства и общества.

    В-третьих, организация отдельных бизнес-единиц должна осуществляться в рамках задач региональных программ экономического развития. В таком случае только этим группам предприятий может быть присвоен статус «инкубаторов» — как совокупности фирм и компаний, действующих в определенном хозяйственном режиме и поэтому обладающих предоставленными им льготами и преференциями.

    В-четвертых, важным шагом в создании региональных производственных инкубаторов должно стать приведение требований к особенностям коммерческой деятельности в соответствие с мировой практикой, а также требованиями развития рынка товаров и услуг в России.

    В-пятых, в основу комплектации бизнес-инкубаторов в качестве необходимых материальных и финансовых ресурсов могут быть положены денежные средства и имущество как самих предприятий и коммерческих структур, заинтересованных в реализации хозяйственных программ региона, так и государственные ресурсы.

    В-шестых, при установлении форм собственности на ресурсы и объекты бизнес-инкубаторов могут использоваться как государственные, так и смешанные формы собственности, но при сохранении контролирующего участия государственных органов в управлении ими.

    В-седьмых, использование данного подхода при формировании необходимой инкубаторной жизнеобеспечивающей хозяйственной среды должно дать значительно больший социально-экономический эффект, чем при создании отдельных производств.

    В-восьмых, при формировании общей организационной структуры инкубаторов могут привлекаться внерегиональные и зарубежные ресурсы от всех заинтересованных сторон, для которых решение данных отраслевых и межотраслевых проблем может осуществляться на межрегиональной или международной основе взаимоотношений.

    В-девятых, при создании инкубаторов могут использоваться современные методы и механизмы инкорпорирования, т.е. будут происходить процессы имущественного и правового взаимопроникновения между уже функционирующими отдельными участниками бизнеса и вновь образованными производственными структурами.

Исходя из изложенного, в основу общей схемы построения деятельности в рамках производственного бизнес-инкубатора можно положить иерархическое взаимодействие различных уровней организации производства, начиная от конкретных производственно-технологических элементов до высшего организационного уровня руководства бизнесом.

Использование системного подхода к анализу взаимодействующих факторов при формировании необходимой хозяйственной инкубаторной среды позволяет исследовать и реализовать процессы использования региональной производственной инфраструктуры в единстве выделения ключевых предпринимательских элементов и коммерческих шагов построения требуемой структуры хозяйства в подотраслях.

Для этого в регионе, при поддержке местных органов власти, должны быть сформированы конкретные производственные бизнес-инкубаторы, которые будут в состоянии «вытянуть» региональную цепочку предпринимательства.

В этой связи ближайшими задачами должны стать:

  • создание в регионе системы бизнес-инкубационных центров для малого и среднего бизнеса;
  • сокращение численности и упорядочение деятельности всех проверяющих и контролирующих органов;
  • разъяснение субъектам малого и среднего бизнеса их ответственности за результаты региональной хозяйственной деятельности;
  • введение системы упрощенной регистрации предприятий малого и среднего бизнеса;
  • разработка и реализация программы подготовки и переподготовки кадров, совершенствование информационной поддержки малого и среднего предпринимательства.

В качестве примера создания регионального бизнес-инкубатора рассмотрим хозяйственные возможности в Рязанской области.

Существующие перспективы развития экономики Рязанской области потенциально имеют возможности широкомасштабного сотрудничества с российскими и зарубежными партнерами в приоритетных областях деятельности, в том числе в топливно-энергетической сфере, сфере транспорта и связи, банковской системе, охране окружающей среды, сельском хозяйстве и переработке сельскохозяйственного сырья.

Проведение структурных преобразований в хозяйстве области базируется на проектном подходе и сочетает в себе реализацию комплекса вопросов от разработки программных материалов развития Рязанской области до их реализации, включая вопросы корпоративного управления бизнес-процесами. При этом необходимо учитывать эффективность программы развития области не только с точки зрения прибыльности и повышения конкурентоспособности производств и выпускаемой продукции, но и мультипликативного эффекта производственно-технологических совокупностей [6].

Оценка экономической ситуации в Рязанской области показывает, что понятие мультипликативного эффекта в хозяйственном комплексе области можно рассматривать не только и не столько в качестве инновационно-инвестиционной реакции, но и, прежде всего, в качестве процесса внедрения более развитых технологических совокупностей во взаимосвязанные или сопряженные технологические цепочки и подтягивания их до уровня эффективного функционирования. Иными словами, на уровне области возможно получить мультипликативный эффект технологического развития, представляющий собой результат процесса, который заключается в следующем.

На предварительной стадии выбирается технологическая совокупность, находящаяся в узле связей межотраслевых (межрегиональных) взаимодействий, — так называемая «точка роста». Эта «точка роста» должна иметь достаточный внутренний резерв развития. Данный резерв основывается на интеллектуальном потенциале, опирающемся на относительно современную технологическую базу и оборудование, а также на высокопрофессиональный коллектив исполнителей, занятых в производстве и управлении.

Затем выбранной «точке роста» оказывается помощь. В этом случае создаются бизнес-инкубаторы, через которые государство, совместно с предпринимательскими структурами, создает благоприятный финансовый и инвестиционный климат, включая предоставление льготных кредитов, частичное погашение задолженности, внедрение ресурсосберегающих производственных технологий, развитие межрегиональных связей, которые впоследствии положительно скажутся на конкурентоспособности выпускаемой продукции самих технологических совокупностей.

В этой связи необходимо провести оценку влияния различных факторов на производство товарной продукции у предприятий, объединенных связями региональных и межрегиональных взаимодействий. Анализ нескольких факторов позволяет выбрать наиболее перспективные структурные преобразования составляющих производства товарной продукции. По мере развития технологической совокупности и повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции начинает увеличиваться платежеспособный спрос, тем самым — и прибыль.

Поступающие средства должны быть направлены не только на повышение технологического уровня, но и на укрепление производственных взаимосвязей, повышение технологического уровня смежных производств и конкурентоспособности их продукции.

Примером создания производственного бизнес-инкубатора может служить формирование в Рязанской области однопрофильного производственного комплекса, состоящего из группы промышленных предприятий. Наиболее показательным может быть производственный бизнес-инкубатор, обеспечивающий создание и дальнейшее развитие производства безалкогольных, слабоалкогольных напитков, минеральной воды, пива и тары.

Значительная часть данного вида продукции завозится в Рязанскую область по межрегиональным связям. В то же время в области имеется достаточный потенциал для развития названных видов производств. Однако изолированное создание данных предприятий, как показывает экономический анализ, приводит к значительному удорожанию стоимости проекта за счет большой величины организационных и сопутствующих затрат.

Таким образом, наиболее рациональным путем в развитии данного бизнеса в Рязанской области может стать комплексный подход, ориентированный на объединение усилий по производству различных видов напитков в единой структуре бизнес-инкубатора. В общем виде организационная структура такого производственного бизнес-инкубатора приведена на рисунке.

Ключевыми элементами организационной структуры являются: организационно-координационный центр, который осуществляет общее руководство созданием соответствующих производств, выбор инновационных преобразований, аккумулирование необходимых финансовых ресурсов, привлечение дополнительных инвестиций в развитие, осуществление взаимодействия на региональном и межрегиональном уровнях с государственными и негосударственными деловыми структурами.

В отличие от чисто корпорационного объединения данная форма сотрудничества предприятий не требует их юридического слияния, а в отличие от консорциумного соглашения — она все же подразумевает наличие единого бизнес-центра по управлению всей деятельностью.

Консолидация организационных усилий по созданию такого бизнеса-инкубатора практически может быть реализована в Рязанской области на базе АООТ «Александро-Невское», которое явилось инициатором проекта по организации розлива натуральных соков и напитков в современную тару. Основой предложения является объединение усилий двух предприятий — АООТ «Александро-Невское» и ОАО «Ибредькрахмалпатока» — для создания комплексного производства по выработке широкой гаммы напитков с участием бизнес-инкубаторного подхода к развитию и при поддержке областных государственных органов руководства.

Рис. 1. Организационная структура бизнес-инкубатора по производству напитков в Рязанской области

При этом за счет концентрации производственной базы и значительного объема организационно-управленческих функций в рамках единого бизнес-инкубатора достигается существенное снижение общих затрат (капитальных и текущих). По результатам расчетов, приведенным в таблице, объединение в единый комплекс отдельных производств позволяет повысить их рентабельность на 14—22%%.

Следует, однако, учитывать, что приведенные значения рентабельности являются только наглядным примером, отражающим общую тенденцию концентрации и диверсификации деятельности с использованием «инкубационного периода», так как при практической реализации проектов будут возникать многочисленные дополнительные факторы, способствующие повышению или понижению корпоративного эффекта. В то же время переход к производственным объединениям, построенным на основе бизнес-инкубаторов, может стать реальной основой подъема предпринимательства в регионах при активной государственной поддержке, особенно малого и среднего бизнеса.

Таким образом, система государственного регулирования предпринимательства нуждается в совершенствовании с учетом сложившейся социально-экономической ситуации в различных регионах страны и необходимости равноправного вхождения России в мирохозяйственные связи на качественно новом жизненном уровне. Разработка такого механизма должна обеспечить нахождение оптимального сочетания «либеральных» и протекционистских методов индикативного регулирования со стороны государства, которые в целом сегодня определяются стратегическими целями, обозначенными в «Основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу».

Характеристика эффективности производства продукции


Литература

1. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала: В 2-х томах. — М. — МНИИПУ, 1996.

2. Дудкин В. Конкретный пример использования возможностей индикативного планирования // Российский экономический журнал. — 1997. — № 11—12. — С. 120—121.

3. Дудкин В., Петров Ю. Индикативное планирование — механизм координации деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой // Российский экономический журнал. — 1998. — № 6. — С. 38—58; 1998. — № 7. — С. 43—71.

4. Дудкин В. Американский и западноевропейский подход к индикативному планированию: возможен ли синтез на российской почве? // Российский экономический журнал. — 1997. — № 10. — С. 99—101.

5. Евграшев А. Из практики французского индикативного планирования // Российский экономический журнал. — 1998. — № 2. — С. 84—87.

6. Социально-экономическое положение Рязанской области в 2001 году // Госкомстат России? Рязанский областной комитет Государственной статистики. — Рязань. — 2002 г. 152 с.

7. Шаккум М. Механизм реализации индикативных планов // Экономист. — 2000. — № 7. — С. 19—27.

8. Fazar W., The Origin of PERT // The Controller, Vol. 30, p.p. 598 ff., December 1962.

9. Best practice in Business Incubation. U.N.: New Yorк and Geneva, 2000, 120 p.