Учет риска при принятии управленческих решений на этапе формирования бюджета
Большинство управленческих решений, связанных с финансовой деятельностью предприятия, принимается в условиях риска, что обусловлено рядом факторов — отсутствием полной информации, наличием противоборствующих тенденций, элементами случайности и многим другим. В связи с этим проблема оценки и учета экономического риска приобретает важное значение как составная часть теории и практики управления.
В условиях российской нестабильности проблема риска имеет большое значение при обосновании управленческих решений не только стратегического характера, но и на стадии краткосрочного планирования деятельности предприятия — в процессе бюджетирования.
Центральное место в оценке риска на этапе формирования бюджета предприятия занимают анализ и прогнозирование возможных потерь ресурсов. При этом имеются в виду случайные, непредвиденные потери, возникающие вследствие отклонения реальной ситуации от предполагаемого хода событий. Наиболее важное значение при этом в условиях рыночной экономики отводится таким элементам риска, как непредвидимость конъюнктуры рынка, спроса, цен. В то же время российским предприятиям приходится иметь дело с «наложением» факторов рыночного и нерыночного типа (нарушением договорных обязательств, несоблюдением норм и правил хозяйственной деятельности и т.д.).
Таким образом, чтобы оценить вероятность потерь, обусловленных развитием событий по непредвиденному варианту, следует прежде всего выявить все возможные факторы риска: как присущие вообще хозяйственной или производственно-коммерческой деятельности, так и специфические. Кроме тогонеобходимо осуществлять ранжирование факторов рисков по важности или по степени их вклада в общий профиль конкретного производственного предприятия.
Выявление рисков, влияющих на выполнение бюджета
Все возможные на практике факторы рисков делятся на две группы. К первой группе относятся «предвидимые», т.е. известные из экономической теории или хозяйственной практики. Вместе с тем могут появиться факторы, выявить которые на априорной стадии анализа факторов рисков предприятия не реально. Эти факторы относятся ко второй группе. Одна из задач состоит в том, чтобы, создав регулярную процедуру выявления факторов рисков, сузить круг факторов второй группы, тем самым ослабить влияние так называемой «неполноты генерации» факторов рисков.
В зависимости от места возникновения факторы рисков делятся на внешние и внутренние (рис.1) [2].
Рисунок 1. Классификация факторов рисков предприятия
К внешним факторам рисков (или слабым сигналам) относятся факторы, обусловленные причинами, не связанными непосредственно с деятельностью данного предприятия, зависящие от экономического и политического состояния страны. Это вероятность жестких правительственных мер, которые могут вызвать изменения финансово-экономической деятельности предприятия, налоговой политики, развития неконтролируемых инфляционных процессов. Данные слабые сигналы на момент формирования бюджета могут быть еще скрыты, но предприятие все равно обязано оценить их воздействия с помощью экспертных оценок или методов количественного прогнозирования и моделирования.
Внутренними факторами рисков (или сильными сигналами) считаются факторы, появление которых порождается деятельностью самого предприятия, т.е. риски, связанные непосредственно с объектом. Это — невыполнение обязательств поставщиками, несвоевременная оплата продукции потребителями, оформление кредитов дочерними обществами под поручительство предприятия и т.д.
При анализе сильных сигналов необходимо учитывать, что последствия могут быть как положительные, так и отрицательные.
Методика анализа и оценки влияния слабых и сильных сигналов на показатели работы предприятия в планируемом периоде подробно описана в книге «Гибкое развитие предприятия. Анализ и планирование» [3].
Разработка алгоритма оценки риска
Для осуществления расчетов при формировании бюджета риски целесообразно разделить на две группы:
1. Риск потери доходов.
2. Риск увеличения расходной части бюджета.
Алгоритм оценки рисков при формировании бюджета промышленного предприятия включает:
- оценку вероятности выполнения бюджета в целом;
- оценку выполнения бюджета с учетом рисков по отдельным видам доходов и статьям расходов;
- стоимостную оценку возможных потерь от неполучения запланированных доходов и превышения статей расходов при выполнении бюджета.
Методы оценки риска
Поскольку риск является категорией вероятностной, для его оценки используются следующие методы:
- статистические;
- экспертные;
- построение моделей случайных процессов.
Предприятия наиболее часто используют статистический и экспертный методы. При выборе метода оценки рисков учитываются достоинства и недостатки каждого из них. Так, первый метод оценки требует большого объема статистической информации за длительный период времени. Точность третьего метода зависит от принятых в модели допущений и от количества факторов, которые учитываются моделью. Кроме того, метод построения моделей наиболее трудоемкий.
Оценка вероятности выполнения бюджета
Расчет рисков в процессе формирования бюджета предприятия осуществляется по приведенным ниже формулам с помощью расчета следующих показателей:
1. Вероятность невыполнения бюджета (Рнб)
Рнб = Рд + Рр, (1)
где Рд — вероятность того, что будет получен доход, меньше запланированного бюджетом;
Рр — вероятность того, что расходы превысят бюджетный уровень.
Вероятность того, что будет получен доход, меньше запланированного бюджетом, (Рд), определяется по формуле:
(2)
где — вероятность того, что i-й доход будет получен в объеме, не меньше запланированного.
Вероятность того, что расходы превысят бюджетный уровень, (Рр) определяется по формуле:
(3)
где — вероятность того, что j-я статья расходов не будет перерасходована.
2. Мера риска
Мерой риска (Р) является интегральная степень влияния отдельных составляющих дохода и расходов, выраженная в процентах (в долях), ранжированная соответствующими рисками.
(4)
где Рдi — вероятность того, что i-й доход будет получен в размере, меньше запланированного бюджетом;
Удi — удельный вес i-го вида доходов в общем объеме доходов предприятия;
Ррj – вероятность того, что j-я статья расходов превысит бюджетный уровень;
Урj — удельный вес j-й статьи расходов в общей сумме расходов предприятия в соответствии с бюджетом.
3. Стоимостная оценка возможных потерь от неполучения запланированных доходов и (или) превышения статей расходов при выполнении бюджета (цена риска — Ц).
Расчет данного показателя ведется в абсолютных величинах (млн. руб.). Определение цены риска осуществляется аналогично мере риска:
(5)
где D i — сумма планируемого i-го дохода;
Rj — сумма расходов по j-й статье.
Разработка варианта бюджета, учитывающего возможные потери
На основании проведенных расчетов осуществляется формирование бюджета предприятия, учитывающего возможные потери. Предлагаемая форма бюджета предприятия, учитывающая риск неполучения планируемых доходов и (или) превышения запланированного уровня расходов, приведена в табл. 1.
Для повышения степени гибкости предприятия к влиянию внешних и внутренних воздействий необходимо на стадии формирования бюджета разрабатывать мероприятия, которые позволят максимально быстро и с наименьшими потерями скомпенсировать негативные для предприятия изменения.
Управление риском — это процесс подготовки и реализации мероприятий, имеющих целью снизить опасность ошибочного решения и уменьшить возможные негативные последствия нежелательного развития событий в ходе реализации принятых решений. В реальных хозяйственных ситуациях могут использоваться различные способы снижения финального уровня риска, воздействующего на те или иные стороны деятельности предприятия. Все многообразие применяемых в хозяйственной практике промышленных предприятий методов управления риском можно разделить на четыре типа (рис. 2).
Таблица 1
Расчет рисков
№№ п/п | Наименование статьи бюджета | План без учета риска | Удельный статьи вес в общей сумме доходов или расходов, % | Риск неполучения дохода (или превышения расходов) | Сумма возможных потерь доходов или увеличения расходов, млн. руб. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | ДОХОДЫ, всего | ||||
1.1 | Реализация продукции | ||||
1.2 | Прочая реализация | ||||
1.3 | Авансы за продукцию (работы, услуги) | ||||
1.4 | Внереализационные операции | ||||
1.5 | Кредитные средства | ||||
1.6 | Прочие доходы | ||||
2 | РАСХОДЫ, всего | ||||
2.1 | Затраты на производство продукции | ||||
2.2 | Налоги, всего | ||||
2.3 | Погашение кредиторской задолженности | ||||
2.4 | Выплата процентов по кредитам | ||||
2.5 | Дивиденды | ||||
2.6 | Капитальные вложения, всего | ||||
2.7 | Расходы на НИОКР и освоение | ||||
2.8 | Расходы из фонда потребления | ||||
2.9 | Расходы на содержание жилищного фонда, объектов социально-культурной сферы и социально-культурные мероприятия | ||||
2.10 | Расходы на рекламу и маркетинг | ||||
2.11 | Представительские расходы | ||||
2.12 | Прочие расходы из прибыли | ||||
Итого | Мера риска (Р) | Цена риска (Ц) |
При разработке указанных мероприятий должно быть задействовано использование резервов внутренней среды предприятия, возможностей его производственного и структурного самосовершенствования.
Поскольку непременным условием эффективности принимаемых управленческих решений является свобода выбора способов экономических действий при их разнообразии, на стадии разработки бюджета на предприятии могут формироваться несколько вариантов бюджета с различными рисками. Выбор и утверждение оптимального варианта осуществляется на основании расчета и анализа рассмотренных выше показателей (табл. 2).
Рисунок 2. Классификация методов управления риском
Таблица 2
Выбор оптимального варианта бюджета с учетом рисков
Показатель | Варианты бюджета | ||||
1 | 2 | …. | N | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1. | Остаток средств на конец периода по бюджету | ||||
2. | Вероятность невыполнения бюджета | ||||
3. | Мера риска | ||||
4. | Цена риска | ||||
5. | Оценка варианта с точки зрения его оптимальности для предприятия |
Литература
- Гранатуров В.М. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения: Учебное пособие. — М.: Дело и Сервис, 1999. — 112 с.
- Качалов Р.М. Управление хозяйственным риском производственных систем // Экономика и математические методы, 1997. — вып. 4. — т. 33.
- Самочкин В.Н. Гибкое развитие предприятия. Анализ и планирование — М.: Дело, 1998. — 335 с.