Библиотека управления

Система регулирования инвестиционных процессов в развитых странах

Донцова Л.В.

В странах с развитой рыночной экономикой государство в процессе регулирования инвестиционной деятельности принимает на себя одновременно несколько функций.

Первая функция — это регулирование (стимулирование или ограничение) общего объема капиталовложений частного бизнеса. По сути дела, это главная макроэкономическая функция по управлению инвестиционным процессом в развитой рыночной экономике, осуществляемая через политику ссудного процента, денежную, налоговую и амортизационную политики.

Вторая функция — это выборочное стимулирование капиталовложений в определенные предприятия, отрасли и сферы деятельности через кредитные и налоговые льготы, например, с помощью инвестиционного кредита.

Третья функция — это прямое административное вмешательство в инвестиционный процесс с целью ввода или вывода определенных производственных мощностей путем согласования планов и действий крупнейших корпораций. В Японии, например, когда по мнению правительственных инстанций возникает такая потребность, определенная отрасль в законодательном порядке переводится на режим, разрешающий административную координацию капиталовложений на определенный срок. По истечении этого срока режим пересматривается или отменяется.

Роль государства в принятии инвестиционных решений в США существенно отличается от японской или даже западноевропейской практики. Чисто административные решения принимались здесь в этой области лишь в годы первой и второй мировых войн или же в сфере военных инвестиций в годы холодной войны.

Американская хозяйственная практика в области регулирования и управления инвестициями в большей степени ориентирована на реализацию принципов экономической свободы и экономического либерализма, нежели на серьезное прямое вмешательство в экономический процесс, которое традиционно рассматривается как их недопустимое ограничение. Поэтому роль государства в принятии инвестиционных решений в США также традиционно связывается с разработкой и осуществлением государственных инвестиционных программ, осуществляемых правительственными агентствами или государственными корпорациями (в области обороны, космоса, поиска новых источников энергии), строительства объектов материальной инфраструктуры (автострад, дорог, мостов, очистных сооружений), а также для выполнения крупных региональных инвестиционных программ.

Пример региональных комплексных программ — программа по освоению и развитию ресурсов долины реки Теннеси, начатая в 1933 г. еще президентом Рузвельтом и продолженная в 1970—1990 гг. [6, с. 290]. Это типичная комплексная программа, преследовавшая социально-экономическое развитие всего штата Теннеси путем совместного решения ряда частных задач:

  • освоение потенциальных гидроэнергетических ресурсов;

  • расширение существующих и создание новых водоемов для улучшения засушливого климата и источников орошения земель;

  • мелиорация и освоение засушливых земель штата;

  • подъем сельскохозяйственного производства;

  • развитие сети речного грузового и пассажирского транспорта;

  • улучшение условий проживания населения, создание новых рабочих мест и зон отдыха, привлечение притока населения из других штатов;

  • улучшение экологии всего штата.

    Эта программа по своим масштабам, многоцелевой направленности и безошибочной быстротой реализации пока не имеет себе равных. Опыт ее разработки и осуществления преподается в университетах и бизнес-центрах.

    Общее же регулирование масштабов и направлений инвестиционного процесса традиционно осуществляется в США методами макроэкономического регулирования.

    Если в странах Западной Европы инвестиционная деятельность в послевоенные годы характеризовалась высоким уровнем макроэкономического и чисто административного правительственного вмешательства в инвестиционный процесс, что было характерно для Франции, Италии, Испании, скандинавских стран и отчасти Великобритании (в особенности в 50—60-е годы), то к началу 80-х гг. роль государства в регулировании инвестиционной политики здесь сильно изменилась. Франция и Великобритания провели широкую денационализацию государственной собственности, так как обнаружились существенные слабости прямого государственного управления отраслями, что особенно проявилось в условиях энергетического кризиса начала 70-х гг. и последующего обострения конкурентной борьбы. Политика денационализации получила название дерегулирования и в той или иной степени коснулась большинства стран с развитой рыночной экономикой.

    В этой связи в Великобритании со второй половины 70- гг. произошло значительное свертывание вмешательства государства в инвестиционные процессы. Цель — стимулировать движение капиталов, труда и товаров на рынке, возможностей расширения ресурсной базы, усиления капиталонакопления за счет снижения налогов на прибыль и доходы физических лиц, активизации ссудного капитала в сфере капиталонакопления, в том числе путем развития сети дополнительных кредитно-финансовых учреждений, вторичного и третичного рынков ценных бумаг.

    В ФРГ в те же годы также произошло значительное сокращение государственного влияния на хозяйственные процессы, в частности, путем стимулирования инвестиционной активности предпринимательского сектора через налоговые и кредитные льготы. Доля государственных инвестиций в общем объеме капитальных вложений была сокращена до 25% (вложения в энергетику, коммунальное хозяйство, транспорт, образование, здравоохранение). В начале 90-х годов доля административно принимаемых инвестиционных решений оценивается в ФРГ всего на уровне 12% от общего объема капиталовложений.

    Важное значение в регулировании и управлении инвестиционной деятельностью в развитых странах имеют налоговая и амортизационная политика, налоговые льготы, в частности так называемый инвестиционный кредит.

    По сути дела, политика налогообложения прибыли, амортизационная политика и различные формы налогового кредита и субсидий, а также политика налогообложения доходов физических лиц в развитой рыночной экономике — главнейшие методы регулирования капиталовложений и капиталонакопления, особенно в периоды депрессий и кризисов. В первые послевоенные годы при переходе от чрезвычайных (административных) к обычным (косвенным) способам регулирования инвестиционной деятельности, когда темпы экономического роста и накопления были относительно высокими и, наоборот, во многих случаях во избежание инфляции требовалось торможение экономических процессов, стратегия и тактика инвестиционной политики развитых капиталистических государств заключалась во введении более высоких уровней налогообложения при значительных (весьма дифференцированных и целенаправленных) льготах различным категориям налогоплательщиков.

    Однако по мере исчерпания первой послевоенной волны капиталонакопления, связанной с послевоенной перестройкой и накоплением материального потенциала экономики, увеличения трудо-, материалоэнергетических затрат в производстве, в стратегии капиталонакопления и управления инвестиционным процессом на передний план в этих странах стали все более выходить проблемы общего и структурообразующего стимулирования капиталовложений.

    Начало преобразования инвестиционной деятельности в 60-х гг. было положено развитием новых принципов амортизационной политики, заключающихся в ускорении списания стоимости основного капитала, приведшее к уменьшению основных сроков такого списания до 3—7 лет по активной и до 15—20 лет по пассивной частям фондов при нормативах физического износа в 2—5 раз более высоких.

    Дальнейшее стимулирование капиталонакопления и развития процессов инвестиционной деятельности, особенно проявившееся в последние годы, связано с прямым снижением налогов и различными формами налоговых кредитов и субсидий.

    К началу 90-х годов в странах с развитой рыночной экономикой ставки налогообложения уменьшены по налогам на прибыль до 32-35% против существовавших ранее 40—50% и до 15—50% — по налогам на физических лиц при прежних ставках до 80%. Для малого бизнеса стали использоваться ставки налога на прибыль в пределах 15—35% в зависимости от величины валовой прибыли [4, 5].

    Основные налоговые льготы, стимулирующие инвестиционный процесс в развитых странах, характеризуются следующим образом:

    налоговый кредит — часть стоимости нового оборудования вычитается из налога на прибыль при его приобретении с последующей полной компенсацией вычета в течение срока службы этого оборудования;

    налоговые скидки — вычет из налога на прибыль с последующим уменьшением суммы амортизации, относимой на издержки в течение срока службы активов, находящихся на контроле в налоговых органах;

    налоговые субсидии — прямые вычеты из налоговых выплат или налоговой базы при дальнейшем обычном списании стоимости оборудования.

    В качестве примеров можно привести инвестиционный налоговый кредит в США, существовавший в 60—70-е гг. (7—10% стоимости нового оборудования); налоговые субсидии в Великобритании, по которым разрешалось уменьшать прибыль путем вычета 20% стоимости нового оборудования из величины валового дохода.

    Формы налоговых инвестиционных льгот, устанавливаемых каждый раз в развитых странах, сообразуются с конкретными экономическими условиями и задачами промышленной политики этих стран. Следует подчеркнуть, что эти льготы могут сильно различаться применительно к специфике местных условий, определяющих необходимость изыскания средств для развития инфраструктуры, осуществления программ развития, в особенности депрессивных районов, создания рабочих мест, развития образования, здравоохранения, привлечения или, наоборот, рассредоточения капитала и т.д.

    К основным льготам такого рода следует также отнести освобождение от налогов (федеральных или местных) на срок до 10 лет для фирм, зарегистрированных и действующих в депрессивных или районах со сложными природно-климатическими условиями, что характерно для севера Канады.

    Инвестиционную политику развитых стран в последние годы определяли также поиски и реализация новых рыночных структурных и технологических преобразований для удовлетворения возникающих новых общественных потребностей.

    К настоящему времени определились основные экономические и структурные направления совершенствования экономики развитых стран на базе современного научно-технического прогресса, заключающиеся в приоритетности потребления, развития наукоемких и высокотехнологичных производств и сферы обслуживания, связанной как с потреблением, так и производством. Особенность капиталонакопления в текущем периоде для стран с развитой рыночной экономикой в структурном плане заключается в относительном сокращении капитальных вложений в материальное производство и относительном увеличении их в сферу услуг, что способствует процессу снижения удельных потребностей в капитале на единицу продукции экономики в целом.

    В качестве регулирующего инструмента в развитых странах выступает также государственный инвестиционный заказ, к которому правительства этих стран прибегают в следующих случаях [6, с. 294—295]:

  • когда обнаруживаются расхождения между интересами компаний, частного капитала и общегосударственными интересами;

  • когда предприниматели и владельцы капитала не очень заинтересованы экономически в решении общегосударственных проблем;

  • когда правительство или местные органы власти сами видят необходимость в периоды кризисов и спадов поддержать занятость отдельных фирм и корпораций;

  • для нейтрализации экономических и социальных негативных последствий рыночных отношений в инвестиционной сфере;

  • для формирования приоритетности инвестиционных вложений с точки зрения общегосударственных или региональных интересов;

  • для быстрой ликвидации дефицитов отдельных материалов и готовой продукции, возникающих от конъюнктурных рыночных перекосов;

  • для предотвращения срывов выполнения внешнеэкономических государственных обязательств.

    Главными объектами регулирования в странах с развитой рыночной экономикой являются механизмы:

    а) принятия конкретных инвестиционных решений, б) выработки приоритетов капиталовложений и в) перелива капитала из менее эффективных в более эффективные и передовые отрасли.

    Важнейшая особенность капиталонакопления в развитых странах заключается в том, что принятие и реализация инвестиционных решений осуществляются на внебюджетной (частной) и возвратной основе, что связано со строгой ответственностью за эффективность их реализации и расходования на всех уровнях. Вместе с тем в этих странах четко выделяются три важнейших уровня принятия инвестиционных решений, что непосредственно связано с существованием трех основных форм владения капиталом или держателей капитальных средств: частного капитала; государства и государственных предприятий центрального (федерального) уровня и местного (штатного, муниципального) уровня. Эта довольно сложная совокупность субъектов инвестиционного процесса действует в тщательно разработанной системе частноправовых отношений, охватываемых как общими началами торгового или коммерческого права (хозяйственными кодексами), так и банковским, страховым, биржевым, институциональным и другими специальными отраслями частного права.

    Общими принципами регулирования инвестиционного процесса в странах с развитой экономикой являются: неприкосновенность капитала и частной собственности (санкции только по решению суда и в рамках закона); строгая возвратность и возмездность банковских кредитно-заемных средств и операций; государственные и частные (страховые) гарантии капитала и частной собственности; высокий уровень разработанности институционального права, регулирующего создание и деятельность различных юридических форм существования капитала и частной собственности в виде акционерных обществ или корпораций, компаний с ограниченной ответственностью, различных форм партнерств (товариществ), индивидуальных фирм; товарных и фондовых бирж; форм собственности на землю и недвижимость; договоров сдачи в аренду, в лизинг, в заклад, ипотеку и т.д.

    Таким образом, вся система регулирования инвестиционной деятельности направлена, в первую очередь, на защиту прав владельцев капитала и на обеспечение наиболее беспрепятственного и быстрого капиталонакопления в интересах владельцев капитала и, в конечном счете, на развитие производства и рост потребления.

    На уровне корпорации или фирмы осуществление инвестиционных решений зависит от того, какие конкретные цели ставит перед собой корпорация или фирма в данный момент времени: это может быть разработка новой продукции, увеличение доли контролируемого рынка, поддержание деловой репутации фирмы, вложения в инновационную охрану окружающей среды и др. Но, всегда — это независимые решения фирмы, осуществляемые в рамках закона, хотя они и ограничены рядом объективных условий, в первую очередь, инвестиционной (конкурентной) стратегией других фирм и инвестиционной политикой государства, властей местного (штатного, муниципального) уровня.

    С учетом изложенного, представляет определенный интерес рассмотрение научных методологических подходов к осуществлению процессов прогнозирования инвестиционной деятельности в странах с развитой рыночной экономикой. Эти методологические подходы в обобщенном виде изложены в [3].

    Проводимые в этих странах исследования свидетельствуют, что динамика и уровень инвестиционного спроса определяются целым рядом макроэкономических параметров, важнейшими из которых, являются:

    1. Доля чистой прибыли (валовая прибыль за вычетом налогов) и амортизационных отчислений в расчете на единицу валового национального продукта.

    2. Норма прибыли в расчете на амортизируемые активы (по валовой прибыли, в которой учтено изменение цен на товарно-материальные запасы, плюс амортизационные отчисления, в которых учтено изменение цен, плюс сумма уплаченного чистого (сальдо) ссудного процента, деленная на величину амортизационных активов в текущих восстановительных ценах).

    3. Норма прибыли в расчете на акционерный капитал (то есть чистые прибыли, в которых учтено влияние инфляции, по отношению к остаточной восстановительной стоимости основного капитала в текущих ценах).

    4. Отношение рыночной цены выпущенных акций к восстановительной остаточной стоимости активов (сумма акционерного капитала вместе с долгом, по которому выплачивается процент, на единицу восстановительной остаточной стоимости активов в текущих ценах).

    Указанные факторы, как правило, взаимоувязаны между собой. При этом, они (т.е. факторы) автокоррелированы с таким важнейшим макроэкономическим параметром, как изменение уровня загрузки производственных мощностей обрабатывающей промышленности, выступающим в качестве ключевого индикатора поворотного момента кризисного цикла.

    В конкретной же практике эконометрических исследований инвестиционного спроса в странах с рыночной экономикой широкое распространение получили инвестиционные функции следующего вида (см., например, [7, с. 47, 54, 113; 1, с. 163]):

    (1.1)

    или

    (1.2)

    где
    It
    — чистые инвестиции в основной капитал, определяемые в виде функции f(...) от ряда приведенных в скобках параметров;
    Pst-1 — объем чистой прибыли с временным лагом i;
    P t
    — объем валовой прибыли;
    K t
    -1 — накопленный основной капитал на конец периода t-1;
    N t
    — налоги и трансферты государству в текущих ценах;
    D t
    — амортизация;
    i t
    — индекс цен на инвестиционные товары.

    При необходимости соотношения (1.1) и (1.2) в зависимости от целей исследования могут модифицироваться за счет включения в них дополнительно таких экзогенных параметров, как ставка процента по долгосрочным ссудам банков, изменение уровня загрузки производственных мощностей и др.

    Другой методологически интересный подход к прогнозированию инвестиций в основной капитал базируется на концепции будущих прибылей предпринимателей от инвестирования. В качестве меры ожидаемой в будущем прибыли предлагается использовать котировку акций корпорации на биржах, поскольку она представляет собой текущую оценку биржевыми покупателями ценных бумаг будущего потока доходов соответствующих компаний. Указанные инвестиционные функции получили название “моделей инвестирования, исходящих из величины ожидаемой прибыли” и в общем виде имеют следующий вид [1, с. 41]:

    (1.3)

    где
    {...} — некоторая функция распределенного лага, зависящая от указанных в скобках параметров;
    V t
    — показатель котировки курса акций на бирже;
    I t
    ч — инвестиции на возмещение выбытия основного капитала.

    Вместе с тем, инвестиционные функции вида (1.3), как справедливо подчеркивается в [3, с. 143], имеют достаточно узкую сферу применения — главным образом, на уровне отдельных фирм. На макроуровне показатели биржевых котировок акций частных компаний едва ли могут служить адекватной мерой ожидаемых прибылей в экономике в целом, что, кстати, отмечается и самими западными исследователями.

    Что касается возможностей использования зависимостей, аналогичных (1.3), в практике моделирования российской экономики, то следует учитывать, что рынок переходного периода привносит свои дополнительные особенности, обусловленные неразвитостью инфраструктуры российского фондового рынка, который, как известно, характеризуется исключительно невысокой емкостью и низкой ликвидностью, особенно после 17 августа 1998 г.

    Прежде чем решить вопрос о возможности нормализации и регулирования инвестиционного процесса в России, необходимо выделить и сформулировать те общие условия, на фоне которых в настоящее время осуществляются эти процессы в отечественной экономике:

  • глубокая разбалансированность кредитно-финансовой системы и материального производства;

  • разнонаправленность тенденций движения структуры воспроизводственных процессов и денежно-финансовых потоков;

  • максимизация цен и денежных доходов предприятий в попытке преодолеть это разнонаправленное движение;

  • рост “пустых” доходов и прибылей, съедаемых инфляцией;

  • накопление предпосылок для дальнейшего раскручивания инфляционной спирали, несмотря на попытки введения жесткой рестрикционной денежной политики;

  • резкий спад физических объемов производства, поступлений в бюджет, кредитных ресурсов и инвестиций;

  • сохранение высокого бюджетного дефицита при уменьшении товарной массы;

  • падение курса рубля и бегство капитала за границу;

  • неэквивалентный внешнеэкономический обмен с зарубежными странами;

  • рост неуправляемости российской экономики;

  • падение жизненного уровня населения.

    Важнейшей особенностью, вытекающей из указанный характеристик экономики России, является обвальное падение инвестиций (в 1998 г. по сравнению с 1990 г. они сократились в сопоставимых ценах почти в 5 раз, а по многим важным инвестиционным товарам падение еще больше).

    Не происходит не только расширенного, но и простого воспроизводства основных фондов, которые продолжают быстрыми темпами физически и морально стареть.

    Ряд факторов, кроме тех, которые отмечены выше, способствуют сокращению инвестиций:

  • невозможность установления при действующей инфляции позитивной ставки банковского процента;

  • использование денежной и кредитной эмиссии для конвертирования рубля в СКВ;

  • длительная целенаправленная игра коммерческих банковских структур (и не только их) на понижение курса рубля для перекачки финансовых ресурсов за границу.

    Из сказанного следует, что без серьезной нормализации экономических отношений использовать практику регулирования инвестиционных процессов, применяемую в странах с рыночной экономикой, в России не представляется возможным.

    Отсюда возникает необходимость решения следующих задач:

  • восстановление привлекательности вложений в реальный сектор экономики (основной капитал); решение этой задачи немыслимо без доведения инфляции до уровня 5—10% в год;

  • создание и развитие национальной инвестиционной базы в виде системы государственных и частных корпораций и фондов для финансирования программ восстановления экономики; подключение к этой задаче действующих коммерческих банков, практически не участвующих в настоящее время в материальном производстве;

  • восстановление государственного регулирования отечественной экономики на основе использования индикативного планирования и программирования. В условиях современного состояния национальной экономики роль государства в сфере инвестиционной деятельности должна оставаться определяющей. В настоящее время эта роль чрезвычайно ослаблена стремлением решить экономические проблемы путем установления полной свободы ценообразования, продолжающейся неуправляемой приватизации, разрушения государственных институтов и систем управления экономикой. Все это в условиях отсутствия реальной конкурентной среды привело к иррационализации народнохозяйственных приоритетов: экономически выгодными стали не производство, а распределение; вложение средств не в материальное производство, а в ссудный, особенно торговый капитал; использование иностранной валюты (помимо рубля) в экономических операциях; импорт товаров в ущерб национальному производству и потреблению; отсутствие заинтересованности отечественного капитала в росте реального производства и т.д.

    Литература

    1. Винн Р., Холден К. Введение в эконометрический анализ. — М.: Финансы и статистика, 1981.

    2. Волков Б.А. Экономическая эффективность инвестиций на железнодорожном транспорте в условиях рынка. — М.: Транспорт, 1996.

    3. Водянов А.А. Инвестиционные процессы в экономике переходного периода. (Методы исследования и прогнозирования). — М.: ИМЭИ, 1995.

    4. Егорова Е.Н., Петров Ю.А. Сравнительный анализ зарубежных налоговых систем и развития налогообложения в России. — М.: ЦЭМИ РАН, 1995.

    5. Налоговая политика в индустриальных странах. Сборник обзоров. — М.: ИНИОН РАН, 1995.

    6. Социально-экономическая трансформация хозяйственной системы России. — СПб: Изд-во СПб УЭФ, 1997.

    7. Чижов Ю.А. Модель экономики США. — Новосибирск: Наука, сибирское отделение, 1997.