Библиотека управления

Проблемы перевода денег за границу

Фрагмент книги Клауса Коттке "Грязные деньги" - что делать?

Многие не знают, что согласно §59 Положения о внешнеэкономической деятельности о переводе денег из Германии за границу или из-за границы в Германию необходимо уведомить центральный банк соответствующей федеральной земли. Это уведомление не применяется в отношении:

  • платежей, не превышающих сумму в 5000 марок или соответствующий эквивалент в иностранной валюте,
  • доходов от экспорта,
  • платежей, предметом которых является обеспечение, прием или возврат кредитов по договорам с предварительно согласованным сроком действия и со сроком расторжения не более 12 месяцев,
  • платежей физических лиц за приобретение товаров личного пользования и за получение услуг в личных целях.

Как сообщил Немецкий федеральный банк в своем письме от 15.1.1991, указанные уведомления используются исключительно в статистических целях. Они необходимы для составления платежного баланса Федеративной Республики Германии. Эти сведения статистически содержатся в тайне согласно положениям Закона о федеральной статистике и Федерального закона о защите данных. То есть сведения, содержащиеся в уведомлениях, не могут использоваться для их передачи в налогово-финансовые органы. Эти законоположения строго соблюдаются федеральным банком. К этому следует добавить, что уведомления частных лиц уничтожаются сразу после их статистической обработки.

В других европейских странах, кстати, тоже не очень-то либеральничают с переводом наличных денег. В большинстве стран Европейского сообщества при въезде разрешается иметь неограниченное количество наличных денег и дорожных чеков в любой валюте. Испания, Португалия, Ирландия и Греция разрешают ввоз валюты, требуя, правда, при въезде декларации на определенные суммы, которые, однако, вовсе не обязательны при выезде (с деньгами). Дания лимитирует вывоз наличной валюты эквивалентом в 50 000 крон. В Греции эта сумма составляет 20 000 драхм. Ирландия ограничивает вывоз валюты суммой в 150 ирландских фунтов, а также лимитирует вывоз 20-фунтовых банкнот и банкнот меньшего достоинства. В Португалии эта сумма составляет 100 000 эскудо. Однако изо всех этих стран Европейского сообщества разрешен вывоз и более крупных сумм наличных денег, если они были задекларированы при въезде1 .

На немецкой таможне также необходимо заполнить декларацию на сумму наличных денег, превышающую 5000 марок.

Из Федеративной Республики Германии можно вывозить деньги в неограниченных количествах, но сумму, превышающую 5000 марок необходимо задекларировать. Но если, например, кто-то пересекает границу со 100 000 марок и указывает их в таможенной декларации, то по возвращении из-за границы он должен быть готов к вопросу со стороны налогово-финансовой службы о происхождении этих денег. Потому что таможенная служба извещает о таких суммах налогово-финансовые органы в периодических контрольных уведомлениях. Неприятная ситуация для туристов с “грязными” деньгами!

Сам по себе допустимый информационный обмен между таможней и налоговой службой часто на практике осуществляется с помощью недозволенных методов расследования налогово-правового и уголовно-процессуального характера.

ПРИМЕР

Сотрудник таможни Х спрашивает возвращающегося из Швейцарии в ФРГ гражданина А, имеет ли тот какие-либо предметы для предъявления таможенным органам. А отвечает на вопрос отрицательно, что соответствует правде; осмотр вещей подтверждает это. Х просит А показать его бумажник. В нем находятся выписки из счетов на имя А, которые касаются швейцарских и немецких банков и из которых следует, что А имеет довольно крупные вклады. Х просматривает выписки из счетов и вызывает сотрудников местного органа налогового расследования. Одновременно Х просит А подождать прибытия этих сотрудников, А соглашается. Сотрудники органа налогового расследования задерживают выписки из счетов и направляют их на экспертизу в налогово-финансовое управление по месту жительства А. На основании этих выписок налогово-финансовое управление устанавливает уклонение от уплаты налогов в крупных размерах.

Проанализировав этот случай, Бирманс2  пришел к выводу, что конфискация выписок со счетов была ошибочной и противоправной. Полученные таким образом доказательства могут служить основанием для уголовно-процессуального разбирательства. Оценка “неудовлетворительно”. Следовало бы порекомендовать федеральному министерству финансов однозначно запретить изъятие сотрудниками таможни выписок со счетов. При назначении наказания к ошибкам в проведении налогового расследования можно отнестись снисходительно.

Литература

1 Odrich, Blick durch die Wirtschaft (Одрих. Взгляд сквозь экономику), №170 от 3.9.1993.

2 Бирманс, Новое экономическое обозрение, №13, стр. 769 и след.

Перевод “грязных” денег в Швейцарию

Страна банков – Швейцария уже не та, какой она была ранее. С тех пор как (с 1.7.1991) адвокаты, нотариусы и доверенные лица больше не могут просто указать в формуляре В, что им известен “экономический уполномоченный”, в результате чего последний оставался неизвестным банку, а по ранее открытым вкладам анонимность должна была быть ликвидирована до 30.9.1992, банковская тайна в Швейцарии не обладает больше той же степенью сохранности, как ранее тайна исповеди. Она больше похожа на швейцарский сыр с большим количеством дыр. Кроме того, в целях борьбы с отмыванием денег вводятся новые обязанности для налогоплательщика – предоставлять банкам декларацию о доходах при осуществлении подозрительных денежных операций. “Швейцарская банковская тайна неприкасаема, – заявил Сильвио де Капитани, президент Конфедерации банковской комиссии. – „Помощь, оказываемая друг другу судами и административными органами в надзоре за банками, не является неким троянским конем для предоставления помощи иностранным налоговым ведомствам”. По своей привлекательности австрийская банковская тайна превзошла швейцарскую. В этой стране гарантируется не только определенная анонимность денежных вкладов, но и существуют определенные преимущества в отношении вложения денежных средств: если в Швейцарии налог на доход с капитала составляет 35%, то налог на доход с капитала при анонимных капиталовложениях в Австрии 25% (22% до 1996) кажется небольшим. Даже Лихтенштейн предлагает больше преимуществ в отношении капиталовложений, поскольку само государство не оказывает правовой помощи другим странам при расследовании случаев в уклонении от уплаты налога, т. е. при квалифицированном уклонении от уплаты налога. Только при осуществлении сделки за наличный расчет на сумму свыше 100 000 шв. фр. клиент банка должен легализовать себя в Лихтенштейне; в Швейцарии это необходимо сделать уже при сделке с 25 000 шв. фр. По популярности банки Люксембурга занимают первые места еще и потому, что доходы с капитала здесь вообще не облагаются налогом. Более подробно это будет рассмотрено в последующих главах.

Следует отметить, что налоговое право в Швейцарии рассматривать очень сложно, поскольку отдельные кантоны обладают определенным налоговым суверенитетом. В разных кантонах размеры подоходного налога, налога с имущества и наследства отличаются друг от друга и даже конкурируют между собой для заманивания высококвалифицированной рабочей силы и владельцев имущества. Привлекательную систему налогообложения имеют, например, кантоны Цуг и Швитц, более фискальными являются кантоны Аргау, Тюргау и Базель. Налоговые отчисления могут составить до 30%. При смерти лица с солидным имуществом в кантоне Цуг с его наследников вообще не взимается никакого налога с наследства; а в Цюрихе наследники, наоборот, должны хорошенько раскошелиться1.

1. Уголовно-правовая защита банковской
тайны

Согласно статье 47 федерального закона о банках и сберегательных кассах от 8.11.1934 в редакции от 11.3.1971 банковская тайна в Швейцарии защищена следующим образом:

  1. Лицу, разглашающему тайну, доверенную ему как представителю организации, или в качестве служащего, уполномоченного, исполнителя, или комиссара банка, наблюдателя банковской комиссии, органа, или сотрудника компетентного ревизионного учреждения или использованная им в этих качествах, лицу, пытающемуся склонить к подобному нарушению профессиональной тайны, грозит тюремное заключение сроком до 6 месяцев или штрафом до 50 000 швейцарских франков.
  2. Если преступление совершено непреднамеренно, то штраф составляет до 30.000 швейцарских франков.
  3. Наказуемым является нарушение профессиональной тайны и после завершения официальных, служебных отношений или трудовой деятельности.
  4. Оговорку составляют положения конфедерации и кантонов об обязанности дачи свидетельских показаний и об обязанности предоставлять сведения органам власти”.

В соответствии с обязательством сохранения тайны банки Швейцарии не предоставляют по прошениям никакой справочной информации как отрицательного, так и положительного характера. Они никогда не должны давать информацию о наличии или отсутствии связи между счетами. Действие статьи 2 федерального закона Швейцарии о банках и сберегательных кассах распространяется также и на филиалы и агентства иностранных банков в Швейцарии3.

Наказуемым и преследуемым (преступление, по которому уголовное преследование возбуждается прокуратурой (независимо от потерпевшего) является любое разглашение не подлежащих разглашению фактов, если только клиент не освободил банк от обязанности сохранения тайны (статья 321 №2 швейцарского уголовного кодекса). Даже при согласии клиента швейцарские банки проверяют запросы из-за границы на предмет соответствия статье 273 уголовного кодекса и наличия признаков состава преступления в соответствии с положениями “„Экономической службы информации” (право на получение информации о производственных и коммерческих тайнах) других государств.

На основании положения №4 в статье 47 швейцарского банковского закона неприкосновенными остаются положения конфедерации и кантонов об обязанности дачи свидетельских показаний и об обязанности предоставления сведений органам власти. Зихтерманн5 указывает в этой связи на то, что право кантонов приобретает первостепенное значение, поскольку гражданский и уголовно-процессуальный кодекс применяются только в случаях, составляющих исключительную компетенцию федерации.

В соответствии с законом о банках обязанность соблюдения банковской тайны распространяется только на банки. Соблюдение банковской тайны не распространяется на частных управляющих имуществом и финансовые общества без банковского статуса, а также адвокатов, нотариусов и других, кто управляет имуществом в интересах третьего лица. Обязанность полного сохранения тайны распространяется не только на банкиров и их служащих, но и ревизоров, как членов гражданского контрольного органа власти.

Швейцарское уголовное право определяет границу, за которой прекращается действие обязанности по сохранению банковской тайны, прежде всего – это классические экономические правонарушения, такие как обман, кража, растрата и т. д., преступления против жизни и свободы, такие как похищение, шантаж и т. д., а также преступления, связанные с наркотиками. Кроме того, в уголовное право добавляются современные правонарушения, получившие распространение лишь в последние годы, например, деяния лиц, имеющих доступ к конфиденциальной биржевой информации и операции по отмыванию денег.

2. Гражданско-правовая защита
банковской тайны

Сотрудники банка, с одной стороны, обязаны сохранять профессиональную тайну (статья 28 швейцарского федерального закона о гражданском процессуальном кодексе от 4.12.1947). С другой стороны, в соответствии со статьей 42 абз. 2 швейцарского федерального закона о гражданском процессуальном кодексе банковские служащие не имеют права отказа от дачи свидетельских показаний. Судья может удовлетворить ходатайство свидетеля об отказе от дачи свидетельских показаний, если его интересы по сохранению тайны превышают интересы показаний стороны, предоставляющей доказательства. В соответствии с гражданско-процессуальным кодексом кантона в городе Базель, в отличие от Женевы, не существует права на отказ от дачи свидетельских показаний. В кантоне Цюрих освобождение свидетеля от обязанности предоставлять сведения оставлено на усмотрение судьи. Подобное положение действует и в отношении обязанности по предоставлению документов. Право на отказ от дачи свидетельских показаний подразумевает и одновременный отказ от обязанности дачи свидетельских показаний. Уголовно-процессуальные кодексы Федерации6 и кантона регулярно отказывают банкам в праве на отказ от дачи свидетельских показаний; они должны давать показания перед судом и прокурором, но не полиции7.

В соответствии со швейцарским обязательственным правом наследник, а также исполнитель завещания, обладают правом на получение от банка сведений, также как и управляющие супружеским имуществом – сведений об имуществе супругов, если режим имущественных отношений супругов дает на это право. Кроме того, в соответствии со швейцарским конкурсным правом банк может быть обязан предоставить информацию в случае банкротства должника. В соответствии со статьей 91 закона о взыскании долга должник банка обязан объявить о своем имущественном состоянии осуществляющему взыскание ведомству при осуществлении принудительного розыска8.

3. Точная идентификация

3.1. Общие положения

Банковская тайна ни в коем случае не освобождает банк от обязанности идентификации партнера по договору при вступлении в деловые отношения. В соответствии со статьей 2 соглашения о совокупности правил по соблюдению интересов партнера, заключенного между швейцарским объединением банкиров и подписавшими его банками в редакции от 1.7.1992, на швейцарские банки возлагаются, кроме всего, следующие обязательства:

  • Наряду с определением партнера по договору (проверка легитимации) швейцарские банки должны убедиться в том, кто обладает правом на кредитование или денежные вклады.
  • При осуществлении международных финансовых сделок за наличный расчет, сумма которых превышает 25 000 шв. фр., проверка легитимации обязательна. В качестве примера таких сделок можно привести следующие операции: „“обмен иностранной валюты, покупка и продажа благородных металлов, выплата наличными по облигациям на предъявителя и чекам”.

Если партнер по договору имеет местожительство или местонахождение в Швейцарии, то банки не обязаны проверять его идентичность в том случае, если клиент намеревается открыть:

  • счет, на который переводится заработная плата,
  • сберегательную книжку или лицевой счет в сберегательном банке, расчетную книжку, счет негласного компаньона на сумму его пая, депозитную книжку или депозитный счет, имущественную книжку или имущественный счет, открываемый на определенное имя и при открытии которого сумма вклада не превышает 25 000 шв. фр.,
  • платежный счет по акциям для открытия или увеличения капитала акционерного общества в целях выравнивания акционерного капитала в депозитном банке кантона.

Если на момент начала деловых отношений, а именно при открытии счета, сберегательной книжки или депозита, а также с началом осуществления операции по управлению чужим имуществом по поручению доверителя у банка возникает сомнение в отношении идентичности партнера по договору с экономическим уполномоченным, то в соответствии с соглашением 1992 г. о порядке определения степени надежности банка он может потребовать от партнера по договору предоставления письменного заявления по определенной форме (формуляр А) о том, кто будет являться “экономическим уполномоченным”. При осуществлении кассовых операций на сумму, превышающую 25 000 шв. фр., всегда необходимо требовать от партнера по договору письменного заявления о том, кто будет являться экономическим уполномоченным. Банки могут отказаться от определения экономического уполномоченного по счетам или депозитам, которые управляются от имени и по поручению клиентов адвокатами или нотариусами, имеющими официальное разрешение на данный вид деятельности в Швейцарии, в том случае, если согласно письменному заявлению обладателя профессиональной тайны они служат исключительно целям, указанным в статье 5 соглашения 1992 г. о порядке определения степени надежности банка, например, по осуществлению депонирования различного вида.

3.2. зарубежные банки в Швейцарии также
должны охраняться банковской тайной

В соответствии с находящимися в стадии подготовки новыми законодательными положениями о консолидируемом надзоре за международными банками иностранные банки, расположенные в Швейцарии, обязаны предоставлять своим головным компаниям необходимую информацию по внутреннему и консолидируемому групповому контролю. Данная информация должна использоваться исключительно в целях внутреннего контроля и непосредственного надзора за иностранными банками. Головная компания и иностранные органы надзора должны быть связаны обязательством по неразглашению ведомственной и профессиональной тайны9. Информация не должна передаваться третьей стороне без предварительного согласия иностранного банка или генерального доверенного лица, указанного в государственном договоре. В случае если иностранные органы надзора могли бы проводить непосредственные контрольные проверки в расположенных в Швейцарии представительствах, то клиенты иностранных банков испытывали бы чувство определенной неуверенности. Для проведения подобного контроля консолидируемого надзора за деятельностью международных банковских концернов нет особой необходимости. Кроме того, подобные проверки из-за границы противоречили бы суверенитету государства, которое не является ни членом ЕС, ни членом европейского экономического пространства.

Подобная ситуация вызывает в последнее время определенное беспокойство: “„Троянский конь перед воротами страны банков – Швейцарии”, – читаем в ежедневной печати10. Комитет по банковскому надзору в Базеле – учреждение со штаб-квартирой при Банке международных расчетов (БМР) в Базеле – весной 1996 года принял “„Рекомендации по всеобъемлющему консолидирующему контролю над деятельностью банков” с целью предотвращения банкротства дочерних филиалов иностранных банков в оффшорных зонах. Уже осенью 1996 данную директиву подписали 140 стран – членов БМР. В рекомендациях содержалось требование к отдельным странам до конца 1998 г. привести, при необходимости, свое законодательство в соответствие с данными указаниями, в частности подразумевалась также возможность проведения немецким контрольным ведомством ревизий в швейцарских филиалах немецких кредитных учреждений. С одной стороны, Швейцария намерена поддержать подобные начинания, а с другой стороны, любое намерение в этой стране заканчивается там, где возникает угроза того, “что иностранцы, кроме всего прочего, узнают номера “теневых” счетов, как это произошло в случае с господином Мюллером из г. Букстехуде, и передадут информацию в компетентные финансовые ведомства. В настоящее время в данной области еще не все открыто”, – сообщает корреспондент Брестель.

3.3. Состав нарушения закона при отмывании
денег

С 1.8.1990 отмывание денег в Швейцарии запрещено ст. 305 УК. Уголовно-правовые нормы в отношении отмывания денег запрещают преднамеренное участие банков в операциях, с которыми может быть связано преступное происхождение имущественных ценностей. В соответствии с директивой Швейцарской банковской комиссии по борьбе и предотвращению отмывания денег банки с особой тщательностью обязаны проводить идентификацию своего партнера по договору не только при наличии соответствующих обстоятельств, а всегда устанавливать идентичность иногда не совпадающего с партнером по договору экономического уполномоченного. Директива предписывает выяснять также экономическую подоплеку и цель международной финансовой операции в том случае, если, исходя из опыта, ее форма и сумма, применительно к данному клиенту и данному банку, являются необычными. С 1.8.1994 законом карается даже само участие в сделке криминальных организаций или поддержка с их стороны (ст. 260 УК). Участие в конкретном преступлении не является достаточным для привлечения к ответственности. Не только дознаватель должен доказывать, что имущественные ценности имеют преступное происхождение и подлежат конфискации, но и сам подозреваемый, принадлежащий к преступной организации, должен подтвердить легальное происхождение денег. Большое значение для банков представляет положение, согласно которому банковский служащий обладает правом сообщить о подозрении в отмывании денег органам уголовного преследования. Кроме этого, нормативные положения по отмыванию денег распространяются не только на банки, но и на страховые компании, финансовые учреждения, доверенных лиц, адвокатов в области промышленности, пункты обмена валюты, торговцев благородными металлами, казино и т. д. Таким образом, новые законодательные положения имеют много общего с немецким законом об отмывании денег11.

3.4. Предотвращение сделок с участием лиц,
обладающих конфиденциальной биржевой
информацией

Сделка с участием лиц, обладающих конфиденциальной биржевой информацией, представляет собой незаконное использование конфиденциальной информации для оказания влияния на биржевой курс с намерением личного обогащения. Проблематика данных операций приобрела огромное значение в конце 70 – начале 80-х годов, поскольку увеличение числа операций по купле-продаже ценных бумаг увеличило число сделок, в основе которых лежит передача закрытой информации. В 1985 году швейцарские органы решили ввести в состав преступления для подобных операций положение об “использовании сведений секретного характера”. Злые языки заговорили об “американском законе”. Действительно, США на протяжении многих лет осуществляли давление на Швейцарию, поскольку при раскрытии информационных преступлений в США улики часто имели связь с использованием швейцарских банковских счетов. Новая статья 161 УК, содержащая состав преступления при осуществлении сделок по передаче информации, вступила в силу 1.7.1988 г. С тех пор, если возникают подозрения относительно слишком быстрого повышения курса и необычно большого оборота, и прежде всего, если вскоре после этого будет обнародована новая благоприятная биржевая котировка предприятия, то в Цюрихе начинается так называемый выяснительный процесс. Однако по опыту он не обязательно превращается в обычное судебное разбирательство12.

3.5. Формуляр В – конец совершенно
секретной банковской информации

В соглашении о добровольной обязанности соблюдения интересов партнера швейцарских банков формуляр В был основной лазейкой для предоставления анонимности особо секретным клиентам. Если при осуществлении вклада обычный клиент банка в формуляре А должен был указывать сведения о себе, то адвокаты, доверенные лица или управляющие имуществом имели возможность приходить в банк с деньгами своих доверителей (мандантов) и заполнять формуляр В, в результате чего личность их мандантов сохранялась в тайне. После того, как летом 1990 г. в Швейцарии вступили в силу положения об уголовной ответственности относительно отмывания денег, формуляр В больше не вписывался в сферу банковских операций. С 1.7.1991 формуляр В запрещен к использованию и все скрывающиеся в данном формуляре имена должны были быть обнародованы до 30.9.1992 г.

Использование формуляра В ликвидирует и так называемую двойную анонимность попечительских и трастовых счетов. В отношении данных счетов банк должен был знать только фамилию адвоката. С 1.7.1991 или 1.10.1992 в случае комбинации доверительных счетов с трастами банк должен знать и имя экономического уполномоченного13.

3.6. Сомнительная ценность номерных счетов

Если кому-то покажется недостаточным одной лишь Швейцарской банковской тайны, он может открыть в Швейцарском банке номерной счет или номерной депозит. В дополнение к этому его фамилия в связи со счетом или депозитом становится известной лишь ограниченному кругу лиц, как правило, от доверенного сотрудника банка или директора и выше. Предназначенные для него выписки из счета или справки по счету содержат вместо его фамилии только номер. Недоступные большинству сотрудников банка списки номерных счетов хранятся в банковском сейфе. Кроме этого, с консультантом банка можно договориться об использовании кодового слова, которое владелец счета использует при общении по телефону или при посещении банка14. Однако швейцарский номерной счет не освобождает банк от обязательства идентификации партнера по договору при начале деловых отношений. Без проверки идентичности партнера по договору или без определения так называемого экономического уполномоченного ничего невозможно сделать даже в Швейцарии, несмотря на гарантированную законом банковскую тайну.

При открытии номерного счета в Швейцарии целесообразно не сообщать банку о том, что “грязные” деньги скрыты от немецкой казны. Как указывает в этой связи Кнапп 15, при открытии номерного счета в Швейцарии вы будете гораздо лучше выглядеть, если обоснуете свое намерение тем, что слишком известны, например, являетесь настолько известным спортсменом, популярным художником, политиком или промышленным магнатом, что даже самые надежные сотрудники банка могут непроизвольно проговориться в кругу друзей о факте наличия счета в соответствующем банке. Далее Кнапп указывает на то, что владелец номерного счета становится подозрительной фигурой для швейцарских органов. По моему мнению, тот, кто намеревается открыть счет в Швейцарии или в другой стране, не должен делать этого, если это возможно, в форме номерного счета. Однако может случиться, что у него имеются веские основания для того, чтобы оставаться неизвестным персоналу банка. в сравнении с обычным именным счетом открытие и содержание номерного счета почти во всех кредитных учреждениях связано с более высокими банковскими пошлинами, которые часто зависят от минимальной суммы вклада. В конечном итоге с владельцем номерного счета может произойти ситуация, когда банк не сможет принять переводы или наличные платежи от третьих лиц, поскольку в противном случае станет известно, что в данном банке существует по меньшей мере один номерной счет.

По состоянию на 1.1.1994 г. Швейцарское банковское объединение провело определенную либерализацию рекламы швейцарских банков. Однако банки в Швейцарии обязаны отказываться от рекламы номерных счетов по радио и телевидению.

Многие клиенты Швейцарских банков, проживающие за пределами Швейцарии, полагают, что поступают правильно, уполномочивая свой Швейцарский банк не пересылать банковские сообщения по месту жительства, а оставлять их в банке до следующего появления клиента. Недостатки подобной тактики проявляются в том, что подобное складирование почты предполагает увеличение расходов, а кроме того, иностранный клиент может пропустить своевременную продажу прав на покупку новых акций. Значительно позднее обнаруживаются бухгалтерские ошибки, и иностранные клиенты могут потерять несколько франков в виде доходов от процентов. Даже привлечение уполномоченного в качестве получателя банковских извещений в Швейцарии, говорит Кнапп16, вызывает определенные сомнения, поскольку подобное привлечение дорого обойдется заказчику.

4. Почтовый жиросчет в Швейцарии

в Швейцарии можно открыть также почтовый жиросчет и переводить на него деньги от всевозможных теневых операций с почтового жиросчета в Германии, что, впрочем, не особенно дорого, или с помощью почтово-чекового переводного бланка переводить деньги на почтовый жиросчет в Швейцарии. Само собой разумеется, что подобные переводы на почтовый жиросчет банка в Швейцарии не только возможны, но иногда и предпочтительны. Но осторожно! Как в Германии, так и в Швейцарии имеется многотомный список владельцев чеков, предъявляемых к оплате в почтовых отделениях, а соответственно, и владельцев почтовых жиросчетов. Он доступен каждому человеку, даже немецкому финансовому ведомству, которое на его основе сможет вас идентифицировать. Во всяком случае, ревизору финансовой деятельности предприятия станет известен факт владения почтовым жиросчетом проверенного налогоплательщика, и ему останется лишь попросить предоставить соответствующие документы о счете17.

5. Налоговое уголовное право в Швейцарии

Несмотря на то, что по прошествии определенного времени банковская тайна в Швейцарии стала еще более “дырявой”, нужно все же учитывать и полезные стороны: будь то именной счет или цифровой счет, швейцарская банковская тайна укрывает “грязные” деньги даже в том случае, если их происхождение связано с уклонением от уплаты налогов. При этом термин “„уклонение от уплаты налогов” понимают в Швейцарии иначе, чем немецкий налоговый законодатель, согласно §370 положения о порядке взимания налогов, а именно примитивнее, как самое простое уклонение от уплаты налогов. Классическим случаем является простое утаивание дохода, подлежащего налогообложению. При обнаружении подобного нарушения простой швейцарский неплательщик налогов должен будет заплатить лишь дополнительный налог. Кроме этого, на него налагают штраф, как правило, в таком же размере. Все это происходит в рамках порядка начисления налога, без предоставления банками сведений швейцарскому налоговому управлению. Только сам налогоплательщик обязан оказывать содействие в расследовании дела.

Иначе в Швейцарии относятся к так называемому “мошенничеству при уплате налога” и к “налоговому обману”.

Банковская тайна четко определяет факт совершения налогового обмана. Определение налогового обмана вытекает из статьи 186 федерального закона о прямых федеральных налогах (DBG). В первую очередь сюда входит использование подделанных, сфальсифицированных или ложных по содержанию документов c целью уклонения от уплаты налогов:

“1. Тот, кто в целях уклонения от уплаты налогов и введения в заблуждение в духе статей 175–177 представляет подделанные, сфальсифицированные или ложные по содержанию документы, как то: бухгалтерские книги, балансы, отчеты о прибылях и убытках или расчет заработной платы и другие документы третьих лиц, наказывается лишением свободы или денежным штрафом в размере до 30 000 шв. фр.

2. Наказание за уклонение от уплаты налогов обязательно для исполнения”.

Уголовно наказуемые деяния при совершении налогового обмана приведены в федеральном законе об административных правонарушениях. статья 14, абзац 2 гласит следующее:

“Если преступник своими коварными действиями наносит ущерб, в результате чего общество недополучает значительные суммы отчислений, вкладов или других услуг, или наносится ущерб имуществу, то наказание составляет один год лишения свободы или денежный штраф в размере до 30 000 шв. фр.”

Понятие налоговый обман имеет более широкую сферу действия, предполагая использование подделанных или сфальсифицированных документов или неправильное или неполное предоставление фактов. Однако закон требует лишь наличия “коварного умысла”, под определение которого подпадает не только предоставление фальшивых документов, но и просто устный обман или другие уловки и трюки.

В отношении налогового обмана речь идет о правонарушении, которое может совершить любой человек – не только налогоплательщик, но и третье лицо, действующее в интересах налогоплательщика.

В случаях мошенничества при уплате налогов и налоговом обмане назначается уголовное преследование (полиция, следователи, прокуратура и уголовный суд). Их полномочия гораздо шире полномочий налоговых органов при производстве дел, подлежащих ведению административными учреждениями. Уголовное судопроизводство имеет приоритет над банковской тайной. На основании правового распоряжения банк обязан предоставить требуемые справки и необходимые документы.

Швейцарский федеральный суд в Лозанне при оказании правовой помощи по факту налогового обмана путем представления ложных документов, умышленного введения в заблуждение и “нагромождения лжи” Фонда Фридриха Эберта (СДПГ) вынес следующее определение в пользу СДПГ: “„Кассационное отделение федерального суда в соответствии с учением о налоговом праве называет мошенничеством при уплате налогов такое поведение налогоплательщика, в результате которого от налоговых органов скрываются существенные факты, необходимые для исчисления налогообложения путем предоставления поддельных, сфальсифицированных и ложных по содержанию документов с целью достижения неправильной, выгодной для мошенника оценки. Данное решение, не относящееся к случаям оказания правовой помощи, необходимо существенно дополнить в соответствии с господствующим учением, чтобы мошенничество при уплате налогов не предполагало бы одного лишь использования подделанных или сфальсифицированных документов, а подразумевало бы и другие случаи преднамеренного введения в заблуждение налоговых органов, например, невидимое для налоговых органов сотрудничество налогоплательщика с третьими лицами... в любом случае, особенные махинации, хитрости, нагромождение лжи являются предпосылкой совершения преднамеренного обмана. В определенных обстоятельствах даже простое молчание может быть расценено как коварное действие, если обманщик удерживает обманутого от проведения проверки или предполагает, что с учетом особых доверительных отношений он откажется от проверки”.

То, что швейцарские банки считают мошенничеством при уплате налогов, и поэтому больше не охраняется банковской тайной, а также обязанность предоставления сведений компетентным швейцарским органам в рамках просьбы об оказании правовой помощи видно, например, из раздела С статьи 8 уже упомянутого выше соглашения о профессиональных правилах по соблюдению интересов партнера банков (Соглашение 1992 о порядке определения степени надежности банка):

Раздел C. Запрет активного содействия в уклонении от уплаты налогов и подобных действий

Статья 8.

Уклонение от уплаты налогов и подобные действия

Банки не оказывают содействие своим клиентам в обмане отечественных и иностранных органов власти, в частности налоговых органов, посредством предоставления неполных сведений или введением в заблуждение иным образом.

46 Запрещается предоставление неполных или дезориентирующих справок, как самому клиенту, так и по желанию клиента отечественным или иностранным органам власти.

Под органами власти следует понимать, главным образом, налоговые органы, таможенные службы, валютные и банковские органы контроля, а также органы уголовного преследования.

47 Запрет распространяется и на случай, когда клиенты требуют предоставления информации для передачи ее органам власти.

Регулярно составляемые документы, такие как выписки со счетов, выписки депозитного счета, кредитовые авизо, дебетовые авизо, расчеты по валютным операциям, купонные расчеты и биржевые расчеты не могут изменяться банком в целях обмана.

48 Справки являются неполными, если в целях обмана органов власти изменяются относящиеся к делу обстоятельства, например, если банк по желанию клиента пропускает отдельные позиции в особом подтверждении, в выписке со счета или выписке из депозитного счета.

В выписке со счета и выписке из депозитного счета не требуется упоминания о том, что для этого же клиента ведутся еще и другие счета или депозиты.

49 Справки являются дезориентирующими, если намеренно содержат искаженные факты для введения в заблуждение органов власти, например:

а) фиктивные даты, фиктивные суммы, фиктивные курсы или данные о фиктивных получателях кредита;

б) справка о фиктивных претензиях и долгах (вне зависимости от того, соответствуют ли справки банковским книгам или нет.)

6. Административная и правовая помощь
Швейцарии другим государствам

В рамках административной помощи, в том числе помощи одного налогового ведомства другому, Швейцария не имеет права сообщать немецкому финансовому управлению какую-либо банковскую информацию, которую банки в Швейцарии должны скрывать от собственной государственной казны. Это установлено статьей 27 немецко-швейцарского договора о двойном налогообложении.

Большую сферу имеет правовая помощь Швейцарии другим государствам. Хотя в соответствии со швейцарским федеральным законом о международной правовой помощи в уголовных делах от 20.3.198119 просьбы иностранных органов власти Швейцария не удовлетворяет, если предметом судопроизводства является иностранный клиент швейцарского банка или в судебном производстве находится дело, представляющее собой простое сокращение фискальных выплат, что по швейцарскому законодательству является простым уклонением от уплаты налогов. Если же речь идет о мошенничестве при уплате налогов и о налоговом мошенничестве, как указано в статье 14 швейцарского закона об ответственности за административные правонарушения, то компетентные швейцарские органы власти удовлетворят просьбу о правовой помощи (в данном случае немецкого налогового ведомства).

Предпосылкой для оказания правовой помощи являются следующие обычные для правового государства правовые принципы:

  • В соответствии с принципом обоюдной наказуемости, уголовно наказуемое действие обратившегося с просьбой государства должно рассматриваться как преступление или проступок и в соответствии со швейцарским правом.
  • В соответствии с принципом специальности предоставленная Швейцарией информация иностранному государству может быть использована только в целях, в соответствии с которой было подано ходатайство об оказании правовой помощи и была оказана правовая помощь.

Швейцария принципиально не оказывает никакой правовой помощи при нарушении иностранных налоговых законов, таможенных и валютных законов, а также при политических и военных преступлениях.

В процессуально-правовом отношении необходимо отметить, что в случаях мошенничества при уплате налогов и налоговом обмане швейцарская сторона оказывает т. н. “„небольшую” правовую помощь. Сюда входят официальное вручение документов, сбор доказательств, выдача актов и документов, обыск людей и помещений, арест имущества, очная ставка, а также выдача преследуемого обратившемуся с ходатайством государству через территорию другого государства (т. н. транзитная передача). Швейцарская банковская тайна перестает действовать при проведении подобных мероприятий; банки, в соответствии со швейцарским уголовно-процессуальным кодексом, не обладают правом отказа от дачи свидетельских показаний. В остальных случаях Швейцария не оказывает никакую помощь по расследованию международных налоговых преступлений, в том числе по банковским счетам и банковским депозитам20.

по всем этим положениям Швейцарский федеральный суд21 делает следующее заявление: “„при решении вопроса о предоставлении правовой помощи швейцарский орган власти не должен высказывать своего мнения об истинности приведенных фактов. Напротив, он должен придерживаться положений, содержащихся в просьбе государства, если они не содержат очевидных ошибок, пробелов или противоречий. Что касается правовой помощи в связи с составом преступления по налоговому мошенничеству, то федеральный суд не требует от обратившегося органа власти прямого доказательства состава преступления, однако он должен предоставить достаточное количество фактов, обосновывающих подозрение в совершении преступления. Таким образом, не следует допускать того, чтобы обратившийся с просьбой орган власти, не имея фактов, подтверждающих подозрения, а лишь только утверждая о налоговом мошенничестве, получил бы доказательства, которые могут повлечь наказание за другое налоговое преступление, в отношении которого Швейцария не предоставляет никакой правовой помощи. К тому же, запрещен непосредственный сбор доказательств, направленный на выяснение личной стороны жизни”.

по мнению Феликса22, из приведенной выдержки “внутреннего постановления” швейцарского федерального суда нельзя не понять, что в отношении налоговых нарушений, которые в Швейцарии не считаются налоговым обманом, эта страна не несет никакой ответственности и не собирается легкомысленно отказываться от действия банковской тайны23.

7. Нелегальный налоговый розыск в связи со швейцарской банковской тайной

Немецкие служащие, занимающиеся расследованием на территории Швейцарии случаев нарушений налогового законодательства, в особенности выявлением в Швейцарии банковских счетов граждан Федеративной Республики Германии без разрешения компетентных швейцарских властей, действуют противозаконно!

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ:

Если в Германии в ходе расследования или судопроизводства по делам о налоговых правонарушениях или судопроизводства о нарушении порядка взимания или уплаты налогов вам предъявят фотографии, на которых вы входите или выходите из здания швейцарского банка, то вы объясните это тем, что ваш контакт с банком был вызван необходимостью обмена немецких денег на швейцарские франки во время вашей поездки. Вы можете избежать фотографирования посещения вами швейцарского банка, если договоритесь с сотрудником швейцарского банка использовать не главный вход, а запасной, который всегда имеется у большинства роскошных зданий банков.

Если в ходе обычного таможенного досмотра при возвращении в Федеративную Республику Германии в вашем багаже будут обнаружены выписки из счета или другие банковские документы, на которых не указана фамилия и существование которого доказывает наличие счета в Швейцарии, то скажите, поскольку это соответствует правде, что вы, оказывая любезность, везете документы из Швейцарии своему другу. В данном случае вы должны сразу же указать на то, что это не противоречит международно-признанным нормам и не должны называть фамилию друга24.

Впрочем, таможенный контроль на границе может лишь случайно обнаружить данные документы. Целенаправленный поиск выписок из счета или других деловых документов сотрудникам немецкой таможни запрещен.

8. Относительно высокий налог на доход с капитала в размере 35%

Банковская тайна в Швейцарии имеет стоимостное выражение. Налог на доход с капитала 35% взимается с дивидендов и процентов по иностранным правам участия, с письменных долговых обязательств среди должников и кредитов во внутренних банках. Надбавка к подоходному налогу швейцарского налогоплательщика происходит в том случае, если его индивидуальный подоходный налог ниже 35%. Подоходным налогом не облагается доход от ценных бумаг с фиксированным процентом и дивидендов от акций, если эмитент и компания находятся за границей (например, в Федеративной Республике Германии). При этом не имеет значения, указаны ли в документах франки, немецкие марки, фунты, доллары или другая валюта.

С иностранцев, как и со швейцарских граждан, также удерживается налог на доход с капитала. на основании соглашения о предотвращении двойного налогообложения немцы могут адресовать этот налог своему финансовому учреждению. Для иностранца, который в Швейцарии не декларирует проценты по франкам родному финансовому учреждению, налог на источники дохода утрачивает силу.

На практике это выглядит следующим образом: швейцарский банк вкладывает деньги своей зарубежной клиентуры так, что не возникает вообще никакого налога на доход с капитала. В частности, процентные доходы из заграницы – в сравнении со Швейцарией – остаются без обложения налогом на доход с капитала. Эту „лазейку “швейцарские банки часто используют в форме т. н. „фидуциарных денег”.

ПРИМЕР

У немецкого клиента D на швейцарском счете имеется 100 000 шв. фр. Он меняет шв. фр. на нем. марки и может ожидать доход почти на 2 % больше, чем по шв. фр. в Швейцарии. Кроме того, с него не удерживается никаких швейцарских налогов на доход с капитала, если немецкие марки будут использованы вне территории Швейцарии. Все это происходит в форме фидуциарных вкладов. от имени швейцарского банка на страх и риск владельца счета D деньги доверяются иностранному банку на время под проценты. Зачастую деньги переводятся на срочные счета. После истечения срока деньги снова возвращаются на швейцарский счет, включая согласованные проценты без взимания налога на доход с капитала.

Кредитору не нужно постоянно заботиться об инвестиционном адресе за пределами Швейцарии. Швейцарский банк сам выбирает заемщика, который может проживать в Люксембурге или Лондоне. Однажды подобная швейцарская операция 1995 года закончилась неудачей: поприветствуем случай „“Бэрингс”!*

9. Даже в преддверии введения единой европейской валюты – “евро” предпочтение будет отдаваться швейцарским банкам

неопровержимым является тот факт, что – и об этом постоянно упоминают – с введением европейского валютного союза твердость немецкой марки будет сохранена. Скорее всего, это входит в сценарий, который апробируют в преддверии валютных инноваций, а также приема неустойчивой валюты “евро”. Учитывая недовольство населения планами ликвидации немецкой марки, этот сценарий имеет особое значение. Если исходить из оценки “евро” как неустойчивой валюты, например, в сравнении с немецкой маркой, то вместе со специалистами обратим внимание на следующее26: американский доллар, как и швейцарский франк и, вероятно, не участвующий британский фунт будут играть роль „“спасительной гавани” и ревальвироваться по отношению к немецкой марке. Следующими целями, вероятно, станут южноевропейские валюты – лира и песета, а на севере – шведская крона, участие которых пока не предполагается, но которые по своей высокой процентной разнице в сравнении с немецкой маркой будут охвачены ревальвационными фантазиями. Все это повлечет повышение процентов в Германии, Франции, странах Бенилюкса и Австрии, снижение общего уровня процентных ставок, прежде всего в Италии, Испании, Португалии, Швеции и Греции.

В связи с исторической стабильностью швейцарского франка отказ Швейцарии от участия в европейском валютном союзе может сделать швейцарский франк номинальной валютой по сравнению с “евро” еще и потому, что немецкие соседи отдают большее предпочтение швейцарскому франку при посещении красивых городов Швейцарии. Кроме того – и это является существенным вторичным эффектом, а для многих даже основным – возможно использование налоговых преимуществ, предоставляемых Швейцарией, которые описаны выше: банковская тайна; отказ в оказании правовой помощи Германии при недекларировании доходов и рассмотрение данного факта как простого уклонения от уплаты налогов; уклонение от немецких налогов на скидку с основной ставки процента. Однако этого не достаточно, чтобы требовать в отечественном банке обменять немецкие марки не на неустойчивую “евро”, а на швейцарские франки. Скорее в поручении должно быть указано, что реформируемую валюту необходимо перевести на счет в Швейцарии.

При открытии счета в швейцарских франках необходимо будет смириться с хронически низким начислением процентов, и даже – как уже однажды было – появляется риск введения отрицательного процента при бурном притоке денежных средств из-за рубежа.

И особенно неприятным является то обстоятельство (которого можно избежать), что налог на доход с капитала в размере 35% взимается швейцарскими банками с вкладов как швейцарских граждан, так и немецких. немецкие граждане на основании соглашения о предотвращении двойного налогообложения могут включить это в счет своему отечественному финансовому учреждению. Как правило, швейцарские банки размещают деньги своих иностранных клиентов таким образом, что налог на доход с капитала вообще не взимается.

Избежание немецкого налога на скидку с основной ставки процента путем открытия счета в Швейцарии будет повышать свою привлекательность в том случае, если – как предусматривается – в рамках налоговой реформы 1999 г. необлагаемые налогом суммы вкладов будут снижены с 6000/12 000 нем. марок до 3000/6000 нем. марок. Введение необлагаемой налогом суммы по вкладам в размере 6000/12 000 нем. марок торжественно праздновалось в 1993 году федеральным министерством финансов, в соответствии с которым почти 80% налогоплательщиков освобождались бы в будущем от уплаты налога на доходы с капитала. Согласно официальным заявлениям с 1999 года “„значительная часть доходов по процентам не будет облагаться налогом”27. Для остальной значительной части граждан перевод в Швейцарию капитала, приносящего процентный доход, мог бы стать выгодным, даже если скидка с основной ставки процента будет снижена с 30% до 25%. Шанс на преобразования в ходе налоговой реформы 1999 г. современных авансовых выплат и соответственно размера налога на скидку с основной ставки процента в компенсационный налог с правом выбора отсрочки (по примеру бельгийского и австрийского образца), по мнению федерального министра финансов Тео Вайгеля, уже упущен. Привлекательность данной модели следует видеть в том, что вся область капиталовложения будет свободна от криминальных элементов. Исчезнут попытки недекларирования или неправильного декларирования процентов в налоговой декларации, поскольку в налоговой декларации больше не нужно будет указывать проценты и размер капитала. Тот, у кого индивидуальная налоговая ставка ниже предусмотренной на 1999 год ставки в размере 25%, может получить определенную помощь в соответствии с правом выбора уплаты налогов.

ПРАКТИЧЕСКИЙ СОВЕТ

Возвращаясь к сказанному: поводом для обмена исторически стабильного швейцарского франка может стать запланированная ликвидация несомненно твердой немецкой марки. Этот процесс повлечет за собой и налоговые преимущества, которые имеются при открытии или ведении счета или депозита в швейцарских франках в Швейцарии.

Литература

  1. Ср. Брестель, взгляд на экономику от 12.6.1997.
  2. Швейцарский федеральный бюллетень, 1971 I, стр. 549.
  3. Oберт/Кернен/Шонле, Швейцарская банковская тайна, 2-е изд., 1982, стр. 61, 63 и далее.
  4. Карл/Клос, Немецкое налоговое право, 1991, с. 1285, 1286.
  5. Зихтерманн, Банковская тайна и банковская информация, 3-е изд., Франкфурт, 1984, стр. 481.
  6. Статья 77 федерального закона от 15.7.1934 об уголовно-правовых последствиях.
  7. Зихтерманн, в указанном месте (сноска 5), стр. 482.
  8. Оберт/Кернен/Шонле, в указанном месте; Зихтерманн, в указанном месте.
  9. Клаудио Генерали, президент союза зарубежных банков в Швейцарии, “Франкфуртер Альгемайне цайтунг” от 8.6.1993.
  10. Брестель, взгляд на экономику от 26.6.1997.
  11. Ср. с главой 1.
  12. Ср. также: Форстмозер, Новое швейцарское право инсайдера, банк Фонтобель, Цюрих.
  13. Брестель, “Франкфуртер Альгемайне цайтунг” от 18.4.1991, стр.17 и взгляд на экономику № 70 от 11.4.1991.
  14. Кнапп. Счет за границей, 4-е изд., Фрайбург, 1994, стр. 147 и далее.
  15. Кнапп. В указанном месте (сноска 14), стр. 147 и далее.
  16. Кнапп. В указанном месте (сноска 14), стр. 180.
  17. “Финансовое письмо”, Людвигсхафен, № 26 от 25.6.1991.
  18. Швейцарский федеральный суд, постановление от 4.4.1989, Немецкая налоговая газета, 1990, стр. 540 и далее.
  19. Закон о правовой помощи.
  20. Карл/Клос. В уже указанной книге, стр. 1289.
  21. Швейцарский федеральный суд, решение от 4.4.1989, Немецкая налоговая газета, 1990, стр. 540 и далее.
  22. Феликс. Немецкая налоговая газета, 1990, стр. 544.
  23. Также Тринкер, Налоговое ревю, 1985, стр. 194, 201.
  24. Также Кнапп, в указанном месте, стр. 423 и далее.
  25. Брестель, “Взгляд на экономику” от 2.3.1995.
  26. Так же Ференбах, Заработать на евроденьгах, Фрайбург, 1996.
  27. МВФ-финансовые новости № 2/1997, стр. 5.