Библиотека управления

Стратегия американских школ бизнеса на рубеже 21-го века

Ефремов В.С.

Цивилизованный мир уже давно принял в качестве основополагающего принципа жизни постулат о том, что экономические достижения и уровень развития системы образования тесно взаимосвязаны и что борьба за уровень жизни народа начинается в аудиториях школ и институтов. Однако в течение последнего десятилетия глобальная политическая и экономическая картина изменилась настолько, что политика развития образования оказалась в состоянии замешательства. В первую очередь это относится к высшему экономическому и бизнес образованию. Институты, Школы и Колледжи бизнеса и управления в разных странах вдруг незаметно для себя оказались втянутыми в глобальную конкуренцию – явление до сих пор совершенно неведомое даже для высших учебных заведений. Вместе с тем, главной особенностью новых условий является то, что центр ответственности за развитие конкурентных преимуществ перемещается с федерального уровня на местный и институциональный. Глобальная экономика заключает в себе глобальные возможности. Теоретически любой гражданин России имеет такие же возможности получить бизнес образование в Уортоновской Школе Управления, как и гражданин США. И, наоборот, гражданин США может с таким же успехом быть принят на обучение в Государственную Академию Управления в Москве, что и гражданин России. Таким образом, даже находясь на расстоянии десятков тысяч километров друг от друга, институты конкурируют между собой. Они конкурируют за студентов. Они конкурируют за преподавателей. Они конкурируют за спонсоров. Они конкурируют за потребителей выпускников. Они конкурируют и как научные школы, и как центры профессиональной карьеры, и как центры переподготовки и переквалификации кадров. Это реалии нашего времени и тот, кто их не понимает и не осознает последствий, к которым может привести глобальная конкуренция в сфере образования (а точнее, образовательных услуг), тот просто навсегда отстал от жизни и вряд ли способен приносить пользу своему народу и государству.

В передовых индустриально развитых странах период понимания и осознания требований и последствий глобальной конкуренции в сфере высшего экономического и бизнес образования уже сменился периодом активных действий. В частности, результаты проведенного нами сравнительного анализа ряда бизнес школ США позволяют сделать вывод о наличии у всех из них совершенно определенной стратегии развития, с которой они намерены войти в 21-й век. Представляется, что отечественные вузы должны иметь представление об основных положениях этой стратегии.

Исследование стратегии развития Школ бизнеса и управления США, о котором идет речь, проводилось автором в рамках программы “Business School Administration”, организованной Бюро по образовательным и культурным связям Агентства Информации Соединенных Штатов3, с 13 сентября по 5 октября 1997 года. Программа предусматривала посещение университетов, школ и колледжей бизнеса и управления, центров карьеры, центров профессионального обучения, бизнес-инкубаторов и центров развития малого бизнеса и предпринимательства в 6 городах США: Вашингтоне (административный округ Колумбия), Филадельфии (штат Пенсильвания), Сан-Хосе (штат Калифорния), Колумбии (штат Южная Каролина), Блюмингтоне (штат Индиана), Нью-Йорке (штат Нью-Йорк).

В ходе программы удалось хорошо познакомиться с:

  • Школой Управления Университета Джорджа Мэйсона (George Mason University), который является государственным университетом штата Северная Вирджиния,
  • Колледжем Бизнеса и Администрирования Дрексельского Университета (Drexel University), являющимся частным университетом в Филадельфии,
  • Уортоновской Школой Управления Университета Пенсильвании (University of Pennsylvania), который является государственным университетом штата Пенсильвания,
  • Колледжем Бизнеса Университета Сан Хосе (San Jose State University), который является государственным университетом,
  • Эвагрин Коммьюнити Колледжем Сан Хосе (San Jose/Evergreen Community College), в составе которого имеется Школа бизнеса и Институт развития бизнеса,
  • Отделением Калифорнийского университета в Санта Круз (University of California Extension Santa Cruz),
  • Колледжем Делового Администрирования Университета Южной Каролины (University of South Carolina) государственного университета в штате Южная Каролина,
  • Высшей Школой Бизнеса Индианского Университета (Indiana University), государственного университета в штате Индиана,
  • Высшей Школой Делового Администирования Фордамского Университета (Fordham University), частного университета в Нью-Йорке,
  • Школой бизнеса им. Л.Штерна в составе Нью-Йоркского Университета (New York University), частного университета в Нью-Йорке,
  • Школой Бизнеса Колумбийского Университета (Columbia University), государственного университета штата Нью-Йорк.

Кроме того, были организованы деловые встречи в Государственном департаменте образования США, Агентстве Информации США, Государственном Форуме по связям бизнеса и образования в Вашингтоне, в бизнес-инкубаторах в Филадельфии и Блюмингтоне, центрах карьеры и профессионального образования в Сан Хосе.

Встречи, знакомства, беседы, получаемые информационные материалы и создали необходимую основу для нашего анализа.

В общем виде система высшего бизнес образования в США выглядит так, как показано на рисунке 1.

Рисунок 1. Система высшего бизнес образования в США

По окончании средней школы молодые люди могут поступать в один из двухгодичных колледжей технического и профессионального образования (vocational colleges) или местный (community) колледж. Завершив здесь двухгодичный курс обучения, молодые люди могут быть сразу зачислены на 3 курс одного из институтов или университетов. Как правило, существуют партнерские связи между вполне определенными колледжами и университетами. Например, городской местный колледж Сан Хосе имеет такие партнерские отношения с Калифорнийским Университетом в Сан Хосе, и после обучения в нем молодые люди могут быть приняты сразу на третий курс этого университета. Однако, не везде и не все университеты придерживаются такой системы. В районе того же Сан Хосе находится Стэнфордский Университет, являющийся одним из самых престижных американских университетов. В этот университет по окончании местного колледжа сразу на третий курс попасть нельзя.

В США свыше 3000 колледжей и университетов, и почти во всех из них есть факультеты, институты, школы или колледжи Бизнеса, Менеджмента или Делового администрирования. Но только порядка 668 американских вуза являются сегодня членами AACSB (Американской Ассамблеи Школ Бизнеса) – организации, официально определяющей стандарты бизнес образования и соответствие им учебных программ различных вузов. В числе этих вузов примерно 58% государственные и 42% частные. Кроме того, из этого числа 330 (49%) вузов аккредитованы, а 338 (51%) – нет4. Именно эти вузы формируют сегодня “центральный ринг” отрасли бизнес образования, на котором разворачивается основная конкурентная борьба. Есть здесь несомненные лидеры. Однако, само понятие лидерства в сфере образования США предполагает варианты. Рейтинг школ бизнеса различается в зависимости от того, что являлось объектом сравнения. Как правило, сравниваются учебные программы (бакалаврского, магистерского, высшего магистерского уровней) и факультеты или кафедры школ, институтов и университетов.

Рейтинг американских университетов в результате сравнения программ бизнес образования бакалаврского уровня по итогам 1997 года выглядит следующим образом:

  1. University of Michigan at Ann Arbor
  2. University of Pennsylvania (Wharton)
  3. Massachusetts Institute of Technology (Sloan)
  4. University of California at Berkeley (Haas)
  5. Carnegie Mellon University
  6. Indiana University at Bloomington
  7. University of Illinois at Urbana-Champaign
  8. University of N.Carolina at Chapel Hill (Kenan/Flagler)
  9. University of Texas at Austin
  10. University of Virginia (McIntire)
  11. New York University (Stern)
  12. University of Wisconsin at Madison
  13. Penn State University at University Park (Smeal)
  14. Purdue University at West Lafayette (Indiana)
  15. University of Minnesota at Twin Cities (Charlson)
  16. University of Southern California
  17. Ohio State University at Columbus (Fisher)
  18. University of Washington
  19. Washington University (Olin)
  20. Case Western Reserve University

Для сравнения ниже приводится аналогичный рейтинг программ бизнес образования бакалаврского уровня по итогам 1995 года:

  1. University of California at Berkeley (Haas)
  2. University of Pennsylvania (Wharton)
  3. Carnegie Mellon University
  4. Massachusetts Institute of Technology (Sloan)
  5. University of Michigan at Ann Arbor
  6. University of N.Carolina at Chapel Hill (Kenan/Flagler)
  7. Indiana University at Bloomington
  8. University of Illinois at Urbana-Champaign
  9. University of Virginia (McIntire)
  10. University of Wisconsin at Madison
  11. New York University (Stern)
  12. Penn State University at University Park (Smeal)
  13. Purdue University at West Lafayette (Indiana)
  14. University of Southern California
  15. University of Texas at Austin
  16. Ohio State University at Columbus (Fisher)
  17. University of Minnesota at Twin Cities (Charlson)
  18. University of Pittsburgh at Main Campus (Katz)
  19. University of Washington
  20. Washington University (Olin)

Рейтинг американских университетов в результате сравнения программ бизнес образования магистерского уровня по итогам 1997 года выглядит следующим образом:

  1. University of Pennsylvania (Wharton)
  2. Nothwestern University (Kellog)
  3. University of Chicago (GSB)
  4. Stanford University
  5. Harvard University (HBS)
  6. University of Michigan at Ann Arbor
  7. Indiana University at Bloomington
  8. Columbia University
  9. University of California at Los Angeles (UCLA)
  10. Massachusetts Institute of Technology (Sloan)
  11. Duke University
  12. University of Virginia (McIntire)
  13. Dartmouth College
  14. Carnegie Mellon University
  15. University of Minnesota at Twin Cities (Charlson)
  16. New York University (Stern)
  17. University of Texas at Austin
  18. University of N.Carolina at Chapel Hill (Kenan/Flagler)
  19. University of California at Berkeley (Haas)
  20. Purdue University at West Lafayette (Indiana)

Рейтинг американских университетов в результате сравнения программ бизнес образования высшего магистерского уровня по итогам 1997 года:

  1. Case Western Reserve University (Weatherhead)
  2. Chicago University
  3. Columbia University (New York)
  4. Duke University (Fuqua) Durham, N.C.
  5. Emory University (Goizueta), Atlanta
  6. Michigan State University (Broad)
  7. New York University (Stern)
  8. University of N.Carolina at Chapel Hill (Kenan/Flagler)
  9. Nothwestern (Kellogg)
  10. University of Pennsylvania (Wharton)
  11. University of Pittsburgh at Main Campus (Katz)
  12. Purdue University at West Lafayette (Indiana)
  13. University of Southern California
  14. Southern Methodist University (Cox) Texas
  15. University of Texas at Austin
  16. Tulane University (Freeman)
  17. University of California Irvine
  18. University of California Los Angeles
  19. Vanderbilt (Owen) Nashville
  20. Washington University (Olin)

Лучшие 5 американских университетов в результате сравнения кафедр бухгалтерского учета:

  1. University of Illinois at Urbana-Champaign
  2. University of Texas at Austin
  3. University of Michigan at Ann Arbor
  4. University of Pennsylvania (Wharton)
  5. University of Southern California

Лучшие 5 американских университетов в результате сравнения кафедр финансов:

  1. University of Pennsylvania (Wharton)
  2. New York University (Stern)
  3. University of California at Berkeley (Haas)
  4. University of Michigan at Ann Arbor
  5. University of Illinois at Urbana-Champaign

Лучшие 5 американских университетов в результате сравнения кафедр общего менеджмента:

  1. University of Michigan at Ann Arbor
  2. Indiana University at Bloomington
  3. University of Pennsylvania (Wharton)
  4. University of N.Carolina at Chapel Hill (Kenan/Flagler)
  5. University of California at Berkeley (Haas)

Лучшие 5 американских университетов в результате сравнения кафедр маркетинга:

  1. University of Pennsylvania (Wharton)
  2. University of Michigan at Ann Arbor
  3. Indiana University at Bloomington
  4. University of Texas at Austin
  5. University of California at Berkeley (Haas)

Лучшие 5 американских университетов в результате сравнения международных программ:

  1. University of South Carolina
  2. University of Pennsylvania (Wharton)
  3. New York University (Stern)
  4. University of Michigan at Ann Arbor
  5. Georgetown University (DC)

Школы бизнеса университетов, представленных в рейтингах, образуют тот самый “центральный ринг”, на котором разворачивается основная конкурентная борьба в сфере бизнес образования в США. Ядро этого ринга составляют следующие 6 университетов: 1) Университет Пенсильвании (и его Уортоновская школа менеджмента); 2) Нью-Йоркский Университет (и его Школа бизнеса им. Л.Штерна); 3) Массачусеттский Технологический Институт (и его Слоуновская Школа бизнеса); 4) Индианский Университет (и его Высшая Школа Бизнеса); 5) Университет штата Техас в Остине (и его Школа бизнеса); 6) Университет Северной Каролины в Чапел-Хил (и его Школа бизнеса).

У каждого современного американского университета есть своя определенная стратегия, которая может быть не всегда видна невооруженным взглядом. Но, тем не менее, после проведения соответствующего анализа она становится более или менее понятной. Однако, практически любой университет в той или иной форме, тем или иным способом выражает свою миссию так, чтобы как можно больше членов общества узнали, в чем состоит его предназначение, каковы его целевые установки. Изучив миссии некоторых университетов из числа лидеров и сравнив их с формулировками миссий университетов, не относящихся к лидерам, мы обнаружили некоторые существенные различия.

Например, в миссии Университета Индианы содержится следующая целевая установка относительно бизнес образования здесь:

“Обучение в Школе Бизнеса Университета Индианы нацелено на то, чтобы открыть двери в современный мир бизнеса и создать исключительные возможности для творческого развития. Оно приведет нашего выпускника не просто к получению им гарантированной работы и адекватного финансового вознаграждения. Оно обеспечит его знаниями и умениями, необходимыми в мире бизнеса.”

Школа бизнеса им. Л.Штерна в Нью-Йоркском Университете представляет свою миссию следующим образом:

“Наша миссия – удовлетворять потребности глобального корпоративного сообщества. Наша цель – учить студентов вести свои организации через всевозможные потрясения к высшим достижениям. Выбор обучения у нас – это серьезное решение, которое может изменить жизнь. Для кого-то такое решение даже может быть связано с отказом от существующей карьеры для того, чтобы добиться лучшей. На самом деле, для наших студентов открываются перспективы блестящего профессионального будущего. Мы создаем новое качество человеческого потенциала на основе нескольких уникальных преимуществ, которыми обладаем. Первое – уникальное месторасположение в самом сердце делового Нью-Йорка. Второе – органическая связь с деловым сообществом, неотъемлемой частью которого мы являемся”.

Университет им. Джорджа Мэйсона, не входящий в число лидеров, так обозначает свою миссию:

“Университет Джорджа Мэйсона будет институтом, имеющим безупречную международную академическую репутацию, обеспечивающим превосходное образование, дающее студентам возможности развивать критическое, аналитическое и образное мышление.

Университет будет готовить студентов к решению сложных проблем, с которыми они смогут столкнуться в жизни и обществе, равно как и к пониманию смысла их собственной жизни.

Университет будет поддерживать разностороннее развитие, новаторство, выдающиеся успехи в преподавательской деятельности, активную исследовательскую работу своих сотрудников.”

На наш взгляд, основные различия в целевых установках “лидеров” и “не лидеров” среди американских университетов налицо. “Лидеры” видят себя со-творцами будущей профессиональной карьеры своих студентов, а “не лидеры” традиционно стремятся готовить студентов к жизни вообще. “Лидеры” мыслят категориями глобального бизнес сообщества, а “не лидеры” – категориями общества. Отсутствие четкой перспективы того, какое новое качество обретет студент по прошествии курса обучения в вузе, делает его менее привлекательным.

Следует отметить, что политические, социальные и экономические макроусловия в США способствуют развитию позитивной конкуренции между учебными заведениями. Все они находятся в примерно одинаковых условиях.

На государственном уровне не существует контроля и управления за содержанием и качеством учебных программ в вузах. Вузы сами контролируют и регулируют процессы развития содержания и качества образования через систему аккредитации. Здесь существует 2 типа аккредитации: институциональная и профессиональная.

Институциональная аккредитация относится к вузу в целом. Существует так называемый Совет по аккредитации высших учебных заведений (СОРА), который действует через шесть региональных аккредитационных управлений, а также через аккредитационные управления по делам независимых школ и религиозных колледжей. Именно эти управления фактически дают вузам аккредитацию. Каждый год СОРА публикует списки аккредитованных высших учебных заведений США. Именно эти вузы являются активными участниками на рынке высшего образования.

В отдельных областях, в которых именно профессиональная компетенция имеет решающее значение для определения качества выпускаемого специалиста, существует еще и профессиональная аккредитация. К таким областям относятся, например, медицина, юриспруденция, строительство, и в том числе бизнес. Профессиональную аккредитацию в области бизнес образования дает, как уже отмечалось, Американская Ассамблея Школ Бизнеса (AACSB). Эта некоммерческая организация является объединением примерно 900 профессионалов, представляющих различные колледжи, университеты, бизнес и профессиональные организации, которые в качестве главной своей задачи видят развитие бизнес и менеджмент образования. AACSB была создана в 1916 году, а начала осуществлять свою аккредитационную функцию в 1919. Сегодня эта организация имеет уже не только национальное, но и международное значение. С 1 июля 1997 года она преобразована в Международную Ассоциацию по Менеджмент Образованию (The International Association for Management Education), которая занимается профессиональной аккредитацией не только американских школ бизнеса, но и зарубежных. К настоящему времени ею аккредитовано 5 зарубежных учебных программ по бизнес-образованию: 4 канадских и 1 европейская (французская). Из 335 аккредитованных AACSB вузов: 22 (6%) аккредитовано только по программам бизнес образования бакалаврского уровня, 20 (6%) только по программам бизнес образования магистерского уровня и 293 (88%) аккредитовано по программам бизнес образования обоих уровней.

За государством оставлена функция лицензирования образовательной деятельности. Однако, даже наличие государственной лицензии у учебного заведения на образовательную деятельность, как и в нашей стране, не свидетельствует о каком-то уровне качества образования здесь, а лишь подтверждает соответствие этого заведения определенным финансовым, материально-техническим и организационно-правовым требованиям со стороны государства (как правило, в лице властей штата).

Государственный департамент США по высшему образованию выполняет еще одну важную социальную функцию являясь общественным институтом. Он обеспечивает и поддерживает граждан, желающих получить высшее образование. Департамент решает вопросы выдачи грантов, субсидий, образовательных займов гражданам. Часто Департамент выступает в качестве гаранта при получении гражданами кредита в коммерческих банках на образовательные цели.

Финансирование непосредственно вузов из федерального бюджета отсутствует. Основными источниками формирования бюджета любого вуза являются: 1) плата студентов за обучение; 2) спонсорские взносы и пожертвования; 3) доходы от реализации дополнительных услуг; 4) средства, выделяемые из бюджета штата (только для государственных вузов). Структура доходной части бюджета одного среднего студента в государственном и частном вузах видна из следующих диаграмм (рис. 4):

Государственные вузы Частные вузы

Рисунок 4. Структура доходной части бюджета среднего студента в университете США

Видно, что в государственном вузе студент самостоятельно покрывает за счет взимаемой с него платы более 50% всех связанных с его обучением расходов. В частном вузе студент покрывает почти 90% всех этих расходов. Казалось бы, что у государственных вузов есть экономические преимущества перед частными. Однако, это так кажется только на первый взгляд. На самом же деле, государственные вузы получают финансовую помощь из бюджета штата только в расчете на тех студентов, которые являются жителями штата (резидентами), а на приезжих (нерезидентов) эта привилегия не распространяется. Это приводит к тому, что государственные вузы вынуждены для нерезидентов устанавливать плату за обучение в 2–2,5 раза большую, чем для резидентов штата. Например, в Университете Джорджа Мэйсона стоимость 1 года обучения обходится резиденту штата Вирджиния в $ 5748, а нерезиденту – в $ 13452 (т.е. в 2,34 раза больше). Интересно, что фактические расходы на обучение одного любого студента в этом университете составляют $ 8022 в год. Таким образом, нерезиденты приносят прибыль порядка $ 5430 в год, которой оказывается достаточно, чтобы покрыть бюджетный дефицит почти 2,5 студентов-резидентов штата Вирджиния.

Интересно, что частные вузы не обязаны делать финансовые послабления для жителей штата, в котором они расположены. В плане стоимости обучения для них равны все. Поэтому, стоимость обучения здесь как правило оказывается примерно в 1,2 – 1,5 раза ниже, чем стоимость обучения в государственном вузе для приезжих студентов.

Стоимость обучения по магистерским программам определяется не на год, а на курс в целом. Тем не менее, и здесь различия стоимости для резидентов и нерезидентов штата очень существенны. Для сравнения приведем данные о том, как различается стоимость обучения по программам Магистра Делового Администрирования для резидентов и нерезидентов штата Южная Каролина в Колледже Делового Администрирования Университета Южной Каролины:

 

Резидент штата

Нерезидент штата

 

1. MBA

$ 11240

$ 21458

1,9

2. MIBS5

$ 28891

$ 41002

1,4

Приблизительное равенство экономических условий вузов обостряет их конкуренцию за приезжих студентов, не являющихся жителями штата, и еще в большей мере за студентов, не являющихся гражданами США. Максимальная острота этой конкурентной борьбы достигается на уровне программ MBA. Школы бизнеса университетов-лидеров довели долю студентов-нерезидентов на программах МВА до 60-80%. Так, например, в Высшей Школе Бизнеса Университета штата Индиана (в Блюмингтоне) для обучения по программе МВА в 1997 году зачислено только 18% резидентов штата, 62% – нерезидентов штата, но граждан США и 20% – граждан других стран. А в Колледж Делового Администрирования Университета Штата Южная Каролина (в Колумбии) для обучения по программе MIBS в 1997 зачислено: из числа резидентов штата – 37%, из числа нерезидентов штата, но граждан США – 32%, из числа граждан других стран – 31%.

Достаточно взглянуть на цифры, приведенные выше и характеризующие состав студентов в лидирующих американских школах бизнеса, для того, чтобы понять их намерения закрепить свое присутствие на глобальном рынке бизнес образования.

Статистика свидетельствует, что из числа принятых на обучение по программе МВА в ведущих американских школах бизнеса каждый 3–5-й студент является иностранцем. Однако, желающих учиться в этих школах иностранных граждан гораздо больше. Пропорция при подаче заявлений равна примерно 1 к 1, т. е. 1 заявление от иностранца на 1 заявление от гражданина США. В Уортоновскую школу бизнеса, например, в 1997 году для обучения по программе МВА подал заявления всего 7461 человек, в том числе 3219 иностранцев (приблизительно 1 к 1). Было принято для обучения 792 человека, в том числе 242 иностранца (приблизительно 1 к 2).

Выше было отмечено, что условия, в которых находятся американские школы бизнеса, способствуют развитию позитивной конкуренции на рынке бизнес образования. Под позитивной в данном случае понимается конкуренция, результатом которой является повышение качества образования, расширение пакета образовательных услуг, развитие в обществе стимулов к обучению, развитие материально-технической базы вузов и т.п.

Набор иностранных студентов ведется самым активным образом. В отделах университетов, отвечающих за набор студентов, работают настоящие профессионалы, чей труд высоко оплачивается. Ведущие университеты, например, Нью-Йоркский, даже создали несколько десятков представительств по всему миру с одной единственной целью привлечения как можно больше желающих учиться здесь. Очевидно, что большее число желающих учиться открывает большие возможности для отбора лучших из лучших. В 1997 году Школой Бизнеса им. Л.Штерна Нью-Йоркского Университета со всего мира было получено около 40000 заявок на обучение по программе МВА, а принято в конце концов лишь около 400 студентов (конкурс 100 человек на 1 место!). В таком соревновании претендентов побеждает только тот, кто показывает наивысший результат на вступительных экзаменах. Средний балл по результатам тестирования для обучения по программе MBA (GMAT) здесь составил в этом году 685 баллов6.

Кроме того, американские университеты в качестве одного из приемов выхода на национальные рынки бизнес образования других стран используют создание в этих странах совместных с национальными институтами учебных центров (школ, факультетов) для обучения в них по своим программам. Есть немало примеров таких центров в России7, Украине, Казахстане, Китае, Юго-Восточной Азии, в странах Восточной Европы и даже в Западной Европе.

Школы бизнеса борются за своего студента, доказывая ему не просто свою исключительность как образовательного учреждения, но и полезность, а главное крайнюю необходимость с точки зрения будущего этого студента, с точки зрения перспектив его профессиональной карьеры.

Для молодых людей, желающих получить образование по программе бакалаврского уровня, большое значение имеют прямые связи школ бизнеса с деловым сообществом, возможность сочетать учебу с практической деятельностью, перспективность будущей профессии. Для обеспечения наиболее благоприятных в этом отношении условий для студентов практически во всех ведущих школах бизнеса созданы так называемые центры карьеры. Их целью является не просто поиск мест практики или трудоустройства студентов, а скорее соединение вуза и его бизнес окружения посредством студентов. В результате такого соединения выигрывают все: студенты, конечно, в первую очередь, но также сами деловые круги и, естественно, вузы. Важно заметить, что это соединение органично. Трудоустройство студента не нарушает нормального ритма учебного процесса, так как его практическая деятельность становится частью его обучения. Студент набирается профессионального опыта, получает денежное вознаграждение (в среднем от $ 550 до $ 800 в неделю), проникается проблематикой будущей специальности. С такими студентами оказывается интереснее работать в аудиториях, преподавателям их интереснее учить. Такие студенты быстрее начинают понимать ту пользу, которую несут им занятия в аудиториях. С другой стороны, такие студенты более точно оценивают качество преподавания и мастерство преподавателя. От центра карьеры в данном случае зависит главное: определить способности и потенциал конкретного студента, подобрать ему адекватное место работы из числа тех, что содержатся в банке данных, спланировать и согласовать учебно-производственный процесс студента таким образом, чтобы он устраивал всех и работодателя, и преподавателей, и студента. За всем этим стоит огромная работа настоящих профессионалов.

Еще большее значение имеет ориентация на профессиональную карьеру для студентов МВА. Поскольку речь идет в данном случае об очень значительных инвестициях (общая стоимость курса МВА в ведущих школах бизнеса колеблется от $ 40000 в Высшей Школе Бизнеса Университета штата Индиана до $ 95000 в Уортоновской Школе Менеджмента Университета штата Пенсильвания), постольку решение о получении такого образования принимается после тщательного анализа, во-первых, его необходимости, и во-вторых, тех перспектив, которые открываются после окончания данного курса обучения.

Статистика свидетельствует, что основная масса студентов принимает решение об обучении по программе МВА в возрасте 27–30 лет после 5–7 лет практической работы (см. диаграмму рис. 5).

Кто они – эти молодые люди, стремящиеся стать Магистрами Делового Администрирования? Что заставляет их зачастую прерывать свою профессиональную карьеру, тратить огромные средства на образование, зачастую залезая при этом в долги?

Опять же статистика свидетельствует, что из 100 студентов МВА: 22 – имеют базовое бизнес образование, 19 – техническое образование, 32 – общенаучное образование, 21 – экономическое образование, 6 – прочее.

Рисунок 5. Характеристика обучающихся по программе МВА

Выпускник курсов МВА оказывается в совершенно ином измерении в социальном плане и в плане профессиональной карьеры, чем выпускник курсов ВА. Во-первых, перед этим выпускником открываются новые уровни менеджмента, на которых он потенциально может занять хороший пост. Во-вторых, его зарплата возрастает при этом как минимум в 2–5 раз.

Лучшие школы бизнеса видят свою стратегическую задачу в том, чтобы реально открыть своим выпускникам эти новые уровни иерархии управления.

Важной отличительной особенностью поведения ведущих американских школ бизнеса на рынке образовательных услуг сегодня являются их активные действия по продвижению курса МВА для руководящего персонала компаний – Executive MBA. Эта программа обучения является новым продуктом на рынке образовательных услуг, отличающимся прежде всего своим более высоким научно-техническим и технологическим уровнем. Именно в силу более высокой технологии и качества обучения реализация такой программы под силу далеко не всем вузам. Эта программа кардинально отличается от традиционного МВА как по содержанию, так и по форме и методам обучения. Во-первых, стоимость обучения здесь настолько высока, что она сравнима с неплохим консалтинговым проектом по развитию бизнеса. Поэтому, компания, направляя своих перспективных сотрудников на такое обучение, справедливо ожидает того, что они наберутся новых идей и станут настоящими внутренними ускорителями развития фирмы. Подобные ожидания клиентов учитываются прежде всего при подборе преподавательского состава.

Executive MBA – это полностью профессионально аккредитованная программа МВА, предполагающая 2-х летний курс обучения, имеющий такую структуру, которая сводит к минимуму отрыв учащегося от работы и семьи, но при этом требует от него огромной концентрации внимания на учебе. Такая программа, как правило, предполагает 700–750 часов аудиторной нагрузки. Аудиторные занятия проводятся два дня в неделю – по пятницам и субботам. Плановая нагрузка в смысле самостоятельной работы такого студента – 20–25 часов в неделю. Параллельно изучаются, как правило, не более 2-х предметов.

Каждый день аудиторных занятий имеет примерно следующую структуру:

7:30 – 8:30 – завтрак
8:30 – 10:00 – занятия
10:10 – 10:30 – перерыв
10:30 – 12:00 – занятия
12:00 – 13:00 – обед
13:00 – 14:30 – занятия
14:30 – 15:00 – перерыв
15:00 – 16:30 – занятия

Программа курса предусматривает 6 сессий по 1 неделе каждая. Четыре сессии проходят в самой школе бизнеса, одна предполагает командировку в пределах США и одна – командировку за границу.

Стоимость обучения по программе Executive MBA колеблется от $ 65000 до $80000.

Если оценивать стратегию американских школ бизнеса в целом, то следует прежде всего отметить, что она складывается под воздействием следующих благоприятных, неблагоприятных условий их развития, а также их определенных сильных, слабых сторон и конкурентных преимуществ.

Благоприятные условия.  Экономика США имеет очень хорошую форму и оказывает сильнейшее влияние на глобальную экономику сегодня и будет продолжать оказывать его и в начале 21-го века. Любой, кто решил посвятить себя бизнесу, должен хотя бы иметь представление о структуре этой экономики, механизмах ее функционирования и движущих силах. Это условие привлекает в США много зарубежных студентов. Конечно, и в Западной Европе есть ряд стран, чьи экономики также имеют хорошее поступательное развитие. Однако, в Европе гораздо меньше возможностей для приема иностранных студентов. Кроме того, в большинстве европейских стран преподавание в школах бизнеса ведется не на английском языке, а именно этот язык является сегодня доминирующим в мире.

Неблагоприятные условия.  Низкий уровень качества образования в начальной и средней школе США обусловливает очень заниженные требования к абитуриентам университетов. Первые два года обучения в университетах США уровень изучаемых дисциплин соответствует уровню среднего образования в большинстве европейских и многих азиатских странах. Это обстоятельство затрудняет аккредитацию американских учебных программ бакалаврского уровня в других странах, а также делает практически невозможным признание американского диплома бакалавра национальными органами высшего образования.

Сильные стороны.  Американские университеты, являясь родоначальниками бизнес-образования в мире, накопили богатый опыт преподавания бизнес дисциплин, имеют хорошую систему взаимодействия академической среды с деловыми кругами, которая складывалась десятилетиями, отработанную технологию профессиональной ориентации, планирования и развития карьеры своих студентов. По материально-техническим условиям подавляющее большинство американских университетов намного опережает европейские, не говоря уже об азиатских вузах.

Слабые стороны.  Американские профессора довольно плохо ориентируются в экономических, политических и социальных процессах, происходящих в других странах. Они могут дать хороший анализ американского опыта решения тех или иных проблем, который чаще всего невозможно использовать в других условиях.

Позиции мирового лидера в бизнес образовании (см. рисунок 6) заставляют американские школы бизнеса придерживаться стратегии концентрации всех усилий на сохранении своих преимуществ, на поддержании требуемой структуры прибыли, главным образом, за счет серьезных инвестиций в свое развитие и развитие рынка образовательных услуг. Последнее подтверждается теми огромными средствами, которые направляются на рекламу. Средний американский университет затрачивает на рекламу около 4% своего бюджета, что составляет приблизительно $5 – $5,5 млн. в год.

Одновременно с концентрацией усилий американские школы бизнеса придерживаются стратегической линии на горизонтальную интеграцию в отрасли глобального бизнес образования. Горизонтальная интеграция, в принципе, как стратегия развития применяется тогда, когда хотят получить контроль над конкурентами. Американские университеты используют различные организационные формы такой интеграции: от создания своих филиалов в национальных вузах других стран до разработки совместных учебных программ.

Стратегия американских школ бизнеса на развитие рынка образовательных услуг реализуется и посредством стимулирования глобального спроса, за которым обязательно следует абсолютное увеличение их объема реализации услуг, что равносильно сокращению доли рынка бизнес образования у их ближайших конкурентов, имеющих такой же высокий внутренний потенциал для развития (точка А слева от USA). К таким ближайшим конкурентам следует, скорее всего, отнести школы бизнеса Великобритании. Но что весьма характерно сегодня, так это то, что развитие глобального спроса с целью увеличения своих объемов реализации образовательных услуг осуществляется параллельно с повышением цен на такое образование. И это также работает на сохранение лидером своих стратегических позиций прежде всего от его ближайшего конкурента слева (А). Эта стратегия демаркетинга, т.е. повышения цены с целью искусственного снижения тотального спроса на рынке, нацелена в конечном счете на финансовое ослабление и разорение конкурентов.

Чтобы противостоять наступлению конкурента С на свои позиции лидера, школы бизнеса США проводят стратегию усложнения технологии бизнес образования. На рынок образовательных услуг выносятся “продукты”, дающие глобальную перспективу бизнеса и, соответственно, требующие более глубокой теоретической, методической и организационной проработки. Стандартом бизнес образования уже стал комплексный образовательный “продукт” = “теоретические знания” + “практика” + “карьера”. Только вузы с развитой и хорошо отлаженной системой деловых связей, профессиональной ориентации, организации производственной практики и распределения студентов могут преодолеть такие “входные барьеры” в современную индустрию бизнес образования.

В США все хорошо осознают ту роль, которую будет играть бизнес в социально-политической жизни в 21-ом веке. Глобализация экономики и наращивание мощи транснациональных корпораций на самом деле превратит “политику в концентрированное выражение экономики”. Время политиков проходит и наступает “золотой век” деловых людей. В таких условиях перспективы развития отрасли бизнес образования просто будоражат воображение. Но тот, кто хотел бы “сидеть за праздничным столом завтра”, сегодня должен сделать все, что от него зависит для обеспечения поступательного развития.

Российские вузы, несмотря на имеющиеся у них определенные конкурентные преимущества перед американскими, пока занимают позиции в защитном сегменте стратегического пространства и вынуждены догонять остальные развитые страны. Такое положение прежде всего обусловлено неадекватностью политических, экономических, социальных и технологических макроусловий, в которых они осуществляют свою деятельность. Кроме того, тот географический сегмент отрасли бизнес образования, на котором в настоящее время оперируют российские вузы, потенциально заключает в себе несравненно меньше возможностей и гораздо больше препятствий, чем тот, на котором оперируют вузы США. Если американские школы работают на глобальном рынке, то российские – на национальном, который к тому же за последние десять лет в связи с дезинтеграционными процессами на пространстве бывшего “социалистического лагеря”, сократился по меньшей мере вдвое.

Стратегическая линия развития в таком положении должна предполагать поиск таких путей расширения рынка бизнес образования, которые не связаны со значительным финансовым риском. Очевидно, что российские вузы не могут позволить себе открытие и содержание своих представительств по набору студентов в различных регионах в тех масштабах, в которых это осуществляется вузами США. Не могут они позволить себе и аналогичных затрат на рекламу. Вместе с тем, есть способы выхода на сравнимый с американским (по открывающимся возможностям) рынок бизнес образования.

Во-первых, это можно осуществить через организацию особого бизнес образования по учебным программам, приобретаемым за рубежом на условиях франчайзинга, либо по учебным программам, прошедшим соответствующую аккредитацию за рубежом8. В таком плане будет обеспечиваться постепенное перемещение стратегической позиции российских школ бизнеса в направлении положения D (см. рисунок 4). Это, естественно, потребует существенных изменений в учебных планах и отступления от государственного стандарта образования. Но, для того, чтобы не вступать в противоречие с существующими нормативно-правовыми условиями, обучение по особым программам целесообразно организовать параллельно со стандартным на базе специальных учебных подразделений (центров, институтов).

Во-вторых, потребуется осваивать преподавание на английском языке с тем, чтобы дезавуировать конкурентное преимущество лидеров, связанное с языковыми различиями.

В-третьих, целесообразно развивать ускоренными темпами материально-техническую базу именно таких центров “нестандартного” бизнес образования, поскольку именно они становятся центрами стратегических интересов.