Библиотека управления

Использование методики ФСА для определения себестоимости банковских продуктов

Максутов Ю.Г., Алехин Р.В.

Журнал "Аудит и финансовый анализ"

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Для задачи определения себестоимости банковских услуг основная идея методики ФСА состоит в следующем:

  • Из общего технологического процесса выделяются функции - отдельные элементарные процессы или операции. Поскольку любая операция требует затрат рабочего времени сотрудника и использования оборудования, то функция, потребляя эти затраты, характеризуется определенной стоимостью в денежном выражении.
  • Функциями для банка выступают отдельные внутренние операции - проверка документов для договора на расчетно-кассовое обслуживание, ввод данных в программу операционного дня банка, подготовка наличной суммы к выдаче, проведение сеанса связи с межрегиональным центром по информатизации (МЦИ), обработка транзакции по пластиковой карте и т.п.
  • Стоимость производственных затрат, называемых в методике ФСА ресурсами, в соответствии со структурой технологического процесса переносится на себестоимость функций.
  • В качестве ресурсов выступают затраты на заработную плату персонала, расходы на объекты недвижимости (арендная плата, ремонт, налоги на имущество), расходы на закупку и эксплуатацию вычислительной техники и средств оргтехники, выплачиваемые проценты по вкладам и за остатки на счетах и другие затраты (на охрану, средства транспорта, рекламу и т.д.).
  • Понятно, что механизмы переноса стоимости ресурсов на себестоимость функций могут быть различными. Например, величина заработной платы операционных сотрудников отделения переносится на функции “обработка выписок по счетам клиентов - юридических лиц” и “консультации клиентов по телефону” пропорционально затратам рабочего времени сотрудников. В то же время, арендная плата за помещение отделения переносится на эти же функции пропорционально количеству сотрудников, занятых данными функциями. В общем случае, связь каждой статьи затрат с каждой функцией не всегда очевидна.
  • Механизм переноса стоимости ресурсов на себестоимость функции называется в методике ФСА фактором ресурса.
  • Себестоимость функций, включающая перенесенную стоимость ресурсов, в свою очередь переносится на себестоимость стоимостных объектов - отдельных банковских продуктов (прием и выдача вкладов, ведение счетов, проведение безналичных платежей, выдача кредитов и т.д.). Как правило, один продукт требует для своего осуществления целого ряда функций в разных подразделениях.
  • Механизм переноса себестоимости функций на стоимостные объекты (называемый функциональным фактором) также различен. Например, себестоимость функции обработки выписок по счетам переносится на себестоимость ведения каждого счета пропорционально количеству счетов, открытых в отделении. В то же время, себестоимость функции расчета начисленных процентов при досрочном закрытии вклада переносится только на себестоимость обслуживания этого счета.

Естественно, что любое изменение технологического процесса, спектра оказываемых услуг, финансовой или административной структуры банка, структуры и величины затрат должно отражаться в ФСА-модели. Таким образом, модель строится один раз, но на этом процесс ее формирования только начинается. В дальнейшем, модель должна корректироваться при любом изменении технологического процесса реализации конкретного банковского продукта. Лишь в этом случае ФСА имеет смысл и оправдывает понесенные затраты.

Схема ФСА-модели приведена на рис. 3.

Рис. 3. Компоненты ФСА - модели

Пользователями системы ФСА могут быть менеджеры самого различного уровня – от управляющего отделения до высшего руководства банка. Организация данных и выходных форм ФСА-модели должна позволять выбирать различные уровени детализации информации в соответствии с требованиями пользователя. Причем пользователи ФСА-информации должны быть одновременно и потребителями, и поставщиками данных.

Основная особенность применения ФСА – наличие самых общих рекомендаций и методов. Конкретная реализация в конкретном банке неповторима, поскольку вбирает всю специфику структуры банка и организации внутреннего производственного процесса.

Внедрение ФСА – не такой уж сложный процесс, однако отнюдь не тривиальная задача. Ее решение требует немалых затрат сил и времени. Независимо от специфики банка существуют общие предварительные шаги, необходимые для успешного внедрения:

1. Формулировка целей ФСА и четкое осознание результатов, которые должны быть получены.

2. Определение масштабов применения ФСА.

Цель применения методики ФСА - точное определение себестоимости оказываемых банком услуг. Результатом построения ФСА-модели является “прозрачная” структура банка и всех его производственных процессов в деталях. Точно определяется не только себестоимость услуги, но и каждой отдельной операции. На этой основе возможен целый спектр управленческих решений: коррекция тарифной политики банка, отказ от некоторых услуг или передача их в дочерние банки, определение приоритетных направлений клиентской политики, изменения в штате.

Масштаб. Затраты времени и усилий, необходимых для завершения ФСА-проекта, зависят от сферы применения ФСА-метода. И здесь существует несколько альтернатив.

В большинстве случаев внедрение ФСА-метода первоначально испытывается на небольших пилотных проектах, весьма ограниченных по своим масштабам. Но даже и в этом случае размеры проектов могут значительно отличаться. Все зависит от того, какой аспект охватывает пилотный проект:

  • Один или более. Пилотный проект возможно реализовать в одном подразделении, распространив далее опыт на остальные – такой подход оправдан при схожести функций подразделений. Например, реализация ФСА в одном отделении банка с типичным спектром услуг.

Можно принять иную стратегию – реализовать несколько пилотных проектов одновременно в различных подразделениях, акцентировав внимание на различных аспектах ФСА-модели. Например, в одном отделении банка построить ФСА-модель для услуг частным вкладчикам, в другом – для услуг юридическим лицам, в третьем – для валютно-обменных операций. При этом следует выбирать отделения, в которых данная услуга представлена наиболее характерно.

  • Все стоимостные объекты или только часть их. Пилотный проект может быть реализован лишь для некоторых наиболее востребованных услуг или одной из них. Следует учесть, что анализировать только часть функций невозможно – должны быть проанализированы все функции банка. Иначе могут быть потеряны функции, присущие высшему руководству или обслуживающим подразделениям.

Продолжение статьи...