Использование методики ФСА для определения себестоимости банковских продуктов
Журнал "Аудит и финансовый анализ"
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Для задачи определения себестоимости банковских услуг основная идея методики ФСА состоит в следующем:
Естественно, что любое изменение технологического процесса, спектра оказываемых услуг, финансовой или административной структуры банка, структуры и величины затрат должно отражаться в ФСА-модели. Таким образом, модель строится один раз, но на этом процесс ее формирования только начинается. В дальнейшем, модель должна корректироваться при любом изменении технологического процесса реализации конкретного банковского продукта. Лишь в этом случае ФСА имеет смысл и оправдывает понесенные затраты.
Схема ФСА-модели приведена на рис. 3.
Рис.
3. Компоненты ФСА - моделиПользователями системы ФСА могут быть менеджеры самого различного уровня – от управляющего отделения до высшего руководства банка. Организация данных и выходных форм ФСА-модели должна позволять выбирать различные уровени детализации информации в соответствии с требованиями пользователя. Причем пользователи ФСА-информации должны быть одновременно и потребителями, и поставщиками данных.
Основная особенность применения ФСА – наличие самых общих рекомендаций и методов. Конкретная реализация в конкретном банке неповторима, поскольку вбирает всю специфику структуры банка и организации внутреннего производственного процесса.
Внедрение ФСА – не такой уж сложный процесс, однако отнюдь не тривиальная задача. Ее решение требует немалых затрат сил и времени. Независимо от специфики банка существуют общие предварительные шаги, необходимые для успешного внедрения:
1. Формулировка целей ФСА и четкое осознание результатов, которые должны быть получены.
2. Определение масштабов применения ФСА.
Цель
применения методики ФСА - точное определение себестоимости оказываемых банком услуг. Результатом построения ФСА-модели является “прозрачная” структура банка и всех его производственных процессов в деталях. Точно определяется не только себестоимость услуги, но и каждой отдельной операции. На этой основе возможен целый спектр управленческих решений: коррекция тарифной политики банка, отказ от некоторых услуг или передача их в дочерние банки, определение приоритетных направлений клиентской политики, изменения в штате.Масштаб. Затраты времени и усилий, необходимых для завершения ФСА-проекта, зависят от сферы применения ФСА-метода. И здесь существует несколько альтернатив.
В большинстве случаев внедрение ФСА-метода первоначально испытывается на небольших пилотных проектах, весьма ограниченных по своим масштабам. Но даже и в этом случае размеры проектов могут значительно отличаться. Все зависит от того, какой аспект охватывает пилотный проект:
- Один или более . Пилотный проект возможно реализовать в одном подразделении, распространив далее опыт на остальные – такой подход оправдан при схожести функций подразделений. Например, реализация ФСА в одном отделении банка с типичным спектром услуг.
Можно принять иную стратегию – реализовать несколько пилотных проектов одновременно в различных подразделениях, акцентировав внимание на различных аспектах ФСА-модели. Например, в одном отделении банка построить ФСА-модель для услуг частным вкладчикам, в другом – для услуг юридическим лицам, в третьем – для валютно-обменных операций. При этом следует выбирать отделения, в которых данная услуга представлена наиболее характерно.
- Все стоимостные объекты или только часть их. Пилотный проект может быть реализован лишь для некоторых наиболее востребованных услуг или одной из них. Следует учесть, что анализировать только часть функций невозможно – должны быть проанализированы все функции банка. Иначе могут быть потеряны функции, присущие высшему руководству или обслуживающим подразделениям.