Возврат инвестиций в персонал
По ссылке доступны к скачиванию и другие презентации
ROI (Return On Investment) – финансовый показатель, иллюстрирующий уровень доходности/убыточности проекта с учетом вложенных инвестиций. Его можно использовать для оценки различных уже осуществленных или внедряемых HR-проектов. В России ROI часто рассчитывают для обучения и развития, организации единых центров обслуживания, автоматизации, развития управленческих компетенций, формирования кадрового резерва, проведения мероприятий, ориентационных программ, программ подбора и др.
Расчет производится по формуле ROI = (доход от проекта – стоимость инвестиций)/стоимость инвестиций
Пример: Обучение менеджеров прямых продаж
Все расходы, связанные с обучением - 200 000 $
доход, связанный с обучением - 500 000 $
ROI = (500 000 $ - 200 000 $)/200 000 $ * 100% = 150 %
Нежелание проводить расчеты и внедрять новые проекты чаще всего объясняется отсутствием навыков у ответственных сотрудников, нежеланием тратить дополнительно время и деньги («Отлично справляемся и без этого»), тем более при неуверенности в заявленном результате, а также сложностью мониторинга и перевода результата в денежный эквивалент.
Однако практика показывает, что подобная оценка может помочь защитить предлагаемую программу и бюджет на нее, показывая преимущества от внедрения на языке инвестора, и тем самым оценивать эффективность деятельности HR, повышать авторитет и приоритет проектов, а также качество внедряемых программ, в том числе за счет накапливаемого опыта, более тщательной работы с ожиданиями внутреннего клиента и более правильного распределения ресурсов.
Возможно использование «ценностного предложения работникам» как способ повысить эффективность инвестиций в персонал. Примеры показателей для оценки ценностного предложения через призму «инвестора»:
- Затраты на персонал/EBITDA
- Интенсивность персонала= Темп роста EBITDA (чистая прибыль, производительность) / темп роста Затрат на персонал
- Доля затрат на персонал в OPEX,%
- Темп роста затрат на персонал / Темп роста стоимость Компании
- Темп роста прибыли / Темп роста стоимости Компании.
Расчет ROI не отменяет важности обратной связи от ключевых стейкхолдеров, промежуточных KPIs и рыночных бенчмарков в процессе внедрения HR инициатив.
Важно также продолжать учитывать:
- Стратегические (финансовые) метрики:
- Выручка в расчете на FTE
- Затраты в расчете на FTE
- Производительность
- Прибыль до налогообложения на FTE и др.
- Функциональные метрики:
- Подбор (средняя стоимость закрытия вакансии, среднее время закрытия вакансии; % принятых предложений и др.)
- Вознаграждение (вознаграждение к общим затратам, переменное вознаграждение в общем вознаграждении и др.)
- Обучение (Кол-во часов обучения на FTE, затраты на обучение и развитие на FTE и др.)
- Вовлеченность (Время отсутствия на рабочем месте, текучесть по инициативе работника и др.)
- Организационная эффективность ( Количество сотрудников на количество сотрудников отдельных поддерживающих функций, норма управления, коэффициент стабильности управленческого персонала и др.)
Рекомендации для старта
- Начинать расчет с простых проектов, «для себя», для определения областей для улучшения
- Короткие проекты более очевидны для расчета и принятия
- Далее лучше рассчитывать «дорогие» проекты, проекты предполагаемые к масштабированию
- Лучше начинать с проектов с «прямой выгодой»
- Степень детализации (20% показателей дадут 80% расходов/доходов)
- ROI достаточное для внедрения- «покупаемое», чтобы снять риски
- Заручитесь поддержкой Финансистов и линейных руководителей
Типовые проектные расходы
- Стоимость разработки содержания, методики
- Стоимость времени задействованных персон (организаторы, участники, руководители и др.)
- Стоимость потенциальных потерь в связи с отсутствием участников на рабочем месте
- Место, оборудование и материалы
- Стоимость поддерживающих ИТ программ
- Командировки, проживание, питание
Типовые проектные выгоды
- Повышение дохода за счет повышения производительности
- Снижение расходов
- Предотвращение потерь
- Снижение риска (вероятность наступления любого события)
- И другие.
Пример. Тематический кроссфункциональный тимбилдинг.
Проект: Кроссфункциональное командообразование с организацией круглого стола «Как повысить скорость реакции на запрос клиента» в сервисной компании
Перечень затрат: Время HR сотрудников на разработку; стоимость услуг провайдера по тимбилдинговой активности; материалы; зал; проживание; питание; банкет; стоимость рабочего времени участников. Итого 30 тыс рублей
Бизнес результат: Количество оставленных без внимания заявок за год снизилось с 70 до 30.
В среднем на 4 заявки - потеря 1 клиента Могли потерять 10 клиентов. Стоимость привлечения 1 клиента 20 тыс рублей год
Выгода (предотвращение потерь) в год 20 * 10 = 200 тыс руб
ROI = (200 – 30)/30 * 100% = 567%
Денежный эквивалент
- Определяйте вместе с внутренними экспертами и заказчиками программ
- Привязывайте к уже использованным вами данным (например, программа повышения вовлеченности ведет к снижению текучести, а стоимость текучести вам уже известна)
- Находите, копите данные кейсов других организаций (используйте, только скорректировав на особенности вашей организации)
- Используйте базы данных исследовательских организаций
- Инвестируйте в продвинутую аналитику (Big Data)
- Если результат невозможно измерить в деньгах, используйте другие показатели – в том числе указывайте разницу. К примеру, Вовлеченность «Q12» Gallup:
- на 37% меньше пропущенных рабочих дней;
- На 25%-65% меньше текучесть кадров;
- на 48% меньше несчастных случаев на производстве;
- на 28% ниже воровство;
- на 41% меньше брака;
- на 21% выше продуктивность;
- на 22% выше прибыльность и др.
Расчет ROI по программам кадрового резерва на руководящие должности
Внутренний кандидат | Внешний кандидат | |
---|---|---|
Назначение/отбор | Стоимость ассессмента | Услуги агентства |
Администрирование программы | Администрирование отбора, администрирование процессинга + IT; | |
Стоимость «отсутствия» сотрудника за среднее время заполнения вакансии | ||
Обучение | Стоимость внешнего обучения и внутреннего развития | Стоимость внутреннего обучения, время отсутствия |
Адаптация к новой должности | В среднем 2 месяца при продуктивности 60% | 1 нед – 10%; 3 недели 30%; 2 месяца 50%, далее до 6 месяцев 70% |
Оплата труда | +10% при переходе с 18 на 20 уровень по данным Hay 2015 г | +78% при переходе с 18 на 20 уровень по данным Hay 2015 г |