Библиотека управления

Схемы мотивации персонала

Применяемые в настоящее время системы бизнес-моделирования позволяют проводить функционально-стоимостной анализ (ФСА) и имитационное моделирование (ИМ). Их идея состоит в том, что, имея модель бизнес-процесса, формализованную в виде графической схемы и набора атрибутов, можно оценивать стоимость выполнения процесса на основе стоимости выполнения его составных частей (подпроцессов или функций), а также решать статистические задачи, инициируя входные события и измеряя отклик системы в виде времени выполнения процесса, доли отказов и других статистических характеристик, описывающих рассматриваемую деятельность.

В целом, существуют следующие группы методов и инструментов совершенствования бизнес-процессов:

  • формализованные универсально-принципиальные методы (ФУП-методы);
  • инструментальные методы;
  • методы бенчмаркинга;
  • методы групповой работы, командообразования и лидерства.

Применение систем бизнес-моделирования решает целый ряд задач при планировании расходов:

  • во-первых, имитационное моделирование позволяет определить и в дальнейшем управлять необходимым числом исполнителей и их временной загрузкой. При этом, необходимо иметь в виду, что при наличии рисков временная загрузка не может быть равна 100%. К числу рисков могут относиться задержки в поставке материалов и комплектующих для проведения работ, риски человеческого фактора и др.;
  • во-вторых, имитационное моделирование позволяет анализировать движение вдоль процесса товарно-материальных ценностей (ТМЦ) – сырья, материалов и комплектующих и, таким образом, отслеживать конкретные функции, на входе или выходе которых скапливаются ТМЦ. Таким образом, имитационное моделирование служит инструментом для снижения запасов сырья, материалов и комплектующих, а также незавершенного производства;
  • в-третьих, имитационное моделирование позволяет управлять общим временем выполнения процесса через изменение схемы процесса и изменение параметров отдельных функций. Это позволяет добиться снижения общего времени создания итоговой ценности для потребителя, то дает возможность увеличить оборот компании (и снизить долю постоянных издержек в структуре цены), либо, при производстве на заказ, повысить уровень удовлетворенности клиента более быстрым исполнением заказа.

Перечисленные задачи решаются благодаря тому, что в ходе ФСА и ИМ мы получаем на выходе два качественно различающихся результата: стоимость процесса и время выполнения процесса. Их можно по-разному комбинировать, решая различные конкретные задачи. Во многом они связаны через действующую в компании систему мотивации персонала. То есть, при определенной мотивационной схеме основным параметром для оптимизации может быть либо стоимость процесса, либо время выполнения процесса, либо их комбинация.

Рассмотрим наиболее известные схемы мотивации и их выражение при решении задач бизнес-моделирования.

Повременная форма оплаты труда

При наличии в организации повременной формы оплаты труда ключевым параметром при бизнес-моделировании является время выполнения процесса/подпроцессов. В результате имитационного моделирования мы можем получить и управлять общим временем выполнения процесса, а также загрузкой сотрудников. Управление осуществляется настройкой схемы процесса и значениями его атрибутов (число ставок, характеристики производительности как результат назначения тех или иных требований к квалификации персонала и т.п.).

В результате мы можем:

  • повлиять на общее время выполнения процесса (то есть, снизить долю постоянных издержек в структуре цены, а также уменьшить время выполнения заказа для клиента при позаказном производстве);
  • оптимизировать загрузку сотрудников, добившись наиболее полной отдачи от сотрудников с учетом действующих рисков и неопределенностей.

Стоимость процесса при данной форме оплаты труда представляет собой функцию от числа и стоимости ставок. Таким образом, на стоимость процесса можно оказать сравнительно незначительное влияние, добившись его оптимальной схемы за счет оптимизации числа ставок (регулируя загрузку персонала) и за счет уровня заработной платы сотрудников (регулируя степень участия в процессе сотрудников разной квалификации).

Фактором, оказывающими влияние на заинтересованность сотрудников в работе при применении данной формы оплаты труда можно назвать доведение до сотрудников регламентов процессов (См. Образцы типовых документов, генерируемых системами бизнес-моделирования), что делает процессы более прозрачными и понятными людям, позволяют им понять степень своего участия, что может служить одним их аспектов развития сознательного отношения сотрудников к труду и повышения их вовлеченности в деятельность организации.

Сдельная форма оплаты труда

При данной форме оплаты труда ключевым параметром является стоимость процессов. При этом управление издержками в большей степени передается рядовым сотрудникам, которые сами решают, какой объем продукции будет произведен в тот или иной день. Руководство может влиять на затраты и время выполнения процесса лишь опосредованно, задавая границы плана выпуска и регулируя объемы, задав формулу для расчета сдельной заработной платы.

Однако нельзя утверждать, что данная форма оплаты труда подразумевает более значимую роль рядовых сотрудников в создании итоговой ценности. Скорее наоборот, по мнению ряда экспертов, данная форма оплата труда может служить выражением недоверия к сотрудникам со стороны руководства компаний, предполагающих для них жесткую связь между оплатой труда и его результатами.

Кроме того, если в системе бизнес-моделирования проанализировать процесс создания итоговой ценности для потребителя, то окажется, что влиять на объемы выпуска с помощью сдельной формы оплаты труда можно фактически только на «узких звеньях», там, где это даст прямой рост объемов производства по всей компании. В остальных случаях, рост объемов приведет лишь к росту промежуточных запасов. Таким образом, применение сдельной формы оплаты труда не может применяться повсеместно, но лишь там, где действительно необходимо обеспечить максимальную производительность.

Повременно-премиальная форма оплаты труда

При данной форме оплаты труда при бизнес-моделировании активно применяются оба параметра: и стоимость процесса, и время выполнения процесса. Это увеличивает гибкость при проектировании процесса, позволяя найти лучшее общее решение для процесса на основе анализа временных характеристик и лучшие частные решения для узких мест процесса на основе анализа комбинаций стоимостных и временных характеристик.

Основные выводы по применению систем бизнес-моделирования

Функционально-стоимостной анализ и имитационное моделирование, проводимые при проектировании и анализе бизнес-процессов компании, позволяют решать задачи:

  • для целей бюджетирования, а именно получать исходные данные для планирования доходов и расходов, в рамках чего: управлять характеристиками цепочек создания итоговой ценности для потребителя и оценивать риски; определять «узкие места» процесса, оказывающие непосредственное влияние на общую производительность системы; а также оптимизировать процессы с целью снижения издержек, управления объемом незавершенного производства или увеличения оборотов компании;
  • для целей разработки и улучшения системы мотивации персонала, в рамках чего: определять и управлять уровнем загрузки персонала; делать процессы прозрачными и понятными для сотрудников; тестировать различные мотивационные схемы и определять «узкие места» процесса для разработки эффективных точечных решений.