Библиотека управления

Зачем не нужен бизнес-план

Ирина Кольцова директор по консалтингу, ведущий консультант «Альт-Инвест», DipIFR, CIMA

В последнее время все чаще звучит мнение, что бизнес-план – это вчерашний день, его подготовка – трата времени и ресурсов, а привлечь инвесторов можно более креативным способом. В целом, в подобных высказываниях верно одно: на практике получить финансирование на основе одного только бизнес-плана действительно невозможно. Но это не значит, что четко изложить свою идею в одном документе не нужно.

Кому нужен бизнес-план?

Бизнес-план нужен прежде всего самому инициатору. Ведь если генератор идеи не может описать ее для себя – как он сможет объяснить ее другим? Он должен сесть и описать то, что хочет реализовать. За счет чего можно добиться коммерческого эффекта (мы не будем углубляться в тему, что не каждая идея обязательно сопряжена с финансовым успехом), сколько нужно денег и почему идея воплотится в успех. Создание бизнес-плана поможет «не обмануть» себя и потратить время и ресурсы осознанно. Минимизировать риски и потерять 0,05%, а не все 100%.

Хороший бизнес-план значительно упрощает взаимодействие с людьми, которые распределяют ресурсы. Следовательно, нужно понимать, для кого он готовится.

Например, банки предпочитают более классический подход. Т.е. обязательно раздел про рынок (для подтверждения доходной части проекта), раздел про технологию и производственно-экономические аспекты (для подтверждения объема инвестиций и эксплуатационных затрат проекта), финансовый план с моделью денежного потока проекта (на основе прогнозного ОДДС определяется финансовая состоятельность и экономическая эффективность). Каждый раздел в идеале доказывает цифры, заложенные в модель. Таким образом, для банка готовится достаточно подробный документ с доказательной базой.

Частные инвесторы менее формализованы, а значит бизнес-план может быть составлен в свободной форме, с акцентом на вопросы, обеспечивающие конкурентоспособность идеи. Собственники бизнеса, если проект запускается на действующем предприятии, могут принять решение и без предварительной проработки вопроса. Но подготовка бизнес-плана для них также очень полезна. Документ позволит «обозначить риски» и обсудить спорные вопросы. Значит бизнес-план в этом случае будет сконструирован для отражения самых рисковых вопросов с акцентом на сценариях развития ситуации.

Компания начинает проект расширения производства только потому, что руководству кажется, что есть спрос на товар. А десяток неудовлетворенных заказов – это утерянные возможности. Строится новый цех с производственной мощностью на 150% от существующего, приобретается оборудование по лизинговой схеме.

После успешного старта начинаются проблемы со сбытом. Потому что на рынке профицит аналогичного предложения. Если бы начали проработку этого вопроса заранее, то еще до запуска проекта узнали бы о подобных проектах у прямых конкурентов. Плюс проиграли варианты «насколько оптимально увеличить производственную мощность», проверили варианты с меньшей мощностью и меньшим объемом инвестиций и нашли ответы на многие вопросы, напрямую связанные с расчетом экономического эффекта от увеличения продаж.

В зависимости от целей подготовки проекта может получиться документ и на 50, и на 100 страниц. Мы живем в мире, где популярен Твиттер и хэштэг «многобукв». Современные подходы к изложению мысли в условиях реального переизбытка информации не предполагают развернутого погружения в тему. А значит конкурировать за внимание (и ресурсы) нужно в том же стиле: кратко, емко, по существу. Поэтому если бизнес-план получился слишком подробный, можно подготовить дополнительно презентацию и инвестиционный меморандум, т.е. расширенное резюме проекта, для демонстрации потенциальным инвесторам с целью «зацепить», заставить поверить в идею и отдать деньги. После проявленного интереса можно предоставлять уже весь документ. Кроме того, подобный подход позволяет избежать неприятного момента, когда идею могут «увести».

Кому не нужен бизнес-план?

В российской практике реализации инвестиционных проектов существуют проблемы, которые дискредитируют как процесс подготовки бизнес-плана, так и сам документ на выходе. В большинстве случаев это связано с тем, что над здравым смыслом преобладает волевое решение собственника: будем строить такой-то завод, создавать такой-то бизнес, выходить на такие-то рынки, выделять такие-то непрофильные активы.

Крупная инфраструктурная компания инициирует вывод непрофильных активов в дочерние структуры. Решение о выделении «дочек» уже принято. Подготовка бизнес-плана – это по сути подгонка результата.

Это достаточно распространенное явление смутно соотносится с истинной причиной подготовки бизнес-плана. Если документ подогнали под результат, он перестает выполнять свою функцию – объективную оценку всех аспектов проекта. Но это уже отсылка к мотивам заказчиков подобных бизнес-планов.

Еще один момент, который часто отпугивает и заставляет поверить в идею, что это никому не нужно - значительные затраты и время на подготовку проекта.

По данным UNIDO расходы на проведение прединвестиционного исследования приблизительно следующие (в общей сумме капитальных затрат):

  • 0,2 -1,0% на исследование возможностей
  • 0,25 -1,5% на анализ альтернативных вариантов
  • 1,0 -3,0% на технико-экономическое обоснование (для небольших и средних проектов)
  • 0,2-1,0% на ТЭО (для крупных проектов со сложной технологией или трудными рынками).

Как видно, суммы немалые. Для иностранных компаний эта сумма включает в себя сторонние исследования, проводимые профильными компаниями.

Как уменьшить затраты на подготовку бизнес-плана? Сделать его самому. На тему подготовки бизнес-плана написано немало книг и статей, можно посмотреть примеры готовых бизнес-планов.

Компания занимается производством строительных материалов, лидер в регионе, реализует один за одним успешные проекты, связанные с профильным бизнесом. В какой-то момент принимается решение о строительстве складского терминала. На первый взгляд, все просто: понятный бизнес, емкий быстроразвивающийся рынок, нет барьеров на вход. Компания может финансировать проект собственными средствами и инвестиционными кредитами.

Но уже на стадии строительства начались проблемы. В процессе погружения в тему выяснилось не совсем удачное местоположение объекта (а конкретно – автотранспортная доступность), выбор конфигурации и типа склада. Даже сам проект «подкачал» - не соответствовал сложившимся международным стандартам по техническим аспектам: глубина здания, высота потолков, нагрузка на пол. Все нюансы выяснялись по ходу, что существенно меняло первоначальную концепцию, вело к удорожанию проекта и нарушению сроков строительства.

Время было упущено – рынок в регионе заняли более профессиональные игроки, экономический кризис значительно уменьшил доход от основной деятельности, а обслуживание кредитов, привлеченных на строительство терминала стало проблематичным. Руководство компании признало проект коммерчески провальным.

Как можно было минимизировать потери? Тщательно проработать концепцию, пообщаться с экспертами, смоделировать денежный поток и проиграть сценарии развития проекта. Разобрать вопросы, связанные с технологическими аспектами, изучить мировой опыт и опыт удачных российских аналогов. Это можно было сделать и своими силами, с минимальными затратами.

Подведем итоги

Хорошая проработка бизнес-плана позволяет узнать много нюансов по рынку, технологии и оборудованию, а также организационным и правовым моментам.

При самостоятельной подготовке в поисках информации вы будете общаться с экспертами в той или иной отрасли, черпать идеи и знания. А также спорить и отстаивать свое мнение у людей с другим взглядом на вещи, которые позволят увидеть и оценить ситуацию по-другому.

Попробуйте сделать такой эксперимент. Найдите и прочтите любой бизнес-план и ответьте на следующие вопросы:

  1. Как легко и быстро вы поняли суть проекта;
  2. Захотелось ли вам участвовать в таком проекте;
  3. Готовы ли вы одолжить инициаторам хотя бы 100 тыс.руб. собственных денег;
  4. Что вам не понравилось в изложении идеи и что бы вы сделали иначе (поскольку критиковать намного легче, чем делать самому).

По итогам создайте свой бизнес-план и дайте почитать другим, чтобы собрать конструктивную критику и альтернативное мнение.

При привлечении сторонних экспертов вы получите:

  1. Более свежий взгляд на проблему. У специалистов, годами работающих в компании, «замылен взгляд», нет полной картины и/или они не могут противоречить руководителю. У экспертов со стороны данных проблем не возникает – их как раз и привлекают, чтобы они использовали свой опыт и наработки с предыдущих проектов для решения задачи. Вряд ли они будут «стесняться» высказаться в разрез общего мнения. От них этого мнения как раз и ждут.
  2. Узкопрофильные консультации. В силу своей специализации привлекаемые компании собирают и активно используют опыт удачных проектов и наработанные связи с различными партнерами. Например, привлеченный юрист, специализирующийся в области авторского права, даст более качественную консультацию по теме, чем штатный юрист предприятия, в обязанности которого входит более широкий круг вопросов, один из которых касается нематериальных активов.
  3. Повышение эффективности в целом. Небольшие компании могут не иметь в штате юристов, маркетологов, инвестиционных аналитиков, проектировщиков. А значит для разовых консультаций привлекают данных специалистов со стороны, что более эффективно для бизнеса.

В любом случае подготовка проекта – это увлекательнейший процесс, с которого может начаться целая жизнь нового производства и ваша.