Библиотека управления

Стратегии импортозамещения

Дмитрий Сироткин, партнер ИКФ "АЛЬТ"

В условиях нарастающих экономического кризиса и девальвации рубля у российских компаний становится все меньше стимулов думать о развитии, и все больше – об оптимизации деятельности.

Вместе с тем, возрастает актуальность двух перспективных направлений: импортозамещения и развития экспорта. Развитие экспорта до сих пор остается слишком сложной задачей для большинства наших компаний. А вот импортозамещение – задача намного понятнее. О ней и поговорим.

Выбор конкретной стратегии импортозамещения зависит от того, какие возможности текущей экономической ситуации являются для вашей компании приоритетными:

  • Девальвация рубля и рост цен на импортные товары
  • Господдержка российских производителей: преференции в госзаказе и др.
  • Сокращение присутствия на рынке зарубежных компаний (в связи с санкциями и контрсанкциями и др.)
  • Рост заинтересованности зарубежных компаний в локализации производства в России

Можно выделить две группы стратегий импортозамещения:

  1. Базовые стратегии, которые может использовать любая компания (лидерство по цене, продукт под госзаказ, партнерство в локализации)
  2. Специфические стратегии, которые подходят компаниям определенного типа или отрасли (повышение уровня переработки, из дистрибуторов в производители, и др.)

На практике эти стратегии используются и безотносительно к импортозамещению – но в текущей ситуации потенциал их использования существенно вырос.

Лидерство по цене

Эта стратегия импортозамещения является базовой и, казалось бы, не требующей особых усилий в условиях девальвации рубля и роста цен на импорт. На практике же все не так просто:

  • Обычно у производителей качественной продукции, способной составить конкуренцию импорту, производственные мощности уже были загружены, поэтому без инвестиций в новые мощности замещать импорт им просто нечем. А это обычно дорогие кредиты, дорогое импортное оборудование и время.
  • Замещать же импортные комплектующие, недостаточно качественными отечественными, наши производители, ремонтники и эксплуатанты не торопятся. По рациональным соображениям, из-за рисков потери качества готовой продукции и срывов сроков поставки (после отбраковки). В итоге может выйти не дешево.

Опыт компании «Интерскол» в кризис 2008-09 гг. показывает, что нужно быть способными оперативно нарастить объем производства, удерживая при этом разницу в цене с подорожавшим импортом.

Как раз активное наращивание цен большинством российских компаний в тот период не позволило сколько-нибудь долго сохранять необходимый паритет с зарубежными конкурентами. И импорт быстро вернул свои позиции.

В первую очередь эта стратегия подходит компаниям, способным быстро и эффективно нарастить объем производства конкурентной продукции.

Продукт под госзаказ

Это вторая наиболее популярная сейчас стратегия импортозамещения, состоящая в замещении зарубежных поставщиков по госзаказу. Обычно для успешной реализации этой стратегии нужны наличие требуемого продукта, деловые связи и умение работать по госзаказу.

Большинство компаний стремится использовать эту возможность. Но им следует учесть два значимых риска:

  1. Желающих много, не все смогут получить контракты, даже потратив большие усилия на подготовку
  2. Бывает, что выполнение условий госконтрактов приводит компании к убыткам (вспомним пример «Мостовика»).

Успешный опыт реализации данной стратегии имеется в фармацевтике.

Насколько велик потенциал этой стратегии до конца не ясно, поскольку власти еще до конца не определились с составом и размером преференций для российских компаний. Да и общий объем госзаказа в текущий период стал сокращаться.

Эта стратегия наиболее подходит компаниям из отраслей с большой долей госзаказа.

Партнерство в локализации

Очевидно, что девальвация рубля вкупе с пожеланиями российских властей являются серьезными стимулами к локализации производства для зарубежных производителей, экспортирующих продукцию в Россию. А это отличная возможность уже для отечественных компаний. Требуется вроде бы немного: соответствовать стандартным требованиям зарубежного партнера и не задирать цену.

Но пример из нашей практики показывает, что лишь считанные компании удовлетворяют этим требованиям (особенно в части опыта работы по международным техническим стандартам и наличия сертификации по трем ключевым системам ISO).

Наиболее интересна данная стратегия для прогрессивных отраслевых компаний.

Набирает популярность также такой вариант стратегии локализации импортной продукции как копирование «без спроса». Долгосрочной перспективы у нее нет, но ситуативно она может оказаться весьма эффективной.

Повышение уровня переработки

Данная стратегия подходит в основном для компаний, выпускающих не конечную продукцию, а сырье, детали и компоненты. Они реализуют проекты освоения продукции следующего передела, вытесняя тем самым импорт. Критичными для стратегии являются значительный объем импорта осваиваемой продукции и отсутствие крупных конкурентных проектов.

Успешный опыт реализации этой стратегии накоплен в лесоперерабатывающей, нефтехимической и пищевой отраслях, индустрии стройматериалов.

Из дистрибуторов в производители

Эта стратегия состоит в создании собственного или совместного производства дистрибутируемой зарубежной продукции в России. Для ее реализации важны наличие сложившейся клиентской базы и хорошее знание продукта.

Примеров реализации этой стратегии в России пока что немного, но у дистрибуторов-импортеров становится все больше причин о ней задуматься. Например, консультантами компании «АЛЬТ» совместно с заказчиком была разработана стратегия перехода от модели дистрибутора импортных товаров к модели производителя для компании «АкваАрт», крупного дистрибутора сантехники. Стратегия была успешно реализована.

Отметим, что не всегда нужно создавать свое производство, можно попробовать разместить заказы у специализированных российских производителей.

Данная стратегия наиболее интересна для сильных специализированных дистрибуторов.

Импортозамещение на рынке продовольствия

Текущие проблемы ритейлеров, дистрибуторов, рестораторов, ряда западных производителей в России достаточно понятны. Незначительной части игроков продовольственного рынка придется свернуть бизнес в его нынешнем виде. Но, в целом, ввод ограничений на ввоз продуктов из санкционного списка окажет ситуативное влияние на бизнес: для одних игроков – отрицательное (потери из-за переключения на новых поставщиков), для других – положительное (увеличение доли рынка, рост цен на продукцию). Эта тема была подробно освещена нами в статье «Санкции на рынке продовольствия: возможности для российских компаний».

Выбор конкретной стратегии импортозамещения для вашей компании зависит от специфики отрасли и бизнеса, ключевых компетенций и позиции на рынке.

Но прежде всего вам нужно ответить на два главных вопроса: имеется ли достаточный объем импорта для замещения его вашей продукцией, и готовы ли вы инвестировать в такой проект (в освоение новой продукции, расширение производства и т.п.).