Библиотека управления

CPM: возможности и преимущества

Алексей КузнецовЗаместитель генерального директора компании АстроСофт
Журнал «Консультант», №13 за 2010 год

В условиях высокой степени неопределенности ведения бизнеса, когда от качества и оперативности управленческих решений зависит порой существование даже самых крупных предприятий и холдингов, внимание менеджмента все больше привлекают системы класса CPМ.

Было проведено исследование с целью выяснения интереса менеджеров к решениям CPM, предназначенным для управления эффективностью бизнеса. На графике 1 показаны изменения отношения пользователей к этим системам за последние три года. Что характерно: динамика 2008 и 2009 годов почти идентична, а вот в начале 2010 года наметилась отчетливая тенденция к росту спроса. Она подтверждает прогнозы некоторых аналитиков о том, что в ближайшем будущем CPM-системы могут стать наиболее популярными и востребованными.


График 1. Спрос на CPM-системы
Примечание: для оценки тенденций в качестве источников информации использовалась статистика поисковых запросов, анкетирование на мероприятиях и телемаркетинг.
Источник: АстроСофт

Возникает вполне резонный вопрос: в чем же причина такого повышения интереса к рассматриваемым системам? Единого мнения на этот счет нет. На наш взгляд, концепция CPM оказалась востребованной управленцами под влиянием финансового кризиса. Другое исследование АстроСофт зафиксировало снижение спроса на системы автоматизации бюджетирования в 2009 году. По всей видимости, в условиях неопределенной экономической конъюнктуры менеджеры осознали, что для эффективного управления предприятием они недостаточны. А CPM-решения способны предоставить необходимый дополнительный инструментарий для качественного анализа, моделирования и дальнейшего прогнозирования развития бизнеса.

Идеология управления эффективностью

В отличие от продуктов класса ERP, которые позволяют обслуживать оперативную деятельность предприятия (логистику, управление персоналом, производство и прочее), CPM-системы призваны автоматизировать самый верхний уровень управления, то есть стратегические аспекты деятельности компании. Таким образом, их ключевая задача — повышение эффективности перспективного планирования и, что особенно важно, реализация стратегии. Ведь очень часто бизнес-планы, разработанные в кабинетах топ-менеджеров, на практике невыполняются.

Впервые концепция CPM (Сorporate performance management — управление эффективностью бизнеса) была определена исследовательским агентством Gartner. Ее суть заключается в том, чтобы организовать непрерывный цикл управления на трех уровнях: стратегическом, бизнес-процессов, исполнительском.

Компания Clarity Systems выделяет четыре фазы CPM:

  • стратегическое планирование (определяются ключевые цели и разрабатываются стратегии их достижения);
  • прогнозирование и бюджетирование (распределяются ресурсы и ответственность за реализацию выбранной цели);
  • мониторинг и контроль (фиксируются достижения и планируется следующий этап);
  • анализ и регулирование (вносятся корректировки).

На каждом уровне управления пользователи оперируют определенными видами данных, причем чем он выше, тем информация становится более укрупненной и значимой. К примеру, на стратегическом уровне топ-менеджеры применяют ключевые показатели, на уровне бизнес-процессов аналитики используют модельные данные, на исполнительском – руководители подразделений формируют бюджеты и отчетность.

Применение в холдинговых структурах

Одной из главных сфер применения CPM-решений стало финансовое управление группами компаний. Преимущества этой концепции отчетливо проявились в период экономического кризиса. Уже первые месяцы рецессии показали, что выживут те, кому удалось качественно организовать обработку управленческой информации и внедрить механизмы быстрого реагирования на изменение ситуации.

В холдингах перечень учетных данных чрезвычайно велик. Это доходы и расходы, складские запасы и дебиторская задолженность, ресурсы собственные и привлеченные. Причем необходимо иметь возможность все это анализировать в разрезе служб, департаментов, филиалов и дочерних компаний. Проблема заключается еще и в том, что в крупных структурах получить достоверную консолидированную информацию очень сложно, поскольку в большинстве случаев предприятия, входящие в группу компаний, используют различные учетные системы.

По нашим оценкам, большую часть рабочего времени сотрудники финансовых служб тратят именно на сбор и консолидацию данных (об этом заявили 56% опрошенных респондентов). Обычно это выглядит так: сначала финансисты просят коллег из других подразделений занести бюджеты в файл Excel, а потом долго сводят все эти данные воедино. А если этот процесс происходит в структурном холдинге, то он многократно усложняется и отнимает еще больше времени и сил.

Тем не менее при всех очевидных недостатках мультиплатформенной автоматизации переход на единое решение возможен, но оправдан далеко не всегда. Во-первых, приходится учитывать отраслевую специфику ведения бизнеса, если в группе есть компании различного профиля. Во-вторых, уже действующие системы зачастую очень хорошо функционируют и справляются со своими задачами, так что нет смысла рисковать, внедряя новую. В-третьих, установка нового решения почти неизбежно ведет к недовольству и сопротивлению со стороны пользователей, для которых адаптация к непривычному интерфейсу и изучение новых методов работы становятся дополнительной нагрузкой.

И наконец, последнее, но подчас определяющее обстоятельство: создание единой учетной системы в масштабах всего холдинга требует очень больших финансовых затрат и длится в зависимости от масштабов и специфики бизнеса от года до нескольких лет. А в нынешних экономических условиях у предприятий, как правило, нет ни денежных, ни человеческих ресурсов на IT-долгострои.

Так как же объединить все учетные решения и получить внятную картину бизнеса без ущерба для него? Нужно все же внедрить CPM-систему, которая станет связующим звеном для разрозненных информационных платформ.

Предпочтения CFO

По результатам опроса, проведенного в Клубе финансовых директоров, в 2010 году 90% CFO крупных холдингов в первую очередь планируют внедрение проектов в области автоматизации бюджетирования и прогнозирования; 80% намерены решать задачи комплексной автоматизации моделирования, стратегического планирования, консолидации, отчетности и анализа; 50% ищут оптимальное решение для сбалансированных показателей (BSC) и панелей индикаторов (Dashboards).

Повышение качества управленческих решений

Важнейшая задача любого бизнеса — повышение качества управленческих решений. И здесь на помощь опять приходит CPM.

Обратимся еще раз к исследованиям. Согласно одному из них большая часть респондентов (65%) считает, что стратегическое значение бюджетирования будет увеличиваться, и лишь 5% предсказывают снижение.

Около 70% процентов опрошенных для формирования и согласования бюджетов применяют MS Excel. Почему же он столь популярен, в то время как многие пользователи говорят про «ад электронных таблиц»? Ответ прост. Во-первых, это очень гибкий инструмент, своего рода конструктор «сделай сам» — его легко подстроить под специфику любого бизнеса. Во-вторых, научить и научиться применять его не составляет особого труда. То есть бизнес-пользователям на самом деле удобно работать с MS Excel, что вполне закономерно. Но недовольны финансисты, формирующие бюджет. С их точки зрения, помимо очевидных достоинств электронных таблиц есть и не менее очевидные недостатки. Прежде всего это непрозрачность данных. После консолидации бюджетов, присланных из различных подразделений или дочерних компаний, понять, откуда взялась та или иная цифра, практически невозможно. Особенно в тех случаях, когда анализируются фактические данные. Использование Excel неизбежно приводит к большому объему согласований, утверждений и пересмотров. Если вы свели воедино несколько десятков файлов, да еще после ряда согласований, шанс появления ошибки близок к 100%. Прямое следствие этого — отсутствие доверия к информации у руководства предприятия.

Как же повысить достоверность данных? Предположим, что в вашей управляющей компании действует исторически сложившийся ряд IТ-решений. К ним адаптированы инструменты консолидации и системы прогнозирования. В результате получается классический «зоопарк»: целый арсенал программных продуктов с разными интерфейсами и логикой, различных вендоров. У такой лоскутной автоматизации — множество минусов. Наиболее значимые из них: больше точек интеграции систем и апгрейдов программных продуктов, выше затраты на обучение пользователей и совокупная стоимость владения. В результате недовольны буквально все, и прежде всего сотрудники IТ-службы, которых раздражает необходимость поддерживать и обновлять весь этот набор программ, да и возможности модернизации сильно ограниченны: при апгрейде одной системы начинаются сбои в остальных. Как следствие, пользователям тоже приходится несладко. К примеру, финансисты вынуждены работать сразу в нескольких интерфейсах.

Как облегчить работу сотрудников и добиться экономии средств?

Для этого можно внедрить CPM-решение, в состав которого входят блоки консолидации, формирования отчетности, планирования, бюджетирования, прогнозирования, моделирования, анализа и работы с ключевыми показателями эффективности (KPI) и сбалансированной системой показателей (ССП).

При использовании CPM пользователи получают центральную базу данных, работающую одновременно с OLAP и реляционными БД, что гарантирует достоверность инфорации, и простой пользовательский интерфейс по типу Excel либо веб-интерфейс. Модуль бизнес-логики обеспечивает решение всех задач.

В результате сотрудники компании удовлетворены тем, что им не надо менять привычный интерфейс и можно продолжать работать в типовом Excel. Довольны и специалисты финансовой службы: теперь они знают, что все данные попадают в единую базу и ошибки при консолидации быть не может. Отпала необходимость поддерживать множество систем. И наконец, с внедрением CPM удается существенно снизить совокупную стоимость владения решением.

Заглянуть в будущее

Значимость краткосрочного бюджетного планирования ни у кого не вызывает сомнений, однако любой руководитель хочет знать, что будет с его бизнесом и в более отдаленной перспективе. И хотя делать долгосрочные прогнозы сегодня мало кто решается, различные варианты развития событий все же стоит прорабатывать. В CPM для этого есть функция сценарного планирования, которая может дать ответы, к примеру, на следующие вопросы: как изменится финансовое положение компании в случае повышения или понижения курсов валют, что произойдет с продажами, если сократить или увеличить маркетинговые расходы вдвое? Сценарных вариантов масса, как и изменяемых параметров, лежащих в основе любого прогноза.

Выделив переменные, влияние которых особенно велико в той сфере, где работает компания, управленцы могут при помощи CPM составить не три традиционных бюджетных сценария (негативный, реалистичный и позитивный), а столько, сколько сочтут целесообразным. Предприятие будет готово к любой ситуации в экономике и на профильном рынке, и каждый вариант можено просчитан заранее.

Для наиболее вероятных событий стоит определить динамику тренда и соответствующий план действий. Тогда при приближении к опасной черте у предприятия будет возможность вовремя предпринять меры для нейтрализации или минимизации последствий негативных факторов: провести реструктуризацию, продать непрофильные активы, привлечь стратегического инвестора. Имеет смысл ввести в систему сигнальные значения для параметров, свидетельствующих о позитивных тенденциях на рынке. В этом случае руководство предприятия не пропустит начало экономического роста и поймет, что настало время наращивать производство, увеличивать штат, инвестировать в новые направления. Чем раньше компания уйдет в отрыв, тем труднее будет наверстывать упущенное ее конкурентам.

Таблица 1. Мировой рынок систем CPM (BPM) по оценке ведущих аналитических агентств (млрд $)

Агентство

2008

2009

2010

2011

Прирост, %

IDC

1,84

2,65

3,82

5,50

44,0

Forrester

2,70

3,61

4,77

6,30

32,0

Gartner

1,26

1,61

2,05

2,60

27,0

Datamonitor

1,60

1,83

2,10

2,40

14,5

Среднее

1,86

2,42

3,20

4,20

29,5


График 2. Спрос на системы для бюджетирования и прогнозирования
Источник: АстроСофт


График 3. Спрос на системы для моделирования и стратегического планирования
Источник: АстроСофт


График 4.Спрос на системы для консолидации, отчетности и анализа
Источник: АстроСофт


График 5. Спрос на BSC, Dashboards
Источник: АстроСофт


График 6. Распределение заинтересованности пользователей по категориям систем (Q-квартал)
Источник: АстроСофт