Библиотека управления

Оценка предприятия - как создаются методики

Существует множество методик оценки компании. Разобраться в них и научиться правильно выбирать подходящую достаточно просто, но для того, чтобы это сделать, надо один раз взглянуть на все варианты сверху, укрупненно, и понять базовые принципы построения и выбора всех методов. Мы не будем рассматривать подробности применения тех или иных технологий, а лишь установим некоторые ориентиры для дальнейшей работы.

Итак, методики оценки предприятий можно разделить на три группы:

  • по будущим денежным потокам
  • по активам
  • по текущей деятельности

Каждый из этих трех подходов имеет свои, четко определенные области применения, определяемые, как правило, уровнем сложности бизнеса и объемом информации о нем.

Оценка по будущим денежным потокам

Применяется в тех случаях, когда представления о дальнейшем развитии компании (финансовая модель) является единственным или достоверным точным источником данных об объекте инвестирования. Типичный пример - венчурные инвестиции. Принцип работы этого метода очень прост. Мы строим прогноз денежного потока, создаваемого проектом. Очевидно, что после дисконтирования этот денежный поток даст нам сегодняшний эквивалент будущих поступлений, т.е. сумму, получение которой сегодня равноценно для нас получению в будущем запланированных поступлений. Очевидно, что, отдав полученную сумму за право владения этими будущими поступлениями, мы будем иметь нулевой доход. Но если вместо ставки дисконтирования взять планируемую доходность инвестиций, то полученная продисконтированная сумма и будет указывать приемлемую цену компании. Это удобно рассмотреть на примере:

Пусть мы покупаем компанию, которая через год принесет $130 000 (и больше никаких поступлений не ожидается). Планируемая доходность инвестиций равна 30%. Тогда запланированный доход мы сможем получить, вложив сегодня $100 000. Это и будет справедливой ценой компании.

Оценка по активам

Предыдущий метод имеет два больших недостатка. Во-первых, сделать точный прогноз - задача чрезвычайно сложная и для такой оценки разброс значений в 20-30% можно считать отличным результатом. Во-вторых, речь здесь идет не о компании, а о ее проектах. Между тем, очень часто компания не имеет прибыльных проектов, но привлекательна для инвестора своими возможностями. Конечно, и в этом случае, обычно, есть бизнес-план, включающий финансовые прогнозы, но находится он только у инвестора и в обсуждении стоимости компании не используется. А используются оценки стоимости активов. Правда, в России такая оценка достаточно сложна, в первую очередь из-за несоответствия балансовой и реальной стоимости имущества. Но активы - это не только станки или здания. Хороший пример оценки компании по активам - сделки купли/продажи СМИ. Активом здесь является аудитория издания, и оценка делается на основе именно этого критерия, а не объема рекламных или других поступлений, а стоимость каждого читателя или зрителя определяется на основе истории похожих сделок.

Кстати и для вебсайтов есть стандартный метод оценки близкий по смыслу к тиражу бумажных изданий - это число уникальных посетителей в течение месяца (не путать с посещениями или уникальными IP-адресами). Для нас, например, это число достигло в ноябре 14000 человек.

По текущей деятельности

И, наконец, последний вариант. Он не предполагает никаких прогнозов и проектов, максимально прост и, благодаря этому, часто применяется. Это несколько разновидностей оценки предприятия по его текущей деятельности. Он хорош тогда, когда предприятие стабильно работает и не предполагается что-либо существенно менять. Самый примитивный вариант близок к методу дисконтированных потоков, но использует не полноценный прогноз денежных потоков, а предположение об их постоянстве, т.е. будущий денежный поток предполагают равным нынешнему. Другой, более сложный, путь основан на предположении, что схожие предприятия имеют одинаковый коэффициент P/E, отношение цены компании и ее дохода. Тогда ищется информация о сделках с другими компаниями той же отрасли и на их основе определяется стоимость рассматриваемой фирмы.