Библиотека управления

Team-building, или "Потому что мы - команда!"

Чинарова Катерина Обозреватель журнала "Управление компанией"

Оглавление журнала

    Вы команда? Вас девять мореплавателей? Вы попали в кораблекрушение? Корабль тонет? До берега в одиночку не добраться? Из всех спасательных средств на борту только веревки, пустые бочки, компас и? ваши идеи>. Вот коротенький эпизод стандартного тренинга по командообразованию - наиболее продаваемого продукта на рынке бизнес-образования после тренингов по эффективным продажам.

Ни для кого не секрет, что бизнес - командный вид спорта. Сколотить эффективную команду, члены которой, объединенные корпоративными целями, будут слаженно решать любые производственные вопросы (в том числе в условиях кризиса), - вот мечта любого собственника. "Способ есть, и не один", - уверяют психологи и предлагают десятки разработанных программ по формированию команды.

Подобные тренинги были экспортированы в Россию, как и многое другое, из-за рубежа. Первые ropes courses (так называемые "веревочные курсы"), согласно легенде, разрабатывались в США для психологической и физической реабилитации участников войны во Вьетнаме в 1960-е гг., а затем были успешно перенесены на мирную почву коммерческих организаций. Своим названием "веревочные курсы" обязаны альпинистскому снаряжению, которое использовалось в тренингах. Проводились они, как правило, на свежем воздухе (outdoors), начинались с предтренинговой экспертизы, "разогрева", затем следовал ряд несложных упражнений, выполняемых на земле, а после - кульминация: "экзерсисы" на высоте (свободное падение с десяти-пятнадцатиметрового бревна на руки сотоварищей и коллег и т. д.).

На сегодняшний день ассортимент значительно расширился: как известно, нет предела человеческой фантазии. Для реализации благородных целей клиента (сформировать команду, поднять командный дух, "снизить" конфликтность) сообразительные психологи находят массу средств - от экстремальных восхождений до приготовления замысловатых блюд на корпоративной кухне. Главное - чтобы вместе, чтобы интерактивно. Командные тренинги обещают "формирование у членов команды общей системы ценностей, общих целей и подходов к реализации совместной деятельности, развитие умения рационально разделять обязанности, принимать ответственность" и, как результат, улучшение совместной работы.

Поскольку российский рынок тренинговых услуг все еще хаотичен и находится в стадии формирования, четкой классификации программ командообразования по вполне понятным причинам не существует. Под "командообразованием" (team-building) сами тренеры и HR-менеджеры понимают разные вещи, учитывая массу тонкостей и нюансов; общей договоренности на эту тему нет. Формирование команды, сплочение команды (один из вариантов - "веревочные курсы"), управление командой, создание управленческой команды нередко позиционируются как team-building и командообразование. Но на практике эти мероприятия зачастую различаются как содержательно, так и процедурно.

Услуги в этом сегменте можно грубо разделить на стандартные курсы team-building, "экстрим"-акции и командный консалтинг. Наиболее интерактивный вариант - это тренинги в формате reality-show, к примеру, настоящие приключения и испытания, страхуемые инструкторами. Типичные примеры team-building c элементами экстрима - "Экстрим-курс" от "Академии Приключений", а также "Парусная регата", "По следам Camel Trophy" от компании "Наша команда". Место действия и средства передвижения - в первом случае море и парусники, во втором - пересеченная местность и внедорожники. Как правило, основная задача команды заключается в достижении общей игровой цели, а это возможно только в случае, если сотрудники действуют "вместе".

Итак, team-building - эффективный инструмент формирования корпоративной культуры компании.

Интерактивность и увлекательность занятий, позитивный "остаток", своего рода душевное "послевкусие" тренинга у рядовых сотрудников порой вызывает у HR-менеджеров соблазн вновь и вновь прибегать к услугам тренеров. Но всегда ли стоит с завидной регулярностью платить немалые деньги за выброс адреналина и веселые лица сотрудников? Едва ли. Топ-менеджеры зачастую (и вполне обоснованно!) опасаются, что, "гоняя" работников по полосе препятствий, тренеры учат их решать задачи только в рамках этой полосы. Да, люди действуют совместно, порой "делают невозможное", "своих не бросают", но не факт, что модель успешного взаимодействия будет перенесена на поле боя - в реальные условия существования компании. Таким образом, говоря об опасностях, важно не съезжать с образовательных функций на развлекательные. Team-building немыслим без предварительной экспертизы, формирования ясных и четких производственных целей и посттренинговой диагностики. Поэтому тут можно дать единственный совет: тщательно выбирайте провайдера и договаривайтесь "по понятиям".