Библиотека управления

Конъюнктура или потребность?

Кондратьев Илья Генеральный директор компании "ФЕЛИКС"

Оглавление журнала

    Интервью с генеральным директором компании "ФЕЛИКС" Ильей Кондратьевым

    Илья Кондратьев - востоковед по образованию, окончил Институт стран Азии и Африки при МГУ, специализация - арабский язык. После учебы работал в Южном Йемене. Вернувшись в Москву в 1991 г., организовал компанию "ФЕЛИКС", которая под его руководством стала крупнейшим производителем и поставщиком офисной мебели в России. В 2000 г. И. Кондратьеву присвоено звание "Лучший предприниматель десятилетия".

    Тема социальной ответственности бизнеса сейчас актуальна как никогда. Каждая компания вкладывает в данное понятие свой смысл и по-своему решает, стоит ли тратить время и средства на социальные программы. Своим мнением с нами поделился Илья Кондратьев, генеральный директор компании "ФЕЛИКС" - одного из крупнейших производителей офисной мебели в России.

ЖУК | Илья Адольфович, какие социально значимые проекты реализуются в компании?

И. К.: Современные бизнес-стандарты подразумевают не только производство и реализацию какого-либо продукта, но и социальную ответственность. Социальная ответственность складывается из многих аспектов, к которым относится и такой, как благотворительность. В рамках этого направления мы оказываем адресную помощь ветеранам, инвалидам, участникам боевых действий; помогаем финансировать сложные операции; поддерживаем детский спортивный клуб "Москворечье Сабурово", советы ветеранов тех районов, где располагаются наши магазины; под нашей опекой находится подольский Дом ребенка.
Но наша социальная политика - это не только благотворительность. В первую очередь социальная ответственность бизнеса связана с работой самого предприятия. Прежде всего, это создание рабочих мест и достойная заработная плата: ведь сейчас в компании работает уже 4,5 тыс. сотрудников, и у большинства есть семьи.
Недавно мы приобрели Жарковский деревообрабатывающий комбинат (ДОК) - градообразующее предприятие Тверской области. Увидев, насколько низок уровень жизни работников комбината и как зависит от этого предприятия весь район, мы изменили свои первоначальные планы. На момент покупки это было фанерное производство, на котором работало 450 человек. Но мы никогда не занимались фанерой, поэтому оказались перед выбором: закрывать фанерное производство и "с нуля" организовывать производство мебели, тем самым на все время реорганизации и перепрофилирования производства оставив 450 человек без работы и, соответственно, их семьи - без дохода, или искать другое решение. Проведя исследование рынка фанеры, мы приняли решение сохранить фанерное производство и на базе ДОКа открыть еще и производство мебели. Прошел год, и сейчас на Жарковском комбинате работает уже около 900 человек, а зарплата выросла в 2,5 раза. К тому же специфика мебельного бизнеса такова, что, когда мы начинаем развивать мебельное производство, в сферу нашей деятельности включаются партнеры, подрядчики, фирмы, которые помогают нам в производстве мебели, поставляют комплектующие, проводят какие-то контрактные работы и т. д. Следовательно, с увеличением нашего производства растут объемы работ и у них, на предприятиях открываются новые рабочие места.

    Компания "ФЕЛИКС" - лидер российского рынка офисной мебели. Сегодня в ассортименте ФЕЛИКСа более 30 тыс. наименований офисной мебели, что позволяет компании контролировать около 24% рынка офисной мебели России (по данным "ПроИнвестКонсалтинг" при поддержке рейтингового агентства "Эксперт РА") и более 50% продаж в Москве (по данным Миланского института исследований мебельной промышленности). Доля мебели собственного производства в общем объеме продаж составляет 70%.

Понимание социальной направленности как неотъемлемой части бизнеса очень важно для России, в том числе потому, что добросовестная уплата налогов в бюджет - тоже часть социальной ответственности каждого предприятия. К примеру, на тот момент, когда мы приобретали Жарковский ДОК, предприятие отчисляло в бюджет налогов на сумму 8,25 млн руб. В 2004 г. мы перечислили уже 12,6 млн руб., а в 2005 г., по нашим расчетам, отчисления составят порядка 27 млн руб.

ЖУК | Какие цели, на Ваш взгляд, преследует компания, проводящая политику социальной ответственности?

И. К.: Цели у каждого свои. Я как генеральный директор, как владелец компании считаю, что помощь должна быть не целью, а глубокой внутренней потребностью. Есть, безусловно, шаги, которые предпринимаются нами исключительно в интересах бизнеса: например, мы набираем новых сотрудников не потому, что хотим стать социально ответственными, а потому, что в них нуждаемся. Но при этом мы платим им конкурентоспособную заработную плату, гарантируем дальнейшую перспективу роста, а это уже социальная ответственность. Помощь же малоимущим, интернатам, подольскому Дому ребенка вовсе не является нашей обязанностью - это наша жизненная потребность. Делать что-то ради PR - это не цель нашей компании.

ЖУК | Как отражаются социально значимые акции на репутации компании?

И. К.: Безусловно, положительно. Но не потому, что мы сознательно формируем репутацию, - это объективный процесс. К примеру, наша помощь подольскому Дому ребенка помогла нам установить хорошие отношения не только с администрацией самого Дома ребенка, но и с администрацией города. Жарковский ДОК - единственное градообразующее предприятие, которое сейчас поднимает район. Изо всех уголков Жарковского района на своих автобусах компания возит сотрудников на работу, обеспечивает их питанием и фирменной одеждой. На комбинате созданы нормальные условия работы, отремонтированы цеха. Видя наши усилия, руководство района всегда идет нам навстречу при решении вопросов, требующих административного участия, например в законном порядке позволяет сократить бюрократическую волокиту при оформлении документов и пр.
Пять крупнейших компаний, работающих в Тверской области, и мы в том числе, подписали с губернатором Дмитрием Зелениным соглашение о сотрудничестве, один из основных пунктов которого - оказание предприятиями социальной помощи. Администрация области помогает нам в получении кредитов на конкретные проекты, обеспечивает необходимой информацией, предоставляет административную поддержку и определенные преимущества при проведении конкурсов, поскольку ДОК является градообразующим предприятием. Мы в свою очередь обязуемся платить в полном объеме налоги в бюджет, рационально использовать лесной фонд, заниматься воспроизводством леса, с тем чтобы сохранить этот ресурс, создавать новые рабочие места и выплачивать достойную заработную плату. В результате уже за полтора года нашей работы в регионе мы переломили ситуацию с оттоком работоспособного населения в крупные города. Мертвые деревни - это страшное зрелище. А в Жарковский район многие возвращаются. Конечно, не все брошенные деревни можно возродить, но те поселки, где еще теплилась жизнь, и сам Жарковский начинают расти. И это прекрасно.

ЖУК | Как распределяется социальная активность по регионам?

И. К.: Мы не планируем ее специально, по принципу "в этом городе будем проводить акции, а в том - не будем". Когда у нас появляются свободные средства, мы, естественно, направляем их тем, кого знаем. А знаем мы тех, с кем рядом работаем. Основной офис компании и 13 магазинов расположены в Москве, 2 магазина - в Санкт-Петербурге, и еще 22 магазина мы открыли совместно с нашими партнерами в различных регионах России. Одна наша фабрика расположена в Подольске, вторая - в Восточном округе Москвы и третья - в Жарковском районе Тверской области. В первую очередь мы опекаем московских ветеранов и инвалидов войны, живущих в тех районах города, где находятся наши магазины и фабрика. Хорошо нам знакомы и потребности Подольска. Приехав в Жарковский, мы поняли, что единственная возможность возрождения района - это эффективное развитие деревообрабатывающего комбината. Компания "ФЕЛИКС" - не правительственная структура, которая может равномерно распределять средства по всем регионам; мы действуем по своему усмотрению и исходя из потребностей тех организаций и нуждающихся лиц, которые находятся в поле нашего зрения.

ЖУК | Производится ли оценка эффективности социально значимой деятельности компании?

И. К.: Мы, конечно же, следим за тем, чтобы репутация компании оставалась на должном уровне. У нас хорошие отношения с административными и муниципальными органами, а также с общественными организациями в тех регионах, где мы работаем. Есть специальная программа помощи нуждающимся организациям, но специальных исследований, как эта помощь влияет на репутацию фирмы, мы не проводим. Сложившиеся на сегодняшний день принципы взаимодействия считаем вполне удовлетворительными для нормального ведения бизнеса.

ЖУК | Есть ли в компании корпоративная социальная отчетность?

И. К.: Сейчас мы только начинаем заниматься разработкой корпоративной социальной отчетности. Это серьезная задача. Мы хотим, чтобы средства, направляемые компанией на благотворительность, использовались по назначению, попадая именно в те организации, которые действительно нуждаются в помощи.

Беседу провела Римма Авшалумова