Библиотека управления

Легко ли финансировать легкую промышленность?

Клепиков Алексей, Кузнецова Татьяна Финансовый аналитик компании "НРБ Финансы"

Оглавление журнала

    На фоне наметившегося в России за последние несколько лет общего промышленного роста, вызванного в основном развитием добывающих отраслей, во многих перерабатывающих отраслях наблюдается снижение объемов производства. Это связано с недостаточным финансированием проектов, направленных на развитие и модернизацию производства, что делает весьма актуальной проблему привлечения финансовых ресурсов в подобные проекты. В число отраслей, инвестиционный климат которых сложно назвать благоприятным, входит и российская текстильная промышленность. В предлагаемой вашему вниманию статье рассказывается о том, какие меры предпринимаются для повышения инвестиционной привлекательности отрасли.

Непростая ситуация, сложившаяся в российской текстильной промышленности, обусловлена такими внутренними факторами, как высокий коэффициент износа основных фондов предприятий, использование неэффективных технологий, а также рост цен на сырье на протяжении ряда лет. В таких условиях производство большинства российских текстильных предприятий убыточно. К тому же на российском потребительском рынке высока доля теневого импорта - в основном низкокачественного текстиля, поставляемого из Китая и стран Юго-Восточной Азии. Теневой импорт вытесняет отечественную продукцию, которая не может конкурировать с ним в плане сокращения производственных издержек.

На сегодняшний момент инвестиции в российский текстиль, к сожалению, не носят массового характера. До недавнего времени чуть ли не единственными корпоративными инвесторами выступали группа компаний "Русский текстиль" и группа "Гута", несколько лет назад занявшиеся скупкой текстильных мощностей и целенаправленно финансировавшие текстильные проекты.

Очевидно, что для привлечения капитала крупных кредитных организаций в данную область необходимо найти пути повышения инвестиционной привлекательности проектов. В первую очередь речь идет об обеспечении их высокой рентабельности.

Один из главных способов повышения рентабельности (в существующих условиях) - переориентация производства на выпуск новых видов продукции с использованием современных высоких технологий, а также выпуск продукции с увеличенной составляющей добавленной стоимости. В этом случае качественно более высокий уровень продукции позволит предприятиям занять пустующие ниши на внутреннем рынке и успешно конкурировать на зарубежных рынках, а увеличенная доля добавленной стоимости обеспечит предприятию приток дополнительных прибылей.

Идея создания и вывода на рынок новых продуктов реализуется лидерами рынка; такой же путь развития был выбран для реализации проекта, предпринятого компанией "Русский трикотаж" при участии АКБ "Национальный Резервный Банк" в роли кредитора и компании "НРБ Финансы" в качестве финансового консультанта.

Суть проекта - создание первой в России и Европе фабрики, осуществляющей выпуск мерсеризованной1 пряжи и объединяющей в своей деятельности все этапы технологического процесса2.

Мерсеризованная пряжа используется для производства товаров массового спроса, таких как носки, футболки, поло, и трикотажных изделий класса "premium". Популярность подобной продукции у широкого круга потребителей связана в первую очередь с физическими характеристиками мерсеризованной пряжи - повышенной прочностью и эластичностью.

"Достройка" прядильного производства циклом мерсеризации, предполагающим использование высоких технологий, обеспечивает коммерческую привлекательность проекта, его высокую рентабельность. Производство высококачественной продукции, находящейся в высшей ценовой категории, позволит компании "Русский трикотаж" выйти на европейский и российский рынок мерсеризованной пряжи, а также повысить устойчивость текстильного холдинга, завершая его вертикальную интеграцию и значительно увеличивая в цене продукции долю добавленной стоимости.

Создание собственного предприятия по производству мерсеризованной пряжи стало возможным благодаря своевременному использованию благоприятной ситуации, сложившейся на российском рынке.

На сегодняшний день в России нет производства по мерсеризации пряжи. Российские текстильные предприятия вынуждены закупать мерсеризованную пряжу за рубежом. Создание отечественного предприятия по мерсеризации, позволяет избежать, во-первых, импорта сырья (обеспечив таким образом существенную экономию на транспортных издержках), а во-вторых, конкуренции со стороны российских производителей.

К тому же не секрет, что цены на электроэнергию, газ, воду, рабочую силу в России значительно ниже по сравнению со странами Европы, а экологическое регулирование менее жесткое. Это позволит продукции фабрики успешно конкурировать с европейскими производителями. А общая тенденция сокращения производства пряжи, наметившаяся в Европе в процессе формирования Европейского Сообщества, также позволяет оптимистично оценивать перспективы ее экспорта из РФ.

Организация нового производства связана с созданием значительного количества новых рабочих мест, генерированием потока дополнительных налоговых платежей. Социальная значимость проекта служит важным фактором привлекательности для ряда корпоративных инвесторов, к числу которых относится Национальный Резервный Банк.

Для реализации проекта требовалась закупка новейшего итальянского и швейцарского оборудования для изготовления мерсеризованной пряжи и установка его в специально приобретенном для этих целей производственном корпусе в г. Шуя (Ивановская область).

Необходимый объем финансирования проекта составил около 14 млн евро (из этой суммы около 12 млн евро - кредитные средства Национального Резервного Банка). Организация финансирования столь масштабного для данной отрасли проекта требовала участия финансового консультанта, в качестве которого была приглашена компания "НРБ Финансы".

На начальном этапе работ задача консультанта состояла в оценке эффективности и инвестиционной привлекательности предлагаемого проекта. После сбора и анализа необходимой информации была построена финансово-математическая модель и на ее основании был разработан подробный бизнес-план проекта.

    Компания "Русский трикотаж" входит в состав текстильного холдинга, включающего прядильные фабрики, предприятия, занимающиеся производством трикотажной продукции, а также сети оптовых и розничных магазинов, осуществляющие реализацию продукции под брэндом "ТВОЕ". Продукция холдинга пользуется спросом как недорогая, модная молодежная одежда хорошего качества.

Результаты технико-экономического анализа проекта показали его высокую экономическую эффективность, хорошую устойчивость по отношению к внешним неблагоприятным факторам, выгодность как для компании-организатора, так и для потенциальных участников-поставщиков финансовых ресурсов. Проект был представлен на рассмотрение потенциального кредитора, в результате было получено предварительное согласие Национального Резервного Банка на участие в проекте и определены примерные условия финансирования. Так начались работы по подготовке сделки - формированию полного пакета финансовых и юридических документов компаний, участвующих в проекте, а также документации, необходимой для заключения договоров залога.

Поскольку финансирование проекта было связано с типовыми проектными рисками, особое внимание при разработке схемы сделки уделялось качеству предлагаемого обеспечения. В частности, поскольку процесс изготовления и поставки оборудования занимает, по крайней мере, шесть месяцев, для снижения рисков кредитора была предложена аккредитивная форма оплаты приобретаемого иностранного оборудования. Для ее реализации компанией "Русский трикотаж" при участии специалистов "НРБ Финансы" и Национального Резервного Банка были проведены переговоры с итальянскими и швейцарскими поставщиками оборудования, в ходе которых были согласованы условия аккредитивов, подготовлены проекты поставочных контрактов и уточнен объем необходимого финансирования.

В результате подготовленный полный пакет документации по проекту был представлен в Банк для принятия окончательного решения о финансировании.

Следует отметить, что, помимо анализа эффективности и организационной работы, в задачу "НРБ Финансы" как финансового консультанта в данном проекте входило повышение его привлекательности и для Национального Резервного Банка, и для компании "Русский трикотаж". С этой целью были проведены разработка и оптимизация организационной и финансовой схем проекта с учетом пожеланий банка и возможностей компании "Русский трикотаж". Были подготовлены предложения по снижению ставки по кредиту в ходе проекта при условии его успешной реализации.

Проведенная работа повысила инвестиционную привлекательность проекта до уровня, необходимого для своевременного привлечения в него финансирования. В результате было принято решение АКБ "Национальный Резервный Банк" о выделении кредитных средств для финансирования одного из крупнейших проектов в российской текстильной промышленности.

Примечание

  1. Мерсеризованная пряжа - это пряжа, прошедшая дополнительную технологическую обработку - мерсеризацию (обработку концентрированным раствором каустической соды), в результате чего повышается устойчивость к разрыву и к истиранию, уменьшается ворсистость, пряжа приобретает цилиндрическую форму и шелковистый блеск. Мерсеризованная пряжа используется для изготовления трикотажных изделий высшего качества.
  2. Используемая в проекте технология предполагает объединение в рамках одного производственного корпуса всех этапов производства мерсеризованной пряжи: прядения, газоопалки, мерсеризации, крашения, сушки.