Библиотека управления

Помоги себе сам

Пятаков Владимир Конкурсный управляющий ОАО "Черемховкровля"

Оглавление журнала

    Интервью с конкурсным управляющим ОАО <Черемховкровля> Владимиром Пятаковым

ЖУК | Что привело завод к банкротству?

В. П.: Последней каплей, добившей наш завод, оказалось принятие новых строительных норм и правил, запрещающих применение в строительстве рубероида на основе картона, а также снижение объемов строительства как в регионе, так и в стране в целом. То есть фактически государство вынудило нас прекратить производство. Из-за отсутствия денежных средств не был своевременно проведен переход на производство современных видов кровельных материалов, на другой вид продукции. Потеряли мы, как и многие российские предприятия, при акционировании: приехали какие-то люди, скупили подешевке акции у сотрудников, когда начались проблемы с зарплатой, а потом, увидев, что предприятие нуждается в инвестициях и "быстрых" денег на нем не сделать, выжали из завода все, что можно было получить без дополнительных вложений, и просто нас бросили.
Все эти негативные факторы и привели к тому, что завод оказался в состоянии банкротства: с января 2004 г. было открыто конкурсное производство. С одной стороны, это упростило мою задачу: провели два-три аукциона и если покупатель не найден, то продали имущество по лотам, остатки передали городу. Все - завода нет. С другой стороны, я сам прожил в Черемхове 41 год и не хочу, чтобы завод погиб, поэтому всеми силами пытаюсь добиться того, чтобы он снова заработал.

ЖУК | Анализируя то, что происходило с заводом в последние годы, Вы можете отметить какие-то ошибки, которые были допущены?

В. П.: Ошибка была в том, что вместо того, чтобы сразу открыть конкурсное производство, в отношении завода было введено внешнее управление. За эти два года, в течение которых предприятие не работало, часть материальной базы была продана, чтобы выплачивать текущую заработную плату. Восстановление производства в прежнем виде будет стоить не больше 10 млн руб., однако смысла в этом нет. Завод нужно перепрофилировать или начать производить новые виды кровли - потребность у рынка в них есть. Конечно, в случае перепрофилирования производства придется переучивать рабочих, но это не такая большая проблема.

ЖУК | С какими сложностями Вам пришлось столкнуться при поиске инвестора?

В. П.: Потенциальных инвесторов очень смущает удаленность завода. Приезжали покупатели из Москвы, Екатеринбурга, других регионов, смотрели завод и сказали, что, если бы он находился в Иркутске, они бы его купили, но 150 км от Иркутска - это слишком далеко. Действительно, городок наш небольшой (всего 64 тыс. жителей), расположен "на отшибе", и эти обстоятельства осложняют мою задачу найти покупателя, и не просто инвестора, а нового эффективного собственника, хозяина. У завода хороший потенциал: 46,8 тыс. кв. м производственных площадей, полностью подведены все коммуникации, еще сохранился костяк рабочих, которые делают все возможное, чтобы сохранить предприятие. Имеющееся в регионе сырье позволяет производить любые современные строительные материалы. Вот только непонятно, что нужно области.
Когда было введено внешнее управление, я прошел по всем нашим строительным подразделениям и предложил создать акционерное общество по производству любых стройматериалов, необходимых для нужд области. Поддержки я не нашел, а деньги как шли, так и идут иностранным "дядям". К примеру, гипсокартон везут из Германии и Кореи, тратя на это большие средства, хотя у нас есть все необходимое, чтобы наладить его производство. Но почему-то проще платить другим, чем вложить средства в собственное производство и выпускать у себя качественную продукцию, обеспечив своих земляков рабочими местами, а местный бюджет - налогами. Только сейчас стали разрабатывать программу развития строительной индустрии в регионе до 2010 г. Но время уже упущено. В Иркутской области стройиндустрия практически разрушена. Мыслимо ли, что стоимость жилья у нас одна из самых высоких по России, где-то сразу за Москвой и Петербургом? И не оттого, что строится какое-то особое элитное жилье, а наоборот - строительство почти не ведется и цены выросли из-за катастрофической нехватки квартир.

ЖУК | Обращались ли Вы к иркутским бизнесменам?

В. П.: Я уже к бизнесменам всей России-матушки обращался. Вел переговоры и с Москвой, и с Петербургом, с Владикавказом, с Уралом, Омском. Задействовал все свои связи, через Интернет, через московское представительство пытаюсь подключить французскую фирму "Ондулин", российскую компанию "Технониколь", которая владеет девятью рубероидными заводами в России, но пока результатов нет. Второй год веду переговоры с немецкой компанией "Кнауф" о совместном производстве гипсокартона. Обошел все иркутские банки. Наши местные иркутские бизнесмены то говорят, что у них нет средств, то жалуются, что нет проектов для инвестиций в регионе и необходимой поддержки местной власти. А надо просто внимательно посмотреть по сторонам. К примеру, у нас в Иркутской области практически никто не производит гофротару, хотя это очень выгодное производство и наш завод успешно с ним справится. Главное, что проблем с исходными материалами для производства не будет: все свалки области завалены макулатурой - сырьем для производства гофротары. То есть одновременно можно наладить экономически выгодное производство и улучшить экологию, очистив свалки. Правда, для модернизации производства нужны инвестиции - 2 млн евро. Но все хотят быстрой прибыли, никто не хочет работать на долгую перспективу.

ЖУК | Вы уже думали, что будете делать, если так и не найдете инвестора?

В. П.: Если мы так и не найдем покупателя, придется разбить имущество на несколько лотов и продавать завод по частям, что приведет к окончательной и бесповоротной его гибели. Последняя моя надежда связана с областным руководством: мы почувствовали искреннее внимание к нашим бедам со стороны заместителя губернатора Иркутской области г-на Г. А. Трифонова, который приезжал к нам на завод и сказал, что сделает все возможное, чтобы помочь. Г. А. Трифонов - бывший директор Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, поэтому проблемы производственных предприятий в области знакомы ему не понаслышке. Он поручил институту ФГУП "Сибгипробум" оказать заводу необходимую помощь в поиске инвестора и разработке бизнес-планов. При участии администрации Черемховского городского муниципального образования в конце августа завод посетила экономическая делегация правительства провинции Хэйлунцзян Китайской Народной Республики. В рамках Третьего Байкальского экономического форума, проходившего в г. Иркутске 14-17 сентября, вопрос организации производства на базе имущества ОАО "Черемховкровля" был затронут на заседании круглого стола по теме "Лесопромышленный комплекс: направления и стимулы развития". Присутствующая на этом мероприятии китайская сторона, с которой 24 августа 2004 г. уже был подписан протокол намерений о социально-экономическом сотрудничестве, заверила нас, что в самое ближайшее время предложения по организации производства будут рассмотрены и будет принято конкретное решение, выполнение которого, я надеюсь, позволит вдохнуть жизнь в стены завода, а это, в свою очередь, несколько снимет социально-экономическую напряженность в городе Черемхово.

    Черемховский картонно-рубероидный завод, проектная производственная мощность которого позволяет выпускать 125 млн кв. м мягкой кровли (рубероида на основе картона) в год, - предприятие молодое, введенное в эксплуатацию только в 1975 г. Но события последнего десятилетия привели завод к банкротству. Невеселая ситуация, сложившаяся на Черемховском кровельном заводе, как нельзя лучше иллюстрирует проблемы производственных предприятий в удаленных регионах России, учитывая отсутствие оборотных средств и нежелание инвесторов вкладывать свои деньги в производства, которые не дадут отдачу уже "завтра".