Библиотека управления

Сибирские сухарики к столичному пивку!

Понуров Святослав Генеральный директор ИФК "Алемар"

Оглавление журнала

Вопреки расхожему мнению многих жителей первопрестольной о том, что Сибирь - это все, что на карте находится правее МКАД, настоящая Сибирь начинается даже не сразу за Уральскими горами. Сибиряки обычно скромно ограничивают свою территорию Свердловской областью на западе и Читинской на востоке. Но и при этом Сибирь могла бы разместить на своей территории все без исключения европейские страны и выборочно - азиатские.

Бизнес в сибирских городах строится по принципу "что имею, то и продаю". Руки бизнесменов Тюмени и Томска пахнут нефтью, металлические нотки в голосе выдают бизнесменов Норильска и Красноярска. Жители Новосибирска, обделенные природными ресурсами, компенсируют такую "несправедливость" тем, что "все пути ведут в Рим". Тот факт, что город стал столицей Сибири, обусловлен его ролью крупнейшего транспортного узла региона.

Почти каждая область или край Сибири имеет ярко выраженную специализацию, но есть и сходства. Одно из них - штаб-квартиры в Москве. Причина в том, что со времен Госплана сохранилась традиция централизованного распределения возможностей ведения бизнеса. Если раньше в столице России выбивали лимиты на колеса и насосы, то теперь речь идет о квотах на недропользование и статусе земель. Однако смена предмета не привела к смене механизма достижения цели, и личные контакты менеджеров предприятий с чиновниками играют не последнюю роль в развитии сибирских предприятий. В результате могущество России, а заодно и численность московского населения ощутимо прирастают Сибирью. Но не стоит думать, что скоро в регионе некому будет работать: Сибирь имеет традиционно сильные учебные заведения и научные институты, поэтому нехватки квалифицированных кадров здесь не ощущается.

Как ни парадоксально, большинство сибирских предприятий имеет рентабельность ниже московских аналогов. В первую очередь это касается розничного бизнеса. Гипермаркет, имеющий 80 расчетных узлов, например, в Омске будет наполовину пуст даже на центральной городской площади. Меньшая концентрация и платежеспособность населения заставляет более жестко подходить к отбору бизнес-проектов для реализации в Сибири. Тем не менее практически все присутствующие в центре розничные брэнды представлены и в сибирских городах. Налицо и другой процесс: успешное производство, не ограничиваясь региональным рынком сбыта, покоряет Москву. Один из наиболее ярких примеров - сибирские "Кириешки" к столичному "Тинькофф".

В последнее время о Сибири всерьез заговорили и как о туристическом центре. Развитие туризма, естественно, сопровождается развитием инфраструктуры, строительством отелей, дорог, оборудованием горнолыжных трасс... Но ведение бизнеса в условиях вечной мерзлоты - явление до сих пор редкое, поэтому сибирские бизнесмены постоянно находятся даже не под прожектором, а под рентгеном. А это не только "радиация", но и повышенная моральная ответственность за ошибки, особая щепетильность в деловых отношениях, высокая цена слова.