Библиотека управления

«Базэл» – экспресс

Оксана Светлакова

Оглавление журнала

Компания «Базовый элемент» приступила к объединению под единым брэндом принадлежащие ей три курьерские службы. Это первый случай консолидации на российском рынке экспресс-доставки. Мощный холдинг заинтересовался бизнесом, который приносит всего $200–250 млн в год, причем 80% этой суммы приходится на долю зарубежных операторов. Однако аналитики считают «почтовые» шаги «Базэла» своевременными: темпы роста российского рынка экспресс-доставки в прошлом году, по разным оценкам, составили от 60 до 100%, а перспективы у этого бизнеса просто колоссальные. Мировой оборот крупнейших международных перевозчиков измеряется десятками миллиардов долларов.

Полгода назад "Базовый элемент", объединяющий неалюминивые активы, подконтрольные Олегу Дерипаске, скупил пакеты акций курьерских компаний "Руско", "Эльф-91" и "Пони Экспресс". Аналитики и пресса особенно долго детали сделки не муссировали - слишком уж мелкий это бизнес, далекий от акционерных споров и военных баталий за право собственности. Совокупный оборот купленных структур, по оценкам аналитиков, не превышает $15-20 млн.

И вот недавно "Базэл" объявил о создании на базе трех компаний общенациональной службы экспресс-доставки. "Компании начнут работать под общей торговой маркой, которая сейчас находится в стадии регистрации,- сообщил СФ руководитель департамента по маркетингу и развитию "Пони Экспресс" Вадим Дробот.- Наша цель - развитие в России цивилизованного рынка экспресс-доставки и создание ведущей национальной корпорации". Объединение компаний, как утверждают его организаторы, займет примерно полгода.

Почтовый голубь "Роспечати"
Интерес к рынку экспресс-доставки у владельцев "Базэла" проснулся не случайно. Ровно год назад эта компания приобрела контрольный пакет акций агентства "Роспечать", занимающегося подпиской, доставкой и реализацией прессы на всей территории России. Ведомство возглавила Светлана Соколова - один из топ-менеджеров "Базэла". В ее послужном списке - должности заместителя гендиректора "Сибала" и финансового директора Саянского алюминиевого завода. Как сообщил СФ один из менеджеров "Базэла", пожелавший остаться неназванным, госпожа Соколова и стала главным инициатором покупки компаний, осуществляющих экспресс-доставку. Мотивация приобретения была проста: рынок практически пуст, на нем нет крупных российских операторов, а предприятия и население готовы платить за качественную услугу. Об этом свидетельствует динамика развития рынка экспресс-доставки: если в 2001 году его объем не превышал $100 млн, то уже к концу 2002-го увеличился более чем вдвое. Получается, "Базэлу" есть за что бороться.

Впрочем, как стало известно СФ, были и другие причины объединения. "Высказывание: в России две беды - дураки и дороги - можно смело дополнить плохой работой почты,- считает один из менеджеров "Базэла".- Мы решили создать крупного оператора экспресс-доставки прежде всего для наших дочерних и дружественных компаний. Мы постоянно отправляем бизнес-корреспонденцию и образцы продукции некоторых предприятий в разные регионы России, другие страны и порой сталкиваемся с недобросовестным отношением и нарушением сроков доставки".

Однако аналитики к такой трактовке относятся несколько скептически. "Для собственных нужд можно было купить всего одну из этих компаний",- утверждает Андрей Свистунов из TRC. С ним согласен и Алексей Тихомиров, аналитик BBPG: "Думаю, что "Базэл" хочет застолбить перспективный бизнес. Оценка объема этого рынка в $250 млн мне кажется несколько заниженной. Но даже если он действительно таков, то в ближайшие пару лет может по меньшей мере удвоиться за счет расширения услуг в области доставки товаров по каталогам и из интернет-магазинов. К примеру, в Чехии объем покупок через интернет составляет $25 в месяц на одного жителя. Перспективы у российского рынка тоже колоссальные, если учесть, что все сетевые магазины и фирмы, распространяющие товары по каталогам, пользуются услугами курьерских компаний и отчисляют за это процент с оборота".

Бег с препятствиями
Однако легко и быстро преодолеть дистанцию от разрозненных компаний до единой общенациональной корпорации экспресс-доставки "Базэлу" вряд ли удастся.

По мнению Алексея Тихомирова, компании предстоит преодолеть как минимум два барьера на пути к лидерству. Первый - организация правильного управления компаниями, до сих пор предоставлявшими услуги в разных сегментах рынка экспресс-доставки. "Эльф-91" известна тем, что выполняла доставку документов на оформление виз россиянам в американское посольство в Москве и работала на рынке международной доставки через зарубежного оператора FedEx. "Пони Экспресс" специализировалась на экспресс-доставке по России, странам СНГ и внутригородской доставке по Москве. Курьерская служба "Руско" занималась в основном сверхсрочной доставкой различных грузов по России. Соединить шампунь, бальзам и кондиционер в одном флаконе непросто, от этого может пострадать качество конечного продукта. Но в самой объединенной структуре на проблему смотрят оптимистично. "Наши компании давно работают на этом рынке, у них есть вся необходимая инфраструктура. Технологически все службы уже готовы работать в одной цепочке",- говорит Вадим Дробот.

Второй барьер - серьезная конкуренция со стороны зарубежных компаний. Сегодня рынок на 81% контролирует "большая иностранная тройка" - DHL, UPS и THT. По данным исследования компании Research International (проведенного по заказу DHL) в конце 2002 года DHL принадлежало 53% рынка, UPS - 16% и THT - 12%. Параллельно в этом секторе работают около 60 российских компаний и еще три иностранных оператора. Они охватывают около 19% рынка, 2% из которых приходятся на долю "Пони Экспресс" и 4% - на FedEx (то есть на "Эльф-91", единственного оператора, работающего с компанией FedEx в России). Следовательно, при самом пессимистичном раскладе 6% рынка новое объединение занимает уже сегодня. В самой объединенной структуре считают, что объем рынка, отведенный объединяющимся компаниям Research International, сильно занижен. "Мы тоже проводили исследования, и по нашим оценкам "Руско", "Пони Экспресс" и "Эльф-91" в общей сложности занимают не меньше 10% рынка,- возражает Вадим Дробот.- Естественно, мы планируем дальнейший рост, но точных цифр назвать пока не берусь".

Олимпийское спокойствие
Лидеры рынка пока не видят угрозы со стороны нового игрока и рассуждают о создании российской национальной корпорации экспресс-доставки достаточно спокойно. "Мы считаем, что в настоящий момент "Руско", "Эльф-91" и "Пони Экспресс" не смогут конкурировать с DHL,- заявил СФ коммерческий директор DHL в СНГ и странах Балтии Роланд Томас.- Первоначальные затраты на создание международной сети доставки с собственным парком самолетов, сортировочными узлами и прочими составляющими настолько высоки, что в ближайшей перспективе это представляется маловероятным. Сейчас "Базэл" сконцентрирует усилия на развитии инфраструктуры, усовершенствовании уровня сервиса и введении более широкого спектра услуг. Для этого потребуются долгосрочные инвестиции, но и мы не стоим на месте и вкладываем значительные средства в собственное развитие".

Примерно такого же мнения придерживается менеджер по маркетингу и развитию бизнеса THT Мария Корбут. Она говорит, что новой компании придется формировать механизм доставки и создавать глобальную информационную систему в каждом отделении, а на это уйдут время и деньги. Компания THT, по словам Марии Корбут, ориентирована на рынок международных услуг, а новая структура "Базэла" в основном будет осваивать внутрироссийский рынок.

Это мнение поддерживают и аналитики. "Лидером международной доставки "Базэл" однозначно не станет,- утверждает Андрей Свистунов из TRC.- В этом секторе они не смогут наравных соперничать с крупными международными компаниями. На мой взгляд, им стоит создать крупную российскую компанию, оперирующую только на внутреннем рынке".

Однако, как утверждает Вадим Дробот, в планы объединенной компании входит как развитие внутрироссийской курьерской службы, так и международная доставка. "Мы будем предоставлять услуги по экспресс-доставке в другие страны, продолжая сотрудничать с компанией FedEx",- говорит Дробот.

Пока в "Базэле" не готовы называть суммы, которые компания готова потратить на завоевание рынка экспресс-доставки, объясняя это тем, что цифры еще уточняются. Примерный объем необходимых для развития средств не смог назвать и никто из опрошенных аналитиков, ссылаясь на то, что рынок экспресс-доставки в России детально не изучался. Однако можно сделать соответствующие выводы, если обратиться к опыту международных операторов. Так, компания DHL, обслуживающая около 800 городов и населенных пунктов во всех странах СНГ, за 18 лет работы в России инвестировала в свой бизнес около более $70 млн. Владельцу "Базэла" Олегу Дерипаске, который ворочает миллиардными активами и имеет личное состояние в $1,5 млрд, подобные инвестиции вполне по карману.