Библиотека управления

Вредоносные начальники

Оглавление журнала

Наиглавнейшими врагами владельца бизнеса являются коммерческий директор, главный бухгалтер и руководители подразделений. Так считает Игорь Чубаха, известный петербургский журналист, имеющий опыт работы в бизнесе. Свою аргументированную точку зрения он представляет читателям "Секрета фирмы".

Миссия контрразведки - борьба со шпионами и диверсантами. В бизнесе шпионы - это люди, внедренные в вашу компанию фирмой-конкурентом. Диверсантом же оказывается любой сотрудник, умышленно наносящий вред вашему предприятию. Естественно, размеры возможного ущерба определяются высотой должности, которую занимает вредитель.

Коммерческий директор - первый и наиглавнейший враг
Человеком номер два в большинстве фирм является коммерческий директор. Облеченный нешуточной властью, но тем не менее вынужденный играть второстепенную роль, этот топ-менеджер поневоле оказывается похож на мужа-подкаблучника, который пашет день и ночь, чтобы заработать супруге на очередное норковое манто. Но ведь второй человек в фирме явно обладает сноровкой и хваткой, раз сумел достичь такого высокого поста, а значит, не даст себя в обиду, если посчитает, что к нему несправедливы.

Коммерческий директор, как лицо, обладающее большими полномочиями, имеет максимум возможностей для подтасовки результатов своей деятельности. И если он допустил ошибку, обернувшуюся для фирмы серьезными потерями, станет ли виновник чистосердечно в этом сознаваться? А если все же придется докладывать об убытках, признает ли собственную вину или будет сетовать на низкий профессиональный уровень подчиненных, сезонные колебания спроса-предложения, злосчастное стечение обстоятельств? К тому же он всегда рискует не своими деньгами, а вашими, что даже на подсознательном уровне снижает порог ответственности.

Кроме того, коммерческий директор в силу своих профессиональных обязанностей должен постоянно демонстрировать рост показателей, даже если реально никакого роста нет. То есть человек постоянно находится под давлением, которое можно преодолеть или кропотливым трудом, или относительно несложными манипуляциями, например, с отчетностью.

Одним словом, коммерческий директор есть ваш первый и наиглавнейший враг. Поэтому с ним необходимо поддерживать самые добросердечные отношения. Когда враг не догадывается, что находится под колпаком, он расслаблен и меньше усилий тратит на маскировку, и поэтому легче либо обнаружить и нейтрализовать его враждебные действия, либо атаковать его.

Мало того что второе лицо в фирме - закадычный враг первого, так ведь без него еще и не обойтись. Значит, нужно построить работу таким образом, чтобы коммерческого директора при необходимости можно было безболезненно сместить.

Прежде всего будет совершенно нелишним держать в сейфе регулярно обновляемую (допустим, раз в месяц) распечатку клиентской базы с наиболее важными характеристиками постоянных заказчиков и прочие внутренние документы, раскрывающие состояние бизнеса. Это бумаги, с помощью которых любой профильный специалист в кратчайшие сроки сможет подхватить знамя, которое против своей воли выпустил из рук ваш коммерческий директор.

Еще один метод снижения значимости человека номер два - личное участие главы компании в фирмообразующих финансовых операциях. На практике это означает, что вы должны присутствовать на переговорах с потенциальными или постоянными клиентами, если предполагаемая прибыль обещает превысить какую-то заранее определенную вами планку. Скажем, поставьте себе задачу обязательно участвовать во всех переговорах, сулящих вашей компании доход не менее $50 тыс. (понятно, что цифру каждый примеряет по себе). Так вы будете контролировать все наиболее важные контракты вашей фирмы.

А раз уж вы ведете переговоры на пару со своим заместителем, не упустите возможность разыграть нехитрый психологический спектакль "злой следователь - добрый следователь". Роль злого, разумеется, уготована вашему помощнику. Вы должны позиционировать себя так, будто ради любимого клиента готовы поступиться частью прибыли, только вот зам у вас очень бережливый, "рубящий фишку", бдительный и изворотливый. Создав коммерческому директору такое отрицательное реноме у своих крупнейших партнеров, вы можете не опасаться, что когда-нибудь они предпочтут общение с ним общению с вами.

Главбух завидует вам черной завистью
Главный бухгалтер - один из ключевых персонажей в штатной структуре любой компании. Особенно в фирмах, практикующих двойную бухгалтерию. Выполняемые главбухом функции изначально содержат в себе некое противоречие. Зная всю подноготную компании, он часто лишь в самой минимальной степени может влиять на принимаемые руководством решения. Однако именно потому, что владеет информацией, недобросовестный главбух способен причинить фирме ощутимый вред.

Например, он может стать каналом утечки информации. Это не значит, что по ночам главный бухгалтер звонит в конкурирующую фирму и режет правду-матку про ваш бизнес или в обеденный перерыв, запершись в кабинете, накручивает телефонный диск, набирая номер налоговой полиции. Утечка информации начинается уже тогда, когда главбух в курилке отвечает на вопрос какого-нибудь сотрудника, выплатят зарплату завтра или придется подождать пару деньков. Поскольку во время совместного перекура он может дать более подробный ответ, чем "да" или "нет", будьте уверены, что главный бухгалтер произнесет именно столько лишних слов, сколько поместится между затяжками. То есть не только сообщит, в какой день будет выдаваться зарплата, но и откроет некие связанные с движением денег на счетах фирмы подробности. В итоге информация утечет так далеко, что достигнет весьма заинтересованных в ней ушей.

Поэтому будет разумным - и я знаком с руководителями, поступающими подобным образом,- держать главного бухгалтера в некотором отдалении от остального коллектива. Пусть у него будет отдельный кабинет на другом этаже бизнес-центра, где вы арендуете площади. Пусть он работает на квартире, снятой специально для этого через дорогу от вашего офиса. Пусть рядовые сотрудники не знают его в лицо. Особенно в компаниях с двойной бухгалтерией.

Опасаться следует не только длинного языка главбуха. Прекрасно осведомленный о слабых сторонах внутрифирменного учета, он может не устоять перед искушением подкорректировать в свою пользу движение финансовых потоков. А поскольку по должности главный бухгалтер сам является контролером, скрыть собственные махинации ему куда проще, чем другим сотрудникам. Во-первых, он часто является последней инстанцией, а во-вторых, лучшие браконьеры получаются из егерей.

Пользуясь определенной бесконтрольностью, главный бухгалтер может упрятать в финансовой отчетности множество хитрейших головоломок. Например, регулярно экспроприировать долю наличности из кассы, фальсифицировать транспортные накладные или приходовать собственные чеки из магазинов. Ну а если войдет во вкус, запросто откроет свою фирму и начнет перебрасывать безнал с вашего счета на свой за фиктивные услуги.

Самый простой и надежный способ не провоцировать бухгалтера на хищение - в приказном порядке регламентировать его деятельность таким образом, чтобы в ключевые моменты он был вынужден работать на пару с помощником. Это принцип разделения обязанностей: один отвечает за такую-то часть работы, другой - за другую.

Впрочем, корпоративные деньги могут ввергнуть в соблазн не только главбуха. Подумайте, не пришла ли пора пересмотреть список лиц, обладающих в вашей фирме правом подписывать финансовые документы, а также создать перечень документов внутреннего пользования, на которых ваша виза должна стоять в обязательном порядке. Сам факт, что вы лично просматриваете некоторые бумаги и задаете вопросы по существу, прежде чемпоставить автограф, способен остудить горячие головы.

Подразделения работают не как лучше, а как удобнее
Руководители подразделений обычно стремятся оградить подчиненные им отделы от внимания своих коллег и начальства. Делается это не из злого умысла, просто каждый управляющий желает максимальной самостоятельности. Но если ее удается достичь, начальник в силу целого ряда причин начинает использовать эту самостоятельность уже в собственных интересах. Например, чтобы покрывать огрехи в своей работе, чтобы выбирать не лучшее, а наиболее удобное для себя решение или чтобы получать в свой карман дополнительные доходы.

Страшно не то, что в компании возникает закрытый от внешнего контроля отдел, а то, что позже в нем со стопроцентной гарантией расцветут буйным цветом всевозможные нарушения.

Постепенно вы потеряете возможность объективно оценивать качество работы, выполняемой подразделением. Во-первых, отказавшись от контроля за деятельностью закрытого отдела, вы спровоцируете падение значимости проверок для сотрудников. К ним будут относиться как к чему-то обязательному вроде флюорографии, но совершенно не влияющему на систему поощрений и наказаний. Авторитет руководства фирмы упадет, а трудовая дисциплина ухудшится. Во-вторых, это приведет к равнодушию сотрудников отдела к результатам работы и искажению отчетности. В-третьих, не исключено, что сам глава подразделения или его подчиненные, почувствовав вольницу, начнут работать на сторону.

Руководители отделов могут даже начать сотрудничать с конкурирующей фирмой. Мне известен реальный случай, когда директор сбытовой сети тайком стал брать на реализацию продукцию конкурентов. Открылось все довольно быстро - о действиях начальника доложил претендующий на его место помощник.

Эта история - не только иллюстрация, но и самый доступный рецепт, как противодействовать ухищрениям ответственных подчиненных. Если первое лицо компании будет поддерживать доверительные отношения не только с начальниками подразделений, но и с их ближайшим окружением, всегда найдутся амбициозные или обиженные, готовые сигнализировать о нарушениях. Однако здесь рекомендуется общаться не с одним из замов зама, а с несколькими, чтобы зам зама не смог огульно очернить своего шефа. И чем больше таких неформальных контактов у главы фирмы, тем объективнее окажется доступная ему картина происходящего в организации.

Начальник отдела рекламы тратит ваши деньги, а не свои
Не рискну назвать отдел рекламы самым интеллектуальным подразделением, однако вряд ли кто-нибудь будет спорить, что некий налет богемности в этой сфере присутствует. И очень плохо, если руководитель отдела рекламы мнит себя человеком искусства. В этом случае разработанные его подразделением образы, может быть, и станут занимать какие-то почетные места на конкурсах, но вот эффективности от такой рекламы не ждите. Начальник-художник будет стремиться поразить креативом не потенциальных потребителей выпускаемого вами товара, а своих коллег - непризнанных и признанных в узком кругу гениев.

Да и вообще, в сфере рекламы нет четких критериев, позволяющих однозначно определить, качественный ли слоган придумал ваш копирайтер. Невозможно оценить и то, затратил ли он на это месяц кропотливой работы или набросал текст за пять минут, чтоб начальство отстало. А там, где нет критериев, подчиненные не склонны утруждать себя.

Еще одна предпосылка для манипуляций на почве рекламы заключается в том, что зачастую начальник отдела сам очерчивает границы потенциальной аудитории потребителей, сам под эту аудиторию разрабатывает концепцию рекламной кампании, сам определяет предпочтительные для этой аудитории рекламоносители и сам проводит размещение рекламы на этих носителях. Поэтому очень часто выбор делается в пользу тех рекламоносителей, к которым имеют отношение приятели и знакомые начальника отдела рекламы и маркетинга.

К сожалению, никто не проводил, да и не смог бы провести исследование, сколько заказов в рекламном бизнесе распределяется по так называемой откатной системе - когда сотруднику, принимающему решение, где будет размещена реклама фирмы, владелец рекламоносителя тайно возвращает наличными 5-10% от стоимости заказа. По моим оценкам, такая практика затрагивает никак не менее 10% рынка.

И ведь на претензии, что реклама потребовала существенных затрат, а спрос вырос незначительно, начальник соответствующего отдела всегда найдет что ответить: мол, денег на рекламу никогда не бывает много. К тому же вы наверняка выделили на рекламную кампанию втрое меньше, чем он предлагал.

Тем не менее оценить, насколько добросовестно ведет себя ответственный за рекламу сотрудник,- вполне посильная для главы компании задача. Можно, к примеру, произвести замеры рекламной активности конкурентов (проще говоря, изучить, где и сколько они дают рекламы) и проанализировать их политику в этом вопросе. Также можно предложить видящим в вас потенциального заказчика рекламным агентствам - независимо от собственного рекламщика и даже не ставя его в известность - разработать концепцию кампании (мотивировка: "Я ознакомлюсь с вашими тарифами и подумаю"). Те рекламоносители, которые при перекрестной проверке будут упомянуты в большинстве предложенных проектов, следует считать самыми перспективными. И если ваш начальник отдела рекламы предлагает совсем иные решения, значит, он или некомпетентен, или нечист на руку. Тогда смело гоните его взашей.


    Бизнесмен-прозаик
    Окончив факультет журналистики Санкт-Петербургского университета, Игорь Чубаха работал заместителем главного редактора петербургской газеты "Реклама-шанс", после чего решил переквалифицироваться в маркетолога и стал начальником отдела маркетинга страховой компании "Участие". Через некоторое время вернулся в журналистику - уже в качестве главного редактора газеты "Деловая неделя", но потом его опять потянуло в бизнес. Однако, поработав гендиректором автосалона "Петербургская холдинговая компания" и главой рекламного агентства "Метроном", вернулся в "Деловую неделю". Игорь Чубаха успел проявить себя и на литературном поприще, выпустив несколько художественных произведений.