Библиотека управления

ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЙ. Компании

Оглавление журнала

ДЕНЬГИ
Альфа-банк ускоряется
Ярко-красные щиты с белой буквой "А" по всей Москве - не что иное, как рекламная кампания Альфа-банка, призванная привлечь внимание потенциальных клиентов (частных лиц и малых предприятий) к новому розничному подразделению "Альфа Банк Экспресс". Как рассказал СФ Мацей Лебковский, руководитель блока "Розничный бизнес", в Москве под вывеской "Альфа Банк Экспресс" открыто уже 7 мини-отделений, а к концу года в столице их будет 20. Затраты на проект на данном этапе составили около $40 млн.

Помимо операционного зала в мини-отделениях есть круглосуточная зона с конвертными банкоматами, где клиенты могут не только получать деньги со счета и смотреть текущие операции, но и класть средства на счет, опуская купюры в конвертах в специальную щель банкомата (по той же схеме работают банкоматы Ситибанка). В дальнейшем спектр электронных услуг планируется расширить, в частности, включив в него операции по переводу денег со счета на счет и безналичным платежам, например за пользование мобильным телефоном или коммунальные услуги.

Данный проект, как полагает руководство Альфа-банка, позволит ему значительно увеличить свою долю на розничном рынке: к концу 2003 года у банка должно появиться 164 тыс. новых карточных клиентов, а объемы остатков на карточных счетах могут превысить $1,2 млрд (на конец 2002 года у банка было 349 тыс. карточных клиентов, а остатки на счетах составляли $877 млн). В ближайшие два года в соответствии с новой розничной концепцией будут реконструированы почти все отделения Альфа-банка (сейчас у него 25 филиалов в Москве и 59 в других городах), за исключением офисов по обслуживанию корпоративных клиентов.

Конкуренты не находят в новой инициативе Альфа-банка ничего революционного. "Сегодня у всех розничных банков одна общая стратегическая цель: сделать обслуживание клиентов максимально быстрым и удобным,- отмечает начальник департамента развития продуктов банка МЕНАТЕП СПб Вера Полищук.- Это, безусловно, не ноу-хау на рынке. С подобной инициативой выходили в свое время и Ситибанк, и БИН-банк, и мы тоже. В Москве и Петербурге у нас работают два пилотных офиса, организованных по принципу финансовых мини-маркетов. Это так называемая конкуренция качества, новый этап развития российских банков".

СВЯЗЬ
"ТАИФ-Телком" набил себе цену

Компания "Мобильные телесистемы" приобретает контрольный пакет акций скандального оператора сотовой связи "ТАИФ-Телком". До середины прошлого года "ТАИФ-Телком" был единственным GSM-оператором в Татарии, но когда в регион вышли работающие в том же стандарте "МСС-Поволжье" (сеть "Мегафон"), "Вымпелком" и самарский "Смартс", старожил рынка перекрыл для своих абонентов связь с мобильными номерами "пришельцев". Эта ситуация длилась около месяца, и связь была восстановлена лишь после вмешательства Госсвязьнадзора. Акция по бойкоту других GSM-операторов началась после наметившегося оттока абонентов "ТАИФ-Телкома" в другие компании и была направлена на то, чтобы удержать клиентов до завершения переговоров о продаже, которые с лета 2002 года велись с АФК "Система" - крупнейшим акционером МТС. В итоге контрольный пакет акций "ТАИФ-Телкома" ушел по высокой цене - он обошелся МТС в $61 млн. Оставшиеся акции, согласно договоренностям, компания сможет выкупить через четыре года, заплатив еще $59 млн. В результате каждый абонент "ТАИФ-Телкома" (всего их 240 тыс.), по оценке аналитика инвестиционно-банковской группы "НИКойл" Владимира Богданова, обойдется МТС в $580. "Сумма чрезвычайно высокая, но если учесть, что на рынке осталось мало интересных компаний для покупки, а регион хороший, цена может себя оправдать",- считает Владимир Богданов.

"Мы продолжаем действовать в соответствии со своей стратегией развития бизнеса за счет расширения географии нашей деятельности в регионах России",- утверждает президент МТС Михаил Смирнов. Покупка "ТАИФ-Телкома" позволила МТС стать крупнейшим оператором в Татарии и получить выход в Поволжье, долгое время остававшееся для компании практически недоступным. Во всем Поволжье у МТС своя сеть работала лишь в Башкирии, а также велось строительство в Самаре. "Сделка своевременная и безусловно, выгодная,- считает аналитик компании 'Финанс-Аналитик' Олег Шенкер.- Это один из самых привлекательных регионов. Каждый упущенный месяц оборачивался для МТС тем, что ее потенциальные абоненты привлекались конкурентами".

Пока МТС осваивает Поволжье, другой оператор "большой тройки", "Вымпелком", наконец-то сумел выйти на рынок Санкт-Петербурга. Он стремился попасть туда несколько лет, но лицензию для работы на Северо-Западе смог получить лишь в сентябре прошлого года. В апреле компания запустила собственную сеть в Петербурге. Инвестиции в строительство первой очереди сети, состоящей из 110 базовых станций, составили $50 млн. Всего к концу 2003 года "Вымпелком" планирует установить в Петербурге и Ленинградской области 250 базовых станций. Получается, что выход в Санкт-Петербург обошелся компании примерно в ту же сумму, которую МТС заплатила за присутствие в Татарии и Поволжье. Однако "Вымпелкому" придется потратить дополнительные средства на привлечение абонентов, тогда как МТС в Татарии досталась уже сложившаяся клиентская база.

ПЕРЕМЕНЫ
ДИБ меняет имя

Доверительный инвестиционный банк (ДИБ), входящий в группу МЕНАТЕП, получил новое имя - инвестиционный банк "Траст". Руководство ДИБа считает, что этот брэнд, разработанный с помощью британской компании Interbrand, поможет реализовать новую стратегию и утвердиться в качестве инвестиционного банка мирового уровня. До недавнего времени о существовании ДИБа знали только специалисты, но с развитием бизнеса банку потребовалось более узнаваемое "лицо". Сегодня ДИБ входит в двадцатку крупнейших банков страны. "Среди наших клиентов сейчас - 50 крупнейших корпораций. Мы почувствовали необходимость в усилении брэнда, чтобы привести имидж банка в соответствие с его реальной ролью в финансовой системе",- говорит Олег Иванов, директор департамента маркетинга и коммуникаций ДИБа.

Кроме того, в связи с вхождением ДИБа в банковский холдинг, который создает группа МЕНАТЕП, у банка, по словам его председателя Ильи Юрова, появятся условия для более активной работы с национальными и международными инвесторами благодаря возможности консолидации его финансовых активов с активами банка МЕНАТЕП СПб. Совокупные капиталы и активы создающегося холдинга позволят, по мнению председателя совета директоров группы МЕНАТЕП Платона Лебедева, аккумулировать крупные ресурсы для удовлетворения нужд корпоративных клиентов. "Вполне вероятно,- говорит аналитик консалтинговой компании TRC Игорь Потапенко,- что новый брэнд разработан ДИБом на перспективу. Возможно, когда группа МЕНАТЕП полностью консолидирует активы банков, она захочет их объединить в одну структуру. И тогда новый брэнд будет более подходящим названием для дальнейшего развития, так как за ним, в отличие от МЕНАТЕПа, не тянется шлейф кризисного прошлого".

Получив новое имя, банк сразу же начал рекламную кампанию в ряде крупных деловых изданий. Информация о том, во сколько обошлась ДИБу смена названия, не разглашается. По словам председателя совета директоров компании a2z marketing Андрея Стася, разработка нового брэнда под ключ может стоить от $5-10 тыс. до $100 тыс. в зависимости от уровня агентства. "Реализация программы по ребрэндингу также стоит разных денег. Например, переименование GoldStar в LG в России стоило около $600 тыс.",- говорит Стась.

НАМЕРЕНИЯ
ГАЗ завезет в Китай соболей и газелей
Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) хочет наладить в Китае сборку машин "Газель" и "Соболь". Для этого руководство ГАЗапредложило Чэндускому автосборочному заводу создать совместное предприятие мощностью около 20 тыс. автомобилей в год. У завода уже есть сборочные СП в Венгрии, Казахстане и на Украине.

Как сообщил СФ начальник управления общественных связей компании "Руспромавто" (владелец ГАЗа) Владимир Торин, китайской стороне предложение ГАЗа выгодно. С учетом того, что Китай установил высокую таможенную пошлину на импорт автомобилей (70%), китайцы стремятся собирать иномарки на месте. Кроме того, ГАЗ предлагает достаточно недорогие машинокомплекты, что сделает автомобили конкурентоспособными. Для ГАЗа сотрудничество выгодно в плане завоевания еще одного рынка сбыта. Вместе с тем, по словам господина Торина, о сроках создания СП говорить пока рано. "Все зависит от того, как быстро удастся договориться и на каких условиях,- сказал он.- Предстоит решить, будет ли ГАЗ участвовать в совместном управлении предприятием или ограничится поставками машинокомплектов".

Аналитик банка "Зенит" Сергей Суверов считает, что проект по созданию СП может оказаться для ГАЗа не таким уж выгодным: "Затраты на рекламу там обойдутся не дешевле, чем в России. Да и не факт, что в Китае рабочая сила стоит меньше, чем у нас. Учитывая то, что у ГАЗа финансовое положение не блестящее, возможно, заводу будет лучше просто поставлять машинокомплекты в Китай, а не участвовать в СП".

По словам аналитика компании "Тройка Диалог" Андрея Кормилицына, российский рынок близок к насыщению нижегородскими микроавтобусами и легковыми грузовиками. ГАЗ в 2002 году планирует увеличить выпуск "Газелей" и "Соболей" только на 11%, тогда как в прошлом году рост производства этих машин составил 23,5%. "Поэтому стратегия ГАЗа сейчас должна заключаться в расширении рынков сбыта",- говорит он. По сведениям господина Кормилицына, планы по созданию в Китае СП вынашивают и другие автозаводы, в частности Заволжский моторный завод и КамАЗ.

КРАХ
Grundig замолчит
Немецкая компания Grundig готовится к банкротству - она обратилась за судебной защитой от кредиторов после того, как сразу два возможных покупателя отказались от приобретения ее акций. Известный европейский производитель телевизоров и стереосистем оказался на грани банкротства в 2001 году. Пытаясь остаться на плаву, руководство концерна было вынуждено избавиться от ряда побочных производств и уволить около 900 рабочих. Grundig также удалось заручиться поддержкой властей Баварии, убедивших кредиторов предоставить компании отсрочку в расчете на то, что она все же сумеет найти стратегического инвестора. В январе этого года о своем намерении приобрести 89% акций Grundig заявляли тайваньская Sampo, один из крупнейших азиатских производителей бытовой техники и мультимедиа, и один из поставщиков немецкого концерна - турецкая Beko Elektronik. Однако Sampo уже в марте предпочла отказаться от сделки, усомнившись в "долгосрочной стабильности бизнеса компании". А в апреле, после проверки бухгалтерской отчетности, об отказе от своих намерений заявила и Beko.

Грядущее банкротство Grundig называют самым масштабным в корпоративном сообществе с начала года. Долги компании перед кредиторами составляют около 150 млн евро. По мнению экспертов, причиной банкротства компании послужила ее неспособность адаптироваться к новым рыночным условиям. В условиях, когда азиатские производители взяли на вооружение низкую себестоимость продукции, высококачественная, но слишком дорогая аппаратура Grundig оказалась неконкурентоспособной.

РАЗВОД
Не сложилось
Двухлетние переговоры о слиянии между японскими химическими гигантами Sumitomo Chemical и Mitsui Chemicals неожиданно закончились провалом. Компании не сумели договориться о коэффициенте конвертации акций и объявили об отказе от сделки стоимостью $10 млрд. Слияние рассматривалось как средство борьбы за выживание в условиях жесткой конкуренции на мировом рынке. К октябрю этого года Sumitomo и Mitsui рассчитывали интегрировать отдельные подразделения в рамках единой холдинговой корпорации Sumitomo Mitsui Polyolefin Co., а окончательно слияние должно было быть оформлено к следующему апрелю. К марту 2007 года продажи объединенной компании должны были достичь $25,2 млрд. Это позволило бы ей превзойти нынешнего японского лидера отрасли Mitsubishi Chemical и занять пятую позицию в списке крупнейших химических компаний мира.

Объединение Sumitomo и Mitsui должно было стать образцом слияния японских компаний по американской модели. Ее особенностью является открытый характер сделок, когда особое внимание уделяется процессу информирования акционеров, сотрудников компании и рыночных аналитиков. Обязательным условием такого слияния является снижение издержек за счет сокращения численности персонала. Обычно в Японии сделки по слиянию заключаются путем проведения закрытых переговоров между руководством компаний. Такой подход выгоден владельцам и сотрудникам компании, но ущемляет интересы акционеров.

Иностранные инвесторы приветствовали план объединения Sumitomo и Mitsui, называя его настоящим прорывом в японской корпоративной культуре и подчеркивая, что в Японии наконец-то начали принимать во внимание интересы акционеров. Оба гиганта пришли к согласию о распределении менеджерских функций в объединенной корпорации и даже подписали соглашение об аренде офиса в строящемся здании в центре Токио.

Однако в дальнейшем между руководством Sumitomo и Mitsui возник спор о курсе обмена акций при слиянии, в результате которого сделка расстроилась. "Мы пытались договориться о приемлемом обменном курсе до самой последней минуты",- сокрушается президент Sumitomo Хиромаса Енэкура.

"Мнения компаний о финансовых аспектах слияния довольно сильно разнились. Sumitomo полагала, что цена ее акций не отражает ее истинной, более высокой, стоимости,- считает аналитик компании ING в Токио Джоэл Шейман.- Хотя трения по этому вопросу существовали, мало кто мог предположить, что компании откажутся от слияния". Эксперты полагают, что теперь следом за Sumitomo и Mitsui от слияний по американской схеме воздержатся и другие японские компании.