Библиотека управления

Проблемы развития аэропортов Латинской Америки

Велапатиньо Сэнди аспирантка МГТУГА

Оглавление


Как и любой другой рынок, рынок воздушных перевозок постоянно меняется. Согласно статистике, темпы роста популярности авиатранспорта растут. Это обусловливается все большим расширением географии путешествий и существующей устойчивой тенденцией к сокращению сроков путешествия в пользу их частоты (рост краткосрочных туров на дальние расстояния). Самолеты — самый популярный вид транспорта в мире. Это же можно сказать и об авиаперевозках. Сегодня рост рынка авиаперевозок стимулирует аэропорты повышать свою эффективность и увеличивать производительность, как отдельных технологических единиц, так и всего аэропортового комплекса в целом. Создает необходимость введения новых объектов и оптимальных технологий.

Проект развития аэропорта требует долгосрочного планирования, проведения анализов и исследований, расчета оптимальных решений, то есть выбора наилучших условий для заданного набора параметров. Таким образом, планирование в развитии аэропортов часто сопровождается сложностями и неопределенностью, требует длительного периода времени. Бизнес авиаперевозок и авиакомпаний является краткосрочным, сезонным, а бизнес аэропортов — это всегда долгосрочные вложения. Иногда завершение какого-либо проекта может потребовать нескольких лет.

Сложная разнообразная география Латинской Америки с ее туристским многообразием является первым аспектом развития транспортной сети на этом континенте. Особенно это касается воздушного транспорта, который сегодня только набирает темпы роста, рынок этот еще не насыщен и может вместить в себя большое количество участников. Воздушный транспорт находится в постоянном развитии также благодаря поддержке государств и иностранным инвестициям.

Существует множество проблем, с которыми сталкивается воздушный транспорт этого региона, несмотря на большие усилия со стороны государств. Главная проблема — это нехватка денежных средств у государств, для того чтобы улучшить инфраструктуру аэропортов. В мировой практике ключевые аэропорты принадлежат государству, а в Латинской Америке — частным компаниям, особенно это касается стран Андского Сообщества (Эквадор, Венесуэла, Перу, Колумбия и Боливия). Такой вид владения аэропортом,как сдача аэропортов в концессию также часто встречается, из-за того, что у властей нет средств на содержание инфраструктуры, и они вынуждены привлекать иностранные инвестиции. Инвесторов обычно интересуют только крупные аэропорты, в которых наблюдается постоянный рост объемов отправок пассажиров. Это один из быстрых путей получения дохода. Все остальные аэропорты при этом, в которых обслуживается несколько рейсов в неделю, поддерживают свою инфраструктуру при помощи государства. Оно вынуждено финансировать 70% аэропортов. Вложения государства растут год от года, но улучшение состояния аэропортов началось только недавно, инфраструктура же осталась прежней. Несмотря на эти проблемы, представители аэропортовых холдингов и отдельных компаний, планирующих развиваться в этом направлении, признают, что потенциально интересные объекты есть, но они не могут получить к ним доступ. Например, к таким объектам относят международный аэропорт «Хорхе Чавес» — главный аэропорт Перу, расположенный в столице страны, международный аэропорт «Майкетия» — главный аэропорт Венесуэлы, международный аэропорт «Эл Дорадо» — Колумбия, международный аэропорт «Хосе Хоакин дэ Олмедо» — Эквадор и международный аэропорт «Эл Алто» — Боливия.

Проблема некоторых аэропортов также заключается в нежелании акционеров рисковать своим капиталом ради стратегического развития. Они исходят из логики — лучше маленький доход и маленькие убытки, чем большие убытки от неверного стратегического развития. Их мнение о том, что аэропортовый бизнес всегда будет престижен и без развития, ошибочно. Аэропортам необходимы инвестиции и хорошие стратегии, особенно мелким и средним. Существует резерв для расширения сети маршрутов, и его нужно использовать, ведь цель любого бизнеса — развитие. А развитие в этом бизнесе — это захват новых рынков, предложение новых услуг, полеты не только по стране, но и в другие точки мира.

Другая очень важная проблема заключается в том, что, как правило, пассажиропоток в этих странах ниже, чем в других. Эти страны имеют ограниченный внутренний пассажиропоток, существенную же долю в трафике занимают международные полеты. Уровень доступности авиатранспорта в этих государствах мал, и с точки зрения инфраструктуры, и с точки зрения уровня обеспеченности граждан. Из-за того, что аэропорты имеют мало маршрутов и низкий пассажиропоток, государства не заботятся о развитии внутренних аэропортов. Возникает замкнутое кольцо проблем, которое в результате порождает банкротства и закрытия аэропортов. Необходимо принять меры для того, чтобы бизнес аэропортов в Латинской Америке сохранялся и развивался. Развитие любого бизнеса страны приводит к росту экономики этой страны.

Согласно данным, опубликованным ИКАО, ИАТА и Boeing Market Forecast, пассажиропоток в Латинской Америке вырастет на 6,6% годовых в ближайшие 20 лет. Эксперты признают, что для того, чтобы аэропорты были готовы к этим положительным переменам, необходимы именно частные средства. Государства, при сохранении нынешнего уровня развития аэропортовой инфраструктуры, в адекватных объемах обеспечить финансирование не смогут. Снова возникает замкнутое кольцо: неразвитый своевременно авиабизнес, не даст в будущем возможностей государству для своего дальнейшего расширения и насыщения.

Инвесторам необходима уверенность в надежности своих инвестиций в долгосрочной перспективе. И аэропортовый бизнес в целом достаточно безопасен для инвестора, он стабилен, и заинтересовывает их в таких проектах.

Конкурентоспособность стран данного региона сегодня — это грамотное привлечение инвестиций. Помимо создания привлекательных условий для прихода инвесторов, устранения административных барьеров и формирования необходимой транспортной и энергетической инфраструктуры, нужна качественная программа развития субъекта, необходимы высокие экономические показатели. Всем этим условиям соответствует Южная Америка, так как имеет большой потенциал для развития воздушного бизнеса.

Поэтому перед стратегами стоит немало задач и головоломок, которые необходимо решать оперативно и своевременно. Например, борьба с безнадежным моральным и физическим устареванием инфраструктуры. Решение этой проблемы сегодня поможет устранить затруднения в будущем быстрее, дальнейшее развитие инфраструктуры будет стремительнее, чем при запущенном случае.

Вопрос же с привлечением инвестиций можно решить двумя способами. Первый — приватизация с последующими административными мерами (например, субсидирование, налоговые преференции и прочее), когда решение о развитии аэропорта принимается властями и собственниками в зависимости от ситуации на рынке. Второй — концессия, где четко прописаны все обязательства владельца. Международная практика показывает, что механизм концессий используется в аэропортах гораздо чаще. Такой вид соглашения помогает наладить интегрированное для достижения общих целей взаимодействие различных предприятий, закрепить в аэропортах структурные подчинения, стимулируют рост качества обслуживания.

Еще одна из задач, решение которой поможет в решении вопроса развития воздушного транспорта, — это проведение полного исследования главных аэропортов Латинской Америки. «Программу оценки основных аэропортов» условно можно разделить на два этапа. Например, первый этап проводится с целью ознакомления с проблемами, с которыми они сталкиваются, т. к. очень важно знать текущее состояние их инфраструктуры. На втором же этапе нужно уделить внимание качеству обслуживания пассажиров, авиакомпании, грузовым компаниям и т. д. Сделать это можно путем проведения опроса среди них. Также важно собраться с самыми важными отделами аэропортов (отдел логистики, административный, экономический, маркетинговый и т. д.) и рассмотреть недостатки их тактического и стратегического управления.

Вся накопленная информация даст нам возможность анализировать, насколько каждый аэропорт конкурентоспособен, оценивать реальное состояние аэропортов и их требования для развития, рассматривать их слабые стороны. С ее помощью можно корректировать стратегии, делать их оптимальными для каждого аэропорта в отдельности, исходя из требований к их инвестированию.

Аэропорты Латинской Америки имеют проблемы, которые препятствуют развитию торговли и связи стран этого континента. Поэтому задача руководства аэропорта — это решение данных проблем, которое в будущем благоприятно скажется на доходах данного аэропорта. Инвестиции, вложенные с умом, всегда окупятся. Сложная география местности и большие расстояния превращают воздушный транспорт в основное средство для развития этих стран. Поэтому здесь одну из главных ролей играет поддержка самого государства.

Аэропортовый бизнес очень привлекателен для инвесторов, и поэтому нужно заботиться о его развитии сейчас, когда так очевидно, что есть перспективы для его роста. И Латинская Америка — это континент будущих возможностей.