Библиотека управления

Исследование динамики развития индустрии холода в России

Кириллова Елена Александровна, Тютюнник Александр Анатольевич, Строев Герман Германович кафедра «Менеджмента и информационных технологий в экономике», ф-ла ГОУ ВПО «Московский энергетический институт (технический университет)» в г. Смоленске

Оглавление


Лето в этом году било все температурные рекорды. И вполне адекватен был ответ людей — небывалый всплеск спроса на «холод» во всех его проявлениях: от кондиционеров до мороженого.

Производителей морозильного и холодильного оборудования традиционно принято разделять на создателей промышленного и бытового «холода».

Российский рынок бытового «холода» традиционно сегментируется на бытовую электронику и бытовую технику, которая, в свою очередь, подразделяется на сегменты крупной и мелкой бытовой техники. Существует такое понятие, как «белая» бытовая техника (бытовые плиты, холодильники, стиральные машины), по преимущественному цвету этой техники.

Российский рынок бытовой холодильной техники является составной частью таких сегментов крупной бытовой техники, как кухонная техника и «белая» бытовая техника.

Также в рамках рынка выделяются сегменты по стоимости, уровню качества продукции: эксклюзивные модели, «для среднего класса» и экономкласс, — которые могут сочетаться в рамках продуктового ряда продукции одной организации, предоставляющей широкий ассортимент для удовлетворения широкого круга потребителей.

По оценке «Экспресс-Обзора»1, в 2009 году объем рынка бытовых холодильников в стоимостном выражении (в рублях) значительно сократился по сравнению с 2008 годом, при этом для периода 2006—2008 годов был характерен стабильный рост на уровне не менее 16% в год. По прогнозу «Экспресс-Обзора», в 2010 году ожидается, что рынок бытовых холодильников начнет стабилизироваться, а перехода к фазе восстановительного роста следует ожидать не ранее конца 2011 — начала 2012 года.

В структуре производства крупногабаритной бытовой техники в России в 2009 году холодильники занимали первое место в стоимостном и натуральном выражениях. Объем рынка в натуральном выражении представлен на рисунке 12.

Рис. 1. Объем рынка в натуральном выражении

Экономическая конъюнктура привела к падению спроса на товары и, как следствие, к снижению рентабельности производства. Так, затраты на изготовление одного холодильника выросли более чем на 22%. При этом соответствующее повышение отпускных цен невозможно по причине острой конкуренции на рынке холодильного оборудования. Особенно она проявилась после ввода в эксплуатацию в европейской части России заводов компаний LG, Vestel, Beko и Bosch.

В течение 2009 года фактически во всех сферах экономики наблюдался спад, и рынок бытовой техники не стал исключением. По различным оценкам, в 2009 году он сократился на 30—40 процентов3.

С наступлением экономического кризиса на рынке бытовых холодильников также произошел существенный спад. Уменьшение покупательской активности населения РФ, высокий уровень конкуренции со стороны международных производителей, размещающих свои заводы в России, и увеличение цен на материалы и комплектующие создают дополнительные барьеры для деятельности российских производителей.

Спрос на бытовые холодильники в настоящее время формируется в основном за счет замены устаревших приборов и ориентации определенной доли населения на вложение части накопленных денежных средств в товары длительного пользования.

Как и во всей отрасли в целом, на рынке крупной бытовой холодильной техники наибольшую долю занимает импортная бытовая техника. Причем стоит отметить, что значительную часть оборудования, производимого на территории России, составляет продукция, сделанная на основе западных технологий и образцов, то есть российские заводы являются лишь промышленными площадками, предоставляющими сравнительно недорогие ресурсы, как материальные, так и трудовые.

Укрепление курса доллара в начале 2009 года привело к значительному повышению стоимости импортных, ввозимых, холодильников и, соответственно, смещению спроса в сторону техники, произведенной на территории России. Причем,как к моделям отечественного проектирования, так и к моделям по западным образцам. Основными приоритетами в выборе бытовой техники для большинства покупателей в настоящее время являются надежность и доступность, что говорит о чувствительности данного рынка к цене и качеству изделия. Соответственно, производителям следует искать оптимальный баланс между этими параметрами.

До появления кризисных явлений в экономике темпы роста, как в целом рынка бытовой техники, так и отдельных его сегментов, были довольно высокими. Однако темпы прироста рынка бытовой холодильной техники с 2005 года снижаются, например, в 2004 году прирост по отношению к 2003 году составил 27,9%, а в 2005 по отношению к 2004 году темп роста снизился до 9,3%. За несколько лет функционирования системы потребительских кредитов нуждающиеся в бытовой холодильной технике покупатели практически полностью обеспечили себя холодильниками и морозильниками. Это является одной из причин снижения темпов роста продаж бытовой холодильной техники. Изменения объема продаж по России представлены на рисунке 24.

Рис. 2. Объем продаж холодильного оборудования по России, тыс.шт.

В большинстве европейских стран объемы производства бытовых холодильных приборов приблизительно соответствуют внутренним потребностям. Некоторые страны не имеют собственного производства и удовлетворяют свои потребности за счет импорта. Франция потребляет в 4,5 раза больше холодильников, чем производит. Главный экспортер бытовых холодильных приборов для европейских стран — Италия. Объемы итальянского производства бытовых холодильных приборов в 4 раза превышают продажи внутри страны.

В настоящее время в крупных российских городах на каждую семью, в среднем, приходится по два или три бытовых холодильных прибора, что значительно меньше, чем в западных странах. Достаточно часто в доме имеются современные холодильник и морозильник и на даче — исправный отечественный холодильник, продолжающий работать второй или третий нормативный срок эксплуатации. Потенциал роста рынка холодильного и морозильного оборудования заметен больше в регионах, так как в Москве, Санкт-Петербурге, а также в других крупных городах рынок достаточно насыщен.

По оценке специалистов, потребности РФ в бытовых холодильных приборах имеют тенденцию к снижению в связи с насыщением рынка и сокращением народонаселения в стране. Кардинальное изменение соотношения между производством и потреблением может привести к обострению конкуренции внутри страны и на внешних рынках.

Изменение потребительских цен на продукцию играет важную роль для потребителей, так как рынок чувствителен к цене, особенно в кризисных условиях. В докризисный период цены росли значительными темпами (средние потребительские цены за штуку в 2006 — 9 223 руб., в 2007 —1 1 030 руб., в 2008 — 12 993 руб.). В 2009 году заметно резкое падение цены до 10 500 руб. за штуку. Потребители переключаются на продукцию более низких ценовых сегментов.

В России было около 10 предприятий — производителей холодильного и морозильного оборудования, причем 70,7% (2,9 млн бытовых холодильных и морозильных приборов) в России выпускали — ФГУП ПО «Завод им. Серго» (г. Зелено-дольск), ЗАО «Индезит Интернешнл» (г. Липецк) и ОАО «КЗХ «Бирюса»» (г. Красноярск).

Стоит отметить рост числа производителей в 2009 году до 15. Однако в связи с мировым кризисом суммарный объем производства сократился до 2,5 млн единиц. Кроме традиционных отечественных марок выпускали холодильники с зарубежными марками: «Атлант» (белорусский производитель), Ariston, Bosch, Beko, Indesit, Electrolux, LG, Snaige, Vestel. Производство внутри страны бытовых холодильных приборов с иностранными марками помогло существенно снизить объемы закупок по импорту.

Технические и эстетические характеристики бытовых холодильных приборов, производимых на территории России под марками зарубежных производителей, не отличаются от характеристик их зарубежных аналогов. Цены моделей российского изготовления значительно ниже по причине более низкой себестоимости и отсутствия составляющей таможенных сборов. Можно даже отметить, что на холодильники Electrolux российского изготовления установлен более высокий срок гарантии: 5 лет против 1 года на шведские аналоги и 3 года на бытовые холодильные приборы традиционных российских марок.

Несмотря на указанные преимущества изделий, изготавливаемых внутри страны, импорт из стран Западной Европы и Белоруссии является неотъемлемой составной частью российского рынка холодильной и морозильной техники. Спрос на данные изделия связан с психологическими особенностями некоторых людей, верящих, что только такая техника может быть самой надежной и иметь наилучшее качество.

Можно отметить, что в связи с высокой себестоимостью продукции и значительным объемом доли сырья и материалов в ней, организации данного вида деятельности становятся зависимыми от поставщиков и диктуемых ими цен на сырье, особенно в ходе глобального финансово-экономического кризиса. Компрессоры холодильников и морозильников производятся на Астраханском заводе холодильного оборудования, Тульском оружейном заводе, Омском заводе «Компрессор», АО «Красноярский завод «Бирюса», ОАО «Айсберг», АМО «ЗИЛ», а также закупаются за границей.

Современная мировая экономическая система характеризуется все более усиливающимися интеграционными и глобализационными тенденциями, неравномерностью развития, а также обострением конкурентной борьбы между странами, регионами и организациями. Повышения конкурентоспособности страны в основных секторах производства можно достигнуть с помощью создания конкурентоспособных кластеров в основных отраслях промышленного производства. Кластеры — сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных предприятий, специализированных поставщиков услуг, а также связанных с их деятельностью некоммерческих организаций и учреждений, в определенных областях конкурирующих, но вместе с тем взаимодополняющих друг друга, — играют ведущую роль в обеспечении конкурентных преимуществ, именно кластеры создают критическую массу, необходимую для конкурентного успеха. Среди производителей холодильной и морозильной техники также отмечается тенденция к объединению и консолидации, таким кластерным объединением на данном рынке является «Холод-быт». Организации объединяются вместе, чтобы использовать специфические рыночные возможности, которые для отдельно взятых организаций не существуют. В свою очередь, конкурентоспособность страны определяется во многом наличием сектора крупных многоотраслевых корпораций, в рамках которых достигается растущая концентрация промышленного капитала, инвестиционных ресурсов, наукоемких технологий и высококвалифицированных кадров. Такой корпоративный сектор является базисом современной конкурентной инновационной экономики.


1 Рынок бытовых холодильников 2009-2011 гг. с учетом влияния кризиса - 2010.

2 Регионы России. Социально-экономические показатели // Федеральная служба государственной статистики - 2010.

3 Россия в цифрах. Статистический сборник / В.Л. Соколин. - М.: Росстат, 2009. - 829 с.

4 Регионы России. Социально-экономические показатели // Федеральная служба государственной статистики - 2010. ; Россия в цифрах. Статистический сборник / В.Л. Соколин. - М.: Росстат, 2009. - 829 с.