Библиотека управления

Анализ структуры ассортимента косметических средств, в том числе функционального назначения, на рынке Алтайского края

Ердакова Виктория Павловна к. т. н., доцент, зам. зав. кафедрой «Общая химия и экспертиза товаров» Бийского технологического института (филиал) Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова

Оглавление


Основным назначением товара является удовлетворение потребностей потребителей, причем не только сегодняшних, но и тех, которые возникнут в ближайшем будущем. Для того чтобы в большей степени удовлетворять растущие потребности, потребительский рынок косметики должен быть сегментирован по критериям цены, типам кожи, конкретным проблемам внешности (морщины, воспаления и др.), целям использования, возрасту потребителей. Связано это с тем, что не может быть косметических средств, предназначенных для всех людей без исключения.

Согласно современному законодательству стран ЕС, «косметический продукт предназначен для нанесения непосредственно на различные части человеческого тела (эпидермис, волосяной покров, ногти, губы и наружные половые органы) или на зубы и слизистую оболочку полости рта с единственной или главной целью их очищения, придания приятного запаха, изменения внешности и/или их защиты или сохранения их в хорошем состоянии». Таким образом, традиционные косметические средства предназначены только для украшения кожи и волос, а также маскировки косметических дефектов, т. е. они должны обеспечивать чисто косметический эффект. Назначение функциональной косметики состоит в обеспечении лечебно-оздоровительного воздействия на кожу и волосы. Чрезвычайно важным фактором является место продажи: если продукт реализуется через аптечную сеть или сетевой маркетинг, то его относят к функциональной косметике; если он реализуется через торговую сеть — это традиционная косметика.

Обобщение информационного материала позволило выделить существенные признаки, по которым можно определить функциональную косметику и отличить ее от косметики традиционной (табл.).

Таблица. Отличительные признаки функциональной косметики от традиционной косметики

Исследование структуры ассортимента косметических средств, реализуемых на рынке Алтайского края проводилось в период с сентября по ноябрь 2009 года в 112 аптечных учреждениях городов Барнаул, Бийск, Рубцовск. Ассортимент изучался по розничным прайс-листам товаров крупных аптечных сетей, таких как: «Эвалар», «Алтайвитамины», «Доктор Столетов», «Фармакор», «Губернский лекарь», «Радуга», «Первая помощь», «Аптеки Алтая».

Структура ассортимента косметических средств по назначению, реализуемых через аптечную сеть Алтайского края, представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Доля косметических средств по назначению, реализуемых через аптечную сеть Алтайского края

Как видно из рисунка 1, на рынке Алтайского края наибольшие и примерно равные доли в ассортименте составляют косметические средства по уходу за лицом и за волосами.

Косметические средства по уходу за лицом, в свою очередь, подразделяются на средства питательные, увлажняющие и функциональную косметику. Процентное соотношение данных средств в аптечной сети представлено на рисунке 2.

Рис. 2. Структура ассортимента косметических средств по виду воздействия, реализуемых через аптечную сеть

Преобладающее количество ассортимента косметических средств для лица приходится на функциональные средства, что объясняется спецификой ассортимента аптек, традиционная косметика реализуется через розничную сеть.

Анализируя косметические средства для лица функционального действия, можно отметить, что наибольшую долю в ассортименте занимает импортная косметика (86%). На долю отечественных косметических средств функционального назначения приходится всего 14%.

Большая часть импортной косметики представлена такими странами-производителями, как Франция, Германия, США, Финляндия, причем наибольшую долю в ассортименте занимают средства функционального действия из Франции (44%). Соотношение стран-производителей средств для лица функционального действия представлено на рисунке 3.

Рис. 3. Структура ассортимента косметических средств функционального назначения по странампроизводителям

Наиболее широко ассортимент косметических средств для лица функционального назначения представлен девятью торговыми марками. Структура ассортимента косметических средств функционального назначения по торговым маркам представлена на рисунке 4.

Рис. 4. Структура ассортимента функциональных косметических средств по торговым маркам

Как видно из рисунка 4, наибольшую долю в ассортименте занимает торговая марка Vichy (29%). Наименьшая доля принадлежит отечественным торговым маркам.

В зависимости от направленности действия косметические средства для лица, представленные в аптечной сети Алтайского края, подразделяются на средства против акне, антивозрастную косметику, тональные средства и средства для защиты от солнца, содержащие биологически активные вещества. Процентное соотношение данных косметических средств представлено на рисунке 5.

Рис. 5. Структура ассортимента функциональных косметических средств по направленности воздействия

Анализируя рисунок 5, можно отметить, что на потребительском рынке функциональной косметики наибольшую долю в общем объеме предложения составляют косметические средства против акне (44%), с небольшим отрывом следуют средства против старения (39%). Такое распределение объясняется спросом потребителей на этот вид косметики.

Все косметические средства для лица функционального назначения в зависимости от возраста потребителей подразделяются на средства для молодой кожи, для стареющей кожи и средства, предназначенные для любого возраста. Процентное соотношение данных средств представлено на рисунке 6.

Рис. 6. Процентное соотношение косметических средств для лица в зависимости от возраста потребителя

Анализ косметических средств для лица функционального назначения по ценовому диапазону позволяет отнести ее в большей степени к элитной косметике, стоимостью от 1 000 руб. и выше за одну упаковку и только небольшая часть средств функциональной косметики относится к косметике медиум-класса, имеет цену от 500 руб. за упаковку.

В качестве активных добавок в косметических средствах используются фосфолипиды, витамины С, Е, А, экстракты растений (василек, календула, эхинацея, мелисса, конский каштан, солодка и др.), микроэлементы (ионы серебра, железа, йода, селена и др.), коллаген, фруктовые кислоты, протеины.

Таким образом, проанализировав структуру ассортимента косметических средств по уходу за лицом функционального действия, реализуемых аптечной сетью Алтайского края, можно сделать следующие выводы:

  • в структуре ассортимента функциональной косметики большая доля приходится на средства по уходу за лицом и за волосами;
  • функциональная косметика для ухода за лицом в аптечной сети Алтайского края представлена в основном зарубежными производителями, на долю отечественных производителей приходится всего 14% средств;
  • большая доля функциональных средств для лица — это антивозрастная косметика и косметика против акне, что объясняется повышенным спросом потребителей именно на такую косметику;
  • по ценовому диапазону функциональная косметика относится к элитной косметике или косметике медиум-класса;
  • большая часть косметических средств содержит в своем составе те или иные активные добавки в различных сочетаниях, причем количество добавок чаще всего варьирует от 2 до 5—6 видов;
  • на рынке Алтайского края на долю функциональной косметики по уходу за кожей приходится примерно 10—15% от общего количества традиционных косметических средств этой группы.

В целом рынок функциональных косметических средств по уходу за кожей отличается узким ассортиментом, представлен в основном дорогостоящей импортной продукцией, доступной только высокообеспеченной категории потребителей, но характеризуется повышением объема производства и реализации.