Библиотека управления

Роль знаний как новой и важнейшей составляющей понятия конкурентоспособности

Балаян Эдуард Анатольевич Зам. директора по развитию компании «Луйсоптика», аспирант Всероссийской Академии Внешней Торговли, факультета Менеджмента и маркетинга

Оглавление


Определение конкурентоспособности имеет достаточно широкие рамки охвата и сама ее концепция недостаточно ясна. В то же время наблюдается растущий консенсус вокруг положения о том, что она действительно является одной из, если не главной, принципиальной проблемой экономической политики как на уровне государства, так и на уровне отдельно взятого предприятия.

Подчеркнем, что конкурентоспособность является прежде всего способностью конкурировать1. Само же понятие конкуренции имеет непостоянный, меняющийся характер. Традиционно конкуренция считалась в первую очередь способностью продавать больше продукции и генерировать большую прибыль, чем конкурент, будь то компания или страна. Нарастающие преобразования привели к существенным изменениям2. Сегодня конкуренция в большей степени сосредоточена на «нематериальных» аспектах, таких как брэнды, ноу-хау, маркетинг, а не на действительной стоимости продукта как такового.

Это отчетливо видно по развитию многих российских отраслевых рынков: машиностроительного, пищевой промышленности, строительной индустрии и т. д.

Так, бурное развитие оптической науки и оптического приборостроения во всем мире, опережающие темпы внедрения в производство идей и технических решений, рожденных фундаментальными исследованиями, позволили в очень короткий исторический промежуток времени широко освоить лазерные технологии, создать волоконные оптические линии связи, вплотную приблизиться к созданию нового поколения оптической вычислительной техники с элементами искусственного интеллекта для обработки и хранения информации.

Поэтому зададимся вопросом: а что сегодня является основой конкурентоспособности?

Известно, что экономическая стоимость создается только в контексте предприятия. Поэтому мы остановимся на роли знаний в создании конкурентных преимуществ предприятия и отрасли в целом.

Роль знаний. Это — возможно, самая новая, и вместе с тем важнейшая составляющая понятия конкурентоспособности. Это также одно из связующих звеньев между концепцией конкурентоспособности и экономической теорией.

Когда политики говорят о конкурентоспособности, экономисты говорят об экономике, приводимой в движение знаниями, или иногда — новой экономике. За тем, что может показаться просто игрой слов, на наш взгляд, стоит ключевая идея о том, что информация и инновации сегодня являются центральными движущими силами эволюции мировой экономики. Компоненты торговли и производственных факторов продолжают терять свою значимость, не только в теории, но и в правительственных программах, нацеленных на поддержку конкурентоспособности экономики3.

Вопрос о знаниях тем не менее новый для экономической науки. В данном случае, возможно, научно-технический прогресс развивается гораздо более быстрыми темпами, чем экономическая теория и все еще существует множество вопросов и областей анализа, которые необходимо изучить, чтобы лучше понять связь между знаниями и конкурентоспособностью.

Знания создаются и формируются на основе потока событий и потока информации. Рассмотрим это более подробно. Поток событий — последовательность однородных событий, следующих одно за другим в какие-то случайные моменты времени.

Поток событий и поток информации можно наглядно изобразить рядом точек на оси времени O t (рис. 1).

Рис.1. Изображение потока информации на оси времени

Положение каждой точки случайно, и здесь изображена лишь какая-то одна реализация потока.

Интенсивность потока информации (к) — это среднее число, приходящееся на единицу времени.

Таким образом, чем больше интенсивность, тем больше потока информации, тем больше знания.

В первых работах по конкурентоспособности Портер признает, что не существует универсального рецепта ускорения темпов роста. Тем не менее успех политики развития конкурентоспособности во многом зависит от стадии развития экономики. Подразделение на три стадии развития также лежит в основе теории конкурентоспособности, предложенной Всемирным экономическим форумом4.

«Факторная стадия», распространяющаяся на страны с самым низким уровнем развития, для которых мобилизация основных производственных факторов (земля, сырьевые товары и неквалифицированный труд) является основным условием макроэкономического роста. На этой стадии «основной работой правительства является обеспечение общей политической и макроэкономической стабильности и достаточно свободные рынки,чтобы позволить эффективную утилизацию сырьевых товаров и неквалифицированного труда, как отечественными фирмами, так и через привлечение иностранных инвестиций». Для этой категории стран цена является главным активом в глобальной конкурентоспособности, а локомотивом продвижения во вторую группу является ассимиляция технологий через импорт, прямые иностранные инвестиции и имитацию.

Инвестиционная стадия касается стран, имеющих статус средней доходности, где рост зависит от инвестиций и конкурентоспособность достигается « через использование мировых технологий во внутреннем производстве. Прямые иностранные инвестиции, совместные предприятия и аутсорсинг позволяют интегрировать национальную экономику в мировую производственную систему». На этой стадии в целях повышения привлекательности «правительству необходимо уделять все большее внимание физической инфраструктуре (порты, телекоммуникации, дороги) и правовой базе (таможня, налоги, законодательство о деятельности предприятий), чтобы позволить более полную интеграцию экономики в глобальные рынки».

Инновационная стадия касается стран с высоким уровнем экономического развития, которые совершили переход от экономики, импортирующей технологии, к экономике, создающей технологии. В этом случае « существует критическая связь между конкурентоспособностью и высоким уровнем образования (в особенности, в сфере точных и естественных наук) и способностью быстро переходить к новым технологиям»5.

На рисунке 2 представлена общая схема управления конкурентноспособностью фирмы О, качество работы которой характеризуется величиной Q. Объект управления подвержен внешним воздействиям f, а улучшить его работу хотят за счет выбора надлежащего управляющего воздействия u на объект, которое формируется системой управления U по результатам I наблюдения объекта.

Рис. 2. Общая схема управления конкурентоспособностью

Стратегия управления,благодаря которой формируется управление конкурентоспособностью u, много сложнее. Она уже настолько сложна, что ее реализация стала возможной только благодаря успехам высоких технологий.

Оптимальная стратегия управления конкурентоспособностью будет определяться критерием качества Q. Величина Q зависит не только от стратегии управления, но и от объекта О и действующих на него возмущений f. В силу этого величина Q, которую мы должны оптимизировать, определяется математической моделью (математическим описанием) объекта О и воздействия f. Оптимизация критерия Q должна быть такой, чтобы обеспечивать надежность действий: фирма не прекратит деятельность на рынке, в своем развитии будет иметь поступательное положительное движение и все это будет происходить в требуемом темпе.

Для такого управления конкурентоспособностью сегодня необходимы знания, которые по темпу развития значительно превосходят темп развития экономики (рис. 3). Поэтому сегодня интеллект человека — это тот «снаряд», посредством которого он подвигается вперед и посредством которого каждый успех его обеспечивается и становится опорным пунктом для достижения новых успехов. А интеллект любой компании — это тот «снаряд», который способен победить конкурента.

Рис. 3. Скорости развития знаний и экономической теории

Стало быть, умственная сила, есть двигатель прогресса, и компании стремятся к усовершенствованию в той мере, в какой степени их интеллектуальный уровень расходуется на поступательное движение — т. е. в какой мере он посвящается расширению знаний, усовершенствованию способов производства.

Интеллектуальный капитал — это те знания, которые остались в компании,когда все сотрудники ушли домой (Т. Стюарт)6. Или те знания, из которых можно извлечь прибыль. Знания, очевидно, делятся на: явные (открытые) и неявные (скрытые). Под явными знаниями компании понимаются все каким-либо образом документированные данные, цифры, информация, отчеты, протоколы и т. д. Под скрытыми же знаниями понимаются профессиональный и жизненный опыт сотрудников, их ожидания, интуиция, амбиции, мечты, моральные устои и нормы — все те нигде не отраженные нематериальные активы компании, которые формируют ее стиль работы, руководства и общения, как с внутренними, так и с внешними клиентами. К сожалению, большинство современных систем управления знаниями работают только с явными знаниями.

В постсоветском пространстве в силу особенностей национального менталитета трудностей несколько больше, чем в остальном мире. В первую очередь, как бы банально это ни прозвучало, но на пути эффективного использования системы управления знаниями в нашей стране стоит крайне размытое понятие интеллектуальных активов, а также активов нематериальных. Говоря об интеллектуальных активах компании с точки зрения закона, мы говорим фактически об интеллектуальной собственности компании. В товремя как большую часть в составе интеллектуальных активов чаще всего занимают именно скрытые знания компании. Именно они составляют ее основную ценность и именно их сложнее всего защитить правами интеллектуальной собственности. Называя же скрытые знания компании Нематериальными Активами (intangible assets), мы тем самым относим их к бухгалтерскому понятию НМА, т. е. утверждаем, что их можно учесть на балансовых счетах компании, что противоречит истине.

Однако в контексте теории управления знаниями мы продолжаем называть неявные знания компании именно ее нематериальными активами, и основываемся на уже имеющихся западных подходах, которые утверждают, что 80% рыночной стоимости компании составляют ее нематериальные активы, неучтенные в балансовой стоимости.

Мы считаем, что управление конкурентоспособностью сегодня должно вести к более высокой степени автоматизации структурированных процессов знаний в компании. Существуют различные процессы, для которых такого знания нет вовсе, или его нет в необходимой степени. Например, если в системе управления компанией возможны ситуации отказов элементов (подсистем), которые заранее не предусмотрены и не обеспечены средствами их обнаружения и локализации, то система управления должна над имеющейся базой знаний принять наиболее рациональное решение (осуществить реконфигурацию и т. п.)7. При этом может понадобиться заранее не предусмотренным способом спланировать целую последовательность действий по выводу системы в работоспособное состояние. Для этого нужны другие методы интеллектуализации управления с другими формами представления и обработки знаний, вообще говоря, обеспечивающие более высокий уровень интеллекта. В частности, могут понадобиться более мощные методы «обдумывания» ситуации, обрабатывающие знания общего вида, нежели методы, просто использующие правила, априорно заготовленные или несколько модифицируемые в процессе функционирования.

Таким образом, управление конкурентоспособностью сегодня — это управление, в котором получение и эксплуатация знаний стали играть фундаментальную роль в создании благосостояния.


1 Всемирный экономический форум, доклад «Глобальная конкурентоспособность» (1996).

2 Даниэль Сэпик - Эксперт РЕЦЭП. «Индикаторы конкурентоспособности регионов: европейский подход». Журнал «Стратегия России». № 5. 2005.

3 Department of Trade and Industry (1999), Debonneuil-Fontagne (2003).

4 Цитаты в этом разделе взяты из: The Global Competitiveness Report 2001-2002, Executive Summary: Competitiveness and Stages of Economic Development, Michael E. Porter, Jeffrey D. Sachs, John W. McArthur.

5 Группа консультантов по конкурентоспособности (Ciampi Group), Первый доклад для председателя Европейской Комиссии, премьер-министров и глав государств (1995).

6 Томас А. Стюарт лауреат многих премий, член редколлегии журнала Fortune. Он первым исследовал природу интеллектуального капитала в серии концептуальных статей, снискавших ему мировую известность главного эксперта в этой области.

7 Коган М.М., Неймарк Ю.И. Функциональные возможности адаптивного локально-оптимального управления // Автоматика и телемеханика. 1994. № 6. С.94-105.