Библиотека управления

Состояние и перспективы развития рынка пива и безалкогольных напитков (г. Волгодонск)

Дудакова Ирина Анатольевна «Экономика и менеджмент» Волгодонского Института Сервиса ЮРГУЭС, докторант каф. «Маркетинга и рекламы» РГЭУ РИНХ, зам. зав. каф. «Экономика и менеджмент»

Оглавление


Потребление пива в России в настоящее время составляет около 65 литров на человека в год. По прогнозам экспертов, к 2010 году среднедушевое потребление пива может увеличиться до 73 литров на человека в год.

Рынок пива в России близок к насыщению, в связи с чем в ближайшие несколько лет взрывного роста продаж не ожидается. К 2010 году объем пивного рынка увеличится на 18% в натуральном выражении по отношению к 2005 году, преимущественно за счет нестоличных регионов. Благодаря усилению позиций пива класса премиум и других высокоценовых категорий темпы роста рынка в денежном выражении, вероятно, превысят темпы роста в натуральном выражении. На российском рынке пива будет набирать силу тенденция поляризации между премиум-брэндами и брэндами экономичного сегмента — данная тенденция уже ясно прослеживалась в конце 2005 года. Крупнейшие производители продолжат оптимизацию портфелей брэндов, преимущественно фокусируясь на пиве премиум-класса и эконом-класса.

Результаты исследований, проведенных компанией «Комкон-СПб», свидетельствуют о том, что подавляющее большинство потребителей пива в России предпочитает светлое пиво, доля потребителей темного пива не превышает 11%. Основная часть потребителей пива — около 70%, предпочитает напиток средней крепости (3—4%), доли предпочитающих легкое и крепкое пиво примерно одинаковы — по 12% (рис. 1).

Рис. 1. Структура предпочтений россиянами пива разной степени крепости, % от числа опрошенных потребителей (по результатам исследований компании «Комкон-СПб»)

Лидерами российского рынка пива по предпочтениям потребителей являются следующие марки: «Балтика» (ОАО «Пивоваренная компания «Балтика», Санкт-Петербург) — на ее долю приходится 35% от числа всех потребителей; «Клинское» (SUN Interbrew) — более 20% потребителей; «Сибирская корона» (SUN Interbrew) — около 20% потребителей; «Жигулевское» (разных производителей) — 18% потребителей. «Балтика» прочно ассоциируется у потребителей с «резервной» маркой — той, которую берут в ситуации затрудненного выбора.

Рассмотрим перспективы развития рынка пива и безалкогольных напитков в г. Волгодонске. В июне-июле 2007 было проведено маркетинговое исследование с целью выявить предпочтения покупателей на рынке безалкогольных напитков и пива. В исследовании по изучаемой проблеме приняли участие 250 человек. В анкетировании приняли участие люди разных возрастных категорий (табл. 1).

Таблица 1. Распределение респондентов по возрасту

В опросе приняли участие 143 женщины и 107 мужчин (рис. 2).

Рис. 2. Распределение респондентов по полу

Среди опрошенных 51% составляют горожане, имеющие доходы более 5 тыс. рублей в месяц (рис. 3).

Рис. 3. Распределение респондентов по уровню доходов

В таблице 2 представлена информация о респондентах по виду профессиональной деятельности.

Таблица 2. Вид профессиональной деятельности респондентов

Объект исследования 1 - супермаркет «Магнит» (федеральная сеть «Магнит»). Режим работы: с 8 до 23 часов без перерыва и выходных; расположен по адресу ул. Черникова, 18. Магазин «Магнит» имеет достаточно широкий ассортимент безалкогольных напитков: соки — 15 наименований, газ. воды — 9, мин.воды - 5 и пива - 19. Ассортиментный ряд указанных выше товарных позиций представлен на рисунках 4 - 6. Цены на пиво варьируют от 16 до 62 рублей, что позволяет удовлетворять потребности любого покупателя. Газированные и минеральные воды, соки тоже имеют достаточно широкий диапазон по уровню предлагаемых цен и по различному формату упаковки.

Рис. 4. Ассортиментный ряд пива магазина «Магнит»

Рис. 5. Ассортиментный ряд минеральной воды магазина «Магнит»

Рис. 6. Ассортиментный ряд натуральных соков магазина «Магнит»

Результаты опроса покупателей показали, что 42% покупателей не устраивает ценовая политика, они не довольны рекламой торговой марки. 36% потребителей недовольны месторасположением торгового предприятия; руководству предприятия необходимо данный фактор учесть и разработать дополнительные акции по их привлечению. Наиболее предпочтительными источниками рекламной информации о новых товарах являются: радио и телевидение.

Объект исследования 2 - супермаркет «Радеж» (региональная волгоградская сеть «Радеж»). Режим работы: с 8 до 23 часов без перерыва и выходных; расположен по адресу пр. Октябрьское шоссе, 31.

Магазин «Радеж» имеет достаточно широкий ассортимент безалкогольных напитков и пива. Пиво представлено 54 наименованиями товарных позиций, газированная вода и соки — 15, минеральная вода — 7 (рис. 7—10).

Рис. 7. Ассортиментный ряд пива магазина «Радеж»

Рис. 8. Ассортиментный ряд газированной воды магазина «Радеж»

Рис. 9. Ассортиментный ряд минеральной воды магазина «Радеж»

Рис. 10. Ассортиментный ряд соков магазина «Радеж»

Магазин «Радеж» реализует пиво, как отечественных производителей, так и иностранных. Пиво — достаточно популярный напиток, поэтому при его реализации используется упаковка разной вместимости от 0,5 до 5 л; в ассортименте достаточно широкий выбор «темного» пива.

Рынок газированных напитков постоянно дополняется различными вкусами. Магазин «Радеж» наряду с полюбившимися потребителям марками — «Фиеста», «Пепси», «Дюшес» — торгует новыми вкусами: «Айсти», «Ириска», «Квас очаковский».

К сожалению, ассортиментный ряд минеральной воды не такой разнообразный, как пива, всего 7 наименований, из местных напитков только «Аксинья». «Радежу» необходимо повышать степень информированности покупателей о функциональной ценности этих напитков.

«Радеж» реализует наиболее популярные марки соков: «Добрый», «Любимый сад», «Мой», «Фруктовый сад» и другие.

Оценка деятельности магазина «Радеж » покупателями показала, что 40% ежедневно пользуются торговыми услугами; в целом потребители довольны режимом работы (76%), культурой обслуживания (86%); но 38% не устраивает расположение, 32% не устраивает ассортимент и реклама данной торговой марки, 34% не довольны качеством предлагаемых товаров и 50% не устраивает ценовая политика. «Радеж» — это торговая сеть, которая пришла на рынок потребительских товаров и услуг г. Волгодонска в 2006 году; чтобы удержать свои позиции на рынке, ей надо пересмотреть стратегические ориентиры маркетинговой политики.

Объект исследования 3 - супермаркет «Александр» (локальная местная сеть). Режим работы: круглосуточно без перерыва и выходных; расположен по адресу: ул. Курчатова, 14. «Александр» — это локальная сеть местного формата, которая специализируется на продаже сахара, безалкогольных напитков, пива, алкогольных напитков, продукты питания представлены в небольшом ассортименте. На момент проведения маркетингового исследования ассортиментный ряд насчитывал: пива — 17 позиций, соков — 10, минеральной воды — 5, газированной воды — 4 (рис. 11—14).

Рис. 11. Ассортиментный ряд пива магазина «Александр»

Рис. 12. Ассортиментный ряд соков магазина «Александр»

Рис. 13. Ассортиментный ряд газированной воды магазина «Александр»

Рис. 14. Ассортиментный ряд минеральной воды магазина «Александр»

Магазин «Александр» работает в формате «У дома», поэтому он реализует пиво небольшой емкости 0,5; которое удобно держать в руке, и оно не требует дополнительного сервиса, связанного с потреблением. Ассортимент соков представлен продукцией отечественных производителей.

Ассортимент газированной воды практически не представлен: 4 позиции — это недостаточно для магазина, работающего в формате «У дома».

Минеральная вода представлена марками: «Меркурий», «Ессентуки», «Пилигрим», «Архыз».

Покупатели магазина «Александр» оценили его деятельность следующим образом: ежедневно услугами пользуются — 58%, режимом работы довольны только 44%, культура обслуживания удовлетворяет — 64%; ценовая политика не устраивает 62% и 52% не нравится реклама торговой марки.

Объект исследования 4 — супермаркет «Артемида» (самая крупная локальная сеть). Режим работы: с 8 до 23 часов без перерыва и выходных; расположен по адресу пр. Мира, 8.

«Артемида» — это местная сеть, реализующая продукты питания, безалкогольные напитки, пиво. В сознании жителей города она позиционируется как сеть, активно использующая инструментарий демпинга. Ассортимент пива представлен 39 товарными позициями, минеральной воды - 4, газированной воды - 8, соков - 16 (рис. 15 - 17). Цены на аналогичные товары у конкурентов на 10 копеек выше.

Рис. 15. Ассортиментный ряд пива магазина «Артемида»

Рис. 16. Ассортиментный ряд минеральной воды магазина «Артемида»

Рис. 17. Ассортиментный ряд соков магазина «Артемида»

Пиво представлено в ассортименте достаточно широко: имеет разный ценовой диапазон (от 10 и свыше 120 руб.) и разный формат упаковки (от 0,5 до 5 л).

Минеральная вода имеет более узкий ассортимент: всего 4 позиции известных марок «Аксинья», «Меркурий», «Архыз».

Ассортимент соков достаточно разнообразен, представлен известными брэндами: «Добрый», «Любимый сад», «Фруктовый сад», «Я», «Тонус», «Джей 7».

Покупатели в целом положительно оценили деятельность магазина «Артемида»: 76% посещают магазин ежедневно, 78% устраивает режим работы и 78% потребителей довольны культурой обслуживания; 70% довольны ценовой и рекламной политикой. 44% покупателей не довольны качеством и 40% не устраивает расположение магазина.

В таблице 3 представлены данные опроса, проведенного среди 200 потребителей пива, для выяснения наиболее предпочтительных марок.

Таблица 3. Наиболее предпочтительные марки пива

Резюмируя итоги проведенного исследования, можно сделать ряд выводов:

  1. В целом в г. Волгодонске, как и в стране, будет наблюдаться увеличение объемов продаж пива. Первое место на рынке пива удержит пиво местного производства «Дон». Однако для дальнейшей популяризации этого напитка необходимо проведение рекламных акций. Его продажу необходимо подкрепить различными акциями по «привязыванию» к этой марке — подарки, бонусы; в противном случае ему придется уступить свои позиции «Невскому».
  2. У населения г. Волгодонска популярным становится здоровый образ жизни, поэтому можно прогнозировать дальнейший рост потребления соков. Необходимо путем анкетирования выявить количество потребителей,заинтересованных в приобретении функциональных напитков, определить уровень их знаний о пользе ежедневного потребления соков. Доля местных производителей на этом рынке незначительна.
  3. Отмечается снижение популярности минеральной воды у горожан, ее постепенно вытесняют газированные напитки, содержащие в своем составе натуральные соки. Активно входит на рынок холодный чай, вполне вероятно появление холодного кофе и какао. К сожалению, местная марка «Аксинья» не является лидером продаж.
  4. Потребители высказывают серьезные претензии к качеству торговой услуги и реализуемых товаров; они недовольны ценовой политикой, проводимой магазинами, им не нравится реклама как местных, так и иногородних сетей.

Уровни обслуживания покупателей должны быть спланированы и измерены соразмерно ожиданиям покупателей. Установление регулярного, двустороннего диалога между покупателями и торговым персоналом, позволит розничной компании услышать покупателей, а также стимулировать диалог, результатом которого будут новые услуги. В обслуживании покупателей отсутствует «изюминка», отличающая характер торговой услуги разных торговых предприятий — это серьезная проблема.