Библиотека управления

Процессы диффузии инноваций

Татьяна Овчинникова, Ирина Булгакова, Владимир Штефан Воронежская государственная технологическая академия

Оглавление


В последние годы появилось большое число работ, посвященных исследованию инновационных процессов. Спектр рассматриваемых в них вопросов чрезвычайно широк. Это проблемы изучения собственно нововведений, стадий их развития, причин появления, моделирования распространения, исследования связей экономических механизмов с темпами НТП, выявление характера влияния экономической среды на развитие инноваций, анализ стратегического поведения фирм на рынке, изучение конкретных примеров новых технологий и новых продуктов и многие другие. Определение закономерностей развития новшеств во времени — одна из основных проблем не только теоретического исследования, но и при решении практических задач. В связи с этим естественен интерес, проявляемый к изучению процессов нововведений, построению как чисто качественных, так и формализованных моделей их создания и распространения.

С понятием «инновации» тесно связано понятие «диффузии», т. е. распространения освоенных инноваций в новых условиях или областях применения. Моделирование диффузии и замещения продуктов и технологий, а также изучение влияния различных экономических факторов на эти процессы являются одним из важных направлений экономико-математического моделирования.

Основные подходы к моделированию диффузий инноваций. Диффузия (распространение) нововведения лежит в основе модернизационной фазы процесса продвижения инноваций, т. е. соответствует фазе, когда нововведения, уже разработанные одним или несколькими новаторами, используются другими фирмами. Классическое определение диффузии дал Е.М. Роджерс: «Диффузионный процесс — это распределение новой идеи от источника изобретения или создания до конечного пользователя или потребления».

При анализе диффузий технологических нововведений является важным вопрос о том, почему предприятия решаются на принятие какого-либо нововведения. Для того чтобы объяснить, почему одни предприятия делают это раньше других, рассматривают следующие характеристики:

  • особенности популяций (группы лиц, реально или потенциально принимающих решения о покупке),
  • взаимосвязи между всеми потребителями, которые составляют эту популяцию, т. е. циркуляцию информации, вызывающую этот порядок.

В обоих случаях для начала временного процесса диффузии требуются некоторые изменения в оборудовании. В первом случае либо характеристики вводимого оборудования постоянно улучшают качество или снижают цены на продукцию, и это порождает принятие нововведения; либо сами характеристики потенциальных потребителей меняются так, что увеличивается количество принявших нововведения.

Во втором случае отношения между индивидуумами эволюционируют: информация распространяется, доступ к информации упрощается, приобретается опыт по обращению с новой технологией и все это ведет к принятию нововведения.

Если все потребители идентичны, диффузионная схема напрямую зависит от доступа к информации. Организации различаются по их активам, компетенции и т. д. Так, в свою очередь, учитывается положение предприятия на рынке, а также положение, занимаемое им в доступе к информации.

Учет внешних условий принятия нововведения ведет к рассмотрению следующих классов факторов, отличающих диффузию:

  • стратегическое взаимодействие между предприятиями (принятие нововведения вызывается каким-либо воздействием между фирмами на рынке);
  • внешние параметры (такие как эффект имитации, уже существующих сетей и стандартов);
  • изменение макроэкономических условий для вложения и роста.

Большинство моделей описывают процесс диффузии или замещения при определенных условиях. Полученная информация показывает состояние рынка (зарождающийся рынок, быстро расширяющийся или близкий к насыщению); она является важной для стратегических разработок. Кроме того, целесообразно учитывать такие характеристики инноваций как их совместимость, сложность при производстве, способ распространения информации о нововведении, объем усилий, необходимых для распространения. В свою очередь, считается, что при диффузии и особенно при процессах замещения, важную роль играет динамика цен, т. е. изменения в относительной ценности предлагаемых на рынке продуктов и динамика затрат на производство нововведений. Учет этих факторов приводит к двум различным стратегическим политикам:

  • оказание давления на ход замещения;
  • защита естественного хода замещения от внешних факторов. Отметим, что указанные содержательные представления не всегда воплощаются в той или иной модельной форме.

Определим подходы к моделированию диффузии (рис.).

Рисунок. Диффузии инноваций

Эпидемический подход. Изначально диффузию рассматривали, сравнивая ее с распространением эпидемии, недуга, когда принятие новых технологий несет с собой необходимость контакта с теми, кто уже их принял, т.е. «инфицирован». Причина принятия, в некотором роде, является внешней для принимающего и действует в основном на его окружение.

Подход частичного равновесия. Данный тип выбран по контрасту для того, чтобы подчеркнуть отличительный эффект разнородности организаций, потенциально принимающих решения. Согласно с производительными характеристиками экономической эффективности, предприятие принимает нововведения либо сейчас, либо позднее, когда цена будет приемлема. Так как данный подход предполагает совершенную конкуренцию, наличие во внешней среде полной информации о технологиях и механизмах поведения предприятий, то он может быть назван равновесным подходом.

Стратегическое поведение. Здесь подчеркивается взаимозависимость всех решений. Таким образом, включается в рассмотрение стратегическая составляющая процесса адаптации.

Конкуренция технологий. Задается сеть внешних условий, предприятие принимает стандартную разработку из-за удобства (так как могут быть использованы общедоступные знания и навыки), в то время как существует возможность выбора новой технологии.

Удовлетворительное поведение. Данный подход поддерживает роль инерции предшествующего опыта и знаний в процессе принятия решений. Устоявшиеся технологии доминируют над рациональным выбором новой технологии.

Приведем в пример ОАО «Концерн «Созвездие», являющийся оборонно-промышленным комплексом, выпускающим высокотехнологичную радиоэлектронную продукцию. Под влиянием внешней среды источниками разнородности выпускаемой концерном продукции могут служить неодинаковые по важности выполнения задачи:

  • обеспечение государственного оборонного заказа, в том числе НИОКР в объеме государственной программы вооружения;
  • разработка и поставка экспортно-ориентированной продукции;
  • разработка и поставка гражданской и народно-хозяйственной продукции.

От поставленных задач, учитывающих оборонную безопасность страны, зависит использование подходов диффузных инноваций.

Как видим из таблицы 1, при выполнении государственного заказа, который является первичным по своей значимости, ОАО «Концерн «Созвездие» преследует имитационные эффекты частично, поскольку является монопольной интегрированной структурой, однако предусматривающей техническое перевооружение производства.

Таблица 1. Подходы к рассмотрению диффузии на ОАО «Концерн «Созвездие», учитывающие факторы государственного оборонного заказа

Концерн использует подход частичного равновесия, выполняя разработки и поставки экспортно-ориентированной и народно-хозяйственной продукции. При выполнении этой задачи учитываются нововведения, которые являются конкурентными, имеет значение фактор ценообразования, однако имеющиеся производственные мощности в концерне позволяют вести ценовые войны, для того чтобы иметь большую рыночную долю (табл. 2).

Таблица 2. Подходы к рассмотрению диффузии на ОАО «Концерн «Созвездие», учитывающие факторы разработки и поставки экспортно; ориентированной и народно-хозяйственной продукции

Интеграция информационных, ценовых и других рыночных факторов позволяет предприятиям концерна реализовать программно-определяемый продукт.