Библиотека управления

Информация в Интернете об экологической деятельности химических предприятий России

Елена Хабарова, Татьяна Хабарова МГАТХТ им. М.В. Ломоносова

Оглавление


90-е годы истекшего столетия и начало нового отмечены усилением в мире процессов постиндустриальной трансформации. Особенно это относится к информатизации общества и бурному развитию системы Интернет.

Коренным образом изменилась и сфера взаимоотношений общества с природой. Для индустриализма типичным было доминирование вторичного сектора — обрабатывающей промышленности, имеющей дело непосредственно не с девственной природой, а с сырьем, материалами и топливом, уже вырванными из естественной связи с ней. Вступление в постиндустриальную эпоху означает не только выдвижение на главную роль третичного сектора (сферы услуг), но и изменение технологической базы и структуры, всего облика материального производства. Первичный (добывающее производство) и вторичный сектора (если за основу условного разграничения принять не отраслевой, а технологический принцип классификации типов общественного производства) преобразуются на основе научных разработок, высоких технологий, компьютерно-информационных и телекоммуникационных систем1.

Не что иное, как постиндустриальная перестройка производства и потребления способна отвести угрозу экологического коллапса, но не путем возврата к доиндустриальному состоянию, сельской идиллии, а через развитие современных технологий, информации, человеческого капитала, качественного совершенствования жизни людей и оптимизации их потребностей. Это и есть то, что В.И. Вернадский называл процессом формирования ноосферы, т. е. сферы, где естественные процессы соединяются с разумной деятельностью человека в единой природно-экономической системе «производство — окружающая человека природная среда».

Убеждаясь в том, что именно в природно-экономической системе, формирующейся в постиндустриальном мире, и заключена возможность решения экологических проблем современности, мы должны отметить, что не последняя роль в этом процессе отведена предприятиям всех подотраслей химической промышленности.

К рассматриваемому вопросу прямое отношение имеет появляющийся в последнее десятилетие интерес российских предприятий к внедрению комплексных систем управления охраной окружающей среды (СУОС)2. Широкомасштабное распространение информации о СУОС, в т. ч. авторитетными международными организациями (Программа ООН по охране окружающей среды, Международная торговая палата, ЕС и целый ряд других), постепенно меняет этику деловых отношений в сторону все большего учета экологических аспектов любых видов деятельности, позволяет наряду с другими стимулирующими факторами добиваться изменения поведения конкретных предприятий.

В развитых странах предприятия стимулируются к внедрению СУОС не только стремлением получить прямой выигрыш от снижения издержек, устранения штрафных санкций и т. п., но и боязнью потерять традиционные рынки или не получить новых, трудностями кредитования, страхования и т. д. В современных российских условиях действие большинства из этих стимулов проявляется весьма слабо, если вообще как-либо проявляется. Внимание к СУОС лишь в самое последнее время стали проявлять крупные производственные структуры и предприятия («Газпром», «ЛУКОЙЛ» и т. п.), связанные главным образом с экспортом энергии, сырья и крупнотоннажных продуктов на первых стадиях переработки, а также некоторые экспортноориентирован-ные предприятия машиностроения. Это объясняется прежде всего растущими экологическими требованиями на внешних рынках (новыми нетарифными барьерами в международной торговле), в т. ч. требованиями наличия сертифицированных СУОС (например, систем экологического менеджмента в соответствии с международными стандартами серии ИСО 14000)3.

По мере того как компании осознают необходимость внедрения СУОС, они меняют свои взгляды и на то, каким образом Интернет может работать на них в области связей с общественностью: создавать репутацию и управлять ею.

Конечно же, хорошая связь всегда была важна в мире бизнеса, просто с приходом эпохи Интернета она стала самой важной, учитывая, что в Интернет-сети, разработанной для распространения информации, связи с общественностью играют более значительную роль, чем в так называемом реальном мире4.

Новые возможности онлайнового потребителя превратили его в инициатора и руководителя «правил игры», которые компании либо должны принимать, либо они рискуют быть вытесненными с рынка конкурентами. В современных условиях классических элементов системы маркетинга стало недостаточно. Если у всех конкурентов одинаковый товар, одинаковые вложения в рекламу, похожие стратегии производства, строящиеся на четком понимании рынка, высоко квалифицированные менеджеры по продажам, то необходимо сделать что-то еще, что никто из конкурентов не делает.

Интернет-среда обладает значительным потенциалом, который может помочь компаниям стать ближе к клиентам и установить с ними долгосрочные взаимовыгодные отношения, являющиеся основой для формирования лояльности. Многие предприятия, воспользовавшись появлением новой технологии коммуникаций, начали активно ее внедрять в свою деятельность, добиваясь таким образом нового конкурентного преимущества в изменившихся рыночных условиях. При этом некоторые из них предприняли удачную попытку повысить значимость персонализации коммуникаций с клиентом, декларируя нематериальные активы в структуре рыночной стоимости компаний и подчеркивая экологическую ответственность за свою хозяйственную деятельность и продукцию.

Анализ веб-сайтов химических предприятий России, осуществленный по базе данных справочников Агентства Деловой Информации5, позволил выявить динамику отражения вопросов экологической проблематики в этом секторе экономики в 2003—2005 годах (табл).

Таблица 1. Использование интернет-технологий предприятиями химической промышленности

Появление новых веб-сайтов подтвердило возрастание роли ресурсов Интернета как части информационной среды технологического бизнеса России. Снижение по некоторым позициям количества информационных пулов экологической направленности скорее всего явилось следствием уменьшения числа предприятий конкретных подотраслей химической промышленности.


1 Медведев В.А. Перед вызовами постиндустриализма: Взгляд на прошлое, настоящее и будущее экономики России. – М.: Альпина Паблишер, 2003. – 440 с.

2 Хабарова Е., Алексеева Ю. Формирование экологоориентированного рынка в России//Практический маркетинг. 2002. № 8 (66). – С. 21–24; Хабарова Е.И., Романова С.Г. Об экологизации парфюмерных и косметических производств//Наукоемкие химические технологии – 2004. Х Межд. н/т конф. (Волгоград, 7–10 сентября 2004 г.). Тезисы докладов. Том 2. – Волгоград, 2004. – С. 233–236.

3 Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы / Рук. авт. кол.: Д.С. Львов, А.Г. Поршнев. – М.: Экономика, 2002. – 702 с.

4 Хейг М. Электронный Public Relations/Пер. с англ. – М.: ФАИРПРЕСС, 2002. – 192 с.

5 Промышленность. Отрасль. Химическая и нефтехимическая промышленность. Т.21–1. – М.: АДИ «Бизнес-карта», 2003, 2005.