Библиотека управления

Маркетинговое сопровождение образовательных услуг как средство снижения рисков высшего учебного заведения

Виктория Бондаренко к. э. н., ведущий специалист по маркетингу юридического бюро «Оферта», преподаватель кафедры коммерции Ростовского института (филиала) Российского торгово-экономического университета

Оглавление


Образовательные услуги, в особенности оказываемые высшей школой, являются основой развития и экономического благополучия общества, государства, региона. Данный вид услуг неизменно приносит блага обществу в целом, индивидам, получающим таковые, и организации - услугодателю, выражаясь в ее экономическом процветании. Однако подобный эффект возможен только при высоком качестве предоставляемых образовательных услуг.

Поскольку процесс оказания образовательных услуг не может быть отделен от непосредственного потребления, то качественный аспект в равной степени зависит от стороны, оказывающей, и стороны потребляющей данную услугу. Однако вуз, реализующий образовательные услуги, является стороной, в наибольшей степени страдающей от некачественно оказанной образовательной услуги, поскольку клиент может получить данную услугу в другом учреждении, общество в целом и отдельные коммерческие структуры в частности могут рекрутировать кадры из иных образовательных центров, а вуз рискует потерять имиджевую привлекательность, приток клиентов, финансирование и интерес со стороны государственных и частных структур.

Данный риск тем более серьезен в настоящий момент, поскольку ежегодный прирост на указанном рынке составляет более 16%1 и количество вузов перманентно растет2, а образовательный центр может экономически пострадать ввиду набора клиентов несоответствующего качества, априорно неспособных к восприятию качественной образовательной услуги. Риск актуализируется увеличением числа вузов, оказывающих подготовку по спектру экономических и юридических специальностей, перманентным стихийным расширением клиентского спроса на эти профессии, при том что первые два места по количеству безработных, состоящих на учете в службе занятости, занимают выпускники экономических и юридических специальностей3.

В подобных условиях не вызывает сомнений необходимость скорейшего внедрения элементов маркетинга4 в практическую деятельность образовательных учреждений, поскольку именно маркетинг способен позволить учреждению выстроить адаптированную к рынку покупателя непротиворечивую концепцию развития образовательного учреждения, способствующую минимизации разноплановых рисков на основании формирования гудвилла5.

Анализ множества работ, посвященных как оценке качества образовательного процесса6 и мониторингу образовательной сферы7, так и маркетинговым стратегиям развития рынка образовательных услуг8, позволил автору сделать вывод о недостаточном внедрении маркетинговых методик в практику высшей школы. Вузы, в большинстве своем, не имеют специализированных маркетинговых служб и практически не занимаются исследованиями самостоятельно, участвуя в стихийном удовлетворении растущего спроса потребителей.

Следует отметить, что одной из первопричин возникновения риска вузов является запаздывание на период 10—15 лет оценки привлекательности учебных программ и специальностей в общественном сознании. Указанный промежуток в 10—15 лет установлен нами эмпирически на основе анализа пика популярности различных специальностей в течение 70 лет существования российской экономики. Высокие или низкие рейтинги в оценке образовательных программ в клиентских предпочтениях, будучи иллюзорными целями, оказывают серьезное материальное воздействие, формируя спрос на те или иные специальности. Обратная связь с общественным сознанием в данном вопросе осуществляется посредством накопления ряда фактов общественной жизни, заключающихся в успешности или неуспешности карьер выпускников тех или иных вузов, и непременно сказывается на имидже последних, что отражается в их перепозиционировании и уменьшении (увеличении) их доходности.

Автор в данной статье предполагает, что образовательные услуги экономического профиля имеют свойственную им специфику, определяющую необходимость присутствия у потенциального клиентского слоя определенных специфических качеств, необходимых для качественного потребления образовательных услуг. Процесс оказания образовательной услуги зависит не только от качества ее непосредственного оказания, но и от качества ее восприятия клиентской средой.

На этой теоретической основе нами формулируются клиентские критерии, необходимые для качественного восприятия образовательной услуги в области экономики, в частности, такие как:

  • достаточный интеллектуальный уровень
  • соответствующая положительная мотивация к обучению;
  • определенная психофизическая устойчивость в процессе обучения.

Исходя из данного тезиса, целесообразным было бы применение полноценного маркетингового сопровождения образовательных услуг в предклиентской фазе, однако это невозможно по ряду объективных причин (существующее законодательство, прецедентная практика, существующие народные обычаи и пр).

В связи с вышеуказанным обстоятельством основные усилия по маркетинговому сопровождению образовательных услуг вузам приходится сосредоточивать на процессе оказания услуги - работе со студентами как клиентами образовательных услуг, и работе с собственным персоналом как услугодателем.

Возвращаясь к необходимости маркетингового сопровождения на предклиентской фазе, обратимся к проведенному нами маркетинговому исследованию. Данное исследование предклиентского слоя было реализовано в течение трех сезонов поступления. Число подвергшихся исследованию абитуриентов составляло 2 300 чел. Ввиду очерченной ранее объективной ограниченности применения процедур использования маркетингового сопровождения, работа в предклиентской фазе с абитуриентами свелась в основном к их массированному перекрестному анкетированию по вопросам мотивированности к поступлению, как потреблению образовательной услуги.

Сводный анализ по всем анкетам позволяет считать высокомотивированными к получению образовательной услуги, обладающими необходимыми психофизическими свойствами 10,33% абитуриентов из указанной выборки, соответственно, среднюю степень мотивации и необходимых свойств продемонстрировали в нашей выборке 38,54% абитуриентов. Слабой степенью мотивации, ненадлежащей психофизической компонентой характеризовались 51,13% нашей выборки, причем данные качества потенциальных клиентов мало коррелировали с баллом по ЕГЭ. На основании указанных аналитических данных, потенциальной группой риска выступают 51,13% абитуриентов из исследованной выборки, так как у вуза возрастает риск оказания некачественной образовательной услуги по причине ее плохого усвоения данным сегментом.

Далее нами было проведено комплексное исследование процесса исполнения образовательных услуг, предоставляемых в учебном заведении экономического профиля. Длительность исследования также составляла три года.

Всего исследованию подверглись 1 200 студентов-первокурсников из предыдущей абитуриентской выборки в размере 2 300 чел. На первом этапе проводилось комплексное тестирование студентов, включающее определение базового уровня образования по экономическим дисциплинам и иностранному языку, коэффициента интеллектуальности студентов и сравнение его с полученным ранее баллом по ЕГЭ. На втором этапе производилось комплексное изучение мотивации к качественному потреблению образовательных услуг. По окончании этих двух этапов исследования, проводился комплексный анализ и синтез полученных данных, их статистическая обработка для оценки эффективности оказания образовательных услуг с учетом интеллекта и мотивации студентов.

Поскольку результаты оценки коэффициента интеллектуальности, базового уровня знаний по экономике и иностранному языку, а также оценки степени мотивации исследуемых студентов были именными, мы имели возможность сопоставить интеллектуальные возможности студентов со степенью их вовлечения в процесс качественного получения образовательной услуги. Сводные данные полученных соотношений по нашей выборке студентов-первокурсников представлены в таблице 1.

Таблица 1*. Соотношение КИ**, базового уровня знаний по экономике и иностранному языку и мотиваций студентов

По данным таблицы 1 была составлена матрица в соответствии с объективной возможностью студентов и их желанием к получению качественной образовательной услуги по типу:

  1. способен и желает;
  2. способен, но не желает;
  3. неспособен, но желает;
  4. неспособен и не желает, что отражено в таблице 2.

Таблица 2. Матрица «реальная клиентская способность — мотивация»*

Таким образом, в данную таблицу-матрицу укладывается:

группа прямого риска вуза

  • «неспособен и не желает» — 90;
  • «неспособен, но слабо желает» — 62;
  • «неспособен, но желает» — 29;

группа отсроченного риска вуза

  • «способен, но не желает» — 547;
  • «способен, но слабо желает» — 275;

вне группы риска вуза

  • «способен и желает» — 197.

С учетом распределения по данной таблице-матрице, перспективными к качественному получению образовательной услуги на текущий момент, способными продемонстрировать достаточно высокие результаты остались 472 чел. из двух последних пунктов (39,33%) - группа, не формирующая риск вуза. 181 студент неперспективны к высококачественному обучению из-за своих интеллектуальных возможностей, т. е. в лучшем случае они могут стать заурядными специалистами (15,08%). Они потенциально формируют группу риска при отклонении мотивации в негативном направлении. Все остальные 547 человек на текущий момент (45,59%) из-за низкой мотивации остаются неперспективными к качественному усвоению образовательных услуг. Данный сегмент является группой риска, оказывающей негативное воздействие на имиджевую привлекательность вуза. Наравне с указанным исследованием, нами проведена серия глубинных доверительных интервью с представителями выделенных групп (372 чел.), которая также подтвердила сделанные выводы.

Как правило, фирма-услугодатель (вуз) готова к оказанию качественной образовательной услуги в данном месте и в данное время на требуемом в настоящий момент уровне, но так как реализация последней, как уже упоминалось выше, имеет две стороны и потребление данной услуги имеет не меньшее значение, чем возможность ее оказания, то потенциал персонала вуза и возможности маркетингового сопровождения образовательных услуг (заключающегося в микросегментировании клиентских слоев и направленной привязке учебных модулей к их нуждам) оказываются не использованными, что увеличивает вероятность возникновения и проявления разноплановых рисков вуза.

При рассмотрении всех групп риска нами в первую очередь анализировался маркетинг предклиентского слоя в качестве средства минимизации явных и скрытых потерь высшего учебного заведения, рассчитываемых по формуле:

Рвуза = Чотч / Ч прин , (1)

где Рвуза - общий риск вуза, состоящий из явных и скрытых потери возникают сразу по отчислении безуспешных студентов, скрытые - проявляются позднее при попытке уменьшить потери путем снижения числа отчисленных, данное мероприятие переводит потери вуза на следующие этапы, вплоть до этапа снижения имиджевой привлекательности.
Чотч - число отчисленных студентов в течение первого семестра.
Ч прин — число принятых абитуриентов, составляющих после приема клиентский слой и являющихся группой риска в течение первого семестра.

Вуз не может позволить себе отчисление более 25% студентов в течение первого семестра без угрозы экономического коллапса. Данное обстоятельство приводит к формированию скрытого (отсроченного) риска, который рассчитывается по формуле:

Рвуза об - Рявн = Рвуза скр , (2)

где Рвуза об - общий риск вуза;
Рявн - явный риск вуза, выраженный числом отчисленных студентов;
Рвуза скр - скрытый риск вуза, выражается числом неотчис-ленных студентов из группы риска.

Далее, при рассмотрении маркетингового сопровождения клиентского слоя нами выявляются риски оказания некачественной услуги, возникающие у образовательного учреждения на данном этапе. В их числе:

  • риск получения некачественной услуги, вычисляемый по формуле:

    Рвуза = Чнснв / Чкл + Чспнв / Чкл , (3)

    где Рвуза — риск вуза;
    Чнснв - число неспособных и не желающих;
    Чкл — число клиентов образовательной услуги в данном срезе;
    Чспнв — число способных, но не желающих.

    Для использования данной формулы необходимо применение разработанной нами матрицы «реальная клиентская способность - мотивация».

  • риск снижения спроса на сертифицированных специалистов данной образовательной услуги, рассчитываемый по формуле:

    Рвуза = Чтрспец / Чвып , (4)

    где Рвуза - риск вуза;
    Чтрспец - число трудоустроенных по выпускной специальности с оплатой не ниже средней по данной отрасли по региону;
    Чвып - число выпущенных специалистов.

    Исследование данного вида рисков позволяет отследить и своевременно сконцентрировать усилия на сохранении или повышении имиджевой привлекательности вуза с учетом динамики данного вида риска.

  • риск снижения участия в реальных бизнес-проектах (НИР), определяемый по формуле:

    Рвуза = Чрубп / Чобщ , (5)

    где Рвуза - риск вуза;
    Чрубп - число студентов, реально участвующих в бизнес-проектах;
    Чобщ - общее число студентов.

    Высокая степень этого вида риска в значительной степени сказывается на величине общего риска снижения имиджевой привлекательности вуза. Реальным средством снижения данного вида риска будет увеличение числа участников реальных бизнес-проектов и НИР из числа клиентов вуза (студентов).

Далее мы анализировали маркетинг персонала с целью снижения имиджевых потерь, при этом выявляются два базовых вида риска, включающие:

  • риск недостаточной подготовки персонала.

    Данный вид риска включает в себя неспособность чтения лекционных курсов на иностранном языке, отсутствие методик НЛП9 при изложении лекционного материала вследствие неготовности преподавательского состава к их использованию, привлечение недостаточно профессиональных кадров, ввиду несовпадения их профессионального профиля со спектром излагаемого учебного модуля. Данный вид риска рассчитывается по формуле:

    Рвуза = Чнсп / Чобщп , (6)

    где Рвуза - риск вуза;
    Чнсп - число персонала с недостаточной квалификацией по ев для оказания качественной образовательной услуги;
    Чобщп - общее число персонала образовательного учреждения.

  • риск несоответствия тиражируемого учебного модуля современным требованиям. Здесь имеется в виду процесс интеграции российской высшей школы в европейское образовательное пространство, который должен проходить в соответствии с Болонским протоколом10, предполагающим соблюдение ряда основополагающих критериев: использование взаимоприемлемых кредитных часов, внедрение институтов бакалавриата и магистратуры, чтения части лекционных курсов на основных европейских языках и т. д. У части образовательных учреждений имеются соответствия по нескольким пунктам, остальные формируют зону риска. Данный риск определяется по формуле:

    где Рвуза - риск вуза;
    Bi - ранг значимости предъявляемого Болонским протоколом критерия (оценивается методом экспертных оценок в интервале от 0 до 1);
    fi - число критериев, по которым вуз соответствует предъявляемым требованиям Болонского протокола;
    Т - число всех требований Болонского протокола.

Из проведенного анализа рисков вуза проистекает заключение, что каждый из анализируемых рисков при максимальном его значении и реализации способен привести к экономическому коллапсу образовательного учреждения, либо нанести существенный экономический ущерб. Поэтому мы рассматриваем основные риски, которым подвергается образовательное учреждение в ходе оказания услуг, в виде системы. Экономический смысл выстраивания рисков в систему заключается в возможности использования механизмов хеджирования. Стало быть, система рисков может представляться алгебраической суммой, в которой риски могут иметь разные знаки вследствие разновременности их наступления. Использование системы рисков вместо рассматривания их по отдельности имеет то преимущество, что здесь, по нашему мнению, имеется в виду своеобразная программа их диверсификации, с целью недопущения их агрегирования в один и тот же временной период.

Ниже представлены все основные риски, которым подвергаются в ходе своей профессиональной деятельности и общий риск вуза в виде Рвуза общее.

Посредством соответствующего маркетингового сопровождения процесса оказания образовательной услуги учреждением-услугодателем (вузом) на предклиентской фазе, фазе обслуживания клиентского слоя, маркетингового сопровождения персонала и перманентного мониторинга при помощи системы предложенных коэффициентов можно минимизировать собственные потери вуза, как при помощи снижения каждого отдельного риска, так и с помощью диверсификации рисков посредством хеджирования.


1 Кузнецова И.В. Прогнозирование и мониторинг рынка образовательных услуг (на примере рынка образовательных услуг Ростовской области). Автореф. дис. .. канд. экон. наук. Ростов н/Д, 2004. С.15.

2 Статистика Российского образования. ГОС НИИ ИТТ «Информатика». Центр мониторинга и статистики образования.

3 Высшая школа Кубани. Информационностатистический сборник. Выпуск III. Краснодар, 2004. С. 22, 24—25. (Краснодарский край является средним и типичным регионом, и поэтому отмеченная тенденция проявляется в других регионах Российской Федерации приблизительно в том же интервале. — Авт.)

4 Поскольку, несмотря на многочисленные научные работы о маркетинге в образовательной сфере, ряд ученых отмечает недостаточность его присутствия в настоящее время. В частности, в некотором роде это отмечается в статье Шевченко Д.А. «Особенности стратегии маркетинга образовательных услуг.// Маркетинг в России и за рубежом. 2005. № 4. С. 108—116.

5 В маркетинге при оценке нематериальных активов, составляющих имиджевый потенциал фирмы производителя или продавца используют термин гудвилл. — Авт.

6 Костецкий А.Н.Маркетинговая концепция развития Кубанского государственного университета // Университетское управление: практика и анализ. 2003. № 1 (24);. Щеглов П. Е, Никитина Н. Ш. Качество высшего образования. Риски при подготовке специалистов // Университетское управление: практика и анализ. 2003. № 1 (24) и пр.

7 Кузнецова И.В.Прогнозирование и мониторинг рынка образовательных услуг (на примере рынка образовательных услуг Ростовской области). Автореф. дис. ... канд. экон. наук. Ростов н/Д, 2004; и пр.

8 Третьякова Н.В. Маркетинговые стратегии как инструмент развития рынка образовательных услуг региона (на примере Карачаево-Черкесской Республики). Автореф. дис. ... канд. экон. наук. Ростов н/Д, 2004; и пр.

9 Нейролингвистическое программирование.

10 Текст Болонской декларации // Официальный сайт Министерства образования РФ.