Библиотека управления

Сжимающаяся спираль изменений

Лолита Волкова к. э. н. доцент кафедры Экономики и управления Межотраслевого института повышения квалификации руководящих кадров Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета (МИПК СПбГИЭУ)

Оглавление


В «Практическом маркетинге» № 6 (100) 2005 была опубликована статья «Конкуренция и колесо рыночных изменений». Продолжаем публикацию материалов по новой теории, разработанной Л. Волковой. В предлагаемой статье автор делает попытку объяснить, почему сегодня ситуация на мировых рынках изменяется столь стремительно и что может ждать нас в ближайшем будущем.

В предыдущей статье было показано, как изменяются отношения на рынке отдельно взятого товара. Действительно, наиболее явно движение «колеса» прослеживается в рамках одной товарной категории, например, мобильной связи, игрушек и других потребительских товаров с не очень длительным жизненным циклом. Однако эта история, оказывается, имеет свое продолжение.

Движение по спирали

При перенесении на более крупные образования (например, отраслевые, национальные и глобальные рынки) движение «по кругу» внезапно оборачивается спиралью. Это легко объяснить тем, что, в отличие от отдельных товарных рынков, общественная система не может потерпеть прерываний. Поэтому каждый цикл не заканчивается окончательно, а начинает свой новый виток, но уже на более высоком уровне, с учетом всех предыдущих достижений и изменений.

Так, на рис. 1 представлена сжимающаяся «спираль» движения массива рынка в 20-м веке в развитых странах — в первую очередь в США, к которым в 20-х годах присоединились западноевропейские страны, а в конце 50-х — Япония. Впрочем, я не настаиваю на точности дат для всех этих стран — в разных странах (и на отдельных рынках) указанные даты могут немного сдвигаться в ту или иную сторону под воздействием политических, экономических и иных причин.

Рисунок 1. Движение массива рынка по спирали

Под «массивом рынка» в данном случае понимается развитие ключевых отраслей в рамках национальной или глобальной экономики, которые влекут за собой большое количество товарных рынков. Естественно, часть рынков остается вне влияния массива, например, сырьевые рынки могут не меняться десятилетиями.

В большинстве случаев в основе начала движения массива лежит развитие одной из наиболее передовых отраслей, которые увлекают за собой остальные, создавая эффект «кругов по воде» от брошенного камня. Чтобы оценить эффект «падения», следует понять, какой величины оказался сосуд с водой. Если бросить булыжник в таз с водой, создастся не только расходящаяся от центра волна, но и обратные волны от стенок таза. Такой эффект мы можем наблюдать внутри товарных категорий, не оказывающих особого воздействия на весь рынок: бурные события встряхивают всю отрасль, но дальше «таза» они не выходят.

Бросок того же булыжника в центр бассейна вызовет более спокойное, но гораздо более протяженное волнение (крупные, замкнутые на себя отрасли). А в океане глобального рынка такой камень будет почти не заметен. Некоторые отрасли, оказавшиеся ближе всех к лидеру, развиваются почти с той же интенсивностью, но, чем дальше, тем больше чувствуется затухание волны и кого-то эти изменения почти не затрагивают... Однако тут вполне может возникнуть и другая проблема — цепная реакция. Если затронутые лидером отрасли сами находятся в подвижном состоянии, они могут инициировать «падение камней». Как следствие, более интенсивное и разнонаправленное движение гораздо сильнее взволнует морскую гладь. В случае же, когда в поддержании этого волнения будут задействованы внешние силы (ветры политической воли), рыночный океан может разбушеваться не на шутку.

Предыдущие этапы

Предшествующие этапы, не показанные на рисунке 1, мы можем найти у Н.Д. Кондратьева1: мировой капитализм к началу 20-го века пережил, по его расчетам, две с половиной длинные волны: на рисунке 2 они представлены в «сглаженном» виде, а в таблице 1 — с учетом колебаний в различных отраслях.

Таблица 1. Периоды больших циклов Кондратьева

Рисунок 2. Длинные волны Кондратьева

Кондратьев писал: «большинство взятых данных обнаруживают наличие циклических волн продолжительностью в 48—55 лет. Причем периоды колебаний отдельных данных совпадают между собой весьма близко. Расхождение точек перелома по отдельным кривым лишь в единичных случаях превосходит 5 лет». Кондратьев выделил «четыре эмпирические правильности». Две из них относятся к повышательным фазам, одна к стадии спада и еще одна закономерность проявляется на каждой из фаз цикла2:

  1. Еще до начала повышательной фазы (реже — в самом ее начале) происходит глубокое изменение всей жизни рыночного общества. Этим изменениям предшествуют значительные научно-технические изобретения и нововведения. В повышательной фазе первой волны это были: развитие текстильной промышленности и производство чугуна, изменившие экономические и социальные условия общества. В повышательной фазе второй волны: строительство железных дорог, которое позволило освоить новые территории и преобразовать сельское хозяйство. Повышательная стадия третьей волны вызвана широким внедрением электричества, радио и телефона.
  2. Повышательные фазы более богаты социальными потрясениями (революции, войны), чем понижательные.
  3. Понижательные фазы оказывают особенно угнетающее влияние на сельское хозяйство. Низкие цены на товары в период спада способствуют росту относительной стоимости золота, что побуждает увеличивать его добычу. Накопление золота содействует выходу экономики из затяжного кризиса.
  4. Периодические кризисы (7—11-летнего цикла) как бы нанизываются на соответствующие фазы длинной волны и изменяют свою динамику в зависимости от нее - в периоды длительного подъема больше времени приходится на «процветание», а в периоды длительного спада учащаются кризисные годы.

Поскольку Н.Д. Кондратьев писал свои статьи в 20-х гг., дальнейшего анализа циклов мы у него не находим. Кондратьев собирался написать книги о длинных и коротких циклах, но не успел: в 1930 г. он был арестован по делу трудовой крестьянской партии и в 1938 г. расстрелян.

20-й век

Показанные на рисунке 1 этапы я начала с конца 19-го века, захватив последний из циклов Кондратьева.

Толчком для начала первого из показанных оборотов послужило начавшееся в конце 19-го века массовое внедрение средств связи (телефона, радио) и развитие энергетики, которые «потянули» за собой развитие и других отраслей. В результате начало 20-го века ознаменовалось переходом этого рынка на стадию «власть розницы». Как закономерный итог очередной волны — этап заканчивается кризисом 1929 года, потрясшим большинство развитых капиталистических стран.

Трехлетняя депрессия постепенно сменяется новой волной, на сей раз обусловленной развитием в первую очередь автомобилестроения. Широкие внутриотраслевые преобразования именно в этой отрасли начались несколько раньше, а к моменту выхода из кризиса энергия движения этой отрасли увлекла за собой множество сопряженных отраслей (как поставщиков для автомобилестроения, так и различных отраслей, связанных с производством товаров народного потребления — подъем на рынке вызвал повышение покупательной способности населения, что неизбежно повлекло за собой развитие различных сфер производства).

«Двигателем» второй волны, по-видимому, явился переток капиталов из производственной сферы в область биржевых спекуляций и другие «быстрые» рынки. Кризисы, один за другим потрясавшие различные отрасли в начале 1980 годов породили в обществе всплеск интереса к «быстрым деньгам» и неуверенность в долговременных инвестициях, что и вызвало такое неожиданное решение проблемы. Как бы то ни было, последующее развитие многих отраслей было основано именно на вливаниях, полученных (и провоцируемых) в ходе этих операций. Завершился этот этап очередным кризисом, вызванным рухнувшей пирамидой спекулятивных и инвестиционных средств, вложенных в один из самых динамичных на тот момент рынков — рынок информационных технологий, что привело к новой волне кризисов в различных отраслях. Легко увидеть, что сложившаяся динамика перехода власти от одних участников товародвижения к другим, на этом витке заметно ускорилась. Этапы, ранее составлявшие 8—13 лет, «сжались» до 3—5 лет.

В начале XXI века начинается следующий оборот спирали. Двигателем его, по-видимому, стали отрасли, завязанные на высокие технологии, в первую очередь информационные.

Дальнейшее развитие рынков сегодня можно только прогнозировать.

Для этого предлагаю более детально остановиться на особенностях изменений, происходящих в отдельных сферах жизни общества на предыдущих этапах.

Придерживаясь изложенной в предыдущей статье концепции, мы можем обнаружить, что ключевым фактором, который заставлял рынки изменяться, была конкуренция — нарастая в каждой из своих разновидностей, она достигает предела и ведет к коренным изменениям на рынке. В таблице 2 показаны основные этапы и изменения, происходившие на рынке в XX веке и прогноз путей дальнейшего развития рынка.

Таблица 2. Изменения в теории и практике по этапам развития рынка в развитых странах

Более подробное описание всех прошедших этапов, к сожалению, не может вместиться в рамки статьи, поэтому в заключении попытаюсь вкратце остановиться лишь на новом витке.

Изменяющийся рынок

По оценке Питера Сенге, средняя продолжительность жизни современных предприятий около 40 лет — вдвое меньше чем у homo sapiens3. Примерно таким на протяжении 20-го века была средняя продолжительность полного оборота массива рынка. Начав свою деятельность на одном из этапов, фирмы, как это ни удивительно, настолько стремятся выжить при всех изменениях на рынке, что оказываются не в состоянии пережить возврата на исходные позиции, т. е. на тот же этап, где они когда-то начинали свою деятельность.

Однако времена меняются. Спираль скручивается все сильнее, каждый из этапов становится все короче. А значит, и время жизни фирм будет уменьшаться — выжить они смогут, лишь смирившись с тем, что нужно возвращаться к своим истокам.

Впрочем, даже это, вероятно, не сможет помочь большинству из них. Анализ сжатия спирали показывает, что уже через 8—12 лет сегодняшний рынок должен исчезнуть. Ему на смену должно прийти нечто иное — точно так же, как прежде феодальное ремесленное производство заменило рабский труд, а рынок смел с пути ремесленников. Иными словами, грядет смена формации. Но, в отличие от предыдущих смен, скорее всего, нынешняя будет проходить намного быстрее — не веками и даже не десятилетиями. В сущности, этот процесс уже начался.

Аутсорсинг сметает государственные границы, информационные технологии проникают в каждую квартиру. С помощью ноутбука и мобильного телефона мы даже в дремучем лесу можем выйти в Интернет и поучаствовать в конференции или договориться о встрече с человеком, находящимся на другом континенте. Люди получают образование в виртуальных университетах — открытое образование покоряет пространства. Специалисты из разных стран работают над одной проблемой, сидя каждый у себя дома. Перечень можно продолжать до бесконечности. И каждый день приносит новые известия об изобретениях, объединяющих мир.

Каким он будет, этот новый мир? Другим. Увлекательным. Позволяющим каждому раскрыть все свои таланты. Может быть...

И вскоре мы его увидим. Ждать осталось недолго...


1 Кондратьев Н.Д.Проблемы экономической динамики. / Редкол. Л. И. Абалкин (отв. ред.) и др. — М.: Экономика, 1989. — С. 225.

2 Черепков А. Теория «Длинных волн» Н.Д. Кондратьева.

3 Сенге П. Пятая дисциплина. — М.: Олимп-Бизнес, 2003. — 408 с.