Библиотека управления

Конкурентная среда и структура рынков нефтегазохимического комплекса России

Вилора Авилова, Владимир Бусыгин, Дильбар Султанова

Оглавление


Конкурентная среда отраслевых рынков представляет собой совокупность факторов, влияющих на взаимодействие субъектов отраслевого рынка. Основой для анализа конкурентной среды отраслевых рынков служат исследования структуры отраслевого рынка, включая определение ее количественных и качественных характеристик.

К приоритетным факторам, определяющим конкурентную среду отраслевого рынка, нами были отнесены государственное регулирование, влияние международной торговли и соотношение количественных и качественных характеристик структуры отраслевого рынка. Очевидно, что между категориями конкурентная среда отраслевого рынка и структура рынка существует сильная взаимосвязь и взаимозависимость.

На основании изучения существующего многообразия классификаций факторов, определяющих как структуру отраслевого рынка, так и конкурентную среду отраслевого рынка, авторами предлагается обобщение существующих градаций, представленное в следующей схеме (рис. 1).

Рисунок 1. Факторы, влияющие на формирование конкурентной среды отраслевого рынка

Структура рынка по определению, данному в законе РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», - это «совокупность количественных и качественных показателей, к которым относятся: число хозяйствующих субъектов и доли, занимаемые ими на данном товарном рынке; показатели рыночной концентрации; условия входа на рынок; открытость рынка для межрегиональной и международной торговли». В определение, данное Шерером и Россом, вложена более широкая совокупность факторов, определяющих структуру рынка, характеризующаяся «численностью и распределением продавцов и покупателей, уровнем физической (объективной) и субъективной (мнимой) дифференциации, различающей конкурирующие продукты, наличием или отсутствием барьеров для входа новых фирм, конфигурацией кривых затрат, уровнем вертикальной интеграции фирм, начиная от производства сырья до розничной торговли, и степенью диверсификации производства фирмы (конгломеративностью)»1.

Наиболее полно качественные и количественные показатели структуры рынка рассмотрены в порядке проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках, утвержденном государственным комитетом РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Количественными показателями, используемыми для оценки структуры товарного рынка данным ведомством, являются2:

  1. численность продавцов, действующих на данном товарном рынке;
  2. доли, занимаемые продавцами на данном товарном рынке;
  3. показатели рыночной концентрации.

Качественными показателями, характеризующими структуру рынка, согласно порядку проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках являются барьеры входа в отрасль. К ним государственным комитетом РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур были отнесены:

  1. экономические и организационные ограничения;
  2. административные ограничения;
  3. неразвитость рыночной инфраструктуры;
  4. влияние вертикального объединения действующих на рынке организаций;
  5. стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов;
  6. барьеры, связанные с эффектом масштаба;
  7. барьеры, основанные на абсолютном превосходстве в уровне затрат;
  8. экологические ограничения;
  9. ограничения по спросу;
  10. барьеры капитальных затрат или объемы первоначальных инвестиций, необходимых для входа на товарный рынок.

Существует также несколько иной подход в классификации барьеров входа в отрасль, в частности, качественные характеристики структуры рынка разделены на:

  1. структурные, выступающие как условия состояния внешней среды;
  2. стратегические, которые формируются в зависимости от поведения фирмы.

К структурным предлагается относить административные (правительственные), гражданские и социально-экономические барьеры. К ним были отнесены нами следующие факторы:

  1. неразвитость рыночной инфраструктуры;
  2. ограничения по спросу;
  3. барьеры капитальных затрат или объемы первоначальных инвестиций, необходимых для входа на товарный рынок;
  4. экономические и организационные ограничения;
  5. административные ограничения (оформление патентов, лицензий и т. д.);
  6. экологические ограничения.

Стратегические барьеры входа представляют для нас наибольший интерес, поскольку они оказывают наибольшее влияние на конкурентную среду в отрасли. Данная группа факторов связана с реализацией рыночной власти предприятий и может принимать различные формы. Чаще всего в экономической литературе формы реализации рыночной власти подразделяются на ценовые и неценовые (организационные). Однако содержание, вкладываемое в понятие ценовой формы реализации рыночной власти, у экономистов неоднозначно.

Так, по мнению одних авторов3, при ценовой форме реализации рыночной власти основной упор делается на использование методов олигополистического ценообразования, ценовой дискриминации и других методов экономического воздействия на субъектов внутренней и внешней среды отрасли.

Другая группа авторов4 считает, что ценовая стратегия представляет собой установление такого низкого уровня цен, который способен предотвратить появление на данном рынке новых конкурентов.

На наш взгляд, к ценовым методам реализации рыночной власти следует относить стратегии, которые дают возможность минимизировать издержки производства и соответственно удерживать низкие цены на рынке в долгосрочном периоде. Подобного преимущества по издержкам можно достичь за счет реализации эффекта опыта и эффекта масштаба.

Организационные формы барьеров входа в отрасль реализуются за счет оптимизации методов организации процессов производства и распределения субъектами отраслевого рынка. Нами к ним были отнесены:

  1. дифференциация продукта;
  2. диверсификация производства, которая может позволить некоторое время реализовывать предприятию систему демпингового ценообразования с целью выживания конкурентов с рынка, за счет поступления финансовых ресурсов от других видов деятельности;
  3. сила имиджа марки, заключающаяся в необходимости существенных финансовых затрат не только на организацию производства, но и на рекламу, а также продвижение нового товара;
  4. издержки перехода, одноразовые финансовые затраты при переходе от товара одного поставщика к новому товару. В частности, приобретя один раз несложное оборудование, покупатель вынужден чаще всего приобретать систематически расходные материалы производства компании поставщика данной техники. Это становится серьезным барьером для входа производителям схожих расходных материалов;
  5. ограниченный доступ новых продавцов к дешевым и более удобным источникам сырья, в том числе за счет вертикальной интеграции назад;
  6. ограниченный доступ новых продавцов к каналам сбыта, в том числе за счет реализации вертикальной интеграции вперед.

В настоящий период, на наш взгляд, наиболее существенным инструментом реализации организационной формы рыночной власти отрасли является институт лоббизма. Лоббизм используется для усиления своего влияния в отношениях между государством и бизнесом, в частности, для получения государственных заказов, более низких процентных ставок на заемный капитал и т. д. Следует признать, что реализация рыночной власти, через институт лоббизма в российской экономике является одним из наиболее действенных и эффективных методов борьбы за рынки сбыта. Так, по результатам исследовательского проекта Института экономики переходного периода, выполненного в рамках гранта, предоставленного Агентством международного развития США, было показано, что в России долгое время сохранялась ситуация, когда самыми эффективными инвестициями были инвестиции в принятие правительственных решений5. Это обстоятельство существенно деформировало стимулы участников рынка, в особенности наиболее крупных, к каковым относятся российские ресурсодобывающие предприятия, в частности предприятия нефте-газохимического комплекса.

Анализ конкурентной среды рынков нефтепродуктов и нефтехимических продуктов во многом подтвердил данные положения. Нами была изучена динамика изменений распределения долей на рынках шин, нефтехимических продуктов, в частности, синтетических каучуков и стирола, а также ряда продуктов нефтепереработки, как битумы, авиационный и технический керосин, дизельное топливо, гранулированная сера и мазуты.

Несмотря на кажущуюся общность анализируемых рынков, их структура достаточно сильно отлична. Основным фактором, определяющим структуру рынка в России, является состав участников рынка. Нефтеперерабатывающий сектор представлен 9-ю крупными вертикально интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК). Соответственно рынки нефтепродуктов, характеризующиеся крупными закупками и ограниченным числом покупателей, к каковым относится битум, авиационный и технический керосин, гранулированная сера и мазут, по результатам исследований были отнесены к рынкам со средним уровнем концентрации, характеризующимся значениями показателя Херфиндаля-Хиршмана в пределах 1 4002 000. На рынках автомобильного бензина и дизельного топлива, исходя из полученных коэффициентов концентрации, к высококонцентрированным рынкам можно было отнести только рынок бензина АИ-76, показатель Херфиндаля-Хиршмана которого превысил 2 000 и составил 2 655,39. Остальные рынки моторных топлив относятся к рынкам с умеренной концентрацией, что формально дает возможность сделать заключение о благоприятной конкурентной среде отраслевого рынка, обеспечивающей оптимальные для потребителей цены.

Однако принципиальным вопросом в данном случае является правильное определение границ рынков. При определении географических границ рынков учитывается возможность перемещения спроса между территориями, предположительно входящими в единый географический рынок, то есть:

  • доступность транспортных средств для перемещения покупателя к продавцу;
  • незначительность транспортных расходов на перемещение покупателя к продавцу.

Таким образом, исходя из последнего пункта, целесообразным было изучение конкурентной среды локальных региональных рынков нефтепродуктов. Административные барьеры входа на рынок, устанавливаемые региональными властями, в настоящий период определяют, какие ВИНКи будут работать на той или иной территории. Таким образом, анализ структуры именно региональных рынков нефтепродуктов позволил наиболее точно охарактеризовать конкурентную среду в данной отрасли. Было выявлено, что подавляющее большинство региональных рынков автобензина и дизельного топлива являются высококонцентрированными, с наличием явного доминирующего поставщика, контролирующего от 70% и более регионального рынка. При этом на региональных рынках сбыта моторных топлив идет активное перераспределение долей рынка в пользу усиления позиций крупнейших ВИНКов России. Корреляционный анализ, проведенный по 11 регионам ПФО, позволил выявить, что объемы продаж ВИНКа в регионах в настоящий период определяются не ценами на автозаправках, а количеством автозаправочных станций, принадлежащих нефтяной компании. Это является серьезным аргументом в пользу повышения цен на топливо, поскольку реальной конкуренции между ВИНКами, способствующей снижению цен, на региональных рынках практически нет.

Структура рынка шинной и нефтехимической продукции, напротив, имеет много общих характерных черт.

Российская шинная промышленность характеризуется высокой степенью концентрации, где на долю трех основных участников приходится более 90% рынка. Лидером на рынке является АК «Сибур», включивший в свою структуру ОАО «Омскшина» - 15% рынка, ОАО «Ярославский шинный завод» - 16, АО «Уралшина» - 3 , ОАО «Волтайр» - 7% рынка. На втором месте ОАО «Нижнекамскшина» - 29% рынка, натретьем - АМТЕЛ, контролирующий 21% рынка, имеющий в своей сфере влияния Красноярский, Кировский и Воронежский шинные заводы.

Наиболее быстрыми темпами растут доли рынка АК «Сибур», не только вследствие успешных инвестиционных программ, но за счет хорошей обеспеченности сырьем для производства шин, поскольку в структуру АК «Сибур» включены производители синтетического каучука ОАО «Воронежсинтезкаучук» (г. Воронеж), ОАО «Красноярский завод СК» (г. Красноярск), ООО «Тольяттикаучук» (г. Тольятти). При этом сырье для производства синтетического каучука поставляется также с собственных производств. Компания практически полностью обеспечила себя собственным сырьем, лишь очень незначительные объемы сырья (как по тоннажу, так и по номенклатуре) закупаются на стороне. Это стало возможным за счет того, что АК «Сибур» является единственным в России покупателем и переработчиком попутного нефтяного газа (ПНГ), одного из самых дешевых типов углеводородного сырья. Именно монополия на углеводородное сырье позволяет данной компании с поддержкой владельца «Сибура» ОАО «Газпром» осуществлять масштабную экспансию в российской нефтехимии.

Противостоять стремительному захвату рынков могут только крупные инновационно активные предприятия, но и им становится все сложнее удерживать достигнутые ранее позиции на внутреннем рынке. К таковым можно отнести крупнейший нефтехимический комбинат в России «Нижнекамскнефтехим». Благодаря конкурентоспособности выпускаемой продукции на внешнем рынке, «Нижнекамскнефтехим» достаточно успешно преодолел период экономических трансформаций и уже с конца 90-х годов приступил к реализации крупных инвестиционных проектов, направленных на наращение производственных мощностей по наиболее ликвидным видам продукции и на производство продукции последующей стадии передела из собственного нефтехимического сырья.

ОАО «Нижнекамскнефтехим» является крупнейшим в России производителем стирола, каучуков СКИ-3, бутил-каучуков, СКЭПТ, гликолей и других продуктов органического синтеза.

Как видно из графиков на рисунке 2, производство продукции комбинатом неуклонно растет. Однако на внутреннем рынке ситуация не столь радужная. Анализ внутренних рынков нефтехимических продуктов выявил рост доли рынков предприятий, входящих в структуру ОАО «Газпром». Динамика изменения позиций на внутреннем рынке СКИ-3, являющегося сырьем для производства шин, отображена на рисунке 3.

Рисунок 2. Производство основных нефтехимических продуктов ОАО «Нижнекамскнефтехим»

Рисунок 3. Динамика изменений долей рынка производителей СКИ;3 на внутреннем рынке

Совокупная доля предприятий на внутреннем рынке СКИ-3, подконтрольных ОАО «Газпром»: ЗАО «Каучук» (Башкортостан) и «Толь-яттикаучук», за 4 года возросла с 51,6 до 61%. Столь стремительный рост объясняется тем, что «Сибур» на настоящий момент контролирует 41% рынка шин в России, соответственно снабжение изопреновым каучуком собственных шинных заводов осуществляется с ЗАО «Каучук» и «Тольяттикаучук». Аналогичная схема вытеснения независимых предприятий с внутреннего рынка предприятиями «Газпрома» наблюдается и на рынках стирола и других органических продуктов.

В настоящий момент в структуру АК «Сибур» входит порядка 90 предприятий нефтегазохимического комплекса, которые связаны между собой сетью сырьевых потоков. Предприятия, не пожелавшие войти в структуру холдинга, оказываются отрезанными от стабильного источника сырья и обеспечиваются сырьем нередко по остаточному принципу.

Экономическая эффективность создания нефтехимического комплекса налицо. Аналогичную динамику роста доли рынка «Сибура» мы наблюдали и на рынках шин. Вертикальная интеграция в нефтегазохимическом комплексе позволяет достичь доминирующего положения на целевых рынках. Однако всем известны и отрицательные стороны подобной интеграции, как в отношении самого предприятия, так и с позиции ослабления конкуренции в отрасли, к наиболее явным из которых относятся:

  1. сложность реализации инвестиционных проектов по модернизации технологических линий, приводящая к моральному старению выпускаемой продукции и технологии производства, вследствие завязки интегрированных заводов по сырью;
  2. сложность управления, приводящая к снижению эффективности производств и соответственному удорожанию выпускаемой продукции;
  3. создание высоких барьеров входа для новых предприятий, вследствие невозможности обеспечения стабильным источником сырья, а также сложности с поиском потребителя продукта переработки;
  4. снижение конкуренции на отраслевых рынках, проявляющееся наиболее явно, когда совокупная доля рынка интегрированной компании составляет более 60% процентов.

Все это позволяет нам сделать заключение, что в настоящий момент единственной открытой линией поведения независимых предприятий является организация последующей стадии переработки сырья, позволяющая снизить угрозы зависимости от поставщиков. Рассматривая же опыт развитых стран по поддержанию конкурентной среды на отраслевых рынках, мы видим, что антимонопольное законодательство США запрещает вертикальные слияния и поглощения вследствие ограничения конкуренции, ущемляющей права остальных участников рынка, что, возможно, является обоснованным решением.


1 Шерер Ф., Росс Д. Структура отраслевых рынков /Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 1997. С. 7.

2 Приказ государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур от 20 декабря 1996 г. №169 об утверждении порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках.

3 Экономика отрасли. Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. И.А. Садчикова. - СПб.: Химиздат. 2000. С. 138.

4 Экономика химической отрасли. Серия «Учебники и учебные пособия» / Под ред. проф. А.С. Пелиха. Ростов н/Д.: Феникс, 2003. С. 402.

5 Дерегулирование российской экономики; механизм воспроизводства избыточного регулирования и институциональная поддержка конкуренции на товарных рынках/В. Мау, С. Жаворонков, О. Фомичев, А. Шадрин, К. Яновский//Общество и экономика. 2003. № 2.