Библиотека управления

Что может предложить молодому специалисту региональный рынок труда

Ирина Пыхтина

Оглавление


Подготовке специалистов в Смоленской области всегда уделялось достаточно большое внимание. Сегодня, несмотря на сокращение численности научных кадров и отток ученых в другие, более престижные и высокооплачиваемые сферы деятельности, образование, как ни странно, сохранено и реформируется. Как и ранее, основной научный потенциал сосредоточен в высших учебных заведениях, а Смоленск, находясь на пересечении важнейших транспортных магистралей, постепенно превратился в известный учебный центр. К сравнительно старым вузам добавилось много новых, которые существенно расширили номенклатуру специальностей. На территории Смоленской области насчитывается 39 образовательных учреждений, реализующих программы высшего профессионального образования. В 25 вузах, имеющих действующие лицензии, открыто 95 различных специальностей, из них 79 — с присвоением квалификации «Специалист» и 16 — с присвоением квалификации «Бакалавр».

Всего в Смоленских вузах, имеющих лицензию (22), обучаются 26,5 тыс. человек, в том числе 12,5 тыс. на платной основе. Если еще добавить и средние специальные образовательные учреждения, то можно констатировать, что есть где обучаться, и есть кому обучаться! А что же дальше?

Как известно, так называемое «распределение» молодых специалистов, кануло в лету и все, кто заканчивают образовательное учреждение, так или иначе сталкиваются с проблемой трудоустройства и с рынком труда, прежде всего регионального.

Что же такое рынок труда? Абсолютно то же самое, что овощной и вещевой: это, прежде всего, спрос и предложение. Кроме того, рынок — это механизм выбора. Нет выбора, нет рынка. Это только в Москве, сколько ищет работу, стольких же ищет и сама работа [1]. Только там пишут резюме и участвуют в собеседованиях и конкурсах. На региональных рынках труда картина иная, особенно, если речь идет о рынке молодых специалистов. Спрос на вакансии, несомненно, есть, есть и предложения, но назвать, например, смоленский рынок труда равновесным или стремящимся к равновесному состоянию, увы, нельзя.

Молодые специалисты, получившие современное образование в области менеджмента, финансов, маркетинга, мыслящие категориями рыночной экономики, владеющие современными методами анализа и прогнозирования, а некоторые и иностранными языками, вправе рассчитывать на свою востребованность и достойную зарплату. Они носители интеллектуальной собственности, стоимость которой должна расти. Но сегодня региональный рынок просто не готов достойно оценить интеллект молодого специалиста. А ведь это золотая кладовая будущих прибылей.

Незрелость рынка труда подтверждают маркетинговые исследования, проведенные кафедрой «Менеджмент» смоленского филиала МЭИ. Исследование предполагало формирование трех целевых выборок и поэтапное проведение трех независимых опросов с последующим сравнением результатов и выработки некоторых интегральных оценок: опрос жителей Смоленской области в возрасте от 16 до 35 лет; опрос студентов высших и среднеспециальных учебных заведений Смоленской области; опрос руководителей предприятий и организаций Смоленской области.

В рамках первого этапа в период с 12 по 30 марта 2002 г. опрошены 1 034 респондента указанного возраста жителей г. Смоленска и Смоленской области. Выборка формировалась с учетом требований репрезентативности.

Второй этап — опрос студентов высших и среднеспециальных учебных заведений Смоленской области осуществлялся с 8 апреля по 19 мая 2002 г. В ходе исследования были опрошены 716 студентов, обучающихся в 6 вузах и 3 колледжах Смоленской области. Выбранные для исследования учебные учреждения являются наиболее крупными и ведущими подготовку по наиболее распространенным специальностям.

На заключительном этапе был проведен опрос руководителей предприятий и организаций Смоленской области. Основной целью исследования в рамках данного этапа было определение условий, которые смоленские предприятия могут предоставить молодым специалистам и перечень специальностей, по которым предприятия испытывают потребность в кадрах. В ходе исследования опрошены руководители 42 предприятий, работающих в различных областях.

Анализируя опросные листы, предложенные руководителям предприятий, установлено, что наибольшую потребность организации испытывают в маркетологах (24%), менеджерах по финансам (18%), менеджерах по производству (15%), в бухгалтерах (10%) и в специалистах по внутреннему аудиту (9%). Много предложений для специалистов в области компьютерных технологий и программистов (72% опрошенных руководителей сказали о нехватке специалистов по данным направлениям).

Существует незначительная потребность в юристах, которую отметили 6% руководителей.

Резко возрос спрос на логистиков, организующих своевременную и бесперебойную доставку, сопровождение и хранение грузов компании (48% предприятий требуются логистики).

Можно отметить возрастание спроса на инженеров-технологов, которые владеют технологией производства товаров широкого потребления (прежде всего продуктов питания). Технологи по различным направлениям востребованы на 96% предприятий, находящихся в регионе.

Просматривается тенденция к уменьшению потребности во вспомогательных профессиях (типа секретарей-референтов и офис-менеджеров) вследствие удовлетворения потребности в них за счет массовой краткосрочной подготовки. Только 3% опрошенных руководителей сообщили, что хотели бы принять на работу указанных специалистов.

В целом, как показали исследования, предприятия нуждаются в специалистах и готовы предложить им вакансии, в том числе и молодым специалистам по многим специальностям. Однако реальная потребность специалистов по направлениям, а главное, условия, которые могут быть предоставлены, часто не соответствуют пожеланиям молодых жителей Смоленской области.

Так, 13% руководителей готовы предоставить зарплату молодому специалисту не выше 2 000 рублей в месяц, 54% — от 2 000 до 4 000 рублей в месяц, 26% — от 4 000 до 5 000 рублей в месяц, 5% — от 5 000 до 6 000 рублей в месяц. Только 2%, обещают заплатить более 6 000 рублей в месяц. Кроме того, если учесть тот факт, что «готовы заплатить» и заплатят очень часто не совпадают, то картина складывается еще хуже.

Как показал анализ Московского рынка вакансий по указанным специальностям, солидные фирмы предлагают специалистам из провинции зарплату от 400 долл. в месяц. Учитывая, что половину этой суммы придется заплатить за жилье, зарплата в 5 000—6 000 руб. и перспектива роста молодого специалиста на предприятии родного города, возможно, смогут составить конкуренцию желанию работать за пределами региона.

Однако пока можно наблюдать, что, получив неплохое, даже по столичным меркам, образование и опыт работы (проработав год-два), как правило, самые деятельные и предприимчивые, уезжают, в лучшем случае — в столицу нашей родины, в худшем — за границу в поисках все того же рынка труда. Как правило, они его находят и успешно позиционируются.

По данным налоговой инспекции, около 16 тыс. жителей Смоленска в возрасте до 35 лет работают за пределами области, в основном в Москве. Для города с населением около 400 тысяч такая статистика губительна. Особенно, если учесть, что миграционным настроениям подвержена наиболее перспективная часть населения, которая и должна принять активное участие в наращивании экономического потенциала области (возраст 21—25 лет).

Твердое намерение уехать на работу за пределы Смоленской области высказали 25% опрошенных студентов и учащихся (из них 64% — мужчины и 36% — женщины). Еще 30% серьезно рассматривают эту возможность (из них 55% — мужчины и 45% — женщины), 29% не исключают для себя такой возможности (52% — мужчины и 48% — женщины), 39% затруднились с ответом, и только 15% твердо намерены остаться работать в Смоленском регионе (38% — мужчины и 62% — женщины). Большинство (75—85%) считают Москву местом возможного трудоустройства.

В качестве основной причины трудовой миграции выделяется низкий уровень заработной платы, а для лиц в возрасте 21 — 25 лет на первое место выходит причина, связанная с невозможностью реализации своего потенциала на смоленских предприятиях и в организациях (табл. 1).

Таблица 1
Причины, побуждающие жителей Смоленской области искать работу за пределами региона, %

Примечание. При опросе можно было выбирать несколько ответов.

В процессе опроса выявилась крайне низкая информированность респондентов об имеющихся вакансиях на региональном рынке труда, и тем более об условиях, предоставляемых молодым специалистам на смоленских предприятиях. Так, 69% практически ничего не знают об имеющихся в регионе вакансиях, 24% узнают информацию о возможном трудоустройстве от знакомых, и 7% получают сведения из специализированных газет. Для примера, о вакансиях в Москве и за рубежом более 76% опрошенных респондентов, которые собираются трудоустраиваться за пределами Смоленской области, узнают при помощи Интернета.

На вопрос анкеты о соответствии менеджмента организации представлениям респондентов о менеджменте студенты, проходившие практику на предприятиях города, отвечали, что: «соответствует моим представлениям на 100%» — 20%, «соответствует моим представлениям на 50%» — 62%, «соответствует моим представлениям на 10% и менее» — ответили 16% респондентов. Студенты также отмечали недостатки в разработке и реализации коммуникационной политики, недостатки в разграничении полномочий и ответственности. Другими словами они обнаружили, что должного внимания функциям менеджмента на предприятиях города не уделяется.

На вопрос «Является ли концепция маркетинга основной на данном предприятии?» утвердительно ответили всего 8% респондентов; по мнению студентов, только 40% предприятий стремятся к этому; а деятельность 52% предприятий сводится к сбытовой.

Более 40% предприятий видятся студентам в перспективе преуспевающими, на 5% предприятий существенных изменений ожидать не следует, а в 6% случаях — положение ухудшится. Повлиять на будущее предприятия и предложить свои оригинальные идеи хотели бы 51% респондентов. Не сложно догадаться (да и исследования это подтверждают), что остальные 49% не настроены искать работу на смоленском рынке труда.

Наиболее популярны среди студентов специальности «менеджер», «специалист по рекламе», «маркетолог» и «экономист». В то же время, как показали исследования, экономика региона нуждается также и в специалистах инженерных специальностей и многих других.

Однако нельзя не согласиться с теми, кто считает, что именно управленческий ресурс сегодня становится определяющим. Уместно сослаться на мнение А. Аганбегяна, президента АНХ, который подчеркнул, что тот подъем промышленности, о котором говорят, произошел не за счет материальных ресурсов, а за счет умелого и современного управления предприятиями.

Если добавить, что переход к рыночной экономической системе предполагает и формирование определенной системы ценностей, экономического сознания общества, установление социальных связей, системы мотивации, создание социальных, государственных, частных и общественных структур внутри общества, то вектор направления движения очевиден. Это, несомненно, и наличие управленческого ресурса, и формирование сбалансированной производственной структуры общества, и реформа образования, и формирование новой системы ценностей и экономической культуры, которая по оценкам специалистов остается на весьма низком уровне. Социологи отмечают наличие у рабочих патерналистического сознания, психологии покорности и безотчетной веры в хозяина, в зависимости от власти. Таким образом, у многих работников, а также руководителей сохраняется идеологическое наследие административно-командной экономики [2].

Медленно меняется и производственная структура общества по причине все той же «хорошей памяти». По оценкам специалистов, с учетом всех видов безработицы, включая скрытую, в СССР насчитывалось около 42 миллионов безработных [1]. С такой производственной структурой общества Россия двинулась в январе 1992 г. к рынку.

За прошедшие более 10 лет, ни до какого рынка мы, конечно же, не дошли, в том числе до рынка труда, на котором, как и прежде, присутствуют все виды безработицы, о чем свидетельствует, например, зарплата ниже прожиточного уровня и другие показатели.

По мнению автора, во многих регионах, если говорить о рынке труда, только начинает формироваться рынок «продавца». А на рынке «продавца», как известно, хозяин — «продавец»! К рынку «потребителя» хотелось бы двигаться быстрей, но старые «долги» мешают, а новое внедряется медленнее, чем хотелось бы. Однако, сколько ни топчись, к настоящему рынку труда все равно придется идти и дойти. Других вариантов просто не существует.

Литература

  1. Бестужев-Лада И.В. Социальные проблемы занятости в России // Социологические исследования, № 12, 2002.
  2. Питерс Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления. — М., 2001.

Автор:

Пыхтина Ирина Николаевна к. т. н. доцент кафедры «Менеджмент» МЭИ (технический университет), филиал в Смоленске.