Библиотека управления

Не нужен нам берег турецкий

Игорь Березин Президент Гильдии Маркетологов
iberezin@expert.ru
www.marketologi.ru

Оглавление


И все-таки Маркс был чертовски прав. По мере удовлетворения вторичных потребностей они теряют свою остроту и актуальность. И даже не удовлетворение, а появление самой возможности удовлетворения потребности уже снижает накал страстей на порядок. Вот взять, к примеру, поездки за границу. Десятилетиями они были несбыточной мечтой простого советского человека. И одним из десяти главных пунктов в гамбургском счете претензий к советской власти. И — на тебе. Пожалуйста. Езди куда хочешь, с кем хочешь. Более того, отдохнуть в Турции или там Египте к лету 2002 г. стало и дешевле, чем на российско-украинском берегу Черного моря. Не говоря уже о сервисе и безопасности в самом широком понимании. Так нет же. Именно в прошлом году средний класс в массовом порядке отвратил свои взоры от дальнего зарубежья, как желанного места проведения отдыха, и обратил взгляд на просторы нашей необъятной Родины. Но давайте обо всем по порядку.

ЛЮБИМ ОТДЫХАТЬ

«Летний» отдых — важная часть жизни россиян среднего класса. Четверть средних русских признались (в ходе проведения исследования «Стиль жизни среднего класса»; журнал «Эксперт», Группа monitoring.ru), что одной из главных побудительных причин для осуществления сбережений сегодня для них является желание хорошо провести свой отпуск. 70—80% представителей среднего класса берут отпуск как минимум один раз в год. 10—15% — два раза. Основная масса отдыхает летом. Пик приходится на июль и август. Раньше большой популярностью пользовался сентябрь, но в прошлом году его решительно потеснил с четвертого места май.

В среднем отпуск у среднего русского продолжается три недели. При этом почти четверть отдыхавших в прошлом году отдыхали две недели, а каждый седьмой и того менее. С другой стороны — почти четверть отдыхали четыре недели, а каждый пятый — более месяца. Интересно, что с ростом уровня дохода средняя продолжительность отдыха немного снижается.

ГДЕ И С КЕМ

Основным местом проведения отдыха среднего класса является дача. Особенно любят отдыхать на «фазенде» граждане, чей доход не превышает 400 долл. в месяц на каждого члена семьи. Но и среди тех, у кого доход выше, более четверти провели свой отпуск в прошлом году на даче — своей, у друзей, или съемной.

Второй по популярности вариант — отдых в своем городе, дома. Благо, всевозможные спортивно-оздоровительные и культурно-развлекательные центры, которые появились за последние 2—3 года во всех крупных городах страны, предоставляют неплохие возможности для качественного отдыха.

Пятая часть средних русских проводит свой отпуск на турбазах, в пансионатах, домах отдыха и т. п. Преимущественно — недалеко от своего города. Этот способ проведения отпуска одинаково популярен во всех доходных группах.

Каждый шестой в прошлом году отдыхал на одном из российских курортов. Там, по нашим оценкам, побывали около пяти миллионов представителей среднего класса. В два раза меньше средних русских выбрали местом своего отдыха Крым, Украину. Еще меньше — дальнее зарубежье, включая Турцию. Это сюрприз. Еще два года назад дальнее зарубежье было местом отдыха пятой части среднего класса. А в 2002 даже среди тех, чей доход превышает 400 долл. на каждого члена семьи, в дальнем зарубежье отдыхали чуть более 10%. От катастрофического падения рынок зарубежного туризма спас только впечатляющий количественный рост самого российского среднего класса. В два раза за два года.

Более трети средних русских отдыхали в прошлом году вдвоем; с супругом, другом, подругой. Причем среди тех, чей доход превышает 600 долл. в месяц на каждого члена семьи, в такой компании отдыхали более половины представителей группы. А вот доля тех, кто отдыхал один, с ростом уровня дохода немного снижается. Естественно, доля отдыхавших в одиночестве наиболее высока среди молодежи, но и среди граждан старше 42 лет она выше 30%. А наименьшая доля отдыхающих отдельно от семьи среди женщин 28—42 лет, что и не удивительно. Интересно, что среди лиц, занятых преимущественно физическим трудом, доля отдыхавших в одиночку в два раза выше, чем среди руководителей крупных и средних компаний.

Пятая часть отдыхавших провела свой отпуск в компании из трех человек. Наиболее типичная конфигурация: отец, мать, ребенок. Реже мать с двумя детьми. С ростом уровня дохода доля отдыхавших втроем немного снижается.

Интересно, что представители семей, состоящих из четырех человек, в одинаковой степени склонны отдыхать в одиночестве, вдвоем, втроем и вчетвером. Каждый вариант выбрали примерно четверть представителей данной группы. Такая же картина по семьям, состоящим из трех человек. А вот среди тех, чья семья состоит из двух человек, 60% отдыхали вдвоем и более 30% поодиночке.

ЗАЧЕМ

Основной целью отдыха россиян среднего класса является естественное для северян желание позагорать, покупаться и, что характерно для жителей различных широт — выспаться. На втором месте, с большим отрывом — общение с интересными людьми: друзьями и родственниками. С возрастом и ростом стажа семейной жизни этот мотив несколько ослабевает.

Почти четверть средних русских планируют во время отпуска укрепить здоровье, подлечиться. Для женщин это более характерно, чем для мужчин. И конечно, этот мотив усиливается с возрастом. А также — с ростом уровня образования. А вот с ростом уровня дохода доля желающих поправить здоровье во время отпуска немного снижается. По-видимому, более обеспеченные граждане имеют возможность распределить заботу о своем здоровье более равномерно в течение года.

А вот посмотреть новые места, страны, города, архитектуру, музеи и т. п. желает менее пятой части среднего класса. Но среди тех, у кого высшее образование — около четверти. А среди тех, чей доход превышает 600 долл. в месяц на каждого члена семьи почти 40%.

МОТИВАЦИЯ ВЫБОРА

По одной из многих распространенных на Западе классификаций существует шесть типов мотивации потребителей при выборе ими чего бы то ни было. Это: традиционализм, экономия, внутренний стержень, гедонизм, социальная принадлежность и статус.

Большинство средних русских при выборе вида и способа проведения своего отдыха руководствуются первыми тремя мотивами.

Почти треть подходит к выбору с традиционных позиций: привычный вид отдыха, надежное место, спокойно, уютно. Естественно, среди молодых людей доля руководствующихся традиционными мотивами ниже, чем среди тех, кому за 40. А вот уровень дохода оказывает незначительное влияние. Только среди тех, чей доход превышает 600 долл. в месяц на каждого члена семьи, доля традиционалистов при выборе способа проведения отдыха ниже, чем у менее обеспеченных. Зато выше доля «гедонистов». Интересно, что среди граждан со средним специальным образованием доля руководствующихся традиционными мотивами выше, чем в группе с высшим образованием.

Более пятой части руководствуется экономическими мотивами: небольшие затраты, возможность совмещения нескольких целей, например — отдыха, экскурсий и совершения покупок. Естественно, с ростом уровня дохода, значение этого мотива снижается.

Почти такая же часть среднего класса старается добиться соответствия вида и способа проведения отдыха собственной индивидуальности, стилю жизни. То есть руководствуется внутренними мотивами. И здесь возрастные различия весьма незначительны. Не влияют на распространенность этого типа мотивации и уровень дохода. А вот уровень образования очень даже влияет. Среди граждан с высшим образованием доля тех, кто при выборе отдыха руководствуется внутренними мотивами, в два раза выше, чем среди тех, у кого среднее специальное образование.

Каждый десятый средний русский при выборе отдыха — гедонист и сибарит. Главное — комфортные условия перелета (переезда), проживания, распорядка дня. Среди тех, чей доход превышает 600 долл. в месяц на каждого члена семьи, сибаритствуют при выборе отдыха 25%. Так что гедонизм, очевидно, обходится весьма недешево. Повышенное образование также является фактором развития гедонистических наклонностей. При этом нужно заметить, что гедонистические мотивы отнюдь не исключают активных форм проведения отдыха. Ведь самая высокая доля гедонистов среди тех, кто основной целью отдыха называет путешествия, осмотр достопримечательностей, а вовсе не среди тех, кто хочет просто выспаться, загорать и купаться. И даже среди экстремалов доля гедонистов такая же, как среди тех, кто на отдыхе предпочитает общаться с друзьями и родственниками.

Только один из пятнадцати средних русских признает, что ключевым мотивом для него является социальный фактор: современное, модное место, возможность завести интересные знакомства. Среди молодых людей этот мотив ведет к отдыху каждого восьмого, а вот среди тех, кто старше 42 лет — только одного из сорока. А остальные факторы оказывают крайне незначительное влияние.

И лишь один из пятидесяти средних русских при выборе способа проведения своего отдыха делает ставку на статус, престиж места и вида отдыха. Среди тех, чей доход превышает 600 долл. в месяц на члена семьи — каждый десятый.

НЕ ЛЮБИМ ТРАТИТЬСЯ

Треть семей среднего класса потратила в прошлом году на отдых в пределах 300 долл. на всю семью. Четверть — около 500 долл. Пятая часть — до тысячи. Десятая — 1 500 и более. В среднем на отдых тратится около 750 долл. за год. Следует отметить, что размер расходов на отдых прямо пропорционален уровню дохода. То есть расходы растут в той же степени, в какой растет доход. Экономисты в этом случае говорят о высоком уровне эластичности спроса по доходу. Она равна единице. Мало найдется крупных статей расходов в бюджете семьи среднего класса, которые бы имели такую же высокую эластичность. Для сравнения эластичность спроса по доходу на товары длительного пользования не превышает уровня 0,4—0,6.

Интересно, что средний размер трат тех, кто отдыхал в январе, ровно в два раза превосходит аналогичный показатель для тех, кто отдыхал в августе. Что, с учетом направлений и видов зимнего и летнего отдыха, конечно, не удивительно.

Наименее затратными целями отдыха являются: общение с друзьями и родственниками, и как это не удивительно — лечение, укрепление здоровья. Дороже всего обходятся совмещенные с отдыхом деловые цели типа семинаров, тренингов, конференций и т. п. и экскурсии по историческим местам.

Дешевле всего в среднем обходится отдых в родном городе. Чуть дороже — на даче или в пансионате, на туристической базе недалеко от своего города. Чем дальше от города — тем в среднем дороже. Отдых на российских курортах в среднем обходится семье на 120 долл. дешевле отдыха на Украине, в Крыму. Но дороже отдыха в Прибалтике, Белоруссии и прочих странах ближнего зарубежья. Отдохнуть в дальнем зарубежье в среднем в прошлом году обходилось в два с лишним раза дороже, чем в любом из прочих мест.

Тем, кто руководствуется прежде всего экономическими мотивами при выборе способа проведения отдыха, он обошелся в среднем всего в 600 долл. Не намного больше потратили традиционалисты. На сотню в среднем, дороже обошелся отдых ориентированным на внутренний стержень, собственный стиль жизни. А вот ориентация на социальное окружение обошлась в среднем в 1 000 долл. Еще больше потратили гедонисты. А лидируют по среднему размеру расходов на отдых граждане, ориентированные на статус.

Интересно, что по сравнению с 2000 г. средний размер расходов на проведение семейного отдыха вырос весьма незначительно — в пределах 10%. При этом средние размеры трат москвичей даже снизились, что объясняется снижением интереса москвичей к международному туризму и переориентацией на туризм внутренний. А вот в других мегаполисах средний размер расходов вырос. Особенно значительно — в крупных городах Поволжья.

Подробный отчет «Туризм и отдых среднего класса» можно приобрести за 30 тыс. руб., включая НДС, в Аналитической Группе «Эксперт-МА». Руководитель группы — Игорь Березин. Менеджер — Дмитрий Ушаков.