Библиотека управления

Потенциальные покупатели финансовых услуг: установки и ожидания розничного инвестора

Московская консультационная группа

Оглавление


В конце 2002 г. компания «МКГ» провела в Москве исследование, посвященное установкам массового инвестора. В рамках проекта, в частности, изучались представления респондентов о фондовом рынке, степень информированности о ценных бумагах и финансовых услугах, потенциальная готовность покупать ценные бумаги, а также факторы, влияющие на инвестиционное поведение.

В исследовании принимали участие респонденты в возрасте от 22 до 55 лет, уровень месячного дохода которых составлял не менее 300 долл. в расчете на одного члена семьи. Численность выборки количественного опроса — 1 071 респондент.

Помимо массового опроса проводились фокус-группы.

Представления о ценных бумагах: распространенные штампы и стереотипы

В самом начале интервью респондентам задавался открытый вопрос «Какие ценные бумаги вы знаете?» Выяснилось, что далеко не все респонденты — 86,4% — назвали акции, облигации указывались в 58,5% случаев, другие ценные бумаги упоминались реже. 6,6% опрошенных не смогли вспомнить ни одного вида ценных бумаг (рис. 1).

Как показало исследование, существует целый ряд распространенных стереотипов, связанных с акциями.

Например, значительная часть опрошенных считает, что главная выгода владения акциями — получение дивидендов (табл. 1). Низкие дивиденды (или отсутствие таковых) делает вложение в акции, по их мнению, невыгодным.

Рисунок 1
Наиболее известные ценные бумаги

Абсолютное большинство респондентов на фокус-группах убеждено в том, что дивиденды по акциям начисляются всегда. Многим участникам дискуссии «дивиденды» представляются как некий, едва ли не фиксированный, годовой процент. Не обладая более подробной информацией о видах акций, правах акционеров и т. п., респонденты привычно оперируют годовым процентом, — по аналогии с облигациями и денежными вкладами в банках.

Многим потенциальным вкладчикам непонятно, какие риски принимают на себя владельцы акций. Например, 41,2% считают, что в случае разорения собственность компании должна быть распродана и распределена среди акционеров. Еще 6,8% считают, что потери акционеров должны компенсировать государственные структуры, регистрировавшие выпуск акций (табл. 2).

Таблица 1
Ответ на вопрос: «Как вы считаете, в чем состоит главная выгода от владения акциями?»

Таблица 2
Ответ на вопрос: «Компания разорилась. Как вы считаете, могут или нет ее акционеры рассчитывать на какую-либо компенсацию? Как это происходит?»

Проведенный опрос выявил весьма приблизительное знание о конкретных местах приобретения ценных бумаг. Только 12% опрошенных знают о существовании фондовых магазинов (табл. 3).

Таблица 3
Ответ на вопрос: «Как вы считаете, где такие люди, как вы, могут покупать и продавать акции?»

*Суммарный процент может превышать 100%, так как респонденты могли выбирать более 1 варианта ответа.

Анализ ответов участников фокус-групп показал, что, по сути, никто из них не имеет четкого представления, работает ли биржа с физическими лицами, как осуществляется их доступ к торгам.

«Это называется, наверное, «биржа» — место, где можно купить акции. Но как туда попасть и какие там условия, я не знаю».

Некоторые респонденты считают, что продажей акций физическим лицам компании-эмитенты занимаются сами:
«Можно купить на предприятии. Я почему-то не представляю, чтобы я пришла на биржу так просто, со ста долларами, и купила акции».

Согласно таким представлениям, продажа осуществляется некими подразделениями этих компаний:
«Какие-то финансовые структуры там существуют, филиалы всевозможные...»

Ряд респондентов убежден, что ценные бумаги можно приобретать в банках:
«Можно обратиться в мало-мальски серьезный банк, я думаю, что они должны такую услугу оказывать».

Как показала групповая дискуссия, чаще всего о фондовых магазинах респонденты узнают случайно: фондовый магазин оказался на пути к месту работы или проживания («просто набрели»). Основные каналы получения информации о фондовых магазинах — неформальные: «Я слышал, у меня друг этим очень интересовался...»

Инвестиционное поведение: реальный опыт инвестирования и потенциальная готовность вкладывать деньги в ценные бумаги

Данные социологических исследований, экономико-статистического анализа показывают рост сбережений населения. В рамках исследования задавался вопрос: «Какую долю годового дохода вам удается откладывать?» Результаты представлены в таблице 4 и на рисунке 2.

Таблица 4
Ответ на вопрос: «Какую долю годового дохода вам удается откладывать?»

Рисунок 2
Доля годового дохода, которую удается откладывать

Абсолютное большинство опрошенных не считает, что акции или другие ценные бумаги могут являться реальным инструментом сохранения и преумножения вложенного в них капитала.

На рисунке 3 показано распределение ответов на вопрос «Какой способ делать сбережения представляется вам в нынешних условиях наиболее надежным и безопасным?» (Суммарный процент может превышать 100%, так как респонденты могли выбирать более 1 варианта ответа).

Рисунок 3
Наиболее надежные и безопасные способы сбережения

В ходе количественного исследования респондентам задавались вопросы о том, какой минимальный уровень дохода может стимулировать их купить акции, поместить деньги на рублевый, а также на валютный счет в банке. Распределение ответов на эти три вопроса показано на рисунке 4.

Рисунок 4
Привлекательный уровень доходности от рублевого вклада, валютного вклада и покупки акций

Реальный опыт покупки акций и других ценных бумаг, если исключить печальные прецеденты взаимодействия с финансовыми пирамидами, весьма ограничен. Результаты массового опроса показали наличие такого опыта у 7% респондентов (рис. 5).

Рисунок 5
Собственный опыт покупки акций

На вопрос «Планируете ли вы в течение ближайшего полугода покупку акций или каких-либо других ценных бумаг?» только 4,3% респондента заявили о готовности разместить свои средства на фондовом рынке (табл. 5).

Таблица 5
Ответ на вопрос: «Планируете ли вы в течение ближайшего полугода покупку акций или каких-либо других ценных бумаг?»

Результаты количественного опроса свидетельствуют о низкой готовности вкладывать деньги в ценные бумаги. В то же время анализ материалов качественного исследования выявил наличие положительной мотивации и заинтересованности в новых способах вложения денег. Источниками такой заинтересованности являются:

  1. Более привычные способы сохранения и преумножения денежных средств (банковские вклады, наличная валюта и т. д.) полностью не удовлетворяют респондентов.
  2. Возросло недоверие к доллару (на фоне колебаний его курса и последних политических событий).
  3. Изменилось мышление россиян: если раньше ведущим мотивом было сохранение своих сбережений, защита их от инфляции, то сейчас ярко проявляется мотив получения прибыли, преумножения средств. Но в то же время, негативный социальный опыт, приобретенный за последние годы (крах финансовых пирамид, громкие банкротства), сформировал понимание, что не существует простых и быстрых способов получить сверхвысокий доход («Мы сидим, а денежки идут»).

Основные причины невысокой активности массового инвестора на фондовом рынке

Мы не будем касаться такого очевидного фактора, как невысокая покупательная способность и отсутствие свободных средств у значительной части населения. В данном исследовании изучалась целевая аудитория, имеющая свободные сбережения и располагающая свободными средствами, но предпочитающая другие способы инвестирования.

Респондентам задавался вопрос: «По некоторым данным, сбережения граждан составляют значительные средства, но эти деньги не инвестируются в отечественную экономику. Что сегодня может побудить рядового гражданина вложить средства в акции российских предприятий и компаний?» и предлагалось выбрать не более трех вариантов ответа, которые в большей степени соответствуют представлениям отвечающего. Распределение ответов показано в таблице 6.

Таблица 6
Ответ на вопрос: «Что сегодня может побудить рядового гражданина вложить средства в акции российских предприятий и компаний?»

Распределение ответов позволяет наглядно обозначить факторы, влияющие на установки потенциального инвестора.

1. Сохраняется недоверие к государству.

Более трети — 34,7% — респондентов опасаются политической нестабильности. Эту позицию иллюстрирует цитата из групповой дискуссии:

«Семьдесят лет коммунисты грабили, потом десять лет грабежа полного всего, что осталось. Вот вы мне скажите, какой у нас строй, в какой России мы живем? — Ведь точно не скажете. Вот и ответ».

Почти половина опрошенных — 43% — испытывают недоверие к судебной системе и нуждаются в дополнительных законодательных гарантиях со стороны государства. Такая установка наглядно проявляется и в высказываниях участников фокус-групп: «Законодательная база у нас никакая. Иногда проще бывает выкинуть пакет акций, часть векселей, чем отстоять свои интересы в суде».

Только 30% респондентов согласны с тем, что сейчас у акционеров и вкладчиков появилась возможность защитить свои права (табл. 7).

Таблица 7
Ответ на вопрос: «Оцените, пожалуйста, в какой степени вы согласны или не согласны с высказыванием: «Сейчас у акционеров и вкладчиков появилась возможность защитить свои права»

2. По-прежнему высоки инфляционные ожидания.

Инфляционные ожидания — один из ключевых факторов, которые влияют на инвестиционное поведение. Прямой вопрос о том, какой будет, по вашему мнению, годовая инфляция, часто вызывает затруднение. Поэтому в социологических опросах используются различные методические приемы, побуждающие человека задуматься о каком-то сложном явлении не абстрактно, а в связи с собственными проблемами, возникающими в повседневной жизни. Для того чтобы измерить инфляционные ожидания, мы предложили ответить на вопрос о зарплате (табл. 8).

3. Низкая информированность и отсутствие опыта и традиций инвестирования средств в ценные бумаги.

Таблица 8
Ответ на вопрос: «Как вы считаете, насколько должна вырасти ваша зарплата в январе 2003 года по сравнению с январем 2002 года, чтобы компенсировать инфляцию?»

Низкая информированность в значительной степени обусловлена ограниченным опытом покупки ценных бумаг (см. рис. 5).

Экономические механизмы, лежащие в основе обращения ценных бумаг, оказываются слишком сложными для понимания большинства респондентов. Почти две трети (63,3%) опрошенных полагают, что для простейших операций с ценными бумагами им необходимы дополнительные знания (табл. 9).

Таблица 9
Ответ на вопрос: «Оцените, пожалуйста, в какой степени вы согласны или не согласны с высказыванием: «Покупка акций для такого человека, как я — слишком сложное занятие, у меня нет необходимых специальных знаний»

Однако незнание большинством людей сложных экономических реалий, связанных с денежным обращением, инфляционными процессами и т. п. не мешает им свободно пользоваться деньгами. Многочисленные обладатели акций в Европе, Северной Америке, Восточной Азии в большинстве своем также не обладают полнотой знаний о фондовом рынке. Однако они имеют многолетний практический опыт инвестирования, который перешел в некие социальные нормы, сформировал готовые модели и стереотипы поведения.

Попытки респондентов сформулировать свои представления о ценных бумагах показывают, что массовому инвестору не хватает не столько абстрактных знаний, сколько готовых алгоритмов и моделей поведения, которые могли бы служить некими ориентирами и примерами для подражания. Кроме того, огромное влияние на психологическую готовность к покупке оказывает не слабая информированность и недостаток знаний, а низкая субъективная компетенция — то есть низкая самооценка своих возможностей.