Библиотека управления

Новогодний опрос

ROMIR Monitoring

Оглавление


Начались новогодние праздники. Они объединяют сразу три события: Новый год, Рождество Христово и завершаются празднованием Старого Нового года. Конечно же, хочется сделать приятное своим родным и близким и преподнести им подарки на все эти праздники. Но зачастую приходится выбирать. Социологи ROMIR Monitoring поинтересовались у россиян, на какой из перечисленных праздников уместнее всего делать подарки (рис. 1).

Рисунок 1
Как Вы считаете, на какой из перечисленных праздников уместнее всего делать подарки?

88% россиян считают, что уместнее всего делать подарки на Новый год. 9% полагают, что преподносить подарки уместно на Рождество. И только лишь 1% россиян думают, что преподнести подарок уместнее всего на Старый Новый год. У очень многих россиян возникают затруднения с выбором подарков. Социологи предложили респондентам закончить предложение (рис. 2).

Рисунок 2
«Универсальный новогодний подарок для Вас это:»

Оказалось, что россияне — сладкоежки. Большинство (23%), считают, что сладости являются универсальным новогодним подарком. 15% отдают предпочтение любой безделушке, но подаренной с душой. 13% — парфюмерии, косметике. Книги также являются универсальным подарком на Новый год (10%). Практически такое же количество россиян (9%) полагают, что цветы — самый уместный подарок к Новому году. Новогодняя атрибутика и устное поздравление в оригинальной форме — на одном месте: по 7% россиян отдают свои голоса этим формам поздравления.

Новогодние праздники — это удар по любому кошельку. Социологи побеспокоились насчет новогодних материальных затрат россиян. На вопрос (рис. 3) «Какую сумму Вы собираетесь потратить на разные подарки на Рождество и Новый год?» наибольшей популярностью пользовался ответ от 101 до 500 рублей (30%). На втором месте — ответ от 501 до 1 000 рублей (21%). Ровно столько же затруднившихся ответить на этот вопрос. Третье место занял ответ более 1 000 рублей (17%). 100 рублей и меньше предполагают потратить на подарки 6% респондентов.

Рисунок 3

Несмотря на предпраздничную суету, у нас не всегда создается ощущение праздничного настроения. Следующий вопрос, который социологи ROMIR Monitoring задали россиянам в преддверии Нового года, был такой (рис. 4).

Рисунок 4
«Что или кто создает Вам предпраздничное новогоднее настроение?»

Оказалось, что наше окружение (родственники и друзья) создает праздничную атмосферу. Так полагают 42% россиян. 20% россиян полагают, что предпраздничное новогоднее настроение возникает в ходе приготовления к предстоящему застолью. Настроение 15% россиян зависит от местных властей. Если точнее выражаться, то новогоднее настроение возникает у россиян при виде красиво украшенных центральных улиц в городе, витрин магазинов и т. д. 13% россиян поднимают себе настроение просмотром телепередач. Именно предпраздничная телевизионная программа может создать ощущение праздника. Новогодние распродажи в магазинах улучшают настроение 4% респондентов.

Не всегда наши потребности совпадают с нашими возможностями. В ответ на вопрос (рис. 5): «Есть ли у Вас возможность встретить Новый год именно так, как Вам этого хотелось бы?» — мнения россиян разделились поровну.

Рисунок 5

48% ответили, что отметят Новый год именно так, как им этого хочется. 49% не могут себе позволить удовлетворить свои желания относительно встречи Нового года. 3% затруднились ответить на вопрос.

А где же будут россияне в Новогоднюю ночь? 52% предполагают отметить Новый год дома с семьей или в худшем случае в одиночестве. 14% также предполагают остаться дома, но пригласить к себе в гости друзей или родственников. 12%, наоборот, собрались поехать в гости к родственникам или друзьям. В канун Нового года 17% россиян еще не определились, где проведут эту ночь. 4% россиян назвали «другое». Видимо, среди них нет тех, кто поедет за границу, в дома отдыха, пойдет в клубы или рестораны (рис. 6).

Рисунок 6
Где Вы собираетесь встречать Новый 2003 год?

А теперь о Рождестве Христове. Ответы на вопрос о рождественском посте распределились следующим образом (рис. 7).

Рисунок 7
Соблюдаете ли Вы Рождественский пост?

Подавляющее большинство россиян (88%) не соблюдают Рождественский пост. Однако тех, кто все же соблюдает этот пост, оказалось не так уж и мало — 12%. Что интересно, на этот вопрос никто из опрашиваемых не затруднился ответить.

По этой теме был еще один вопрос (рис. 8).

Рисунок 8
Планируете ли Вы на Рождество Христово посетить церковное богослужение?

54% респондентов отрицательно ответили на этот вопрос. 27% планируют на Рождество посетить церковное богослужение. 18% россиян зависят от обстоятельств.

Рисунок 9

Всероссийский опрос проводился 19—23 декабря 2002 г.
Более 1 500 респондентов.

* * *

Материалы этого предпраздничного опроса дополним ответами на вопрос о ситуациях потребления водки, полученными в ходе исследования потребительского рынка водочной продукции, проведенного компанией Monitoring.ru в ноябре 2002 г. (Опрос проводился более чем в 89 городских и сельских населенных пунктах в 32 субъектах Российской Федерации, во всех федеральных округах страны. Результаты опроса представительны по федеральному округу, типу населенного пункта, полу, возрасту, образованию, социальному положению, доходам семьи и медиапредпочтениям. Объем выборочной совокупности — 1 526 респондентов. Метод опроса — личное интервью по месту жительства респондента. Объект исследования — население РФ старше 18 лет.)

Респондентам был задан вопрос: «Скажите, пожалуйста, в каких случаях Вы обычно употребляете водочную продукцию?» Можно было назвать несколько вариантов ответа, поэтому сумма может не соответствовать 100% (n = 711, доверительный интервал — ±3,7). Рассматривается мнение потребителей водочной продукции. Ответы на него распределились следующим образом (рис. 9, табл. 1).

Таблица 1

распределение в зависимости от федерального округа, %

распределение в зависимости от типа населенного пункта, %

распределение в зависимости от социально-демографических характеристик, %