Библиотека управления

Отношение омских потребителей к дополнительным услугам сервисных компьютерных центров

Н. Реброва (Центр Маркетинговых Исследований ОмГУ)

Оглавление


Ситуация на рынке

На компьютерном рынке сегодня наблюдается рост потребления, увеличился спрос на компьютеры среди населения. Именно поэтому стало выгодным создавать предприятия по продаже компьютеров и оргтехники, их обслуживанию и ремонту. В настоящее время число сервисных компьютерных центров в г. Омске достигает 400.

В основном, это предприятия мелкого и среднего бизнеса, которые имеют схожее товарное предложение. В связи с этим на рынке компьютеров и оргтехники существует достаточно жесткая конкуренция.

Как показывает практика, для борьбы за покупателя уже недостаточно применять такие меры, как расширение товарного ассортимента или снижение цен. Гораздо более эффективным является усовершенствование своего комплекса дополнительных услуг, предлагаемых вместе с основным товаром.

Данное маркетинговое исследование проводилось с целью определить, какие из дополнительных услуг при продаже компьютеров пользуются наибольшим спросом у потребителей. Рассмотреть характеристику всех компьютерных технологий практически невозможно, поэтому в данной работе исследуется только сфера домашних (бытовых) компьютеров.

В ходе исследования было опрошено 400 человек, выбранных методом случайного отбора. При этом из имеющегося списка фирм и магазинов, торгующими компьютерами и оргтехникой в городе Омске были случайным образом отобраны двадцать точек.

Опрос проводился в течение недели в выбранных фирмах поочередно. В каждом компьютерном центре было опрошено по двадцать человек.

Структура наиболее востребованных дополнительных услуг

При подведении итогов (рис. 1) выяснилось, что наиболее перспективными услугами являются доставка компьютера на дом даже при увеличении стоимости компьютера, скидки при предоплате и возможность модернизации со скидками. Менее всего пользуется спросом страхование компьютера и возможность пользоваться кредитными карточками.

Рисунок 1


Спрос на дополнительные услуги

Принтер имеют 68% владельцев компьютера. Распределение ответов респондентов на вопрос "Как Вы заменяете картридж?" показано на рисунке 2.

Рисунок 2
"Как Вы заменяете картридж?"

Консультационные услуги

В ходе исследования необходимо было определить, существует ли связь между сроком давности покупки и желанием потребителей пользоваться услугами фирмы при установке компьютера и программного обеспечения.

Результаты оказались следующие: отчетливо прослеживается тенденция увеличения спроса на услуги фирм при установке компьютера и программного обеспечения с течением времени (рис. 3). Если более пяти лет назад только 19,6% потребителей пользовались услугами фирмы для того, чтобы установить компьютер, то среди тех, кто купил компьютер менее одного года назад, таких покупателей уже 60,5%. При использовании услуг при установке программного обеспечения эти цифры составляют соответственно 20,1 и 57,3%.

Рисунок 3


Спрос потребителей на услуги фирм по установке компьютера и программного обеспечения

Социально-демографические признаки потребителей

Как показало проведенное исследование, потребители, предпочитающие приобретение компьютера в кредит по многим параметрам отличаются от тех, кто предпочитает скидки при предоплате.

Одним из таких параметров стал возраст потребителей. Если скидки при предоплате предпочитают люди в возрасте от 36 до 45 лет, то покупку в кредит – от 18 до 30 лет (рис. 4).

Рисунок 4


Что касается уровня дохода, то скидки при предоплате более привлекательными считают потребители с доходом от 15 000 до 20 000 р. в месяц, а покупку компьютера в кредит – от 5 000 до 7 000 р. (рис. 5).

Рисунок 5


Полученные данные также свидетельствуют о том, что скидки при предоплате предпочитают, в основном, служащие, а покупку компьютера в кредит – студенты (рис. 6).

Рисунок 6