Библиотека управления

Потребление пива в Алтайском крае

Алтайская ТПП Начальник отдела маркетинговых исследований:
Ольга Сергеевна Скворцова Вед. эксперт отд. маркетинговых исследований:
Снежана Анатольевна Нарожная

Оглавление


Сколько лет пиву? Ответа на этот вопрос не даст никто. Доподлинно известно, что напиток этот не намного моложе самого человечества. Прошли века — пиво по-прежнему сохраняет свою популярность, оставаясь одним из самых ходовых товаров.

Это подтверждают исследования, проведенные отделом маркетинговых исследований Алтайской торгово-промышленной палаты — 65% жителей Алтайского края покупают пиво.

Данное исследование было проведено в июле 2001 г.

Целью исследования явилось изучение потребительских предпочтений и объемов потребления пива на рынке Алтайского края, объект исследования — домохозяйства Алтайского края, предмет исследования — структура закупок и потребительских предпочтений пива.

В результате исследования предполагалось решить следующие задачи:

  1. Определить объемы потребления пива населением Алтайского края
  2. Выявить предпочтение емкости покупаемого пива.
  3. Предпочтение марок пива.
  4. Предпочтение в выборе производителей, как поделен рынок между производителями.
  5. Определить, какой вид пива предпочитают жители Алтайского края.
  6. Выявить предпочтение места совершения покупок пива.
  7. Определить социально-демографические характеристики потребителей и покупателей пива.

Метод сбора данных — опрос населения методом стандартизированного личного интервью по специально разработанному маршруту (на основе списков начальных точек, отобранных с учетом территориальной структуры населения Алтайского края) и анализ документов.

Структура выборки: в исследовании применялась районированная выборка с последующим квотированием, на основе демографических данных о половозрастной структуре Алтайского края. В исследовании принимали участие домохозяйства пяти городов (Барнаул, Бийск, Рубцовск, Новоалтайск, Заринск) и пяти сельских населенных пунктов Алтайского края. Объем выборки — 300 домохозяйств по Алтайскому краю. В среднем в одной семье проживает 2,9 человека. В одной семье опрашивался только один человек, подходящий по квоте. Квота была рассчитана в соответствии со статистическими данными о половозрастной структуре Алтайского края. Респондент опрашивался в квартире методом личного стандартизированного интервью.

Выдержки из отчета по результатам проведенного исследования и будут рассматриваться в этой статье.

По данным Алтайского краевого комитета государственной статистики объем производства пива в Алтайском крае в 2000 г. составил 8 002 тыс. дал. В 2001 г. этот показатель начинает расти — с января по июнь 2001 г. в Алтайском крае произведено уже 4 388 тыс. дал пива. При этом «пивной» рынок края активно осваивают производители из других регионов — только в период с января по июнь 2001 г. сюда ввезено 386,6 тыс. дал пива. Самые большие поставки пива в Алтайский край приходятся на Санкт-Петербург, доля которого в поставках составляет 50%, а также на Омскую область и республику Татарстан (рис. 1).

Рисунок 1
Ввоз пива в Алтайский край с января по июнь 2001 г.

На рынке пива Алтайского края представлены более двадцати крупных производителей пива и несколько мелких алтайских производителей. Бесспорным лидером является Барнаульский пивоваренный завод, которому принадлежит основная доля потребительских предпочтений (рис. 2).

Рисунок 2
Потребительские предпочтения пива различных производителей

Следующим по популярности, идет пиво «Балтика», г. Санкт-Петербург, оно занимает второе место и его доля на рынке Алтайского края составляет 7%. Популярностью пользуется также пиво Волчихинского пивоваренного завода, который уверенно занимает второе место среди местных производителей.

На рынке Алтайского края представлено очень большое количество марок пива. В данном исследовании потребителями были названы 22 марки пива. Остальные, представленные на рынке края марки и производители, имеют маленькую долю и представлены в разделе «другое» (рис. 3).

Рисунок 3
Предпочтения марок пива

Наибольшей популярностью у жителей края пользуются «Барнаульское» и «Ворсинское» пиво Барнаульского пивоваренного завода. Всего на рынке представлены семь марок этого производителя, самым популярным среди «Ворсинского» является «Ворсинское светлое», также выпускается «Ворсинское темное», и «Ворсинское полутемное». Помимо перечисленных БПЗ выпускает следующие марки пива: «Медея», «Жигулевское», «Привал», «Златогорье» и «Пантовое», все эти марки представлены в предпочтениях потребителей и занимают достаточно большую долю на рынке.

Среди ввозимого пива самую большую долю в потребительских предпочтениях жителей края занимает пиво «Балтика», производитель ОАО «Балтика», г. Санкт-Петербург. Самыми популярными сортами пива «Балтики» являются «Тройка» и «Девятка». Далее идут такие марки как «Красный Восток», производитель ОАО «Красный Восток», республика Татарстан; «Очаковское», производитель Московский пивобезалкогольный завод «Очаково»; «Старый мельник», производитель «Пивоварня Москва-Эфес»; «Золотая бочка», производитель «Калужская пивная компания». Потребители называли также Bavaria, «Толстяк», Tuborg, «Сокол», «Доктор Дизель». Вместе с тем следует отметить, что, несмотря на активную рекламу, ситуацию на рынке Алтайского края, ввозимые из-за пределов края марки пива, не определяют.

Среди людей, покупающих пиво, 52% мужчин и 48% женщин, однако мужчин, потребляющих пиво, гораздо больше: так, среди мужчин потребляли пиво в июле месяце 75%, а среди женщин только 55%.

Пиво можно смело назвать молодежным напитком, самыми активными покупателями этого напитка являются люди в возрасте от 18 до 24 лет. Среди этой возрастной группы пиво покупали 85%. Также часто пиво пьют люди в возрасте от 30 до 39 лет. Именно на эти возрастные группы приходится наибольший объем закупок пива.

Наблюдается зависимость потребления пива от возраста. С увеличением возраста респондентов потребление пива сокращается. Так, начиная с пятидесяти лет число употребляющих пиво сокращается до 48%, это почти на 40% меньше, чем потребление среди молодежных групп.

Больше всего любителей пива встречается среди потребителей с низкими и высокими доходами, из них — 85% людей с доходами до 800 рублей и 96% опрошенных с доходами свыше 2 000 рублей в месяц. Люди с низкими доходами предпочитают пиво как один из самых доступных напитков и покупают, как правило, в розлив. Люди с высокими доходами являются самыми активными потребителями пива и покупают различные сорта и марки пива (табл. 1).

Таблица 1
Потребление пива в зависимости от доходов

Самой предпочитаемой тарой для пива по-прежнему остается традиционная стеклянная поллитровая бутылка. Такую тару предпочитает половина покупателей пива в Алтайском крае (рис. 4).

Рисунок 4
Потребительские предпочтения пивной тары

Следующей идет 1,5-литровая ПЭТ-бутылка, очень удобная тара, которая появилась недавно, но уже прочно укоренилась в предпочтениях потребителей. Эти предпочтения закономерны, поскольку местные производители разливают пиво преимущественно в тару такой емкости.

Пиво в стеклянных бутылках предпочитают покупать женщины. Мужчины же, наоборот, чаще покупают пиво в более емкой ПЭТ таре. Стеклянные поллитровки предпочитают покупать также студенты. Баночное пиво в жестяных банках емкостью 0,33 л и 0,5 л предпочитают мужчины, в основном это молодежь до 35 лет.

Просматривается также зависимость между предпочтениями тары и доходами людей — чем выше доходы, тем больше предпочтения смещаются в сторону стеклянной тары и тары меньшего объема. Соответственно, чем ниже доходы, тем больше предпочтений ПЭТ-тары.

Как видно из рис. 5, жители Алтайского края предпочитают покупать бутилированное пиво в большей степени, чем разливное.

Примерно для 20% жителей края не имеет значение покупать разливное пиво или бутилированное. И 15% опрошенных людей отметили, что покупают пиво преимущественно в розлив.

Рисунок 5
«Какое пиво вы предпочитаете покупать?»

Бутилированное пиво покупают в большей степени женщины, чем мужчины. Средний возраст любителей пива в розлив составляет от 40 до 49 лет, бутилированное пиво предпочитает молодежь в возрасте от 18 до 24 лет.

Чем выше доходы людей, тем больше их предпочтения склоняются в сторону бутилированного пива. Однако есть определенная группа людей, чьи предпочтения не зависят от доходов. А также группа людей, которая не обращает внимания — бутилированное это пиво или разливное, но предпочитает какого-то определенного производителя.

Большинство жителей края предпочитает пить пастеризованное пиво, их доля среди покупателей пива составляет 30%. Для 25% не имеет значения — пастеризованное пиво или нет. Для 10% важно, чтобы пиво было непастеризованным.

Жители Алтайского края предпочитают покупать пиво в магазинах рядом с домом (рис. 6). Предпочтения фирменным магазинам, специализирующихся на продажах пива отдают 7% в целом по Алтайскому краю. 5% жителей края предпочитают покупать пиво рядом с местом работы. 25% любителей пива не придают значения месту покупки.

Рисунок 6
Предпочтения мест покупок пива

В заключение хотелось бы отметить, что некоторые сорта пива Барнаульского пивоваренного завода, отвечая требованиям потребителей к цене и качеству, способны потеснить многих крупных отечественных производителей пива на российском рынке.