Библиотека управления

Трудно ли работать на рынках Китая?

В. Первушин Генеральный директор ЗАО ТЕХНОКОНСАЛТ

Оглавление


Когда мне приходится рассказывать об опыте работы компании ТЕХНОКОНСАЛТ на китайском рынке, неоднократно слышу утверждение: в Китае работать трудно. Значит, есть рынки, на которых работать легко? Самое интересное, что подобные утверждения доводилось слышать и о южнокорейском, европейском, американском рынках. Но ведь мы успешно работаем и на этих рынках — только с компанией «Самсунг» реализовано несколько десятков контрактов!

Совершенно очевидно, что каждый рынок имеет свои особенности и для успешной работы необходимо, как минимум, эти особенности знать и учитывать, а как максимум, формировать благоприятные условия для бизнеса.

Именно эти соображения легли в основу нашего сотрудничества с китайскими компаниями. Оно началось, когда в городе Яньтай провинции Шаньдун, в рамках межправительственного соглашения была создана первая Китайско-Российская база промышленного освоения новых и высоких технологий. С российской стороны общий патронаж осуществляет Министерство промышленности, науки и технологий РФ.

База расположена на берегу Желтого моря. Здесь красивая природа, горы покрыты зеленью, вода в море кристально чистая, климат мягкий. В то же время имеются очень хорошие условия для развития промышленности: достаточно воды и электроэнергии, железнодорожный вокзал и морской порт находятся в 10 км, а первоклассный аэропорт — в 6 км.

Главная цель образования базы — обеспечение широкого сотрудничества с партнерами из России и СНГ в области науки и техники, совместная коммерциализация инновационной продукции и ее продвижение на рынки Китая, АТЭС, России и СНГ, создание совместных российско-китайских предприятий для реализации конкретных инновационных проектов в промышленной зоне Яньтай.

Осуществление совместных с китайской стороной проектов позволило бы российским предприятиям реализовать свой научно-технический потенциал и получить реальную отдачу от средств, ранее вложенных в создание наукоемкой продукции; использовать опыт Китая в области коммерциализации наукоемкой продукции, а также его ресурсы для промышленного внедрения своих разработок; воспользоваться льготами, предусмотренными в промышленной Зоне Яньтай для поощрения совместных российско-китайских проектов и освоить товарный рынок Китая.

Министерством промышленности, науки и технологий РФ было поручено компании ТЕХНОКОНСАЛТ начать работу по организации деятельности Яньтайской базы. Были выделены основные приоритетные направления: взаимный поиск партнеров в России и Китае; организация визитов китайских делегаций в Россию; организация и проведение выставок; совместное продвижение разработок на рынки Китая и России; организация российско-китайского научно-технического сотрудничества, представление интересов российской стороны при рассмотрении спорных вопросов и конфликтных ситуаций, которые могут возникнуть при реализации совместных проектов.

Особое внимание уделялось разработке механизма, позволяющего эффективно решать поставленные задачи. Был налажен процесс оказания посреднических и консалтинговых услуг, включая консультирование российских участников проектов по вопросам налогообложения, таможенных пошлин и сборов, защиты прав интеллектуальной собственности, по применению и интерпретации российского и китайского законодательств. Был обеспечен регулярный обмен информацией по вопросам государственной политики в области международного инновационного сотрудничества.

Главной задачей стал поиск партнеров для реализации совместных проектов, который осуществлялся в виде двух встречных потоков: с одной стороны, это предложения российских разработчиков, поступающие в ТЕХНОКОНСАЛТ, с другой — запросы китайских предприятий, поступающие в Администрацию Зоны. При этом ТЕХНОКОНСАЛТ отбирает технологии с учетом приоритетов развития Базы, уровня разработок и их конкурентных преимуществ. Китайская сторона при подготовке запросов исходит из интересов развития Базы, рыночных перспектив и возможностей местных предприятий.

При возникновении взаимного интереса в реализации проектов ТЕХНОКОНСАЛТ обеспечивает детальное изучение технологии китайскими партнерами, демонстрацию ее возможностей, представление сведений, необходимых для разработки бизнес-плана проекта, а также проводит предварительные переговоры об условиях сотрудничества. Администрация Зоны Яньтай способствует проведению оценки потенциальных рынков технологий и возможностей местных предприятий, а также подготовке бизнес-предложений для российских предприятий. Таким образом, работает механизм поиска российских и китайских партнеров и помощи в организации и развитии сотрудничества между ними на всех этапах становления их совместного бизнеса.

Итогом этой работы явилось создание в кратчайшие сроки системы продвижения российских технологий, получившей диплом на состоявшемся недавно II Международном салоне инноваций и инвестиций. В рамках этой системы создана двусторонняя информационная сеть, по которой распространяются запросы китайских предприятий и поступают встречные предложения российских разработчиков. В информационную сеть в настоящее время входят более 50 различных инновационных структур, владеющих информацией о передовых отечественных разработках и выпускаемой российскими предприятиями продукции. Сейчас она имеет своих корреспондентов в 23 городах России, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, а также в крупных российских научно-промышленных центрах: Нижний Новгород, Ярославль, Курск, Тула, Краснодар, Самара, Воронеж, Ижевск, Казань, Екатеринбург, Новосибирск, Омск, Томск, Красноярск и др.

Для обеспечения правовой и информационной поддержки разработаны необходимые методические рекомендации и пособия.

Разработка типовых форм юридических документов проводилась на основе опыта создания совместных российско-китайских предприятий по производству кристаллов и порошковых огнетушителей, созданных с участием ЗАО ТЕХНОКОНСАЛТ.

Все документы, подготовленные для СП, прошли проверку российских и китайских юристов, отвечают интересам российских предприятий и, по заключению специалистов, обеспечивают защиту принадлежащей им интеллектуальной собственности. Этими документами предусмотрено равноправное участие российской стороны в управлении совместным предприятием и распределении прибыли, гарантии сторон против недобросовестного партнерства, защита российской интеллектуальной собственности и распоряжение имуществом в случае прекращения деятельности СП.

Всего за время работы в данном проекте с нашей стороны было предложено китайским партнерам более 400 российских технологий. По встречным запросам найдено более 70 российских технологий, заинтересовавших китайских партнеров. Часть из них уже находится в стадии предконтрактных переговоров. Вот только некоторые из них: технологии изготовления лекарственных препаратов «Пиявит», «Лизоамидаза», стероидов, технология производства полупроводниковых приборов, приводы нового типа и т. д.

Партнеры объединяются своими сильными сторонами. Российские разработчики предоставляют технологии и высокий научный уровень своих специалистов. Китайская сторона — способность быстро организовывать эффективное производство и умение работать на рынке. ТЕХНОКОНСАЛТ — поддержку и защиту интересов российской стороны.

Наш опыт сотрудничества с Китаем говорит о том, что даже на рынках, которые по ряду причин считаются сложными, можно, при правильном подходе, обеспечить взаимовыгодное сотрудничество российских компаний с иностранными партнерами. Именно поэтому все чаще к нам обращаются за помощью не только разработчики технологий или относительно небольшие компании, но и крупные предприятия, нуждающиеся в поддержке и защите своего бизнеса на территории Китая. На очереди — другие государства. Полученный нами опыт организации совместных российско-китайских проектов в области высоких технологий показывает перспективность такого сотрудничества.

ЧТО НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ ПРИ ПРОДВИЖЕНИИ ТЕХНОЛОГИЙ, ТОВАРОВ И УСЛУГ НА РЫНОК КИТАЯ

Формы продвижения технологий, товаров и услуг

Основными формами и структурами продвижения технологий, товаров и услуг в Китае являются:

  • представительство Российской (иностранной) компании в Китае;
  • совместные предприятия (СП) двух типов:
    • долевые (паевые) совместные предприятия (ДСП);
    • кооперативные совместные предприятия (КСП), которые иногда также называются «контрактные совместные предприятия»;
  • предприятия, полностью принадлежащие иностранцам (ППИ);
  • передача технологий;
  • компенсационная торговля;
  • производство и сборка.

Последние три формы требуют лишь передачи Китаю технологий или капиталов или того и другого и не влекут за собой создания отдельных новых структур в рамках действующего законодательства страны.

Наиболее популярной формой иностранных инвестиций в Китае традиционно являются совместные предприятия (СП).

С чего начать?

При рассмотрении вопроса о продвижении технологий, товаров и услуг в Китае и выбора формы инвестиций российская фирма, как и любая иностранная, должна, прежде всего, изучить следующие вопросы:

  1. Льготы. Подходы центральных и местных властей в отношении налогов, пользования землей и таможенных льгот для иностранных партнеров или вкладчиков. Хотя многие стимулы и льготы действуют, однако в разных регионах местные правила являются более жесткими или более мягкими, чем общегосударственные.
  2. Близость к источникам энергоснабжения.
  3. Отношение местных чиновников. Ряд городов и провинций более активно, чем другие, поддерживают привлечение иностранных инвестиций. Необходимо быть уверенным, что предлагаемый проект получит полную поддержку местных властей.
  4. Рынок сбыта. Если вся произведенная продукция должна экспортироваться, предприятие должно быть расположено вблизи надежных транспортных путей (воздушных, морских или железнодорожных). Если предприятию разрешено продавать значительную часть продукции в Китае, желательно, чтобы оно находилось недалеко от районов сбыта.
  5. Поставки сырья. Перевозки внутри Китая все еще затруднены. Тем, кто будет ориентироваться на местное сырье, необходимо стремиться быть ближе к его источникам. Если требуется импорт, тогда желательно располагать фирму в крупном портовом городе.
  6. Рабочая сила. Многие проекты требуют привлечения квалифицированной, технически подготовленной рабочей силы. Легче всего ее найти в больших промышленных центрах, где имеются необходимые учебные заведения, дающие соответствующее образование. К реализации проекта часто необходимо подключать иностранных специалистов. Поэтому желательно учесть наличие для них необходимых жилищных условий.
  7. Китайский партнер. При создании СП желательно сотрудничать с местной российско-китайской структурой, а при ее отсутствии с китайскими фирмами, которые уже действуют в том же промышленном, коммерческом или ином секторе экономики. Российско-китайская структура или китайский партнер располагают связями, необходимыми для внедрения технологии, поставки сырья и сбыта готовой продукции.
  8. Географическое расположение. Некоторые производства могут потребовать особых географических или климатических условий. Это особенно касается сельского хозяйства и туризма.

Законы и инструкции, которые необходимо знать российскому партнеру

Тем, кто намерен вложить капитал в создание совместных предприятий (СП) в Китае, надо ознакомиться с «Законом о налогах на доходы совместных предприятий в КНР», а также с инструкциями, касающимися иностранных инвестиций и передачи технологий в создаваемые в Китае СП.

Иностранным предпринимателям необходимо также ознакомиться с законами о патентах, торговых марках и, при желании, создать в Китае собственное предприятие в соответствии с недавно принятым «Законом о предприятиях, полностью принадлежащих иностранцам». Ожидается, что в ближайшем будущем в КНР будут приняты новые законы, касающиеся деятельности СП и передачи технологий.

Тем иностранцам, которые планируют создать в Китае долевое СП с помощью передачи технологических лицензий, необходимо познакомиться с «Законом о контрактах на передачу технологий», который введен в действие в ноябре 1987 г. Положения этого Закона определяют права и обязанности сторон, заключивших контракт по передаче и развитию технологий, технологическим услугам и консультациям. Надо иметь в виду, что этот Закон касается не всех иностранных юридических и частных лиц, занимающихся коммерческой деятельностью в Китае, а только тех, которые создают СП в качестве стороны, предоставляющей технологическую лицензию или передающей технологию в качестве паевого взноса.

Иностранным владельцам лицензий необходимо также знать «Инструкцию по технологиям» свободной экономической зоны (СЭЗ) Шэньчжэнь. Она была разработана и введена в действие раньше упоминавшихся выше регламентирующих документов о передаче технологий и в определенной степени отличается от них.

Одно из наиболее важных положений этой Инструкции гласит: если иностранный партнер передает китайскому партнеру технологию в качестве своего паевого взноса в совместное предприятие, ее стоимость не должна превышать 20% общей суммы уставного капитала СП. Дополнительно к этому иностранный партнер должен внести в фонд СП такую же сумму наличными или в виде материалов. Несмотря на ограниченность масштабов СЭЗ Шэньчжэнь, эту инструкцию надо знать, так как власти КНР часто используют ее при разработке новых актов, касающихся других регионов страны.

Основные китайские организации, с которыми приходится иметь дело

В Китае иностранному предпринимателю чаще всего приходится иметь дело с тремя основными организациями: Министерством внешней торговли и экономических связей КНР (МВТЭС), Китайским комитетом содействия развитию международной торговли (KCРMT) и Государственным комитетом по промышленности и торговле (ГКПТ).

Возможно, что в связи с созданием Государственной комиссии по экономике и торговле, которой предоставлены широкие права по управлению развитием экономики, торговли и иностранных инвестиций в Китае, упомянутые три органа и их функции будут подвергнуты радикальной перестройке.

Министерство внешней торговли и экономического сотрудничества КНР

МВТЭС является центральным органом, руководящим внешней торговлей и инвестиционной политикой государства. Любое китайское предприятие, либо фирма, желающие вести бизнес с иностранными компаниями, должны получить от министерства соответствующую лицензию.

Аналогичным образом все иностранные фирмы, желающие открыть в Китае постоянное представительство или СП, должны получить разрешение МВТЭС.

Важным моментом для иностранного вкладчика является то, что министерство утверждает определенные контракты. Все прибрежные провинции и расположенные там города, обладающие правом независимого планирования своей хозяйственной деятельности, могут самостоятельно утверждать контракты стоимостью до 30 млн долларов США. Для контрактов, превышающих эту сумму, необходимо получить разрешение МВТЭС.

В министерстве имеется пользующийся высокой репутацией НИИ внешней торговли, который обеспечивает высшее руководство страны необходимой информацией. В настоящее время его услугами могут также пользоваться иностранные предприниматели.

Китайский комитет содействия развитию международной торговли

На начальной стадии KCРMT может быть использован для поиска потенциальных партнеров, получения необходимой информации и выхода на нужные государственные и местные структуры. Он публикует разного рода материалы по вопросам торговли; организует семинары, выставки и делегации, как в самом Китае, так и за его пределами; распространяет брошюры и образцы товаров среди возможных потребителей; организует продолжение контактов.

Совет поддерживает тесные связи с МВТЭС, однако является негосударственной организацией. По этой причине он может, в случае необходимости, занимать объективную позицию в спорных вопросах, например через свои две арбитражные комиссии.

КСРМТ также является организацией, куда направляются заявки на регистрацию иностранных торговых знаков и патентов. Он же следит за выполнением условий договоров и соглашений по ним.

Государственный комитет по промышленности и торговле

После получения официального согласия на реализацию проекта иностранный бизнесмен в течение ограниченного времени должен пройти полную регистрацию предприятия, которая осуществляется в ГКПТ. В настоящее время Китай публикует полный список местных и иностранных фирм, зарегистрированных в ГКПТ.