Библиотека управления

Маркетинговый анализ молодежного рынка труда и образования

Шевченко Д.А. Директор Центра маркетинга и информационного менеджмента, кандидат философских наук, доцент
Тел.: (095) 250 6472
e-mail: omr@rsuh.ru

Оглавление


По данным ведущих кадровых агентств, в 2001 г. деловая активность в сфере предпринимательства на отечественном рынке труда достигла максимальных показателей.

Этому способствуют следующие основные факторы, повлиявшие на рыночную ситуацию в сфере занятости:

  1. Зафиксированный рост общего промышленного производства, начавшийся с конца 2000 г. Более стабильная в целом экономическая ситуация в стране.
  2. Интенсивное развитие отраслей, связанных со сферой услуг: пищевая, текстильная, мебельная, обувная, страхование, медицина и фармацевтика, образование.
  3. Расширение и интенсивное внедрение в бизнес-практику новых рыночных технологий управления, возникновение рыночных инфраструктурных сетей в сфере торговли и сбыта (вертикальные, горизонтальные сети сбыта).
  4. Увеличение объема использования рыночных инструментов и технологий ведения коммерческой деятельности, вызванное существующей конкуренцией, а именно: использование маркетинга, рекламы, логистики, бизнес-планирования, управления финансами, систем контроля качества.

Эти и другие факторы характеризуют совершенно новые явления в социальной и экономической сфере жизни общества. Эти изменения требуют своего осмысления, поиска новых механизмов рыночной адаптации, в первую очередь это касается молодых специалистов.

В проекте федеральной целевой программы «Содействие занятости населения Российской Федерации на 2000—2005 гг.», подготовленной Минтрудом России обращается внимание на недостаточное использование маркетингового подхода в анализе ситуации на рынке труда.

В конце 2001 г. по заданию Департамента федеральной государственной службы занятости населения по г. Москве было проведено маркетинговое исследование состояния и перспектив развития молодежного рынка труда г. Москвы. Исследование проводилось силами Научно-аналитического центра социальных проблем муниципального управления Академии труда и социальных отношений и Центра маркетинга и информационного менеджмента Российского государственного гуманитарного университета.

По существу рынок образовательных услуг плохо коррелирует с реальным сектором экономики. Это объясняется отсутствием возможностей эффективного прогнозирования изменения структуры рабочих мест в ряде отраслей экономики по причине недостаточных, а в ряде мест и полностью отсутствующих баз данных, отражающих спрос и предложение на рынке труда.

Конкуренцию на рынке труда в настоящее время следует рассматривать не между предложением со стороны молодых специалистов и спросом работодателей, а между качествами, способностями в профессиональной работе самих специалистов. Исследования, проводимые кадровыми агентствами, фиксируют увеличение спроса на квалифицированный персонал в среднем на 25—40% в 2001 г. по сравнению с прошлым годом, а в отдельных отраслях, например в промышленности, спрос по некоторым вакантным позициям вырос в 2 раза. И здесь решающую роль играет образование. Тем не менее среди молодых специалистов около 30% безработных. Чем же можно объяснить подобное противоречие?

Исследование показывает несоответствие профессиональных и квалификационных параметров молодых специалистов требованиям работодателей. Заказчиками у высшей профессиональной школы выступают в подавляющем большинстве население, родители, которые скорее психологически понимают ситуацию на рынке труда. Вузы же не готовы, даже теоретически, рассматривать и подходить к подготовке специалистов с точки зрения товарных категорий. Правда, сейчас активно обсуждаются и ведутся работы по разработке стандартов профессий. Несомненно, что в дальнейшем потребуется пересмотр образовательных стандартов.

Рынок нуждается в квалификационных компетенциях, не зависящих от конкретного процесса труда. Все большее значение приобретает требование «умение обучаться», которое повышает возможности трудоустройства, облегчает вертикальную и горизонтальную мобильность работников на рынке труда. В условиях рынка от работника требуется наличие базовых компетенций, позволяющих ему перемещаться с одного рабочего места на другое.

Сегодняшняя ситуация требует формирования эффективной системы адаптации и поддержки занятости (трудоустройства) молодых специалистов на современном рынке труда.

Стремительно формирующийся новый рынок труда требует новых организационно-экономических, технологических, культурно-образовательных форм и способов эффективного использования накопленного отечественного духовно-нравственного и производственного потенциала. Вместе с тем современная экономика формирует новые предложения на рынке рабочих мест на профессии, по которым ранее не велась образовательная подготовка. Ниже приводится таблица (табл. 1), отражающая потребности новой экономики.

Таблица 1 Перечень востребованных специальностей по перспективным направлениям развития экономики


Таблица показывает рост числа рыночных специальностей по сравнению с традиционными. Наиболее востребованными на рынке труда в настоящее время являются специалисты в области маркетинга (увеличение спроса по сравнению с 2000 г. на 20—30%), топ-менеджеры (35—40%), руководители проектов (15—25%), логисты (20—25%), специалисты IT-технологий для Hi-Tech компаний и промышленности (35—45%).

Отличительной чертой 2001 г. специалисты считают возникновение существенного спроса на инженерно-технический персонал в области промышленного производства. Это: инженеры, технологи, директора производства, специалисты по контролю качества продукции, в первую очередь для пищевой, химической, мебельной, обувной, фармацевтической промышленности.

Специалисты по этим направлениям работы востребованы на рынке рабочей силы. Проблема здесь скорее в возможностях высшей школы обеспечить качественную подготовку по этим специальностям. Это, в свою очередь требует эффективной системы «обратной связи» в системе «спроса и предложения».

Требования работодателей к молодым специалистам

Каждый пятый молодой москвич обеспокоен проблемой трудоустройства. Ежегодно московский рынок труда впитывает в себя до 50 тысяч выпускников высших учебных заведений.

Работодатели не имеют материальных и организационных возможностей активно развивать внутрифирменную профессиональную подготовку специалистов. Отсутствует также практика инвестирования высшей школы со стороны реального сектора экономики. В то же время требования к выпускникам по различным группам специальностей становятся все более жесткими. Ниже приводится таблица (табл. 2) требований работодателей к кандидату, составленная на февраль 2000 г. по базам данных департамента федеральной государственной службы занятости, кадровых агентств и данных Интернет-исследования электронной версии газеты «Работа для Вас» (www.rdw.ru).

Таблица 2 Требования столичного работодателя к кандидату

Эти данные подтверждаются проведенным Центром маркетинга и информационного менеджмента РГГУ исследованием основных периодических изданий по трудоустройству и образованию. В качестве основных источников для контент-анализа были взяты 8 наиболее популярных в России газет и журналов («Работа и зарплата», «Работа для Вас», «Элитный персонал», «Работа сегодня», «Куда пойти учиться», «Из рук в руки»). Анализ показывает доминирующий рост спроса на профессии, связанные с развитием сферы обращения: менеджеры, маркетологи, специалисты в области рекламы, финансовые аналитики, системные администраторы, специалисты в области компьютерных технологий и т. п. Подавляющее число объявлений о наборе сотрудников включает в качестве основных требований:

  • наличие высшего образования — 90% от общего числа,
  • знания ПК на уровне не ниже уверенного пользователя — 95%,
  • знания как минимум одного иностранного языка — 50%,
  • наличие работы по специальности (в среднем от двух лет) — 50%.

Обращает на себя внимание, что подавляющая часть объявлений «Ищу работу» идет со стороны женщин. Однако спрос работодателей в основном адресован мужчинам.

Рассматривая требования рынка труда к молодым специалистам и предложения со стороны образования, можно сказать, что образование в вузах отстает от требований работодателей. Немногие из государственных вузов (а в них готовят более 90% всех специалистов) готовят специалистов в области маркетинга, PR, финансов, менеджмента и других, в том числе отраслевых специалистов. Как правило, это образование платное, и конкурс достаточно высок. Что касается коммерческих вузов, их репутация пока невысока.

Среди актуальных проблем, стоящих перед вузовским образованием, выделяется проблема подготовки молодых специалистов, способных самостоятельно ориентироваться и добиваться жизненного успеха в новых рыночных условиях. Эту задачу предстоит решить в ближайшее время высшему образованию.